Общая характеристика железнодорожного хладотранспорта России
Стр 1 из 16Следующая ⇒ О Г Л А В Л Е Н И Е стр. Глава 1. общая характеристика железнодорожного хладо-транспорта России.......................................................................... | ||||||||
Глава 2. состав, свойства и условия хранения скоропор-тящихся грузов................................................................................... | ||||||||
2.1. | Номенклатура скоропортящихся грузов.......................................... | |||||||
2.2. | Химический состав и физические свойства продуктов.................. | |||||||
2.3. | Процессы, происходящие в пищевых продуктах. Консервирование продуктов............................................................. | |||||||
2.4. | Условия хранения мяса и мясопродуктов на холодильниках........ | |||||||
Глава 3. Требования к качеству и подготовка скоропор-тящихся продуктов к перевозке........................................... | ||||||||
| ||||||||
3.1. | Мясо и мясопродукты........................................................................ | |||||||
3.1.1. | Классификация мяса............................................................. | |||||||
3.1.2. | Маркировка мяса................................................................... | |||||||
3.1.3. | Требования к качеству мяса................................................. | |||||||
3.1.4. | Подготовка мяса к перевозке............................................... | |||||||
3.1.5. | Мясо домашней птицы и дичи............................................. | |||||||
3.1.6. | Мясопродукты....................................................................... | |||||||
3.2. | Рыба и рыбопродукты....................................................................... | |||||||
3.2.1. | Классификация промысловых рыб и нерыбных водных продуктов............................................................................... | |||||||
3.2.2. | Требования к качеству и подготовка к перевозке рыбы и рыбных продуктов................................................................. | |||||||
3.3. | Плоды, овощи и картофель...............................................................
| |||||||
3.3.1. | Классификация свежих плодов и овощей........................... | |||||||
3.3.2. | Требования к качеству картофеля и овощей...................... | |||||||
3.3.3. | Требования к качеству плодов и ягод................................. | |||||||
3.4. | Продукция молочной, маслосыродельной и жировой промышленности и яйца.................................................................. | |||||||
3.5. | Прочие скоропортящиеся грузы....................................................... | |||||||
Глава 4. Правила и условия перевозки скоропортящихся грузов.......................................................................................................... | ||||||||
4.1. | Приём грузов к перевозке.................................................................. |
4.2. | Сроки доставки скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом........................................................................................ | ||||
4.3. | Выбор подвижного состава и способа перевозок скоропортящихся грузов.................................................................... | ||||
4.4. | Подготовка вагонов и контейнеров к перевозке скоропортящихся грузов.................................................................... | ||||
4.5. | Размещение и укладка грузов в вагонах.......................................... | ||||
4.6. | Технические нормы загрузки вагонов.............................................. | ||||
4.7. | Обслуживание перевозок скоропортящихся грузов в пути следования........................................................................................... | ||||
4.8. | Выгрузка и выдача грузов................................................................. | ||||
4.9. | Нормы естественной убыли грузов при перевозке......................... | ||||
4.10. | Переадресовка скоропортящихся грузов......................................... | ||||
4.11. | Перевозка скоропортящихся грузов на особых условиях.............. | ||||
| |||||
Глава 5. Тара и упаковка для перевозки скоропортящихся грузов.......................................................................................................... | |||||
| |||||
5.1. | Общие требования..............................................................................
| ||||
5.2. | Ящики деревянные............................................................................. | ||||
5.3. | Картонная тара.................................................................................... | ||||
5.4. | Ящичные специализированные и стоечные поддоны................. | ||||
5.5. | Бочки.................................................................................................... | ||||
| |||||
Глава 6. Международные перевозки скоропортящихся грузов.......................................................................................................... | |||||
| |||||
6.1. | Общие положения.............................................................................. | ||||
6.2. | Условия перевозок скоропортящихся грузов по СМГС................. | ||||
6.3. | Перевозки скоропортящихся грузов между государствами-участниками Содружества Независимых Государств и Балтии................................................................................................. | ||||
6.3.1. | Особенности эксплуатации и технического обслуживания изотермических вагонов и взаиморасчётов за пользование вагонами при перевозке скоропортящихся грузов между государствами СНГ и Балтии..................................................................................... | ||||
6.3.2. | Условия перевозок скоропортящихся грузов между государствами СНГ и Балтии............................................... | ||||
6.3.3. | Перевозки скоропортящихся грузов в ИВ-термосах и крытых вагонах с утепленным кузовом.............................. | ||||
Глава 7. Основные положения соглашения о между-народных перевозках скоропортящихся продук-тов и специальных транспортных средствах для этих перевозок..................................................................................... | ||||
| ||||
7.1. | Классификация транспортных средств............................................ | |||
7.2. | Порядок соответствия теплотехнических качеств транспортного средства установленным нормам.................................................... | |||
7.3. | Определение коэффициента теплопередачи кузова....................... | |||
7.4. | Способы измерения коэффициента теплопередачи кузова........... | |||
7.5. | Контроль изотермических свойств транспортных средств, находящихся в эксплуатации............................................................ | |||
7.6. | Временные положения, применяемые к новым транспортным средствам............................................................................................. | |||
7.7. | Способы производства испытаний для определения эффективности термических приспособлений транспортных средств................................................................................................. | |||
7.8. | Проверка эффективности термического оборудования транспортных средств, находящихся в эксплуатации................... | |||
7.9. | Температурные условия, допускаемые СПС при перевозке пищевых продуктов........................................................................... | |||
Глава 8.
ИЗОТЕРМИЧЕСКИЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ.................................. | ||||
8.1. | Общие сведения о способах охлаждения и отопления вагонов.... | |||
8.2. | Требования, предъявляемые к изотермическим вагонам............... | |||
8.3. | Знаки, надписи и нумерация изотермических вагонов.................. | |||
8.4. | 5 – вагонная секция Брянского машиностроительного завода..... | |||
8.5. | 5 – вагонная секция типа ZB-5 завода Дессау (ГДР)...................... | |||
8.6. | Автономные рефрижераторные вагоны........................................... | |||
8.7. | Вагоны-термосы................................................................................. | |||
8.8. | ИВ-термосы........................................................................................ | |||
8.9. | Цистерна для перевозки молока....................................................... | |||
8.10. | Вагон-цистерна для перевозки вина................................................. | |||
8.11. | Цистерна-термос для перевозки вина.............................................. | |||
8.12. | Вагон для перевозки живой рыбы.................................................... | |||
Глава 9. ПЕРЕВОЗКИ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ В ИЗОТЕРМИ-ЧЕСКИХ КОНТЕЙНЕРАХ...................................................................... | ||||
9.1. | Стандарты на изотермические контейнеры..................................... | |||
9.2. | Техническая характеристика эксплуатируемых рефрижераторных контейнеров........................................................ | |||
9.3. | Современное состояние контейнерных перевозок скоропортящихся грузов в стране и за рубежом............................. | |||
9.4. | Условия перевозок грузов в собственных (приватных) крупнотоннажных рефрижераторных контейнерах на сцепах специализированных платформ в международном сообщении.... | |||
Глава 10. ОБСЛУЖИВАНИЕ изотермического ПОДВИЖНОГО СОСТАВА......................................................................................................
| ||||
10.1. | Техническое обслуживание рефрижераторных секций и АРВЭ................................................................................................... | |||
10.2. | Техническое обслуживание автономных рефрижераторных вагонов................................................................................................. | |||
10.3. | Техническое обслуживание вагонов-термосов............................... | |||
10.4. | Системы контроля температурных условий в рефрижераторных вагонах.............................................................. | |||
10.5. | Контроль соблюдения условий перевозок....................................... | |||
10.6. | Порядок эксплуатации самопишущих приборов СПЛ и расшифровка ленты........................................................................ | |||
10.7. | Деповской и капитальный ремонт рефрижераторных секций и АРВ...................................................................................................... | |||
Глава 11. несохранные перевозки и актово-Претензионная работа при транспортировке скоропортящихся грузов.......................................................................................................... | ||||
11.1. | Общие положения.............................................................................. | |||
11.2. | Виды несохранности.......................................................................... | |||
11.3. | Актово-претензионная работа........................................................... | |||
11.4. | Ответственность за сохранность перевозимых грузов.................. | |||
11.5. | Информационные технологии в сфере актово – претензионной работы.................................................................................................. |
В В Е Д Е Н И Е
Скоропортящиеся грузы (далее - СПГ) занимают в перевозках около 1%, в грузообороте – 2 %, а в доходах - 3-4 %. В силу своей подверженности порче, понижению качества и естественной убыли в процессе перевозки они требуют особого подхода к решению технических, технологических, управленческих и экономических вопросов, возникающих на различных стадиях перевозочного процесса - от приёма груза к перевозке до его выдачи.
Около 4000 станций на сети железных дорог России грузят или выгружают скоропортящиеся грузы. Таким образом, к обслуживанию перевозок СПГ на сети ж.д. в той или иной степени причастны десятки тысяч человек, начиная от работников линейных предприятий (приёмосдатчики, товарные кассиры, осмотрщики вагонов, механики рефрижераторных секций и др.) и заканчивая аппаратом управления в ОАО «РЖД». От их квалификации и компетенции зависит правильность выбора подвижного состава под перевозку СПГ, умение определить качество и транспортабельность груза, правильное размещение и крепление груза в вагоне, в конечном счёте, сохранность груза и рентабельность перевозки. Работники железных дорог, причастные к перевозке СПГ, должны иметь представление об особенностях устройства и обслуживания изотермических и, прежде всего, рефрижераторных вагонов, сферах их возможного и целесообразного использования, об особенностях документального оформления перевозки СПГ и т.д.
|
|
К сожалению, нормативно-справочная информация по вопросам перевозки скоропортящихся грузов на сети железных дорог или отсутствует
(стандарты на скоропортящиеся грузы, характеристики рефконтейнеров и т.п.), или она во многом устарела, поскольку со времени предыдущего издания справочника «Перевозка скоропортящихся грузов» прошло 20 лет.
Цель издания справочника-пособия - повышение квалификации работ- ников железных дорог, имеющих отношение к перевозкам скоропортящихся грузов. Этого требует, прежде всего, переход к рыночным принципам хозяйствования на железнодорожном транспорте, когда изменились взаимоотношения железных дорог, грузовладельцев, экспедиторов, операторов, возникли новые виды изотермических транспортных средств
(ИВ-термосы, рефконтейнеры), расширилась номенклатура СПГ, появились новые виды упаковки СПГ (ТБА, ПВХ и т.п.), изменилась структура парка изотермического подвижного состава и т.д.
Справочник - пособие должен быть полезен не только работникам высшего и среднего звена управления, но и линейным работникам, поэтому авторы старались изложить соответствующий материал справочника относительно просто, ясно, без наукообразия, но сохраняя при этом смысл и содержание понятий.
Справочник-пособие под общей редакцией профессора МИИТа Панфёрова В.Н. написали:
Дюбко А.П. – главы 8, 10, п.п. 2.4., 3.4., 4.4; Лысенко Н.Е. – глава 11, Панфёров В.Н. – главы 1,4,5,6,9, п.п. 3.1, 3.2., 3.3., 3.5.; Синёв М.Ю. – глава 7, Ткачёв И.В. – п.п. 2.1., 2.2., 2.3., 4.11.
Авторы выражают благодарность главному инженеру Департамента коммерческой работы в сфере грузовых перевозок ОАО «РЖД»
Иловайскому А.Н. – за помощь в организации издания справочника-пособия, сотрудникам отдела условий и технологии перевозок продовольственных грузов ЦМ ОАО «РЖД» Гречиной Г.Г., Пащенко В.А. – за ценные советы и за-мечания, сотрудникам МИИТа Горбаню В.И.,Чаклиной С.А., Комарову К.А. – за непосредственную помощь в подготовке и оформлении материалов справочника - пособия.
Г лава 1
общая характеристика железнодорожного хладотранспорта России
Железнодорожный хладотранспорт включает техническую базу и штат работников, а также технологии и методы организации перевозок скоропортящихся грузов. Техническую базу ж.д. хладотранспорта составляют парк изотермических вагонов, рефрижераторные вагонные депо, заводы по ремонту изотермических вагонов, пункты экипировки рефрижераторного подвижного состава, пункты технического обслуживания автономных рефрижераторных вагонов (ПТО АРВ).
Железнодорожный хладотранспорт СССР насчитывал более 50 тыс. изотермических вагонов, 23 рефрижераторных вагонных депо, 4 завода по ремонту ИПС (Воронежский, Тамбовский, Конотопский, Новороссий- ский), около 80 пунктов экипировки РПС и около 70 ПТО АРВ.
Объём перевозок скоропортящихся грузов по сети ж.д. СССР составлял около 50 млн. т в год, из них 45-60 % перевозилось в рефрижераторных вагонах. Штат работников хладотранспорта насчитывал более 50 тыс. чел.
После развала СССР в 1991 г. и раздела парка изотермических вагонов СССР между государствами СНГ и Балтии в 1994 г железные дороги Российской Федерации получили 28 тыс. вагонов со средним возрастом 15 лет, в том числе 4,6 тыс. дизельно-служебных. Основу парка составляли 5- вагонные секции постройки БМЗ (50 %) и секции ZB-5 постройки завода Дессау (30 %). Кроме того, России достались 3,3 тыс. АРВ, 700 вагонов-ледников, 1200 вагонов - термосов и 120 старотипных рефрижераторных вагонов в составе 5-вагонных секций ZА-5, 21 - вагонных поездов и 12-вагонных секций. На территории РФ остались 12 рефрижераторных депо и 3 завода по ремонту ИПС.
За прошедшие после развала СССР 15 лет произошли огромные изменения в работе железнодорожного хладотранспорта России. Объём перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам России уменьшился с 33 млн. т в 1988 г. до 6 млн. т в 1999 г. и лишь начиная с 2000 года постепенно растет, увеличившись к 2006 г. более чем в 2 раза (рис. 1.1 и табл. 1.1.). Прогнозируется дальнейший рост объёмов перевозок на 4-7 % в год.
Причин спада перевозок СПГ железнодорожным транспортом несколько, но главные из них две: развал СССР и переход на рыночную экономику. Развал СССР привел к разрыву хозяйственных связей между бывшими республиками Советского Союза, появились пограничные таможенные барьеры, квоты, лицензии, разные валюты и другие ограничения на пути движения скоропортящихся грузов из союзных республик, откуда доставлялся основной поток СПГ в Россию.
Таблица 1.1
Динамика объёма перевозок скоропортящихся грузов по железным дорогам России во всех типах вагонов и контейнеров за 1988 – 2004 г.г.
Годы | Объём перевозок, тыс.т/год | % к 1988г. |
1988 | 32980 | 100,0% |
1989 | 30897 | 93,7% |
1990 | 27042 | 82,0% |
1991 | 22418 | 68,0% |
1992 | 15190 | 46,1% |
1993 | 12232 | 37,1% |
1994 | 9203 | 27,9% |
1995 | 8471 | 25,7% |
1996 | 8210 | 24,9% |
1997 | 8770 | 26,6% |
1998 | 6702 | 20,3% |
1999 | 5933 | 18,0% |
2000 | 7384 | 22,4% |
2001 | 9952 | 30,2% |
2002 | 11448 | 34,7% |
2003 | 12591 | 38,2% |
2004 | 11955 | 36,2% |
Рис.1.1
Переход экономики на рыночные рельсы привел к появлению большого количества мелких грузоотправителей и грузополучателей скоропортящихся грузов, для которых оптимальной величиной партии является диапазон от 5 до 20 т. Железнодорожный хладотранспорт страны оказался не готов к таким изменениям, поскольку основу парка ИПС составляли 5-вагонные секции, рассчитанные на перевозку 100-180 т грузов. Положение усугубила нерациональная тарифная политика, характери-зующаяся чрезмерно высокими тарифами на перевозку СПГ в рефрижераторных вагонах и отсутствием гибкости в их применении. В результате этого большая часть грузопотоков СПГ «ушла» с железнодорожного на автомобильный хладотранспорт.
Рыночная экономика привела к обнищанию большей части населения и снижению его покупательной способности. Потребление наиболее ценных продуктов питания (мяса, рыбы, масла, фруктов, ягод, молочных продуктов и т.д.) в расчёте на душу населения уменьшилось в 1,5-3,0 раза. Это также отрицательно сказалось на объёме перевозок скоропортящихся грузов. Отечественное производство сельхозпродуктов резко снизилось, а доля импортного продовольствия выросла до 40 %, что свидетельствует о потере Россией продовольственной независимости.
В связи со спадом перевозок скоропортящихся грузов и невостребованностью значительной части парка рефрижераторного подвижного состава Министерством путей сообщения РФ, а затем и ОАО «Российские железные дороги» были списаны не только вагоны-ледники и старотипные рефрижераторные вагоны, но и большая часть парка АРВ, а около 5 тыс. грузовых рефрижераторных вагонов секций БМЗ и ZB-5 были переоборудованы в ИВ-термосы. Общая численность парка изотермического подвижного состава сократилась с 28 до 17 тыс. вагонов. Из 12 рефрижераторных депо пять были закрыты (Кулой Северной ж.д., Кашира Московской ж.д., Астрахань Приволжской ж.д., Свердловск Свердловской ж.д., Иркутск Восточно-Сибирской ж.д.) Штат механиков по обслуживанию рефрижераторных вагонов сократился более чем в 2 раза.
В 1997 г. в соответствии с Указанием МПС России от 16.06.97 г.
№ 137у было создано Государственное унитарное предприятие «Рефсервис МПС» путем объединения выделенных из состава железных дорог шести рефрижераторных вагонных депо: Подмосковная Московской ж.д., Лиски Юго-Восточной ж.д., Тихорецкая Северо-Кавказской ж.д., Троицк Южно-Уральской ж.д., Черепаново Западно-Сибирской ж.д. и Предпортовая Октябрьской ж.д.). В 2002 году в состав ГУП «Рефсервис МПС «вошло еще одно рефрижераторное вагонное депо – Уссурийск Дальневосточной ж.д.
С 1 октября 2003 года ГУП «Рефсервис МПС» преобразован в «Рефсервис – филиал ОАО «РЖД». В состав филиала «Рефсервис» вошли Центральный аппарат (адрес: 107118, Москва, ул. Новорязанская, д.12) и 12 обособленных подразделений:
- 5 рефрижераторных вагонных депо (Подмосковная, Лиски, Тихорецкая, Троицк, Уссурийск);
- 2 эксплуатационных депо (Предпортовая, Черепаново);
- 5 погрузочно-разгрузочных региональных центров: на Октябрьской ж.д. (С-Петербург), Калининградской ж.д. (Калининград), Западно-Сибирской ж.д. (Новосибирск), Дальневосточной ж.д. (Владивосток), Московской ж.д. (Москва).
Филиал имеет также своих представителей на железных дорогах. Погрузочно-разгрузочные региональные центры расположены на железных дорогах и местах с развитой клиентской базой (производители, грузоотправители и грузополучатели) и зарождения грузопотоков.
Являясь функциональным филиалом ОАО «РЖД», «Рефсервис» в соответствии с действующей организационно-функциональной структурой ОАО «РЖД» линейно подчиняется вице-президенту по управлению производством. Функционально (по вопросам финансов, учёта, планирования, управления подвижным составом и т.д.) филиал взаимодействует с различными причастными департаментами и подразделениями ОАО «РЖД» на основе регламентов, утверждённых внутренними документами ОАО «РЖД».
Основным видом деятельности филиала «Рефсервис» является обслуживание перевозок скоропортящихся грузов в изотермических вагонах, принадлежащих «Рефсервису», а также ремонт этих вагонов. Кроме того, «Рефсервис» получает дополнительные доход от подсобно-вспомогательной деятельности: обслуживания и ремонта вагонов других владельцев, реализации запасных частей, прочих работ и услуг.
Цены на перевозку СПГ в изотермическом подвижном составе в целом, а также в части услуг инфраструктуры и локомотивной тяги формируются на основе тарифов, регулируемых государством (Прейскурант 10-01). В структуре цены на транспортные услуги суммарный удельный вес тарифов на локомотивную и инфраструктурную оставляющие равен приблизительно 43%. Цены на услуги подсобно-вспомогательной деятельности устанавливаются филиалом самостоятельно, на основе собственных расценок или на договорной основе.
Основные фонды Рефсервиса – филиала ОАО «РЖД» включают:
· Парк изотермических вагонов;
· Ремонтные мощности, в том числе:
- Здания и сооружения, в т.ч. подъездные пути рефдепо и эксплуатационных участков,
- Станки, краны, другое оборудование,
- Маневровые локомотивы, обслуживающие рефрижераторные вагонные депо;
· Здания, сооружения и оборудование вспомогательных производств;
· Объекты социальной сферы.
Большую часть основных фондов филиала составляет подвижной состав.
На начало 2006г. приписной парк «Рефсервиса» составлял 15,5 тыс. изотермических вагонов, в т.ч. 5500 грузовых рефрижераторных вагонов в составе секций БМЗ и ZB-5, 2000 дизельно-служебных вагонов, 6300 ИВ-термосов и 1200 вагонов термосов. Средний возраст изотермических вагонов превысил 20 лет, поскольку поставка их на сеть железных дорог РФ с 1994г. прекратилась. Около 4 тыс.вагонов, в основном в составе секций и дизельно-служебные, находятся на консервации и в “горячем” запасе. Значительная часть парка требует капитального ремонта. Здания и сооружения имеют низкую остаточную стоимость.
В декабре 2005 г. Советом директоров ОАО «РЖД» было принято решение о выделении из ОАО «РЖД» дочернего и зависимого общества (ДЗО) – ОАО «Рефсервис», которому передано около 6,5 тыс. изотермических вагонов, три рефрижераторных вагонных депо (Тихорецкая, Троицк, Уссурийск) и два эксплутационных депо (Предпортовая и Черепаново), а также погрузочно – разгрузочные региональные центры на 5 дорогах: Октябрьской, Калининградской, Московской, Западно-Сибирской и Дальневосточной. В составе материнской компании у «Рефсервиса» – филиала ОАО «РЖД» остались два рефрижераторных депо (Подмосковная и Лиски) и около 9 тыс. изотермических вагонов, большей частью со сроком службы 20-25 и более лет. «Дочка» практически начала функционировать со II-го квартала 2006 г. по своим собственным тарифам на договорной основе с грузовладельцами, в отличие от «Рефсервиса» – филиала ОАО «РЖД», который продолжает перевозить грузы по тарифам, регулируемым Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Поскольку тарифы действующего Прейскуранта 10-01 на перевозку скоропортящихся грузов в рефрижераторных вагонах общего парка более чем в 3 раза превышают тариф в собственных вагонах, то, несмотря на дополнительную оплату собственником порожнего пробега вагонов и его расходы на амортизацию, обслуживание и экипировку РПС, «Рефсервис» - филиал ОАО «РЖД» не может конкурировать на равных с операторскими компаниями – собственниками РПС. Созданное ОАО «Рефсервис» такую возможность имеет.
|
|