Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Римские площади эпохи Барокко.




Среди художественно решенных площадей Рима следует отметить Капитолия (арх.Микеланджело 1538-1564) как предвестницу Барокко; площадь дельПопполо (1662-64), площадь собора Св.Петра (1656-1667) и Испанскую с Испанской лестницей (1721-25)

В данной части будет рассмотрен ансамбль, созданный Микеланджело, так как в его планировке хорошо видны элементы зарождающегося стиля Барокко.

Интересен факт установки в центре площади конной статуи Марка Аврелия (период античности), которая находилась на пустом пространстве несколько лет, тем не менее, она была способна его сформировать.

Площадь сочетает в себе элементы ренессансной традиции и нового стиля.

Вход на нее осуществляется по лестнице. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Музея, выявляющие симметричный трапециевидный план. Единообразное их решение акцентирует внимание зрителя на дворце Сенатора, служившем ратушей клерикального Рима. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.

Также Микеланджело использует ряд приемов для достижения оптического эффекта геометрической правильности:

- Мощение выполнено в форме эллипса (пересечение осей симметрии в месте установки памятника Марку Аврелию), при взгляде с лестницы сокращенного в перспективе и принимающего вид круга.

- В перспективе от входа на площадь здания музея оптически становятся параллельными, из-за трапециевидного плана площади.

Таким образом, ясно выявлено художественное начало площади Капитолия.

В реализованном проекте площади собора Св.Петра и других барочных площадей были использованы мотивы ансамбля Капитолийского холма.

 

Заключение

Таким образом можно проследить развитие планировки площадей в период от Раннего Возрождения до Раннего Барокко.

Следует отметить этапы эволюции площади.

Площадь средневекового города замкнута и эмоционально тесна, восприятие главных зданий раздроблено (Соборная во Флоренции).

Сохранение замкнутости, применение ряда художественных приемов для ее обеспечения. Положение малых форм и скульптуры на свободных от пешеходного и транспортного движения местах.

Расширение площадей при замкнутости, применение геометрически выверенного плана (прямоугольник, квадрат), единое архитектурное решение зданий с целью выявления главного, наполнение воздухом (Аннунциаты во Флоренции, Вогезов и Вандомская в Париже).

Художественные приемы в планировке, использование оптических эффектов, повышенное внимание к зрителю (Дофина в Париже, Капитолия и собора Св.Петра в Риме).

Раскрытие композиции площади к городу, оптическая и градостроительная связь с другими ансамблями (Пьяцетта в Венеции, Дофин в Париже, Капитолия и собора Св.Петра в Риме)

Жак-Анж Габриэль

Центральной фигурой в области архитектуры второй половины XVIII века являлся Жак Анж Габриэль (1698—1782) — «первый архитектор короля». Он построил и расширил множество церквей и дворцов во время правления Людовика XV и был одним из наиболее известных и продуктивных французских архитекторов XVIII века. От своего отца он унаследовал должность главного архитектора Людовика XV и президента Академии архитектуры в 1742 году. Габриель руководил почти всеми главными строительными проектами в годы правления Людовика XV. Под его руководством королевские церкви и дворцы были перестроены, расширены или обновлены, чтобы удовлетворять стандартам личного комфорта Людовика XV, в том числе замок Фонтенбло (1749), Ла-Мюрт (1746), Компень (1751) и Шуази; пристройки к Лувру (1755) в Париже; амбициозный проект Версальского дворца (1763), включая завершение его правого крыла и строительства здания Оперы и Малого Трианона; а также строительство Военной школы (1752) в Париже. Габриель снабдил практически все королевские резиденции театрами, построил также павильоны и галереи для некоторых из них и спроектировал охотничьи домики в главных царских лесных угодьях.

Наиболее значительной работой Габриэля было создание площади Согласия в Париже (первоначально площадь Людовика XV) (1755), спланированной как место установки прижизненного памятника Людовику XV.

Площадь Согласия входит в качестве основного звена в пространственную композицию, образующую архитектурный центр Парижа. Она представляет собой новый открытый тип городской площади. Если эспланады XVII века, типа Вандомской площади, замкнуты со всех сторон зданиями, то новая площадь была застроена лишь с одной стороны, с двух же боковых она ограничена зелеными насаждениями, с четвертой — рекой Сеной. В центре площади был установлен конный монумент королю. Во время Великой Французской революции конца века его сняли, и на его месте позже — в 1836 году — установили обелиск.

Основная идея планировки центра столицы принадлежала Ленотру. Габриэль включил свою площадь в ансамбль, имевший своим началом Лувр. Гигантская ось Парижа восток — запад образуется Лувром, площадью Согласия и проспектом Елисейских полей, являющимся кратчайшей дорогой в западные пригороды столицы, в том числе в Версаль. В начале XIX века эта магистраль получила свое завершение благодаря возведению арки Звезды; застроена она была позже — в середине века.

Ансамбль площади Согласия формируется симметричными зданиями Военного и Морского министерств, разделяемыми Королевской улицей (Рюруаяль), которая создает ее меридианальную ось.

Постройки Габриэля выражают «аристократическую простоту» в суровом, но гармоничном сочетании их объемов и смягченного классического орнамента. Он выделялся умением придавать большим постройкам величавые пропорции, примером этого является Военная школа. Он также известен использованием присоединенных колонн вместо пилястров на обоих (внешнем и внутреннем) фасадах. В стилистическом отношении особо примечателен построенный Габриэлем в 1770-х годах Малый Трианон в Версальском парке.

Творчество Габриеля явилось переходным, связующим звеном между архитектурой первой и второй половины XVIII века. В постройках 1760–1780-х годов более молодого поколения зодчих формируется уже новый этап классицизма.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...