Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Палаццо Пезаро, Венеция. БальдасарЛонгена




архитектор БальдасарЛонгена (1598-1682) - один из наиболее выдающихся венецианских архитекторов XVII века. Лонгена, ученик ВинченцоСкамоцци, завершал строительство НовыхПрокураций (1584 — 1640) Скамоцци во дворце Сан Марко, Венеция. Архитектор построил собор в Кьодже (1624 — 1647), церковь Санта-Мария дельиСкальци, Венеция (1656 — 1680), автором фасада которой был Джузеппе Сарди, а также фасад церкви ЧьезадельОспедалетто близ собора святых Иоанна и Павла (1670-1678).

Лонгена — автор двух знаменитых сооружений, построенных в районе Большого канала (Венеция). Это палаццо Пезаро (в наши дни музей Коррер; 1652/1659-1710) и палаццо Реццонико (1660 — 1752/1756; автор верхнего этажа Дж. Массари). Лестница в монастыре Сан ДжорджиоМаджоре (созданная Лонгеной в 1643 — 1645), в которой два параллельных лестничных пролета выходят на общую лестничную площадку, стала основным типом дизайна лестниц в других частях Италии и в Европе.

Для архитектуры венецианского барокко типично палаццо Пезаро (1652-1659), возвышающееся на правом берегу Большого канала, напротив Ка д'Оро. Величественный фасад палаццо Пезаро отличается большой насыщенностью внешнего убранства. Структура здания соответствует сложившимся здесь традициям — оно трехэтажно, первый этаж более массивен — стена облицована фацетированным рустом, два верхних раскрыты системой больших арок-окон. В них применены ордера. Каждый, даже небольшой участок стены, в частности пазухи надоконных арок, использован для размещения скульптуры. Все это придает зданию сугубо венецианский колорит.

Здание особенно поражает сочетанием массивности архитектурных форм (мощного руста первого этажа, пластичных колонн и раскрепованных карнизов, пышного скульптурного декора) и стройности общей конструкции фасада.

В этом дворце разместился сейчас музей Коррер: большое собрание искусства Дальнего Востока (в особенности Японии) и галерея современного искусства, пополняющаяся за счет тех произведений мастеров XX века, которые, будучи выставлены на Biennale, удостаиваются премий венецианского муниципалитета. Между прочим, наряду с полотнами Утрилло, Марке, Сулоаги, Шагала, скульптурами Родена и Бурделя здесь хранятся картины Малявина и Дейнеки.

Виллы Италии

XVII и XVIII века были эпохой возникновения целого ряда крупных садово-парковых комплексов — вилл итальянской знати.

Виллы Италии создавались по следующей схеме: главное здание, обычно призматической формы, ставилось на склоне холма, поверхность которого использовалась для создания системы подъемов и разбивки парка. Основные архитектурные средства паркового комплекса — лестницы, террасы, каскады, гроты сосредоточены на главной оси. Все остальные площадки, спуски, дорожки, группировка зелени подчинены тому, что находится в центре парка.

Примером может служить вилла Альдобрандини во Фраскати. Перед зданием — большой ступенчатый пандус, имеющий симметрично расположенные дугообразные крылья — справа и слева. Парк примыкает к зданию с противоположной стороны. У заднего, паркового фасада — полукруглая площадка, обрамленная галереей-гротом с фонтанами и скульптурой. Выше грота — каскад. Он прорезает зеленый массив парка и членится на ряд составных элементов. Вода сосредоточивается в водоемах, проходит скрыто в трубах, для того чтобы вновь выйти на поверхность и излиться широкой струей в нише нижнего грота.

Изумителен грандиозный каскад замка Казерта, мощным потоком устремляющийся по скату холма в центральный бассейн, заполненный большим числом скульптурных изваяний, живописно размещенных на камнях водоема.

Архитектурно-декоративные сооружения итальянских вилл, фонтанные устройства, гроты, спуски отличаются монументальностью и изысканностью форм, все это разнообразно, пластично и красиво. Архитекторы как бы изощрялись в поисках неожиданных пространственных эффектов, в совмещении различных скульптурных групп и статуй со стриженой и свободно растущей зеленью.

Виллы Италии XVI, XVII, XVIII веков, их сады и парки определили своеобразный стиль садово-паркового искусства, получивший наименование системы итальянских парков. Главными, исходными ее признаками являются наличие основной, главной оси, на которую нанизан ряд архитектурных звеньев, и развертывание всей композиции на рельефе, с постепенным снижением композиционных элементов.

 

КОНЦЕПЦИЯ «ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА» ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ («CITTÀ IDEALE» DEL RINASCIMENTO)

Проблема создания идеального города, стоявшая перед человеком на протяжении многих веков, начиная с античности, особенно остро обозначилась в эпоху Возрождения, когда мерилом всего стал человек. Более того, она стала одной из центральных тем в искусстве и архитектуре Возрождения, на которой были сосредоточены виднейшие теоретики эпохи. Это было связано с новыми гуманистическими идеалами, обращением к классическому греко-римскому искусству и архитектуре, открытием перспективы и теориями пропорций в архитектурном проектировании.

С 15 века город начинает играть новую роль, он воспринимается как замкнутое цельное пространство, отгороженное и отличное от природы, где проходит вся жизнь человека. В этом пространстве, ограниченном «городом», должны были быть полностью учтены как физические, так и эстетические потребности и желания человека. В связи с этим город является также местом, где происходит развитие всех искусств. Однако это не только место их выражения и проявления, а прежде всего, пространство, где негласно теория довлеет над практикой, координируя различные творческие проявления в концептуальной среде города-государства, превосходя единичные, уникальные в своем роде выражения.

Детальные проекты «идеального города» описали в своих трактатах выдающиеся теоретики Возрождения ВиченцоСкамоцци и Антонио Филарете, над решением глобальных градостроительных задач размышляли Леон Баттиста Альберти, АндреаПалладио и многие другие деятели эпохи. Главными характеристиками «идеального города» Возрождения являются регулярная планировка, геометрически четкие формы, центричность композиции, гармоничные пропорции и, самое главное, соразмерность человеку, находящемуся в центре мироздания.

Несмотря на то, что теоретические изыскания ушли далеко вперед от практики, во второй половине 15 века было несколько попыток воплотить в жизнь проекты «идеальной» городской застройки. Стремление правителей городов-государств отстроить «идеальный город», нашло проявление как в проектировании новых городов с чистого листа, так и в преобразовании существующих средневековых городов. Ключевыми элементами для достижения этих целей была прокладка прямых улиц, мостов, каналов и площадей правильной геометрической формы.

В 16 веке потребность в трансформации городского пространства была также вызвана политической напряженностью, существовавшей в то время не только в Италии, но и во всей Европе, что способствовало возведению рационалистически продуманных фортификационных сооружений с регулярной планировкой в старых средневековых городах. Проектировались целые военные города, среди которых выделяется город-крепость Терра-дель-Соле («Солнечный край»), возведенный в конце 16 века по велению Козимо I Медичи. Кульминацией фортификационной архитектуры Возрождения стал город-крепость Пальманова, план которого имеет форму звезды, а улицы расходятся лучами от расположенной в центре площади.

Пиенца является наглядными примером попытки превращения средневекового поселения Корсиньяно в идеальный ренессансный город с прямыми улицами и регулярной планировкой. Изначально проект реконструкции затрагивал лишь центральную площадь города, на которую выходят Кафедральный собор, папская резиденция дворец Пикколомини, Дворец епископа и Преторский дворец. Площадь имеет трапециевидную форму, причем на широкой стороне трапеции находится собор. Брусчатка из красного кирпича поделена на квадраты полосами светлого травертина, которые создают перспективную сетку, соразмерную пропорциям окружающих зданий. Впоследствии реконструкции подверглись также наиболее важные здания, находящиеся на главной улице города. Смерть папы Пия II и Бернардо Росселлино – заказчика и архитектора – помешала полностью воплотить в жизнь этот проект.

Среди прочих примеров воплощения представлений об идеальном городе стоит отметить Урбино с его грандиозным Герцогским дворцом, «городом в форме палаццо», созданном архитектором Лучано Лаурана для герцога Федериго да Монтефельтро; Феррару с ее прямыми, пересекающимися под прямым углом улицами, проложенными в конце 15 века по проекту архитектора Бьяджо Россетти; Виджевано и Акайю.

В эпоху Возрождения постепенно в среде архитекторов формируется отношение к сооружению, как к части целого, которое необходимо уметь увязать с окружающим пространством, уметь найти контрастное взаимовыгодное сочетание разнохарактерных сооружений. Культура градостроительства эпохи Возрождения складывалась постепенно и в различных ансамблях - в площади Сан Марко в Венеции, в ансамбле Воспитательного дома цеха шелкопрядов арх. Брунеллески и др. Большое значение отыграло применение аркад и колоннад вдоль улиц, что придавало городской застройке заметные черты общности (улица Уфицци во Флоренции арх. Вазари).

Значительным вкладом в формирование примеров архитектурного ансамбля является площадь Капитолия в Риме, созданная по замыслу Микеланджело. Раскрытие площади на город при одновременном подчинении пространства площади главному зданию - это новая черта, внесённая Микеланджело в архитектуру городских ансамблей.

Постепенно в понимании архитекторов вызревало представление о городе как о едином целом, в котором все части взаимосвязаны. Новое огнестрельное оружие сделало беззащитными средневековые каменные укрепления. Это предопределило появление по периметру городов стен с земляными бастионами и обусловило звёздчатую форму линии городских укреплений. Города такого типа появляются во 2/3 16 в. Формируется возрожденческое представление об «идеальном городе» - городе наиболее удобном для проживания.

В организации городской территории архитекторы эпохи Возрождения следовали 3 основным принципам:
1. классовое расселение (для знатных - центральные и лучшие части города);
2. профессионально-групповое расселение остального населения (ремесленники родственных профессий - рядом);
3. разделение территории города на жилые, производственные, торговые и общественные комплексы.
Планировка «идеальных городов» должна быть обязательно регулярной или радиально-кольцевой, но выбор планировки должен быть обусловлен природными условиями: рельеф, водоём, река, ветры и т.д.

Обычно в центре города располагалась главная общественная площадь с замком или с ратушей и церковью посредине. Торговые или культовые площади районного значения в радиальных городах размещались на пересечении радиальных улиц с одной из кольцевых магистралей города.

Эти проекты также предполагали значительное благоустройство - озеленение улиц, создание каналов для стока дождевых вод и канализации. Дома должны были иметь определённые соотношения высоты и расстояния между ними для наилучшей инсоляции и проветривания.

Не смотря на свою утопичность теоретические разработки «идеальных городов» эпохи Возрождения оказали некоторое влияние на практику градостроительства, особенно при возведении небольших крепостных сооружений в сжатые сроки (г. Валетта, Пальма Нуова, Гранмикеле - к. 16 -17 вв.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...