Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторский коллектив 2 страница




 

[70] Flateyjarbö k. Bd. III. Bis. 101.

 

[71] Cp. в связи с этим: Mitterauer М. Ahnen und Heilige… S. 297, 314–330; Althoff G. Namengebung und adliges Selbstverstä ndnis // Nomen et gens: Zur historischen Aussagekraft frü hmittelalterlicher Personennamen / hrsg. v. D. Geuenich, W. Haubrichs, J. Jarnut. Berlin; N. Y., 1997. S. 130–131. (Ergä nzungsbä nde zum Reallexikon der germanischen Altertumskunde; 16); Mitterauer M. Traditionen der Namengebung… S. 91‑ 134.

 

[72] Разумеется, эту историю можно счесть не совсем корректным примером дарения своего имени при жизни, поскольку конунг Магнус совершил этот акт, находясь на смертном одре.

 

[73] Во второй половине XII–XIII вв. отдельные княжеские антропонимы все же проникали в ближайшее окружение Рюриковичей. Как правило, речь идет об именах, которые в самой династии уже вышли из употребления или, во всяком случае, стали заметно менее востребованы. Такие именования могли даваться, например, сыновьям княжеских воспитателей или кормилиц (? ). Характерно, однако, что эти дети никогда, насколько мы можем судить по источникам, не получали ни имени князя, при дворе которого обретались, ни имен его ближайших предков и родичей по мужской линии. См. подробнее: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена половецких князей: Междинастические контакты сквозь призму антропонимики. М., 2013. С. 201–208.

 

[74] Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей… С. 71–110.

 

[75] Мы намеренно не останавливаемся здесь на знаменитой статье об изгойстве из «Устава Всеволода»: «Изгои трѡ и: поповъ с(ы)нъ грамоты не оумѣ єть, холопъ из' холопьства выкү питсѧ, коупѣ ць ѡ дол'жаєть. А се четвертоєизгоиство и себе приложимъ: аще кн(я)зь ѡ сиротѣ єть» (Древнерусские княжеские уставы: XI–XV вв. / изд. подгот. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 157. § 17). Время возникновения текста как такового, а тем более приписки о четвертом, княжеском, изгойстве, вызывает серьезные разногласия у исследователей, не является абсолютно прозрачным и ее содержание. Тем не менее целый ряд наглядных фактов, когда внуков – сыновей рано умершего князя – явно обходят при разделе дедовского наследия между членами правящего рода, недвусмысленно свидетельствует об ущербном положении такого рода сирот, каким бы термином оно ни обозначалось в домонгольской Руси.

 

[76] Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне: ист. – филол. исследования. М., 2009. С. 96–101. (Древнейшие госва Воет. Европы, 2007 год).

 

[77] Кучкин В. А. Чудо св. Пантелеймона и семейные дела Владимира Мономаха // Россия в средние века и новое время: сб. ст. к 70‑ летию Л. В. Милова. М., 1999. С. 59–60, с указанием литературы.

 

[78] «…ѧ зъ есмь с твоимъ ѿ цмь а съ своим братомъ Андрѣ емъ хрстъ цѣ ловалъ на томъ ӕ ко кто сѧ наю ѡ станетъ то тыи будет ѡ боимъ дѣ темъ ѿ ць и волость ѹ держати а потомъ к тобѣ хрстъ цѣ ловалъ есмь имѣ ти тѧ снмъ собѣ и Володимирѧ искати нын же сну аче ти есмь Володимирѧ не добылъ а се ти волость и да ему Дорогобужь и Пересопницю и всѣ Погориньскиӕ городы» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 487–488); в случае переиздания летописи мы, кроме специально отмеченных случаев, всегда ссылаемся на последнее издание.

 

[79] Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей… С. 296–318.

 

[80] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 677.

 

[81] Там же. Стб. 708.

 

[82] Поначалу, как известно, отношения Рюрика Ростиславича и его зятя Романа Мстиславича были исключительно близкими. Рюрик, в частности, активно помогал Роману добывать Галич и, по просьбе последнего, посылал ему туда в помощь своего родного сына Ростислава. Ко времени гибели Романа эти отношения были безнадежно испорчены. Этот князь, как известно, насильственно постриг своего тестя Рюрика, его жену и дочь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 420–421, 425–426; ср.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Насильственный постриг княжеской семьи в Киеве: от интерпретации обстоятельств к реконструкции причин // Средневековая Русь. Вып. 10: К 1150‑ летию зарождения рос. государственности / отв. ред. А. А. Горский. М., 2012. С. 135–169). Однако одним из первых деяний Рюрика, сбросившего «чернечьскъı ѣ портъı » после смерти зятя, стала попытка осадить Галич (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 426–427; Т. 2. Стб. 717; Т. XXV. С. 108; ср.: Домбровский Д. Вступление Мстислава Мстиславича в борьбу за Галич // Средневековая Русь. С. 170–196). По всей видимости, Рюрик исходил из того, что обладает неким правом распоряжаться этим столом.

 

[83] Внутридинастический брак на Руси был одним из весьма эффективных средств заключения междукняжеских политических и военных союзов. Одной из целей браков Рюриковичей между собой могло быть прекращение конфликта, противопоставившего две разошедшиеся ветви правящего рода. Подобный замысел не всегда оказывался успешным, но известно достаточно случаев, когда это традиционное средство средневековой политики становилось вполне продуктивным (Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Случалось ли князьям домонгольского времени брать в жены близких свойственниц? Политические выгоды, церковные запреты, прецедент // Факты и знаки: Исследования по семиотике истории. Вып. 3. М.; СПб., 2014. Гл. 4. С. 72–105). Немалую роль в его действенности играло, разумеется, появление общих внуков или детей сестер, заново объединявшее кровным родством представителей недавно враждовавших кланов.

 

[84] Владимир Давыдович, внук Святослава Ярославина, родоначальника черниговской линии, погиб в 1151 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 334; Т. 2. Стб. 438), а его дядя, Роман Святославич, – в 1079 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 204; Т. 2. Стб. 195–196; Т. З. С. 18).

 

[85] Так называемые перекрестные браки, когда брат и сестра из одной семьи оказывались мужем и женой родных сестры и брата из другой семьи, противоречил каноническим установлениям, и обычно Рюриковичи подобных матримониальных союзов не заключали. По‑ видимому, лишь крайняя шаткость собственного положения после смерти отца могла заставить Олега нарушить этот запрет и жениться на дочери киевского князя Ростислава, брат которой, Роман, еще много лет назад взял в жены сестру Олега. Подробнее о ситуации этого неканонического брака см. в работе: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Случалось ли князьям…

 

[86] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522–524.

 

[87] Там же. Стб. 525–526; ср. также: 579, 599–600.

 

[88] Имя Олег в полном соответствии с традицией договора между братьями получит один из младших детей Игоря Святославича, родившийся при жизни дяди (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 600), еще моложе был Святослав Игоревич, получивший свое имя в честь деда (Там же. Т. 1. Стб. 491–492; Т. 2. Стб. 604).

 

[89] Там же. Т. 2. Стб. 569. Об этом слове см.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена… С. 97–101, с указанием литературы.

 

[90] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 633–634.

 

[91] Там же. Стб. 718.

 

[92] Гуркин С. В. К вопросу о русско‑ половецких матримониальных связях [часть 1‑ я] // Дон. археология. 1999. № 2. С. 40–50; Он же. К вопросу о русско‑ половецких матримониальных связях [часть 2‑ я] // Там же. № 3–4. С. 41–54; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена… С. 20–25, 248–266.

 

[93] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 659.

 

[94] Там же. Стб. 740.

 

[95] Существенно при этом, что Игорь Святославич, судя по всему, не был крестным отцом сына Кончака. Юрий Кончакович, да и другие половецкие князья, получавшие христианские имена русских князей, по всей видимости, оставались язычниками, во всяком случае, все летописные источники последовательно продолжают характеризовать их как поганых и окаянных. Христианские имена кочевников в данной ситуации отнюдь не являются маркером их конфессиональной принадлежности, но выступают как своеобразный дипломатический инструмент в процессе заключения договоренностей (см. подробнее: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Русские имена… Passim. ).

 

[96] Золотая Орда в источниках: в 5 т. Т. 3: Китайские и монгольские источники / пер., сост., ввод. ст. и коммент. Р. П. Храпачевского. М., 2009. С. 228.

 

[97] ПСРЛ. Т. 2. Стб. 532.

 

[98] Там же. Стб. 521–522.

 

[99] Имя Ярополк принадлежит к той группе антропонимов, которые, будучи изначально династическими, к концу XII в. все реже употреблялись самими Рюриковичами, зато могли иногда появляться за пределами княжеского рода, у его ближайшего окружения. Так, Ярополком звался один из сыновей княжеского воспитателя, приближенного уже упомянутого нами Владимира Ярославича Галицкого. По‑ видимому, модель наречения половецкого наследника в чем‑ то напоминала в данном случае модель, по которой дано было имя этому кормиличичу. См. также выше примеч. 8 на с. 64–65 к настоящей работе.

 

[100] «… да се Василю шлю тѧ. иди к Василкови тезу своєму. с сима ѡ трокома. и молви ѥ му тако…» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 265).

 

[101] Ныне хранится в Национальном археологическом музее северо‑ итальянского города Чивидале в собрании рукописей кафедрального собора: Museo Archeologico Nazionale. Cod. cap. CXXXVI. Inv. 1545.

 

[102] Cm.: Hoffmann H.  Buchkunst und Kö nigtum im ottonischen und frü hsali‑ schen Reich. Bd. 2. Stuttgart, 1986. S. 315. (Schriften der MGH; 30).

 

[103] Der Egbert Codex. Das Leben Jesu – Ein Hö hepunkt der Buchmalerei vor 1000 Jahren: Hs. 24 der Stadtbibi. Trier / hrsg. v. G. Franz. Darmstadt, 2005.

 

[104] bewald U. Die Ezzonen. Das Schicksal eines rheinischen Fü rstengeschlechts // Rheinische Vierteljahresblä tter. 1979. Bd. 43. S. 120–168.

 

[105] Jasinski K. Rodowö d pierwszych Piastö w. Warszawa; Wroclaw, [1992]. S. 114–115.

 

[106] Ibid. S. 144–147.

 

[107] Brunwilarensis monasterii fundatorum actus / ed. G. Waitz // MGH SS. T. 14. Hannover, 1883. R 140 (cap. 34). Монастырь Браунвайлер близ Кельна был родовой обителью семейства Эццо.

 

[108] См. факс, изд.: Psalterium Egberti: facsimile del ms. CXXXVI del Museo archeologico nazionale di cividale del Friuli / ed. C. Barberi. S. I., [2000]. (Relazioni della Soprintendenza per i beni ambientali, architettonici, archeologici, artistici e storici del Friuli‑ Venezia Giulia; 13).

 

[109] См. в последнее время: Смирнова З. С. Миниатюры XI и начала XII в. в Молитвеннике княгини Гертруды. Программа, датировка, мастера // Древнерус. искусство. Искусство рукоп. кн.: Византия. Древ. Русь. СПб., 2004. С. 73–106; Попова О. С. Миниатюры кодекса Гертруды в кругу византийского искусства второй половины XI в. // Визант. временник. 2008. Т. 67 (92). С. 176–193; в этих работах приведена более ранняя литература.

 

[110] Psalterium Egberti… Fol. 206v‑ 208v; Manuscriptum Gertrudae filiae Mesconis II regis Poloniae / ed. V. Meysztowicz // Antemurale: diss. in IX Intern, congressu scientiarum historicarum Romae a. MCMLV a sociis Societatis historicae Poloniae in exteris praesentatae. Romae, 1955. T. 2. P. 151–153; Modlitwy księ ż nej Gertrudy z Psalterza Egberta z Kalendarszem – Liber precum Gertrudae ducissae e Psalterio Egberti cum Kalendario / wyd. M. H. Malewicz, B. Kü rbis; oprac. B. Kü rbis. Krakow, 2002. P. 161–164. (Monumenta Sacra Polonorum; 2).

 

[111] «…indigne famule tue Gertrude» (Psalterium Egberti… Fol. 232v; Manuscriptum Gertrudae… P. 157; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 170).

 

[112] ПСРЛ. 2‑ е изд. Л., 1928. T. 1. Стб. 174; 2‑ е изд. СПб., 1908. T. 2. Стб. 163.

 

[113] Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов / под ред. А. Н. Насонова. М.; Л., 1950. С. 16.

 

[114] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 205; Т. 2. Стб. 197.

 

[115] Там же. Т. 1. Стб. 282; Т. 2. Стб. 259.

 

[116] Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX–XII веков. М., 2001. С. 559–584. (Studia historica).

 

[117] Jasinski К. Op. cit. S. 145–146; Поппэ А. Гертруда‑ Олисава, русъская княгини: Пересмотр биографических данных // Именослов: ист. семантика имени. Вып. 2: Именослов. Имя [филология имени собственного]. М., 2007. С. 205–229. (Тр. по филологии и истории); и многие другие.

 

[118] Дело в том, что под 22 августа в календаре есть приписка, палеографически близкая времени его создания, о смерти краковского епископа Сулы Ламберта (1061–1071): «о[biit] Zul» (Psalterium Egberti… Fol. 3v, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 108). Относительно дискуссии о происхождении месяцеслова и его датировке см.: Kü rbis В. Opracowanie // Modlitwy księ ż nej Gertrudy… S. 18–33.

 

[119] «Sanctae Elisabeth Ungariae regis filiae lantgravii ducis Turringiae coniugis munus. Quod cum hortatu Pertoldi patriarche Aquileiensis eius avunculi… anno 1229 dedit honestissimo canonicorum Foroiuliensium collegio iam pridem eius in orando assiduitatem summa cum pietate coniunctam admirata» (Manuscriptum Gertrudae… P. 130. Not. 22; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 129. Not. *) Эта запись почерком XV/XVI в. была затем, уже в XVII столетии, полустерта, хотя в целом поддается прочтению и сейчас.

 

[120] Oefele Е. v. Geschichte der Grafen von Andechs. Innsbruck, 1877; Herzoge und Heilige. Das Geschlecht der Andechs‑ Meranier im europä ischen Hochmittelalter: Kat. zur Landesausst. im Kloster Andechs, 13. Juli – 24. Okt. 1993 / mit einem Beitr. v. A. Schü tz; hrsg. v. J. Kirmeier, E. Brockhoff. Mü nchen, 1993. (Verö ff. zur Bayerischen Geschichte u. Kultur; 24/93).

 

[121] Sauerland H. V, Haseloff A. Der Psalter Erzbischof Egberts von Trier: Codex Gertrudianus in Cividale. Trier, 1901.

 

[122] Psalterium Egberti… Fol. 4r, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 121, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 109.

 

[123] Psalterium Egberti… Fol. 4v, прав, стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 122, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 114.

 

[124] Necrologium Dissense // MGH. Neer. T. 1: Dioeceses Augustensis, Constan‑ tiensis, Curiensis / hrsg. v. F. L. Baumann. Berlin, 1888. P. 25; Borgolte M. Stifferge‑ denken in Kloster Diessen. Ein Beitrag zur Kritik bayerischer Traditionsbü cher (Mit einem Textanhang: Die Anlage der ä ltesten Diessener Necrologien) // FM ASt. 1990. Bd. 24. S. 279 B.

 

[125] Necrologium Dissense… P. 31.

 

[126] Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 41. Anm. 1.

 

[127] Oefele E. v. Op. cit. S. 21.

 

[128] Psalterium Egberti… Fol. 3r, прав, стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 119, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 105; край страницы с окончанием слова comes обрезан.

 

[129] Necrologium Dissense… Р. 21; Borgolte М. Op. cit. S. 273 А; В. Мейштович, путая Бертольда I с его сыном Бертольдом II, ошибочно пишет о «сыне сестры Саломеи (жены польского князя Болеслава III. – А. Н. )» (Manuscriptum Gertrudae.. Р. 119. Not. 5), тогда как речь идет о ее зяте.

 

[130] Herzoge und Heilige… S. 60.

 

[131] Jasinski K. Op. cit. S. 209.

 

[132] Premyslovska dynastie: Soupis clenü pü vodniho ceskeho panovnickeho rodu / ved. red. L. Polansky; sest. D. Kalhous, P. Kopal, I. Moravcova, L. Polansky // Premyslovci: Budovani ceskeho statu / vyd. P. Sommer, D. Trestik, J. Zemlicka. Praha, 2009. S. 557. Nr. H 16.

 

[133] Psalterium Egberti… Fol. 4r, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 121, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 110.

 

[134] Psalterium Egberti… Fol. 3v, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 119, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 107.

 

[135] Necrologium Zwifaltense // Dioeceses Augustensis, Constantiensis, Curiensis. P. 261.

 

[136] Ibid. R 256–257.

 

[137] Sauerland H. V, Haseloff A. Op. cit. S. 40, 41. Anm. 4.

 

[138] Psalterium Egberti… Fol. 2r, прав, стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 117, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 100.

 

[139] Necrologium Zwifaltense… P. 245; Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 34.

 

[140] Psalterium Egberti… Fol. 3r, прав, стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 119, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 105.

 

[141] Necrologium Zwifaltense… R 255. Г. Зауерланд считал эту Софию упомянутой выше младшей сестрой Саломеи и Рихе(н)цы (Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 37. Anm. 2); однако последняя поминалась в Цвифальтене под 31 мая: «Sophia c[on]v[ersa] et ductrix Moravie, soror Salome ducisse; ista et soror eius multa bona fecerunt nobis» («София постриженица и герцогиня Моравии, сестра герцогини Саломеи; она и ее сестра соделали нам много добра») (Necrologium Zwifaltense… R 253). На естественный вопрос, почему же имени Софии, сестры Саломеи, нет в помяннике при календаре кодекса Гертруды, есть столь же естественный ответ: вероятно, потому, что мемориальные записи «бергской группы» были сделаны еще до смерти Софии. Дата ее смерти в науке считается неизвестной, но terminus post quem для этих записей, который определяется нами ниже – 1160 г., – позволяет предполагать, что супруга Оты II Оломоуцкого скончалась после 1160 г.

 

[142] Psalterium Egberti… Fol. 4 г, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 121, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 110.

 

[143] Necrologium Zwifaltense… P. 261; Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 41. Anm. 3.

 

[144] Psalterium Egberti… Fol. 3v, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 120, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 106 (здесь «o[biit]» по недосмотру пропущено).

 

[145] Necrologium Zwifaltense… P. 255; Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 40. Anm. 1.

 

[146] Psalterium Egberti… Fol. 4v, прав, стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 122, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 114.

 

[147] Necrologium Zwifaltense… P. 266; Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 42. В Mochintal усматривают владение близ Цвифальтена, которое Адельхайда принесла в брак с Генрихом в качестве приданого (Bü hler Н. Die Wittislinger Pfrü nden – ein Schlü ssel zur Besitzgeschichte Ostschwabens im Hochmittelalter // Jb. des Historischen Vereins Dillingen an der Donau. 1969. Bd. 71. S. 30). О предполагаемом происхождении Адельхайды см. ниже.

 

[148] Psalterium Egberti… Fol. 4 г, прав, стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 121, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 112; Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 41. Cp. в Цвифальтенском синодике под тем же днем: «Bolezlaus dux Воlaniorum… iste multa bona contulit nobis cum uxore sua Salome» («Болеслав, герцог поляков… он, вместе с супругой своей Саломеей, передал нам большое имущество») (Necrologium Zwifaltense… Р. 263). День смерти Болеслава III, 28 октября, подтверждается целым рядом источников (см.: Modlitwy księ ż nej Gertrudy… Р. 112. Not. 2), в том числе и собственно польскими; см. в «Анналах краковского капитула»: «MCXXXVIII dux Bolezlaus IIIUS obit V° Kalendas Novembris» (Rocznik kapituly Krakowskiej – Annales capituli Cracoviensis / ed. Z. Kozlowska‑ Budko wa. Warszawa, 1978. P. 58. (MPH NS; 5)).

 

[149] «Lauzlant (писец не справился с иноязычным именем; путаница n и u, t и z палеографически легко объяснима. – А. Н. ) dux Boemie, iste et uxor eius Richinza multa bona fecerunt» («Владислав, герцог Чехии; он и его жена Рихе(н)ца сделали [монастырю] много доброго») и «Otto dux de Moravia, vir ducisse Sophie» («Ота, герцог Моравии, муж герцогини Софии») (Necrologium Zwifal‑ tense… Р. 249, 245).

 

[150] «Salome… tanto viduata marito unam de filiabus suis nomine Gertrudam perpetuo nobiscum mansuram cum magnis ad nos transmittit muneribus» (Die Zwiefalter Chroniken Ortliebs und Bertholds / hrsg. v. L. Wallach, E. Kö nig, K. O. Mü ller. Sigmaringen, 1978. S. 90. (Schwä bische Chroniken der Stauferzeit; 2)).

 

[151] Эта дата есть только в записи о Гертруде Болеславне из одного компендиума середины XVI в. (Szczygielski S. Aquila polono‑ benedictina. Cracoviae, 1663. P. 49), но коль скоро запись помещена под 7 мая, которое действительно было днем памяти княжны‑ монахини (он значится в Цвифальтенском синодике: «Gertrut filia Salome ducisse» (Necrologium Zwifaltense… P. 251)), то есть основание думать, что в данном случае автор верно передал какой‑ то более ранний и достоверный источник (Jasinski К. Op. cit. S. 245–247).

 

[152] Psalterium Egberti… Fol. 2v, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 118, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 101.

 

[153] Necrologium Zwifaltense… P. 247. Эта запись упущена историографией, в том числе и Б. Кюрбис, комментатором последнего издания молитвенника Гертруды (Modlitwy księ ż nej Gertrudy… Р. 101. Not. 4), что помешало исследовательнице распознать в Удальрике из календаря Гертруды именно одноименного цвифальтенского аббата – современника Саломеи.

 

[154] «Гизела, графиня бергская, полная служба с милостыней, как одной из монашествующих» (Necrologium Dissense… Р. 249).

 

[155] Ibid. Р. 252.

 

[156] Ibid. Другая бергская графиня Гизела, поминаемая под 14 мая, принадлежала, возможно, к довольно многочисленному потомству графа Дипольда и Гизелы Андекс‑ Дисенской, в семействе которой это имя было родовым.

 

[157] Necrologium Dissense… Р. 15.

 

[158] Rü ther A. Konversen // LexMA. 1991. Bd. 5. Sp. 1423–1424.

 

[159] Herzoge und Heilige… S. 53, 105. Anm. 71.

 

[160] «Скончалась Матильда, аббатиса в Эдельштеттене» («Mathildis abbatissa de Otilinesstetten bone memorie obiit») (Necrologium Dissense… P. 19; В orgö lte M. Op. cit. S. 371 A; Oefele E. v. Op. cit. S. 24. Nr. 23; Herzoge und Heilige… S. 53).

 

[161] Psalterium Egberti… Fol. 4v, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 122, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 113.

 

[162] HauckA. Kirchengeschichte Deutschlands. Leipzig, 1920. Т. 3. S. 983.

 

[163] Jasinski К. Op. cit. S. 209–210. Nr. 37.

 

[164] Ibid. S. 219–223. Nr. 40.

 

[165] «Liztek l[aicus] Bolonie» и «Kazimir l[aicus] Bolonie filius ducis» (Necrolo‑ gium Dissense… P. 259, 263).

 

[166] Казимир, следующий после Лешка сын Болеслава III, умер в 1131 г. (Rocznik kapituly Krakowskiej… Р. 57) в возрасте не менее 10 лет (в 1121 г. родился третий сын Болеслава III – Болеслав), т. е. уже в отрочестве, поэтому понятно, что в синодике он определяется не как infans («дитя»), а как laicus – юридически совершеннолетнее лицо (по церковному праву, такое совершеннолетие наступало в 12 лет), не вступившее еще, однако, во властные права. Коль скоро так же охарактеризован и родившийся в 1115/7 г. Лешко, то отсюда заключаем, что он вряд ли скончался ранее 1127/9 г. и в то же время, как справедливо отметил К. Ясиньский, не позднее 1131 г., так как иначе следовало бы ожидать, что его смерть была бы отмечена в польской анналистике (Jasinski К. Op. cit. S. 209).

 

[167] Она присутствует как данность во всех работах, касающихся вопроса о судьбе кодекса Гертруды; см., например: Labuda G. Gertrudianus, codex // LexMA. Bd. 4. Mü nchen, 1989. Sp. 1357 (впрочем, с присовокуплением добросовестного «vermutlich») и многие другие.

 

[168] Янин В. Л. Русская княгиня Олисава‑ Гертруда и ее сын Ярополк // Нумизматика и эпиграфика. М., 1963. Т. 4. С. 148–149.

 

[169] Psalterium Egberti… Fol. 2v, прав, стб.; Manus er iptum Gertrudae… P. 118, прав, стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 102.

 

[170] Sauerland H. V., Haseloff A. Op. cit. S. 38. Anm. 2; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… S. 102. Not. 1.

 

[171] Necrologium monasterii superioris Ratisbonensis // MGH. Neer. T. 3: Dioe‑ ceses Brixinensis, Frisingensis, Ratisbonensis / hrsg. v. L. F. Baumann. Berlin, 1905. S. 339; см. также в синодике Верхнеальтайхского монастыря: «Dietpoldus marchio et m[onachus] ob[iit]» (Ibid. S. 226).

 

[172] Manuscriptum Gertrudae… R 118. Not. 6.

 

[173] Genealogisches Handbuch zur bairisch‑ ö sterreichischen Geschichte / hrsg. v. O. Dü ngern. Graz, 1931. Taf. 4 (авт. К. Trotter).

 

[174] Psalterium Egberti… Fol. 3v, прав, стб.; 2v, лев. стб.; Manuscriptum Gertrudae… P. 120, прав, стб.; 118, лев. стб.; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 108, 101.

 

[175] Лютгарда как мать Дипольда III отмечена по крайней мере в двух вполне достоверных источниках: в учредительной грамоте монастыря Райхенбах, основанного около 1120 г. Дипольдом III «по просьбам своей матери Лютгарды» («rogatu matris sue Lukardis») (Die Traditionen des Klosters Reichenbach am Regen / hrsg. v. C. Baumann. Mü nchen, 1991. S. 3. (Quellen u. Erö rterungen zur bayerischen Geschichte. Neue Folge; 38, 1)), и в генеалогических материалах, составленных Вибальдом, канцлером Фридриха I Барбароссы, о родстве последнего с дочерью Дипольда III Ад ел ой (о них еще пойдет речь ниже): «Лютгарда родила маркграфа Дипольда, маркграф Дипольд родил Аделу» («Letgardis genuit marchionem Theobaldum. Marchio Theobaldus genuit Adelam») (Wibaldi Epistolae // Monumenta Corbeiensia / ed. Ph. JafFe. Berlin, 1864. Nr. 408. S. 547. (Bibliotheca rerum Germanicarum; 1)).

 

[176] «Dietpoldus com [es]» (Necrologium s. Udalrici Augustinensis civitatis // MGH. Neer. T. l. S. 125); «Diepoldus comes ob[iit]» (Liber anniversariorum ecclesiae maioris Augustinensis // Ibid. S. 66).

 

[177] «Diepoldus com [es]» (Necrologium Petrishusanum // Ibid. S. 673).

 

[178] Necrologium Admuntense // Dioeceses Brixinensis, Frisingensis, Ratisbo‑ nensis. S. 294.

 

[179] Necrologium s. Udalrici… S. 122; Necrologium Petrishusanum… S. 668.

 

[180] Manuscriptum Gertrudae… P. 118. Not. 3. О Добронеге‑ Лютгарде см.: Jasinski К. Op. cit. S. 251–254.

 

[181] Kozlowska‑ Budkowa Z. (рец.: Manuscriptum Gertrudae…) // Studia Zrö dloznawcze – Commentationes. 1958. T. 3. S. 272; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 101. Not. 3.

 

[182] Лютгарду в науке принято считать герцогиней церингенской, дочерью каринтийского герцога Бертольда I Церингена (Sauerland H. V., Haseloff А. Op. cit. S. 38. Anm. 1), и для сомнений в этом не видно оснований: имя Лютгарда – фамильное в семействе Церингенов (так звали дочь и внучку герцога Бертольда II), а появившееся среди сыновей Дипольда III и прочно удерживавшееся в дальнейшем потомстве имя Бертольд – родовое имя Церингенов – логично возвести именно к генеалогическому посредничеству Лютгарды. Из хронологических соображений Лютгарду логичнее всего считать сестрой родившегося около 1050 г. герцога Бертольда II (ум. 1111) и тем самым сестрой епископа Гебхарда III.

 

[183] «Marchio Dietpoldus de quadam, quam duxerat de Polonia, genuit filium nomine Diepoldum et quatuor filias, videlicet Adelam imperatricem, Sophiam de Leksmunde, Eufemiam de Assel, Iuttam, uxorem advocati Ratisponensis. Mortua illa de Polonia, marchio Diepoldus duxit aliam uxorem de Saxonia, de qua genuit filium nomine Perihtoldum et duas filias, scilicet Chunigundam, uxorem marchionis de Styra, et Alheidem de Laufen. Нас quoque mortua, terciam duxit uxorem, sororem Stephani comitis Ungarie, de qua genuit Dietpoldum et Sophiam de Pilensteine» («Маркграф Дипольд от некоей жены, которую взял из Польши, родил сына по имени Дипольд и четырех дочерей, а именно: императрицу Аделу, Софию Лехсгмюндскую, Евфимию Ассельскую, Ютту, жену регенсбургского фогта. Когда эта полька умерла, маркграф Дипольд взял другую жену, из Саксонии, от которой родил сына Бертольда и двух дочерей, а именно: Кунигунду, жену маркграфа штирийского, и Альхайду Лауфенскую. Когда и она умерла, он взял третью жену, сестру венгерского графа Стефана, от которой родил Дипольда и Софию Пиленштайнскую») (Notae genealogicae Bavaricae / [ed. G. Waitz] // MGH SS. T. 24. Hannover, 1879. P. 76).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...