Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дисциплины профиля Биоинженерия и биотехнология




Основы физико-химической биологии

Спецглавы физико-математических дисциплин

Биоинформатика

Биоинженерия

Основы биотехнологии

Дисциплины профиля Биология клетки

Молекулярная биология эукариотной клетки

Особенности прокариотных клеток

Методы физико-химической и молекулярной биологии, цитологии

Принципы регуляции клеточного метаболизма

Энергетика животных и растительных клеток

Дисциплины профиля Охотоведение

Биология и систематика зверей, морских млекопитающих и птиц

Методы воспроизводства промысловых животных

Экономика, организация и управление охотничьим хозяйством

Типология охотничьих угодий с основами лесного хозяйства

Товароведение продукции охотничьего хозяйства с основами стандартизации и сертификации

Дисциплины профиля Кинология

Биология зверей

Зоогигиена с основами ветеринарии

Физиологические основы поведения и дрессировки собак

Методика и техника дрессировки собак

Специальная подготовка

 

Приложение 2

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины Экология и рациональное природопользования

Рекомендуется для направления подготовки

020400 «Биология»

 

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

I. Цели и задачи дисциплины.

Дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин.

1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры; ознакомление с экологическими принципами природопользования.

2. Задачи курса:

2.1 Изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека;

2.2. Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления.

II. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл Б.3, базовая часть. Перед изучением курса студент должен освоить следующие дисциплины: «Науки о биологическом многообразии», «Науки о Земле», «Общая биология». У студента должна быть сформирована общекультурная компетенция: «использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования» (ОК-6).

III. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать экологическую грамотность и готовность следовать правилам экологической культуры в жизненных ситуациях.

Формируются компетенции: ОК-1, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-21.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь представление:

О происхождении и строении Земли, геосферах, физических полях Земли; роли живого в эволюции Земли;

Об основных свойствах живых систем, их самовоспроизведении, гомеостазе и адаптации;

Знать:

· Экологические группы организмов и их роли в процессах трансформации энергии в биосфере;

· Закономерности взаимодействий организмов со средой обитания;

· Основы экологии популяций и сообществ, механизмы поддержания их гомеостаза; типы биологических отношений;

Иметь представление о структуре, динамике, условиях устойчивости экосистем и биосферы;

Знать:

· Основные типы экосистем;

· Основы учения В.И. Вернадского о биогеохимической роли живого вещества, роли человека в эволюции биосферы;

· Основные законы и концепции экологии;

· Экологические основы рационального природопользования;

· Системы природопользования.

Иметь представление о биологических и социальных свойствах человека, базовых потребностях, влиянии экологических факторов на здоровье, лимитирующих факторах и прогнозах развития человечества;

Иметь представление о критериях и причинах кризисных экологических ситуаций и путях их преодоления;

Иметь навыки оценки экологических последствий деятельности человека (в том числе в профессиональной области).

Иметь представление об экологических принципах охраны природы и правилах экологической культуры в бытовых, производственных социальных ситуациях.

IV. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе: - - - - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ)          
Семинары (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе: - - - - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Реферат   +      
Другие виды самостоятельной работы          
           
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)     +    
Общая трудоемкость 108 час 3 зач. ед.          
         

V. Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Предмет, методы и задачи экологии.

Экология и ее место в системе наук.

Живые системы

Живые системы. Определение понятия «Жизнь». Геофизические условия существования жизни. Основные свойства и функции живых систем. Уровни организации живого. Клетки как трансформаторы энергии. Клетки и организмы как трансформаторы энергии. Экологические группы организмов. Биологическое многообразие – ведущий фактор организации биосферы.

Общая экология

Аутэкология (взаимоотношения организма и среды). Основные требования организма к среде обитания. Экологический оптимум. Экологическая валентность. Лимитирующий фактор. Закономерности адаптации организмов к среде обитания. Стресс как экологический фактор. Воспроизведение и онтогенез организмов. Критические фазы онтогенеза. Энергетика и рост организма.

Экология популяций. Статические и динамические характеристики популяций. Экологическая ниша и правило конкурентного исключения. Основные стратегии выживания популяций в природе. Биотический потенциал и механизмы поддержания численности и пространственной структуры популяций.

Экология сообществ (биоценозов). Типы биологических отношений в сообществах. Трофические цепи и сети. Условия устойчивости биоценозов. Сукцессионные ряды (развитие биоценозов).

Экосистемы. Блок-схемы экосистем. Взаимодействия живого и неживого вещества в экосистемах. Понятие о круговороте биогенных веществ. Трансформация энергии в экосистемах. Экологические пирамиды. Устойчивость экосистем (гомеостаз и признаки его нарушения). Моделирование экосистем.

Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Понятие «живое вещество». Свойства и функции живого в биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера. Современные среды жизни – водная, почвенная, наземная, воздушная, их происхождение и биотическая регуляция. Условия устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы.

Итоги: основные законы экологии (повторение).

Экология человека.

Экология человека. Человек как биологический вид. Экотипы. Гомеостатическая регуляция. Высшая нервная деятельность. Онтогенез и его критические периоды. Среда обитания человека.

Экологические факторы и здоровье человека. Базовые потребности человека. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на человека. Жизнь в экстремальных условиях. Агро- и урбоэкосистемы и условия существования в них.

Экология человечества. Демографические показатели и показатели здоровья. Лимитирующие факторы в развитии человечества. Качество жизни и экологическая безопасность.

Глобальные экологические проблемы и модели развития человечества. Экологический кризис. Понятие о кризисах и катастрофах.

Нелинейная динамика биосферных процессов. Синергетические модели.

Экологическое равновесие. Экологическая емкость территорий и устойчивость экосистем.

Основы рационального природопользования.

Биосфера как экологическая среды жизни и хозяйственной деятельности человека. Социально-экономические функции природных систем и их оценка.

Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на природу. Виды воздействий. Техногенные нагрузки на природу и их оценка.

Изменение природных систем под воздействием человека.

Последствия антропогенных изменений природы. Эколого-географические принципы рационального природопользования (охрана природы в процессе ее использования, соразмерность изъятия ресурсов природно-ресурсному потенциалу). Понятие о регламентации природопользования.

Глобальные экологические проблемы.

Виды антропогенных воздействий на экосистемы и методы их оценки. Системы экологического мониторинга. Биомониторинг. Экологическая экспертиза территорий и проектов. Методы ОВОС.

Основные типы природных ресурсов, их современное состояние и принципы охраны и рационального использования.

Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человечества.

Биотехнология и современные методы охраны природы.

Концепция экоразвития («устойчивого» развития). Принципы экономики, не разрушающей природу. Международное сотрудничества и основные соглашения в области охраны природы.

Состояние природной среды и здоровье населения в России. Российское законодательство в области охраны природы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...