Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Социальная работа как организационная система




Тема 7. Социальная работа как организационная система

Вопросы для повторения:

1. Общее понятие о теории организации как подсистеме мето­дологии управления.

2. Принципиальные подходы к образованию, функционированию и разрушению систем.

3. Миссия организации, обобщенная характеристика миссии организации.

4. Организационная культура и организационная стратегия со­циальной работы.

5. Организационное целеполагание социальной работы.

6. Особенности организационного целеполагания социальной работы на муниципальном уровне.

Творческое задание:

1. Миссионерская роль социальной работы.

2. Особенности формирования социально-демографического компонента человеческого потенциала в России.

3. Гуманистическая составляющая социальной работы.

 

Тема 8. Профессионализм и аттестация специалистов социальной сферы

Вопросы для повторения:

1. Профессионализм и аттестация специалистов социальной сферы

2. Общее понятие о профессионализме работников социальной сферы.

3. Права и обязанности менеджеров социальных служб по под­готовке и переподготовке кадров.

4. Подходы к аттестации социальных работников в социальных службах.

5. Теоретический аспект проблемы повышения эффективности социальной

работы

Вопросы для обсуждения:

1. Современный подход к оценке эффективности социальной работы.

2. Профессиональный портрет социального работника в трудовой деятельности

3. Оценка персонала как фактор повышения эффективности труда

социальных работников.

4. Методы оценки персонала.

5. Аттестация как комплексный метод оценки социальных работников.

Практикующее упражнение:

1. Сравните и сопоставьте практический опыт применения аттестации социальных работников в социальной сфере.

2. Что вы понимаете под профессиональным призванием? Привидите примеры из практического опыта.

3. На основе материалов периодической печати, журналов, отражающих
проблематику социальной работы, найдите положения, подтверждающие
действие  профессиональное мастерство, какой смысл вкладывается вэто понятие?

4. Являясь руководителем учреждения социальной защиты, предложите развёрнутую схему мероприятий, направленных на взаимодействие специалиста по социальной работе и клиентов социальных служб?

5. Почему специалист в области социальной работы должен контактировать с другими специалистами социальных служб, образовательных, лечебных и других учреждений?

6. Почему духовно-нравственные, этические качества специалиста по социальной работе являются неотъемлемым компонентом его профессиональной деятельности?

7. Перечислите основные требования к знаниям, умениям и навыкам специалиста по социальной работе, используя федеральные законы, подзаконные нормативно-правовые акты, ведомственные документы литературные источники.

8. Какими личностными качествами должен обладать специалист по социальной работе?

9. Перечислите основные принципы Национального кодекса этики социального работника.

10. Каковы, по вашему мнению, основные методы улучшения профессиональной подготовки и социального воспитания специалистов в области социальной работы, всех работников социальных служб.

 

Тема 9. Социальные службы как институциональная основа управления

Вопросы для повторения

1. Институциональные признаки социальной службы: правовой статус, организационную структуру и функции.

2. Основные виды социальных служб, сложившиеся к середине 90-х годов: государственные, коммерческие, смешанные, службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.                 

3. Виды помощи, оказываемой различными социальными службами.

Вопросы для обсуждения

1. Почему формирование государственной системы социальной помощи началось с создания управленческих структур?

2. Объясните причины создания новой государственной службы.

3. Назовите виды учреждений социальной службы и их основные задачи.

 

Тема 10«Принципы устройства организации. Основные понятия и виды организационных структур управления »

Вопросы для повторения:

1. Охарактеризуйте разделение труда в сфере управления

2. Как вы понимаете структурное представление организации

3. Раскройте структуру управления социальной работой на трех уровнях федеральном, региональном и муниципальном

Вопросы для дискуссии:

1. В чем заключается наличие компонента предпринимательской деятельности в системе социальной работы.

2. Назовите основные достоинства и недостатки различных типов управленческих структур: линейная, линейно-штабная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизионалъная.

Практикующие упражнения:

1. Дайте анализ существующей управленческой структуры конкретного учреждения или службы социальной работы.

2. Выявите достоинства и недостатки, а также предложите варианты изменения структуры, с целью повышения эффективности управленческой деятельности.

 

Раздел 3 Особенности управления в организациях, учреждениях и службах системы социальной работы

Тема 11 Мотивация труда социальных работников

Вопросы для повторения:

1. Какую роль играло становление понятия мотивации в развитии практики управления?

2. Сравните модели мотивации Маслоу с моделями Мак Клелланда и Герцберга.

З. В чём разница между содержательными и процессуальными теориями мотивации?

4Какую роль в мотивации играет вознаграждение?

5. Какова степень применения теории ожидания в практике управления?

Вопросы для обсуждения:

1. Одним из методов удовлетворения потребностей является создание условий для социальной активности членов организации вне её рамок. В роли руководителя учреждения социального обслуживания определите такие условия.

2. Потребности возбуждают в людях стремление к достижению цели. Почему из этого следует, что при управлении людьми следует стремиться создавать такие ситуации, при которых люди начинали бы верить, что они смогут удовлетворить потребности, если направят усилия на достижение целей организации

3. Выберите из вашей практики ситуацию, в которой требуется мотивация, и покажите последовательно, шаг за шагом, как в ней будет работать модель Портера - Лоулера.

4. Мак Клелланд описывал поведение людей, используя потребности трёх видов: власти, успеха и принадлежности. Какую роль играют эти потребности в его теории мотивации?

Ситуация для обсуждения:

Елена Волкова является директором центра социального обслуживания. Ей подчиняются 20 женщин и 8 мужчин. Все они выпускники колледжей и имеют, по крайней мере, 8 лет производственного стажа. У Волковой есть диплом об окончании педагогического вуза, но она всего четыре года работает по специальности.

Основная проблема Волковой - отсутствие уважения и поддержки со стороны её подчиненных. Волкова обдумывает возможные варианты действия, которые побудили бы её подчиненных оказывать ей большее уважение и откликаться на её требования. Разработайте мотивационный план для Е. Волковой. При разработке плана необходимо опираться на использование принципов содержательных теорий мотивации.

Упражнение 1. Ценностные ориентации и мотивации социаль­ного работника.

Оцените себя по шкалам.

1. Я обладаю развитой, необходимой для деятельности эмпатией (сопереживание).             54321012345   На сопереживание другим у меня не хватает сил и времени.
2. У меня склонность быстро включаться в поиск методов, приемов решения проблем клиента.    54321012345 Я не могу быстро активно включиться в проблему клиента, для этого необходима определенная " настроенность".
3. У меня ежедневная привычка анализировать итог своего рабочего дня (успехи и неудачи), делать записи.   Я ухожу от самоанализа себя и своей работы. Меня это раздражает (угнетает).
4. Я развиваю в себе рефлексию (знание и понимание себя, сравнение с другими людьми, коллегами).   Считаю излишним " копаться" в себе, сравнивать себя с другими.
5. Я стараюсь осознавать свои успехи, результаты деятельности, отношения с людьми.   Я стараюсь " отключить" себя от работы в домашних условиях.

Тема 12. Проблемы управления персоналом в системе социальной работы

Вопросы для повторения:

1. Охарактеризуйте организационно-управленческий механизм кадровой политики учреждения социального обслуживания с точки зрения следующих аспектов:

Кадры социальной работы;

Кадровый менеджмент;

Системный подход к развитию персонала в социальной сфере;

2. Назовите важнейшие условия, которые необходимо учитывать
при формировании кадровой политики

3. Дайте характеристику составных элементов кадровой политики

4. Охарактеризуйте основные элементы комплексной системы управления персоналом

5. Дайте характеристику основных этапов управления персоналом 6. Назовите условия и факторы результативной работы м

Вопросы для обсуждения

1. Почему необходимо управление персоналом?

2. Как вы понимаете функцию управления персоналом и видите её в структуре управления организацией социальной защиты?

3. Какую роль играет анализ должности при приёме на работу сотрудников?

4. Зачем организация пользуется временными работниками для выполнения работ?

5. Что такое отбор персонала? Кто принимает решения? Какие факторы и как влияют на отбор персонала?

6. Сравните и сопоставьте эффективность таких методов набора, как
публикация объявлений, специальные мероприятия, найм практикантов и другие.

7. Что, по Вашему мнению, надо делать регулярно, чтобы повысить заинтересованность новых работников, ускорить их адаптацию и снизить текучесть?

8. Каким образом соотносятся между собой понятия «лидер», «руководитель», и «начальник»? Как они возникают и насколько совпадают друг с другом? Можно ли считать, что для каждого из них характерен свой стиль управления?

9. Многие организации исходят из того, что если человек может выполнить работу технически, то он сможет так же хорошо работать с людьми и быть концептуально грамотным. Согласны ли Вы с такой постановкой вопроса? Свой ответ обоснуйте.

 

Тема 13 Организация труда в социальных учреждениях. Права социальных работников

Вопросы для повторения:

1. Дайте определение понятия «организация труда» и объясните в каком соотношении оно находится с понятием «организация управления». ;

2.. Перечислите основные направления научной организации труда. Применяемые в работе органов социальной защиты населения.

3. Какое место занимает разделение труда в системе элементов организации труда и какие виды разделения труда принято выделять?

4. Какие задачи решаются в процессе кооперации труда?

5. Каково экономическое и социальное значение дисциплины труда как элемента организации труда? Назовите основные пути и методы укрепления дисциплины труда в организации социального обслуживания.

6. Что входит в комплекс «условия труда»?

7. Какие задачи рассматриваются НОТ?

8.. Как влияют условия труда на качество предоставляемых услуг населению? ;

9. Каковы факторы утомляемости социального работника в процессе его трудовой деятельности?

10. Каковы пути улучшения условий труда в учреждениях социальной защиты, и какие существуют проблемы в этой области?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...