Дисциплины профиля Биоинженерия и биотехнология
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Основы физико-химической биологии Спецглавы физико-математических дисциплин Биоинформатика Биоинженерия Основы биотехнологии Дисциплины профиля Биология клетки Молекулярная биология эукариотной клетки Особенности прокариотных клеток Методы физико-химической и молекулярной биологии, цитологии Принципы регуляции клеточного метаболизма Энергетика животных и растительных клеток Дисциплины профиля Охотоведение Биология и систематика зверей, морских млекопитающих и птиц Методы воспроизводства промысловых животных Экономика, организация и управление охотничьим хозяйством Типология охотничьих угодий с основами лесного хозяйства Товароведение продукции охотничьего хозяйства с основами стандартизации и сертификации Дисциплины профиля Кинология Биология зверей Зоогигиена с основами ветеринарии Физиологические основы поведения и дрессировки собак Методика и техника дрессировки собак Специальная подготовка
Приложение 2 ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины Экология и рациональное природопользования Рекомендуется для направления подготовки 020400 «Биология»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр I. Цели и задачи дисциплины. Дисциплина относится к циклу общих профессиональных дисциплин. 1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с концептуальными основами экологии как современной комплексной фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; формирование экологического мировоззрения на основе знания особенностей сложных живых систем; воспитание навыков экологической культуры; ознакомление с экологическими принципами природопользования.
2. Задачи курса: 2.1 Изучение основных законов и концепций экологии, основных свойств живых систем, средообразующей функции живого, структуры и эволюции биосферы и роли в ней человека; 2.2. Формирование представлений о принципах функционирования и пределах устойчивости экосистем и биосферы, о взаимодействии человека с природной средой, о причинах экологических кризисных ситуаций и о возможностях их преодоления. II. Место дисциплины в структуре ООП: Цикл Б.3, базовая часть. Перед изучением курса студент должен освоить следующие дисциплины: «Науки о биологическом многообразии», «Науки о Земле», «Общая биология». У студента должна быть сформирована общекультурная компетенция: «использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования» (ОК-6). III. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения курса у студента должна быть сформирована универсальная компетенция: способность демонстрировать экологическую грамотность и готовность следовать правилам экологической культуры в жизненных ситуациях. Формируются компетенции: ОК-1, ПК-9, ПК-12, ПК-15, ПК-21. В результате изучения дисциплины студент должен: Иметь представление: О происхождении и строении Земли, геосферах, физических полях Земли; роли живого в эволюции Земли; Об основных свойствах живых систем, их самовоспроизведении, гомеостазе и адаптации; Знать: · Экологические группы организмов и их роли в процессах трансформации энергии в биосфере; · Закономерности взаимодействий организмов со средой обитания; · Основы экологии популяций и сообществ, механизмы поддержания их гомеостаза; типы биологических отношений;
Иметь представление о структуре, динамике, условиях устойчивости экосистем и биосферы; Знать: · Основные типы экосистем; · Основы учения В.И. Вернадского о биогеохимической роли живого вещества, роли человека в эволюции биосферы; · Основные законы и концепции экологии; · Экологические основы рационального природопользования; · Системы природопользования. Иметь представление о биологических и социальных свойствах человека, базовых потребностях, влиянии экологических факторов на здоровье, лимитирующих факторах и прогнозах развития человечества; Иметь представление о критериях и причинах кризисных экологических ситуаций и путях их преодоления; Иметь навыки оценки экологических последствий деятельности человека (в том числе в профессиональной области). Иметь представление об экологических принципах охраны природы и правилах экологической культуры в бытовых, производственных социальных ситуациях. IV. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
V. Содержание дисциплины Содержание разделов дисциплины Предмет, методы и задачи экологии. Экология и ее место в системе наук. Живые системы Живые системы. Определение понятия «Жизнь». Геофизические условия существования жизни. Основные свойства и функции живых систем. Уровни организации живого. Клетки как трансформаторы энергии. Клетки и организмы как трансформаторы энергии. Экологические группы организмов. Биологическое многообразие – ведущий фактор организации биосферы.
Общая экология Аутэкология (взаимоотношения организма и среды). Основные требования организма к среде обитания. Экологический оптимум. Экологическая валентность. Лимитирующий фактор. Закономерности адаптации организмов к среде обитания. Стресс как экологический фактор. Воспроизведение и онтогенез организмов. Критические фазы онтогенеза. Энергетика и рост организма. Экология популяций. Статические и динамические характеристики популяций. Экологическая ниша и правило конкурентного исключения. Основные стратегии выживания популяций в природе. Биотический потенциал и механизмы поддержания численности и пространственной структуры популяций. Экология сообществ (биоценозов). Типы биологических отношений в сообществах. Трофические цепи и сети. Условия устойчивости биоценозов. Сукцессионные ряды (развитие биоценозов). Экосистемы. Блок-схемы экосистем. Взаимодействия живого и неживого вещества в экосистемах. Понятие о круговороте биогенных веществ. Трансформация энергии в экосистемах. Экологические пирамиды. Устойчивость экосистем (гомеостаз и признаки его нарушения). Моделирование экосистем. Биосфера. Учение о биосфере В.И. Вернадского. Понятие «живое вещество». Свойства и функции живого в биосфере. Эволюция биосферы. Ноосфера. Современные среды жизни – водная, почвенная, наземная, воздушная, их происхождение и биотическая регуляция. Условия устойчивости биосферы. Биосфера и космические циклы. Итоги: основные законы экологии (повторение). Экология человека. Экология человека. Человек как биологический вид. Экотипы. Гомеостатическая регуляция. Высшая нервная деятельность. Онтогенез и его критические периоды. Среда обитания человека. Экологические факторы и здоровье человека. Базовые потребности человека. Стресс и тренировка. Генетика человека и генетический груз. Основные мишени и эффекты агрессивного воздействия окружающей среды на человека. Жизнь в экстремальных условиях. Агро- и урбоэкосистемы и условия существования в них.
Экология человечества. Демографические показатели и показатели здоровья. Лимитирующие факторы в развитии человечества. Качество жизни и экологическая безопасность. Глобальные экологические проблемы и модели развития человечества. Экологический кризис. Понятие о кризисах и катастрофах. Нелинейная динамика биосферных процессов. Синергетические модели. Экологическое равновесие. Экологическая емкость территорий и устойчивость экосистем. Основы рационального природопользования. Биосфера как экологическая среды жизни и хозяйственной деятельности человека. Социально-экономические функции природных систем и их оценка. Преднамеренные и непреднамеренные воздействия человека на природу. Виды воздействий. Техногенные нагрузки на природу и их оценка. Изменение природных систем под воздействием человека. Последствия антропогенных изменений природы. Эколого-географические принципы рационального природопользования (охрана природы в процессе ее использования, соразмерность изъятия ресурсов природно-ресурсному потенциалу). Понятие о регламентации природопользования. Глобальные экологические проблемы. Виды антропогенных воздействий на экосистемы и методы их оценки. Системы экологического мониторинга. Биомониторинг. Экологическая экспертиза территорий и проектов. Методы ОВОС. Основные типы природных ресурсов, их современное состояние и принципы охраны и рационального использования. Энергетика биосферы и природный лимит хозяйственной деятельности человечества. Биотехнология и современные методы охраны природы. Концепция экоразвития («устойчивого» развития). Принципы экономики, не разрушающей природу. Международное сотрудничества и основные соглашения в области охраны природы. Состояние природной среды и здоровье населения в России. Российское законодательство в области охраны природы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|