Текстовые мессенджеры и SMS. Голосовая связь (сотовая или через мессенджеры). Встречи. Видеосвязь/видеоконференции (Skype и аналоги)
Текстовые мессенджеры и SMS Плюсы — Скорость ответной реакции выше, чем при использовании электронной почты. Мессенджеры удобны, если ответ от клиента нужен быстро или требуется срочно донести информацию. — Общение с клиентом происходит в более неформальной манере, чем по почте, что также упрощает коммуникацию. — Обращение к клиенту через мессенджер не доставляет ему неудобств, если он занят или находится на переговорах.
Минусы — Коммуникация в мессенджерах не структурирована (нет ни тем писем, ни веток переписки). — Поиск по переписке есть не во всех мессенджерах, найти сообщения за определенный период довольно трудно. — Переписка в мессенджерах пока не является «официальной». В договорах предписывается переписка по электронной почте. Это значит, что если (не дай Бог! ) дело дойдет до разбирательства в суде, то доказать свою правоту с помощью скриншотов из Whatsapp или Telegram не получится. Голосовая связь (сотовая или через мессенджеры) Плюсы — Голосовые звонки удобны для обсуждения и решения сложных или требующих погружения в тему вопросов. — Легко корректировать линию поведения, учитывая реакцию собеседника и его состояние. — Часто так бывает проще и быстрее убедить в чем-либо собеседника, потратив на это минут 20, чем сделать это в переписке тремя письмами, на каждое из которых уйдет 15 минут.
Минусы — В последние годы появилось много клиентов, предпочитающих голосовому общению текстовое (преимущественно в мессенджерах). — Не согласованный с клиентом заранее звонок может вызвать раздражение, если тому неудобно говорить или он не готов к разговору. Теперь такие звонки воспринимаются многими как нарушение бизнес-этикета и вторжение в частное пространство.
— На то, что было сказано в телефонном разговоре (если не фиксировать это постфактум), нельзя сослаться в случае спора или конфликта с клиентом. Встречи Плюсы — Личное общение есть личное общение. Посмотреть в глаза клиенту (и наоборот) очень важно, особенно в начале сотрудничества. — Дают много возможностей и инструментов для налаживания контакта с клиентом и построения отношений. Как, впрочем, и для обратного. — Это лучший способ презентации и обсуждения идей, концепций и результатов работы. Все остальные способы коммуникации проигрывают личному общению.
Минусы — Отнимают очень много времени за счет дороги. — Имеют свойство затягиваться дольше запланированного. — Если не вести их правильно, могут только запутать участников, и прийти к решению не удастся. Кто-то сказал, что, чтобы завести дело в тупик, надо провести побольше совещаний. Видеосвязь/видеоконференции (Skype и аналоги) Плюсы — Среди всех каналов коммуникации видеозвонки ближе всего к встречам по уровню восприятия собеседника (за счет картинки). — Существенно экономит время по сравнению со встречами. Ездить никуда не надо, поэтому видеозвонки и конференции становятся все популярнее. — Нет привязки к месту. Не важно, где находится заказчик и где вы, вас может ограничивать только разница во времени. — Множество различных платформ.
Минусы — Не все любят такой способ общения. — Периодические проблемы с качеством связи у наиболее популярных приложений, например у Skype.
Какой же канал связи с заказчиком выбрать в конкретной ситуации? Нужно учесть его предпочтения, плюсы и минусы каналов и цель общения. Я разделил все возможные ситуации на несколько основных типов. Штатная ситуация и несрочные вопросы к клиенту
Если все идет нормально и у вас есть негорящие вопросы, лучше использовать электронную почту или мессенджеры. Звонить имеет смысл, только если клиент любит общаться по телефону, а вы располагаете временем и хотите обсудить вопросы именно таким образом. Нештатная ситуация и срочные вопросы к клиенту Если ситуация требует срочного ответа или действия от клиента, то теребите его по всем имеющимся каналам! Для начала напишите ему письмо и продублируйте запрос в мессенджере. Если ответа нет — смело звоните. Не забудьте объяснить заказчику, что дергаете его ради общего дела, а не потому, что вам нечем заняться. Он это оценит. Нештатная ситуация, вовлечения клиента не требуется Предположим, что-то пошло не так и клиент об этом не знает, но узнает позже. Тогда обязательно напишите ему об этом в письме или мессенджере. Даже если он не может помочь в решении проблемы, надо, чтобы он узнал о ней от вас, а не от кого-то другого. Вы же не хотите, чтобы он задумался: «А какие еще проблемы эти ребята от меня скрывают? » Представление идей, концепций и решений клиенту Тут, без сомнения, нужна встреча или, на худой конец, видеозвонок. Все остальные каналы не позволят вам быстро оценить реакцию клиента и отработать ее. Именно поэтому надо избегать отсылки своих идей по почте. Презентация результатов работы Если это результат большого и важного проекта — однозначно надо встречаться. Если же у вас есть промежуточные результаты или результаты какой-либо повторяющейся деятельности (например, ежемесячный отчет по рекламной кампании), обычно достаточно выслать их по почте с комментариями. Можно, помимо этого, обсудить их по телефону.
Но главное — заранее договориться с клиентом о предпочтительных для него форматах коммуникации.
Глава 30
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|