Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Принципы, содержание социального воспитания в воспитательных организациях




 Принципы, содержание социального воспитания в воспитательных организациях

       

   Принципы социального воспитания:

   Наиболее общей задачей социального воспитания является создание условий для достижения его членами эффективной социализированности, т. е становление у человека таких качеств как мобильность и устойчивость. В качестве ведущих, выступают принципы организации социального опыта:

   • принцип целостной ориентации (в основе данного принципа лежит присвоение человеком ценностей, характерных для данного общества. Реализация этого принципа способствует становлению социально ценных взглядов, отношений, убеждений, поведения человека);

   • принцип природосообразности (базируется на представлении о человеке как о существе обществееном и природном, о единстве всех его психофизических и соиальных свойств. Этот принцип позволяет выявить психологические основания становления гуманитарной позиции человека в обществе).

   • принцип культуросообразности; (способствует присвоением человеком общекультурных ценностей и осознание многообразия культур, становление отношения к каждой культуре как к ценности).

   • принцип центрации социального воспитания на развитии человека; (способствует осознать уникальность каждого человека)

   • принцип дополнительности (комплементарности); (позволяет осознать все многообразие общественных отношений, понять, что каждый человек не похож на другого и вносит свой вклад в развитие общества).

   • принцип социальной ответственности (способствует утверждению в обществе норм гуманитарности по отношению к людям, отклоняющимся от социальной нормы).

   Выделены, в частности, следующие основные направления, определяющие содержание социального воспитания:

   • гражданское воспитание, направленное на воспитание гражданина, патриота своей страны, для которого ценности, идеалы, нормы и правила сложившиеся в государстве выступают ориентирами и руководством в самореализации (В. В. Зеньковский, А. В. Луначарский, Н. Н. Иорданский и др. );

   • общественное воспитание, предусматривающее воспитание социально-активной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В. В. Зеньковский, Н. Н. Иорданский);

   • формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством и стремящееся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него и общество (Н. Н. Иорданский);

   • исправление последствий негативного социального воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему и таким образом обеспечивая наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский);

   • навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран, имеющие место в деятельности различных стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни наиболее приоритетные и стремящихся экспортировать их на соседние, создавая наиболее благоприятную среду в них для своей культуры и экономической экспансии. 
     

 Семья как институт и фактор социализации

 

   Социальный статус семьи как института социализации определен давно и однозначно: быть базовым фактором социализации.

   Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества-родительства-родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

   Существование семьи как социальной общности и как места рождения и социализации детей основано на массовой потребности людей в семейном образе жизни.

   Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании, создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.

   Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений, от страстно-любовных до неприязненно- враждебных: любовь, дружба, синтонность, аттракция, симпатии и другие виды эмпатийных переживаний.

   Более принятой является классификация функций семьи на специфические и неспецифические.

   Неспецифические функции институт семьи был вынужден освоить под давлением складывающихся социально-исторических условий. Специфические функции семьи определяются ее сущностью, ее социальной природой: репродуктивная (рождение детей); социализирующая (обеспечивающая воспитание детей); охранительная (ответственность за защиту членов семьи).

   Социологи считают, что в XX в. произошел «перехват» семейных функций, т. е. семья присвоила себе ряд функций других социальных институтов (образовательных, правовых, обслуживающих, досуговых и др. ).

   Так, неспецифическими функциями семьи являются: накопление и передача собственности и статуса, организация производства и потребления, ведение домашнего хозяйства; организация досуга, связанного с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, микроклимате, способствующем снятию напряжений, развитию каждого члена семьи.

   Семья как институт социализации претерпевала и продолжает претерпевать существенные изменения. Традиционные семьи имеют родственно-семейный тип организации, а современные - ценностям рода предпочитают экономические и личностные интересы.

   Основными трансляторами социальных и культурных ценностей, главными «фигурами», влияющими на решение задач воспитания и социализации, были и остаются родители ребенка.

   Это не значит, что старшие члены семьи (бабушки, дедушки, тети, дяди) или старшие дети в многодетных семьях не могут быть реальными и равноправными участниками этих процессов.

   Однако реальная ценность производимых ими воздействий находится в прямой зависимости от социальной, гражданской позиции и включенности в жизнедеятельность не только семьи, но других социальных групп.

   Следовательно, в каждой семье складываются неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий. Культивирование в каждой семье ценностного отношения к каждому ее члену, его индивидуальным проявлениям, соблюдение прав и свобод, создание условий для творческой самореализации, формирование личной ответственности за все происходящее в семье могут превратить ее в личностно-развивающее пространство. 
     Подробнее см.: Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –– СПб.: Речь, 2004. – 272 с.

   Минненур Ахметхановна Галагузова, Галина Николаевна Штинова, Юлия Николаевна Галагузова: «Социальная педагогика: учебник для вузов», М. 2008.

   И др. учебники!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...