Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Купольные сооружения Парижа 18 19




Собор Дома инвалидов в Париже. 1680—1706 мансар

Высота 107 м

Париж, Франция.

Собор Дома инвалидов, представляющий собой огромную купольную ротонду, — одно из наиболее значительных монументальных сооружений XVII в. в Париже. Фасад собора — образец изящества и симметрии. Центральная часть фасада выступает вперед и акцентирована дорическими колоннами в первом ярусе и коринфскими во втором; по сторонам фасад украшен статуями Людовика IX Святого и Карла Великого работы Кусту и Куазевокса. Собор венчает 27-миметровый (в диаметре) купол, покоящийся на двухъярусном барабане, который оформлен парными колоннами на первом этаже и большими полукруглыми окнами на втором. Собор Дома инвалидов стал важной высотной точкой Парижа, его мощный купол, декорированный военными трофеями, значительно изменил панораму города.

Церковь Св. Женевьевы (Пантеон) в Париже. Суффло

 

Церковь Св. Женевьевы, сейчас Пантеон, Париж, 1755—1790 - www.Arhitekto.ru Начало французского классицизма связано со строительствам церковь Св. Женевьевы в Париже, упрощенная форма которого свидетельствует о возникновении нового эстетического подхода. Она была спроектированная в 1756 году Жаком ЖерменомСуффло, но в 1791 г. в период Великой французской революции трансформировалась в «памятник Великой Франции».

Базилика Валь-де-Грас

Базилика Валь-де-Грас построена по распоряжению Анны Австрийской недалеко от Пантеона. Архитектором является Франсуа Мансар, и это - одно из самых значительных его произведений.
В основе композиции плана лежит традиционная схема купольной базилики. Центральный неф достаточно широкий и перекрыт цилиндрическим сводом. Купол находится над средокрестием. Фасад здания, как и фасад церкви Сорбонне, обращён к традиционному решению фасада, характерному для римского барокко. На фасаде видны два фронтона. Для декора использовался такой приём, как обработка рустами. Этот приём заключается в том, что пилястры заменяются рустованными лопатками. Фронтон второго этажа очень удачно расположился над фронтоном первого. В мощных спиральных валютах, которые связывают первый этаж со вторым, сказывается скрытое течение барокко. Купол очень мощный, размешён на высоком барабане. Взаимосвязь между частями усложнена тяжёлым декором. Вертикальная доминанта здесь подчёркнута ещё сильнее, чем в церкви Сорбонне. Пучки пилястр, членящие барабан, более мощные, и вся церковь выглядит более массивно, чем первая купольная церковь Парижа.
Строительство было завершено уже после смерти архитектора. Данный храм принято считать самым барочным. Валь-де-Грас великолепно сохранилась до наших дней.

 

Классицизм в архитектуре

Главной чертой классицизма в архитектуре считается обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, обоснованности наполнения пространства. Особенностью архитектурного классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Разделяют два периода в развитии классицизма:

 

Классицизм XVII века

Главной чертой классицизма в архитектуре считается обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, обоснованности наполнения пространства. Особенностью архитектурного классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Разделяют два периода в развитии классицизма:

Классицизм XVII века

Классицизм XVII века отражает подъем абсолютизма и выражается как

 

Английский классицизм

Его ярким представителем считается Иниго Джонс со своим произведением Куинс-хаус (Queen’sHouse – Дом королевы) в Гринвиче. Общие сочетания и отдельные формы здания геометричны и рациональны. В композиции преобладает спокойная, метрически расчлененная стена. Во всем господствуют равновесие и гармония, как и должно быть в архитектуре классицизма.

 

Еще одно творение Джонса – Собор Св. Павла (StPaulsCathedral) на площади Ковент-Гарден (CoventGarden), первый храм, построенный в Лондоне после Реформации. Как Джонс и обещал, он построил «самый красивый сарай в Англии», величавый, несмотря на небольшие размеры, а его простота обладает особым очарованием. Идеями Джонса загорелся его последователь Кристофер Рен, который создал проект реконструкции Лондона и добавил пару новшеств в архитектуру Джонса.

 

Банкетинг-хаус в Лондоне по благородной торжественности и последовательной ордерной структуре единственный в своем роде в Англии. Он состоит из двух ярусов, одинаковых по высоте, а его большая площадь застекления при малом заглублении окон лишает стену пластичности, придавая ей явно национальные английские черты.

Английский классицизм

В Англии архитектурные формы классицизма начали зарождаться в XVII в. Основоположником этого стиля считается зодчий Иниго Джонс, построивший несколько особняков со строгими формами. Признаками классических английских особняков, строившихся для аристократов и семейств среднего достатка, являются прямоугольный план, симметричное построение фасада, высокий парадный этаж и низкий верхний. Выходы в особняки выделялись портиками; по бокам их размещали обычно по два флигеля, соединенные с главным зданием чаще всего крытыми колоннадами, полукруглыми в плане.
Примером классического английского особняка для аристократов может служить здание Кельдстен Холла в Дербшире, построенное в 1761 —1765 г. зодчим Р. Адамом. В отличие от мелких особняков это здание имеет двухэтажные относительно большие флигели (по проекту их намечалось четыре).
Кроме особняков английские зодчие создали новые виды зданий залов приемов, библиотек и др. К ним относятся Банкетная палата в Лондоне (1621 г., зодчий И. Джонс) с ее торжественным залом и Радклифская библиотека в Оксфорде — купольное здание, цилиндрическое во втором ярусе, по проекту Гиббса (закончено строительством в 1747 г.).


Радклифская библиотека в Оксфорде.

Большой интерес для градостроителей классицизма представляет симметричная постановка двух крупных зданий, примененная для госпиталя в Гринвиче зодчим Кристофером Реном. Подобные комплексы являлись сильными архитектурными акцентами классической застройки городов, их новой градостроительной основой.


Госпиталь в Гринвиче.

 

Эскориал

10 августа 1557 года, в день праздника св. Лаврентия (Сан Лоренсо), смешанная англо-испанская армия одержала победу над французскими войсками в битве при Сен-Кантене. Город был варварски разграблен, а церковь Сан Лоренсо разрушена. Филипп II, с нетерпением ожидавший исхода сражения в Камбре, при радостном известии о победе дал обет воздвигнуть новый храм Сан Лоренсо. Будущее сооружение должно было вместить монастырь, личную резиденцию короля и во исполнение завещания покойного отца, Карла V,— усыпальницу испанских монархов.

Мученик Лаврентий был особенно близок испанскому сердцу, поскольку он происходил из Арагона. По преданию, план сооружения подражал решетке, на которой, согласно легенде, святой был сожжен заживо в 261 году по приказу римского императора Валериана.

Строительство Эскориала Филипп II поручил Хуану Баутисте де Толедо, своему главному архитектору, которого он еще в 1559 году вызвал из Италии, где тот учился и долго работал в Неаполе и Генуе.Постепенно имя Хуана де Толедо отошло на второй план и почти стерлось перед именем Хуана де Эрреры (около 1530—1597), его молодого талантливого помощника, который возглавил строительство в 1567 году и стал общепризнанным создателем Эскориала. План Эскориала — прямоугольник с четырьмя башнями по углам (высота 56 м) — обнаруживает близость к планам старых испанских алькасаров. Такие дворцы-крепости, воздвигаемые в древних городах Испании, составляют наследие национальной архитектуры, восходящее к далеким истокам.

И все же задуманный Хуаном де Толедо ансамбль, хотя и резко отличался от осуществленной постройки, заключал в себе ее план, выдержанный в принципах строгой симметрии. При всей приверженности Хуана де Толедо итальянской традиции этот план оказался совсем необычным. Он представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208Х162 м, рассеченный главной осью, которая акцентирует вход с запада на восток. Лишь в восточной части выделен небольшой выступ, где находились личные апартаменты короля. В каждом из отсеков расположение зданий и внутренних дворов подчинено основному принципу деления плана на геометрически правильные прямоугольные ячейки. Ансамбль завершает увенчанный куполом собор Сан Лоренсо.

План Эскориала:

1. Дворец. 2. Дворец инфантов. 3. Главная капелла. 4. Покои Филиппа II. 5. Сакристия. 6. Нижняя галерея. 7. Двор евангелистов. 8. Собор. 9 —11. Монастырь. 12. Библиотека. 13. Двор царей. 14. Хор. 15. Нартекс. 16 —17. Коллегия

Однако современные испанские исследователи стремятся обнаружить более сложный, многосоставный характер происхождения общей композиции Эскориала и его плана. Некоторые высказанные им предположения довольно любопытны. Гипотеза Луиса Мойя Бланко исходит из замечания Хосе Сигуэнсы о том, что строительство Эскориала было задумано Филиппом II как своеобразное возрождение на испанской земле библейского храма царя Соломона в Иерусалиме. Эта мистическая идея, казалось бы, далекая от какого-либо конкретного прообраза, поскольку храм Соломона бесследно погиб, по мнению Бланко, не имела в XVI веке характера отвлеченной метафоры, а находила реальную почву, базируясь на древней архитектурной традиции стран Переднего Востока в сооружении различных замков. Возможно, продолжает исследователь, что планы этих сооружений, известные еще в средние века христианским пилигримам, крестоносцам и мусульманским путешественникам, могли попасть в руки Филиппа II.

Следуя стремлениям короля к простоте, строгости и авторитарности, Хуан де Эррера увеличил все здание, удвоив число этажей и объединив четыре фасада на одном уровне общим карнизом. Он достиг редкой соразмерности четкого силуэта и объемно-пространственной композиции всего комплекса. Так, Хуан де Эррера очень верно нашел пропорциональное соотношение между куполом собора, угловыми башнями и горизонталями сильно протяженных фасадов. Решение этих колоссальных пятиэтажных фасадов — одно из самых смелых новшеств испанского зодчего. Выразительность фасадов строится на подчеркнутом лаконизме гладкой, словно уходящей в бесконечность плоскости стены. Часто расположенные окна и горизонтальные тяги здесь — не украшения, а необходимые элементы композиции, подчиненные общему широкому движению, его единому, мерно повторяющемуся ритму. Многочисленные постройки Эскориала, выдержанные Хуаном де Эррерой в одном монументальном стиле, включены в четкую геометрическую систему архитектурного комплекса. Дух ясной математической логики пронизывает образ Эскориала, определяет язык его пропорций, ритмический строй, детали и формы, сведенные к простым геометрическим телам — кубу и шару. Нельзя не восхищаться мастерством архитектора, так глубоко почувствовавшего идеалы своего времени, а также своеобразием его личности, примечательной во всех отношениях.

Арх. Тв. Палладио

Творчество Палладио

Современник ВиньолыАндреаПалладио (1508—1580), творчеством которого завершается период позднего Ренессанса, ограничил свою деятельность родным городом — Виченцей, но его роль в развитии итальянской и мировой архитектуры выходит далеко за пределы Северной Италии.

В этом городе он создал легкое и воздушное здание базилики. В ее аркаде осуществлена комбинация архитрава и архивольта, чрезвычайно облегчившая впечатление от стены.

Работы Палладио характеризуют совершенство в построении ордера, прекрасная отработка деталей и особая пластичность, мягкость всех элементов архитектуры. Палладио построил в Виченце ряд палаццо, а в ее окрестностях — несколько вилл для местной знати.

Палаццо, построенные Палладио, двухэтажные, что характерно для Северной Италии, фасады их оформлены с использованием ордеров, но в каждом они введены в особом варианте.

Свои принципы Палладио еще в большей степени реализовал в палаццо Кьерегати (строительство началось в 1551 г.), который позднее стал примером для многих сооружений раннего барокко.

В палаццо Изеппо да Порто первый этаж, обработанный рустом, играет роль пьедестала, на котором установлены ионические полуколонны второго этажа.

В палаццо Вальмарано применена уже другая система: здесь использован так называемый большой ордер в виде коринфских пилястр, охватывающих оба этажа.

В наиболее известном палаццо Капятаниато использован большой ордер в виде коринфских полуколонн, по первому этажу проходит лоджия. Другие палаццо Палладио дают иные, каждый раз особые варианты применения ордерных порядков. Ни у одного из архитекторов Возрождения ордера не получали столь широкого и разнообразного применения, не говоря уже о совершенстве воспроизведения в пропорциях и пластике.

Чрезвычайный интерес представляют виллы Палладио. Они развивают в разных вариантах одну принципиальную схему: основной призматический объем с портиком и венчающим его фронтоном дополняется по сторонам галереями, завершаемыми небольшими флигелями. Этот тип композиции был воспринят и широко использован архитектурой классицизма — западноевропейской и русской.

Наиболее известная вилла Палладио — вилла Ротонда (заложена в 1553 г.) — не имеет боковых галерей и в этом отношении является исключением среди других аналогичных сооружений. План ее квадратный. Четыре идентичных фасада наделены колонными портиками с фронтонами. Здание увенчано плоским куполом, его центрирующим. Как всегда у Палладио, в этом сооружении пленяет изумительная гармоничность пропорций.

Одной из его значительных построек является театр Олимпико, строительство которого в Виченце было начато в 1555 г. и завершено архитектором Скамоцци в 1585 г.

Творчество Палладио оказало огромное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма второй половины XVIII и первой половины XIX века.

Архитектура Леду

Годы жизни: 1736–1806

Клод Никола Леду, известный французский зодчий, один из родоночальников стиля ампир. К. Н. Леду внес немалый вклад в облик французской столицы и пригородных районов. Одним из интересных проектов стал Шо. Город задумывался, как идеальный образец Ренессанса с единой концепцией зданий различного назначения. Однако проект был реализован частично.

После того как Леду оригинально оформил деревом одно кафе, его заметили и он стал одним из модных архитекторов того времени. В 1760 годах и в начале 1770 годов он выполнил несколько архитектурных проектов для частных домов богатейших людей Франции в прогрессивном неоклассическом стиле. Среди этих работ сохранились, например, павильон Хоккар (1764-1770), дворец Бенювиль в Нормандии (1770) и известный павильон мадам Дюбарри в Лювесьенне (1771 — 1773).

Революция прервала карьеру Леду, однако, будучи в заключении, он вернулся к созданию проекта соляных разработок, который реализовывал по заказу Людовика XVI в Арк-э-Сенане в 1773—1779 гг.

Он спроектировал поселение, где дома рабочих располагались вокруг солеваренного завода, отходя от него по концентрическим лучам. Он сумел воплотить только половину своего замысла, так как сохранившиеся здания представляют собой упрощенные кубические и цилиндрические формы, образующие приземистые, массивные, грубо обтесанные версии архитектурных форм классического стиля. Он развернул полукруглую форму этого комплекса в репрезентативное ядро своего идеального города Шо (1785—1804), проект которого опубликовал в 1804 г. под названием «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов и закона». План города, который он спроектировал для того, чтобы создать адекватные условия для производства и комфортного проживания рабочих, стал прототипом будущих проектов Роберта Оуэна и других утопических социалистов XIX века. Соляные разработки, превращенные Леду в овальный центр города Шо, можно рассматривать как один из первых образцов промышленной архитектуры, так как в нем производственные помещения были сознательно объединены с жилищами рабочих.

Театр в Безансоне

(1775-17840 был построен в новом революционном стиле, где были предусмотрены места как для обычной публики, так и для высших слоев общества. Частные дома, которые он проектировал в 1780 годах, характеризуются такими эксцентричными чертами, как, например, необычная планировка, перемежающиеся профили, а также несколько необычное использование дорических элементов.

Сам Леду также был арестован во времена Великого террора, и это событие, а также смерть нескольких членов его семьи послужили причинами того, что он прекратил свою работу и перестал заниматься архитектурой. После освобождения из тюрьмы Леду провел свои последние годы за написанием книги «Архитектура в отношении к искусству, традициям и законодательству» (1804), в которую были включены также гравюры его работ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...