Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Архитектура Возрождения во Франции




Архитектура итальянского Возрождения, составляющая первый этап в развитии западноевропейской архитектуры позднего средневековья и нового времени, в значительной мере повлияла на архитектуру Франции и других европейских стран.

Архитектура Возрождения во Франции запаздывает по сравнению с Италией на целое столетие — признаки этого стиля отмечаются здесь лишь в начале XVI века, что объясняется устойчивостью в стране феодализма, а также исключительно широким развитием в строительстве готической системы.

В течение XVI в. ренессанс быстро распространяется во Франции, где становится, однако, придворным стилем. Развитие архитектуры Возрождения во Франции может быть расчленено на два этапа: Раннее и Зрелое Возрождение.

Наиболее крупные, значительные памятники раннего французского Возрождения — замки короля и высшей знати. Городское строительство было развито в меньшей степени, чем в Италии. Строительство замков велось в трех направлениях. Некоторые готические замки переделывались в новом духе с изменением обработки фасадов. К другим готическим замковым сооружениям присоединялись новые корпуса, возведенные в новом стиле и обычно асимметрично расположенные. Кроме того, строились и совершенно новые здания.

Во французских замках периода раннего Возрождения стены прорезаны окнами, высокими и сравнительно узкими, что отвечало традициям национальной архитектуры. Окна охватывали по высоте почти всю стену, они начинались невысоко над полом и простирались почти до потолка. В результате на фасадах возникали своеобразные «световые столбы». Оконные проемы имели каменные крестообразные переплеты, связанные с готическими традициями.

Типично ренессансным признаком является членение здания на этажи тягами, приближающимися по своей структуре к антаблементу. В пределах каждого этажа обычны пилястры, обрамляющие оконные проемы. С остаточным влиянием готической архитектуры связаны уже упомянутые крутые крыши, в частности, конические, увенчанные башнями высокие дымовые трубы-стояки. Сначала новый стиль проник во Францию в область архитектурной декорации, композиционные принципы и конструкции стали претерпевать изменения позже.

Замок Блуа

Примером присоединения к старому готическому замку нового флигеля может служить корпус Франциска I королевского замка Блуа (бассейн Луары).

Трехэтажный фасад расчлененен карнизами на этажи, покрыт типичным ренессансным орнаментом, содержит пилястры и большие окна с крестообразным переплетом, а также чрезвычайно высокие крыши с люкарнами и дымовыми стояками.

Главной отличительной особенностью сооружения является огромная башня, выступающая из плоскости стены на половину своего объема и заключающая спиральную лестницу. Мотив спиральной лестницы возник еще в архитектуре раннего средневековья и продолжал активно применяться в пределах раннего Возрождения. Объем лестничной башни включает пилоны и опирающиеся на них марши.

Каркасность конструкции целиком связана с традициями готики, декорировка же в основном ренессансная: пилоны покоятся на пьедесталах с античными деталями. Поверхности пилонов покрыты стилистически чистым ренессансным орнаментом, несомненно подсказанным итальянскими образцами. Несколько иной характер носит прием включения круглой скульптуры, установленной на кронштейнах и прикрытой балдахинчиками готического типа.

Замок Шамбор

Среди новых замков, полностью построенных в пределах раннего Возрождения, на первое место необходимо поставить королевский замок Шамбор, расположенный также в долине Луары, недалеко от Блуа (архитекторы Д. Нортона, Ж. и Д. Сурдо, П. Неве; 1526-1559).Основное в его композиции — симметрия общего расположения и выделение в качестве центрального элемента — квадратного корпуса, напоминающего донжон. И донжон, и корпуса, расположенные по периметру участка, дополнены круглыми башнями. Башни, чрезвычайно высокие крыши, а также глубокий ров, заполненный водой,— все это в целом при первом взгляде создает впечатление готического сооружения. Однако впечатление это ошибочно. Сооружение построено на стыке двух эпох — готики и Возрождения. Отсюда сохранение в композиции многих внешних признаков старой архитектуры. К их числу следует отнести и центральную лестницу, прорезывающую от уровня земли весь объем центрального донжона. Лестница спиральная, конструкция ее, как и в Блуа, каркасная.

Несмотря на наличие башен, сооружение не было рассчитано на оборону. Стены башен, как и других частей сооружения, прорезаны окнами, а внутри башен располагались жилые помещения. Красивы крыши с многочисленными надстройками. Люкарны здесь двухэтажные; трубы, люкарны и центральная лестничная башня оформлены большим количеством архитектурных деталей, связанных в основном с ордерами. Надстройки имели частично функциональное значение — они играли роль декоративных павильонов: сюда по спиральной лестнице поднимались король и придворные и в хорошую погоду прогуливались по плоской, крыше между надстройками — павильонами, любуясь красотами окружающей местности.

Замок Шамбор является убедительной иллюстрацией известного положения об отставании формы от содержания. Социальное содержание жизни того времени стало во многом иным, изменились бытовые требования, отказаться же от привычных средств архитектурного порядка было трудно, отсюда сохранение в архитектуре ряда старых форм и приемов, обогащенных новым содержанием.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...