Раздаточный материал. Семинар 1. Ситуация для анализа. Вопросы для обсуждения ситуации. Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Семинар 1. Ситуация для анализа. Свод законов царя Вавилонии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э. ) Некоторые законы мудрейшего правителя древности поучительны для потомков. -Согласно одному из них родители могли продавать детей, если к тому их принуждала нищета. -Если достоянием общественности становилась измена со стороны женщины, то ее бросали в воду на погибель, а на неверного мужа можно было только жаловаться в суд. -За несправедливое обвинение клеветник наказывался по суду обстриганием волос у виска. -За убийство мужа виновницу сажали на кол. -За злословие на родителей отрезали язык. -За побои и драки – отрубали руку. -Муж ничего не получал из приданного покойной жены – оно принадлежало детям. -Напротив, вдове возвращали ее приданное и подарки мужа, она пользовалась оставленным имуществом совместно с детьми. -Начальники за притеснение подчиненных подвергались смертной казни. -За воровство полагалась смертная казнь. За кражу со взломом грабителя убивали у стены дома и закапывали на месте. -К вору приравнивался продавший чью-то потерянную вещь, а также ее покупатель, не доказавший, что он купилб не заведомо краденое. -Хирург, сделавший удачную операцию знатному человеку, получал 10 сиклей, простому – 5, но за неудачную – лишался рук. -Архитектора вознаграждали сообразно величине постройки (за каждую единицу пространства). Если дом обрушился и задавил хозяина, архитектор подвергался казни; если погибал сын хозяина, казнили сына архитектора. В случае замеченных погрешностей постройки ремонт производился архитектором и за его средства. Те же принципы действовали по отношению к представителям других профессий.
Кодекс законов Хаммурапи рассматривал проступки исключительно с учетом нанесенного материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Свод законов
гарантировал право на личную безопасность всем гражданам общества. Принято считать, что законы Хаммурапи впервые создали организованное культурное государство, которое взяло на себя защиту подданных и отмщение убийцам.
Вопросы для обсуждения ситуации 1. Можно ли считать данный документ свидетельством зарождения человеческой гуманности. Какие позитивные и негативные стороны наблюдаются у этого явления? 2. Чьи интересы защищали эти законы? 3. Признаки зарождения каких современных управленческих функций можно заметить на данном этапе развития науки управления? Ситуация для анализа. Из книги китайского реформатора Шан Яна (390-338 гг. до н. э. ) Порядок в государстве достигается тремя путями: законом, доверием и властью Если правитель выпустит из своих рук власть ему грозит гибель. Если правитель и сановники пренебрегают законом и действуют, исходя из личных побуждений, неизбежна смута. Поэтому, если при введении закона проводится четкое разграничение прав и обязанностей и при этом запрещается нарушать закон в корыстных целях, будет достигнуто хорошее правление. Если властью распоряжается только правитель он внушает трепет… … Все привилегии и жалования, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного – из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И тогда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные …
Всякий, кто ослушается приказа царя, нарушит государственный запрет, либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшей снисходительности, будь он первым советником царя, полководцем, сановником… или простолюдином Вопросы для обсуждения ситуации 1. Учитывая тот факт, что в рассматриваемый исторический период В Китае возникло первое могучее рабовладельческое государство и начало развиваться крупное строительство, как и каким образом оценить значение проводимых реформ? 2. К какому стилю руководства можно отнести законы Шан Яна? 3. Как осуществлялось стимулирование деятельности подчиненных
Семинар 2. Ситуация для анализа 1. В книге Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати Цезарей» даётся описание жизнедеятельности Тиберия. Проанализируйте пп. 27-34, 37 жизнеописания. Применительно, к какой школе управления можно отнести стиль и деятельность Тиберия по управлению государством? Свой ответ обоснуйте. 2. На основе материалов периодической печати, журналов, отражающих проблематику социальной работы, найдите положения, подтверждающие действие принципов школы административного управления. 3. Одно из положений доктрины человеческих отношений гласит: «человек представляет собой социальное животное». Как вы понимаете это утверждение? Решение проблем человека- дело руководителя. Так гласит одно из положений доктрины «человеческих отношений».
Семинар 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|