Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторский коллектив 5 страница




М. le Chan. Р. Glorieux // Archivum franciscanum historicum. 1934. Vol. 27. P. 550) и другие сочинения.

 

[330] Swanson /. Op. cit. P. 211. А. Днем утверждает, что ему удалось обнаружить еще 30 рукописей, которые не фигурируют в диссертации Дж. Суонсон. См.: Diem A., Verweij М. Virtus est via ad gloriam? John of Wales and Michele da Massa in Disagreement // Franciscan Studies. 2005. Vol. 63. P. 215.

 

[331] Иоанн стремился включить в свои сочинения самые разнообразные exempla, чтобы проповедник в любой обстановке мог подобрать нравоучительный пример для слушателей: в церкви, в личном разговоре или за столом с братией – in mensa (Johannes Guallensis. Communiloquium // Idem. Summa de regimine vite humane seu Margarita doctorum. Venezia, 1496. Fol. Ir). Впрочем, первым пособием по ведению «застольных бесед» считается «Liber de Introductione Loquendi» Филиппа из Феррары. См.: Creytens R. Le manuel de conversation de Philippe de Ferrare O. P. // Archivum Fratrum Praedicatorum. 1946. Vol. 16. P. 131.

 

[332] Little A. G. Studies in English Franciscan History. Manchester, 1917. P. 185; Diem A. A Classicising Friar at Work. John of Wales Breviloquium de virtutibus 11 Christian Humanism: Essays in Honour of Arjo Vanderjagt. Leiden; Boston, 2009. P. 75–105. (Studies in Medieval a. Reformation Traditions; 142); Raining R Virtues and Exempla in John of Wales and Jacubus de Cessolis / trad. E. Kuchle // Princely Virtues in the Middle Ages 1200–1500 / cur. I. P. Bejczy, C. J. Nederman. Turnhout, 2007. P. 139–176. (Disputatio; 9); Ricklin T. De honore Aristotelis apud principes oder: Wie Aristoteles in die hö fische Gesellschaft des 13. Jahrhunderts einzieht: Das Beispiel des Johannes von Wales // Kulturtransfer u. Hofgesellschaft im Mittelalter. Wissenskultur am sizilianischen u. kastilischen Hof im 13. Jh. / hrsg. v. G. Grebner, J. Fried. Berlin, 2008. P. 367–389. (Wissenskultur u. gesellschaftlicher Wandel; 15).

 

[333] dAvray D. L. The Preaching of the Friars: Sermons Diffused from Paris before 1300. Oxford, 1985. R 150.

 

[334] Время написания трактатов приведено по версии Дж. Суонсон. См.: Swanson /. Op. cit. Р. 13–14.

 

[335] Особенное внимание Иоанна именно к iuniores predicatores отметил Болдуин Амстердамский (Baldwinus ab Amsterdam. The Commentary on St. Johns Gospel… P. 88). В самом деле, Иоанн регулярно называет именно их в качестве своей «целевой аудитории»; он упоминает их в прологе к Compendiloquium: «…ad iuniorum tarnen stimulationem et incitationem, ad eorum informationem et ad utilis erubescentie decuntis» (Johannes Guallensis. Compendiloquium… // Idem. Summa… Fol. 170r); в предисловии к одной из ранних работ, Summa de Penitencia: «Nichilominus ut premissum est aliqua breviter ex dictis predictorum scriptorum propter iuniores predicatores colligantur ac in promtu habeantur» (British Library Ms. Royal lO. A. ix. Fol. 2r). Интересно, что здесь Иоанн также утверждает, что никто до него не пытался подобным образом преобразовать известный ему материал в exempla для проповедников, что позволяет предположить, что над текстом «Summa de Penitencia» он работал еще в Оксфорде, обладая тогда относительно узким кругом чтения и имея не самые ясные представления об интеллектуальной жизни Ордена. См.: Campbell W. H. “Dyvers Kyndes of Religion in Sondry Partes of the Ilande”: The Geography of Pastoral Care in Thirteenth‑ Century England: PhD thes. Univ. of St. Andrews, 2007. P. 161.

 

[336] Он оговаривает это во вступлении к «Compendiloquium»: «Ad imitatio‑ nem igitur apis predictos flores colligentis collecta sunt dicta philosophorum gentilium illustrum notabilia et predicabilia et exempla imitabilia, que sunt quasi quidam flores, dimittendo et precavendo noxios errores in hac collectione» (Johannes Guallensis. Compendiloquium… Fol. 167r).

 

[337] Ibid. Fol. l67r и далее.

 

[338] Например: «…ait Augustinus in XII De civitate Dei, cap. 2 […] prout ait Gregorius [in] Moralia, 18, cap. XLII» (Johannes Guallensis. Breviloquium de sapientia sanctorum. Assisi. Sacro Convento. MS. 397. Fol. 216v, 217r).

 

[339] Подчас он ссылается на тексты, которые к Средневековью были утрачены, например, на трактат Теофраста «О браке» (Иоанн цитирует его через труды Иеронима). Список авторов, с которыми Иоанн знаком «из вторых рук», приводит Дж. Суонсон (Swanson /. Op. cit. Р. 22–23).

 

[340] «Sicut пес cum stulticia sapientia vera, prout ait Gregorius [in] Moralia, 18, cap. XLII exponens illud lob, 28: “Abyssus dicit, Non est in me, scilicet sapientia. Quia inquit mens, dum esse sapientes carnaliter appetit, stultam se [esse] ad spiritualia ostendit” et ibi bene de hoc» (Johannes Guallensis. Breviloquium de sapientia… Fol. 217v); «Ibi Gregorius Moralia, 18: “Quisquis sapientiam que Deus est videt, huic vite funditus moritur ne eius amore teneatur. Nullus quippe eam videt, qui carnaliter vivit (33, Exodus). Non videbit me homo et vivef. Et ibi ergo de hoc bene» (Ibid. Fol. 218r‑ 218v).

 

[341] Проанализировав ряд сборников exempla, Б. Смолли описала группу «монахов‑ антиковедов», classicizing friars, состоявшую преимущественно из английских членов нищенствующих орденов (в нее вошли, например, доминиканцы Роберт Холкот, Томас Рингстед и Томас Хоупмен и францисканцы Джон Ридвал и Джон из Латбери). Смолли предложила этот термин, потому что он указывает на любовь принадлежавших к этой группе авторов к античной истории, мифам и литературе, не относя их при этом к гуманистам. Classicizing friars не сформировали школу и не создали движение, их объединяла только любовь к цитатам из античных и псевдоантичных текстов (тогда как, например, французские монахи‑ проповедники предпочитали примеры из повседневной жизни, а итальянские – «более простые примеры»). Пик активности «монахов‑ антиковедов», по Б. Смолли, пришелся на 1320‑ 1350‑ е годы, а Иоанн Уэльский и доминиканец Николай Тривет были его предтечами (Smalley В. English Friars and Antiquity in the Early Fourteenth Century. Oxford, 1960. P. 51–52). Об этом также см.: Diem A. Op. cit. P. 76; Roest B. A History of Franciscan Education (c. 1210–1517). Leiden; Boston, 2000. P. 272–289.

 

[342] Об источниках, которыми Иоанн пользовался в ходе работы над трактатами, см.: Campbell W. H. Franciscan Preaching in Thirteenth‑ Century England: Sources, Problems, Possibilities: [diss. ] Toronto, 2012; Kü enzlen F, KalningP, Plessow О. Op. cit. S. 61–99; Schmidt PL. Das Compendiloquium des Johannes Vallen‑ sis – die erste mittelalterliche Geschichte der antiken Litteratur? // From Wolfram a. Petrarch to Goethe a. Grass. Studies in Literature in Honour of Leonard Forster / ed. by D. H. Green et al. Baden‑ Baden, 1982. S. 112–115. (Saecula spiritualia; 5); Pan‑ tin W. A. Op. cit. P. 297–319.

 

[343] Swanson /. Op. cit. P. 17, 63.

 

[344] Б. Смолли считала, что именно Иоанну Уэльскому Иоанн Солсберий‑ ский обязан своей популярностью и признанием. См.: Smalley В. English Friars and Antiquity… P. 54.

 

[345] Diem A., Verweij M. Op. cit. P. 216.

 

[346] Это понятие, предложенное Джоном Маренбоном, сопоставимо по масштабам если не с «трудной проблемой сознания», то, по крайней мере, с «францисканским вопросом». Как ни странно, его монография (Marenbon]. Pagans and Philosophers: The Problem of Paganism from Augustine to Leibniz. Princeton, NJ, 2015) стала первым монументальным исследованием, посвященным этой проблематике.

 

[347] См.: Воскобойников О. С. Судьба человека… С. 183–184.

 

[348] См.: Там же. С. 219 и далее.

 

[349] Thomas Aquinas. [Quaestiones de quolibet]. Quodlibet IX, q. 8 [Electronic resource]. URL: http: //www. corpusthomisticum. org/q09. html (date of access: 10. 07. 2015).

 

[350] John of Salisbury. Entheticus Maior and Minor / ed. by J. van Laarhoven. Leiden, 1987. R 187. (Studien u. Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters; 17).

 

[351] Упомянув лишь, что он оставляет за читателем право «самостоятельно выбрать, кого бежать, а за кем – последовать» (John of Salisbury. Policraticus / ed. by C. J. Nederman. Cambridge; N. Y., 1990. P. 7. Prologus I, 14. 10. (Cambridge Texts in the History of Polit. Thought)).

 

[352] Над ее критическим изданием сейчас работает группа исследователей, в которую входят Кент Эмери, Джо Горинг, Ричард Ньюхаузер и Зигфрид Венцель. Описание проекта см.: [Treatises I–IX] [Electronic resource]. URL: http: // www. unc. edu/~swenzel/survey. html (date of access: 10. 07. 2015).

 

[353] Впрочем, Уильям Перальд подчас подкрепляет утверждения античных авторов сходными по смыслу тезисами Отцов Церкви (подробнее см.: Diem А., Verweij М. Op. cit. R 232).

 

[354] Суонсон называет более 150 манускриптов и четыре ранних печатных издания этого трактата (Swanson /. Op. cit. R 213).

 

[355] Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus… Fol. 240r.

 

[356] Примеры такой апелляции к авторитету Отцов Церкви см.: Diem А. Ор. cit. Р. 90.

 

[357] О четырех добродетелях, ставших впоследствии кардинальными, писал Аристотель в «Никомаховой этике»; они также были предметом рассмотрения у Цицерона, Сенеки и Макробия. См.: Diem A. Op. cit. Р. 78.

 

[358] Например, глава «De partibus iustitiae» построена по аналогии с «Комментарием на сон Сципиона» Макробия.

 

[359] Marenbon J. Pagans and Philosophers… P. 106.

 

[360] И не называл их virtuosus, ограничиваясь лишь признанием того, что они способны совершать «добродетельные поступки» (opera virtutum).

 

[361] В этом приеме Риклин видит попытку искусственно сделать более древней францисканскую традицию, найти ее предтечи в Античности. См.: Ricklin Г. Jean de Galles, les Vitae de saint Francois et lexhortation des philosophes dans le Compendiloquium de vita et dictis illustrium philosophorum // Exempla docent / ed. par Th. Ricklin. R, 2006. P. 221.

 

[362] Подробнее об этом см.: Marenbon /. Peter Abelards Theory of Virtues and Its Context 11 Knowledge, Discipline a. Power in the Middle Ages. Essays in Honour of David Luscombe / ed. by J. Canning, E. King, M. Staub. Leiden; Boston, 2011. P. 231–242. (Studien u. Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters; 106).

 

[363] Diem A., Verweij M. Op. cit. P. 218.

 

[364] Впрочем, необходимо отдавать себе отчет в том, что Аристотель, предстающий перед нами в записанных Иоанном exempla, так же как Пифагор, Платон и другие античные мудрецы‑ язычники, – это не реальные исторические фигуры, а образы, живущие в сознании Иоанна и его современников.

 

[365] «Si ergo ignari legis divine tales erant in operibus iustitiae amore patrie et cupidine temporalis glorie, quales esse debent illuminati fide, ordinati caritate, certi spe glorie pro re publica Christiana in operibus divine iustitie? » (Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus… Fob 216v).

 

[366] Marenbon /. The Hellenistic Schools and Thinking about Pagan Philosophy in the Middle Ages: A Study of Second‑ Order Influence. Basel, 2012. P. 25.

 

[367] «Sunt enim predicte virtutes ordinande ad suum finem et opera earum» (Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus… Fol. 259).

 

[368] Marenbon /. Pagans and Philosophers… P. 12.

 

[369] Такова была позиция католической Церкви, а например, Пелагия, который пытался оспорить эту концепцию, утверждая, что человек по природе своей добр, а первородный грех был проявлением свободной воли Адама, в Средневековье считали еретиком, и в этой победе, как известно, Августин, потративший немало сил на полемику с Пелагием, сыграл немаловажную роль (Brown Р. The Rise of Western Christendom. Triumph and Diversity. A. D. 200‑ 1000. 2nd ed. Oxford, UK, 2003. P. 88–91).

 

[370] Подробнее о понимании милости см.: McGrath A. Iustitia Dei. A History of the Christian Doctrine of Justification: in 2 vols. Cambridge [Cambridgeshire]; N. Y., 2005.

 

[371] Христианство признаёт только два сценария загробной жизни: либо человек обречен на вечные посмертные муки, либо его ожидает вечное пребывание в раю. Чистилище (концепция, которая начала складываться, как известно, только в XIII столетии, см.: Ле Гофф Ж. Рождение чистилища. М.; Екатеринбург, 2009. (Philosophy)) ни для кого не будет вечным пристанищем.

 

[372] «… Осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми» (т. е. превозносясь под влиянием гордости своею мудростью. – С. Я. ), «обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (ибо в почитании идолов этого рода были или вождями народов, или последователями), «и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки» (Рим 1: 21–25) (Аврелий Августин. О Граде Божием. XIV, 28 // Он же. Творения: в 4 т. Т. 4. Кн. XIV–XXII. СПб., 1998. С. 48).

 

[373] Средневековым представлениям о возможности спасения неверных посвящено множество исследовательских работ, как прокатолических (таких как, например, ст.: Harent S. Infideles, Salut des // Dictionnaire de theologie catholique. Vol. 7. R, 1922. Col. 1726–1930), так и более нейтральных: Frezza М. II problema della salvezza dei pagani (da Abelardo al Seicento). Napoli, 1962; Vitto C. L. The Virtuous Pagan in Middle English Literature. Philadelphia, 1989. (Transactions of the American Philosophical Society; 79, pt. 5); Moos R v. Geschichte als Topik. Das rhetorische Exemplum von der Antike zur Neuzeit und die historiae im “Policrati‑ cus” Johanns von Salisbury. Hildesheim; Zurich; N. Y., 1988. S. 491–494. (Ordo. Studien zur Literatur u. Ges. des Mittelalters u. der frü hen Neuzeit; 2); Idem. Pa'iens et pai'ens. La Quaestio de Lambert du Mont sur le salut eternel dAristote // Religiositä e civiltä. Conoscenze, confronti, influssi reciproci tra le religioni (secc. X–XIV). Milano, 2013. P. 67–118; Idem. Heiden im Himmel? Geschichte einer Aporie zwischen Mittelalter und frü her Neuzeit. Mit kritischer Edition der Quaestio de salvatione Aristotelis des Lambertus de Monte von Philipp Roelli. Heidelberg, 2013. (Philos. ‑ hist. Klasse der Heidelberger Akad. der Wissenschaften; 54); Воскобойников O. C. Судьба человека…

 

[374] Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus… Fol. 244.

 

[375] В отличие от трех других «локвиумов», это произведение посвящено не личным качествам правителей, святых или философов, а тому, как должно быть устроено государство, и отношениям между разными членами общества: правителем и подданными, хозяином и слугами, родителями и детьми и т. д. Поэтому в «Communiloquium» Иоанн гораздо реже эксплицитно высказывается о моральных качествах язычников, они реже фигурируют в поучительных exempla. И в данной статье мы не будем концентрироваться на этом тексте.

 

[376] «Exemplo salvatoris apostolorum et doctorum sanctorum, ас etiam genti‑ lium philosophorum» (Johannes Guallensis. Communiloquium. Fol. 2r).

 

[377] Что примечательно, речь идет только о греках и римлянах: ни одного араба или еврея среди описанных философов нет.

 

[378] Впрочем, Иоанн так же живо интересовался самими феноменами мудрости и познания. Так, он посвятил отдельную главу в «Breviloquium de virtutibus» классификации видов знания. Он утверждал, что prudentia состоит из пяти частей: ratio (эта часть разума отвечает за то, чтобы различать добро и зло, любить Господа и стремиться к добродетели), intellectus (эта часть духа помогает воспринимать невидимое), circumspectio (предостерегает против пороков), providentia (способность прогнозировать то, что случится в будущем) и cautio (способность различать добродетели и пороки) (Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus. Fol. 248v‑ 249r).

 

[379] Idem. Compendiloquium… Fol. 179v‑ 180v (II, 3: De philosophico vesti‑ mento).

 

[380] Swanson /. Op. cit. Р. 46.

 

[381] Примечательно, что рукописей, содержащих «Compendiloquium», сохранилось 27 (Swanson /. Op. cit. Р. 167), тогда как, например, трактат «О жизни и нравах философов», представляющий античных мудрецов в значительно менее выгодном свете, дошел до нас в количестве 272 копий (Ricklin Т. Jean de Galles… Р. 222). Последний долгое время приписывался Вальтеру Бурлею, однако его авторство было опровергнуто. См.: Grignaschi М. Lo pseudo Walter Burley e il Liber de vita et moribus philosophorum // Medioevo. 1990. Vol. 16. P. 131–190.

 

[382] Бонавентура из Баньореджо. Большая легенда // Истоки францисканства / вступ. ст. С. С. Аверинцева; пер. О. А. Седакова, А. Топорова. Ассизи, 1996. С. 526–527. «Nec semper historiam secundum ordinem temporis texui, propter confusionem vitandam, sed potius ordinem servare studui magis aptae iunctu‑ rae, secundum quod eodem peracta tempore diversis materiis, vel diversis patrata temporibus eidem materiae congruere videbantur» (Bonaventura. Legenda Major Sancti Francisci. Prologus // Bonaventura de Balneoregio. Legenda maior. Fontes Franciscani / ed. E. Menestö, S. Brufani. Assisi, 1995. P. 778–961).

 

[383] Можно, к примеру, предположить определенную терминологическую преемственность, впрочем, схема воздействия на этом уровне не самая очевидная: Иоанн не заимствовал добродетели, воспеваемые Бонавентурой, а напротив, стремился не приписывать язычникам такие качества, как, например, paupertas или patientia. Подробнее о влиянии «Большой легенды» на Иоанна Уэльского см.: Ricklin Т. Jean de Galles… Р. 216–218.

 

[384] Например, он рассказывает о консуле Луции Валерии Флакке, который был так обеспокоен заботой об общественном благе, что не думал о собственном обогащении, и после его смерти похороны пришлось оплачивать из государственной казны (Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus… Fol. 242v).

 

[385] Pantin W. A. Op. cit. Р. 301.

 

[386] Smalley В. English Friars and Antiquity… P. 66.

 

[387] Папа Иннокентий III в булле о канонизации Гомобона Кремонского провозгласил обязательные критерии святости: наличие virtus morum и virtus signorum, т. е. праведности при жизни и способности творить чудеса. Мирян, конечно, гораздо сильнее привлекала последняя, поэтому в XIII столетии проповедники уделяли немало внимания аргументации в пользу того, что святой должен быть не только чудотворцем, но и добрым христианином (об этом см.: Vauchez A. La saintete en Occident aux derniers siecles du Moyen Age. D’apres les proces de canonisation et les documents hagiographiques. Rome, 1988. P. 43–49). Можно предположить, что Иоанн включил в свой учебник для проповедников столь подробный рассказ о положительных качествах античных философов, чтобы внести свою лепту и показать значимость virtus morum.

 

[388] Johannes Guallensis. Compendiloquium… Fol. 212r‑ 220r.

 

[389] Поскольку Бог не наделяет никого мудростью, он дарует только предрасположение к исследованию, которое требует усилия.

 

[390] Необходимость «ученого смирения» признавал и современник Иоанна Роджер Бэкон, утверждавший, что черпать знание у язычников не предосудительно (и обильно цитировавший Аверроэса, Авиценну, Аль‑ Фараби и других язычников и иноверцев). Для Иоанна иллюстрацией подобного смирения является путешествие Платона в Египет, где он учился у местных жрецов, и Италию (см.: Johannes Guallensis. Compendiloquium… Fol. 191v).

 

[391] «Item erant Studiosi sapientia et flectebant philosophiam ad morum correctionem» (Ibid. Fol. 179r).

 

[392] Swanson /. Op. cit. P. 193.

 

[393] К 23 рукописям, перечисленным Дж. Суонсон (Ibid. Р. 233–254), благодаря Р. Ньюхаузеру и Б. Роэсту прибавились еще пять: Prato. Bibi. Roncioniana. MS Q. V. 3 (18). Fol. 10ra‑ 12vb (s. xivl); Tortosa. Catedral MS 37. Fol. 127v‑ 131; Tortosa. Catedral MS 231. Fol. 90v‑ 99v; Vic (Barcelona). Museu Episcopal. MS 56. Fol. 83–88; Palermo. Biblioteca Centrale della Regione Siciliana (olim Biblioteca Nazionale). MS IV. G. l. Fol. 137r‑ 138v.

 

[394] В «Breviloquium de virtutibus…» параллель, которую Иоанн проводит между своим трудом компилятора и работой пчелы, еще нагляднее. Это сравнение неслучайно: в поэтике XIII в. оно указывало на добросовестность и прилежание пишущего. См.: Воскобойников О. С. Судьба человека… С. 210.

 

[395] «Ideo expediens videtur aliqua colligere de philosophia sive de sapientia sanctorum, qui fuerunt veri philosophi et vera philosophia illuminati» (Johannes Guallensis. Breviloquium de sapientia… Fol. 216vA).

 

[396] «Называя себя мудрыми, обезумели» (Рим 1: 22).

 

[397] Такие как «мудрость – это образ души» (sapientia est modus anime), «мудрость – это проводник человеческой жизни» (sapientia est regimen vitae humanae), «мудрость – это постижение истины тех вещей, которые сами истинны» (sapientia est comprehensio veritatis rerum, que vere sunt), «мудрость – это знание и понимание наук божеских и человеческих» (sapientia est rerum divinarum et humanarum scientia et cognitio) и т. д.

 

[398] Johannes Guallensis. Breviloquium de sapientia… Fol. 218r.

 

[399] Ibid.

 

[400] Всего в этом трактате для подкрепления своей позиции Иоанн цитирует 16 авторов, большинство из которых – Отцы Церкви: Августина Блаженного, Аристотеля, Бернарда Клервоского, Боэция, Григория Великого, Гуго Сен‑ Викторского, Доминика Гундисальви, Евсевия Кесарийского, Иоанна Златоуста, Иоанна Кассиана, Кассиодора, Макробия, Сенеку, Тертуллиана, Цицерона и самого себя. Но, конечно, на первом месте по количеству цитат стоит Библия (к ней Иоанн обратился 57 раз).

 

[401] «“Sapiens omnia estimavit” et “vix sapienti notum est, quanti res queque taxanda sit”» (Johannes Guallensis. Breviloquium de sapientia… Fol. 218r).

 

[402] Swanson /. Op. cit. P. 194–195. Некоторым исследователям это предположение представляется спорным, поскольку они обнаруживают солидарность с описанным выше тезисом Августина о превосходстве христиан над неверующими во всех произведениях Иоанна. См.: Marenbon /. Pagans and Philosophers… P. 107.

 

[403] Так, например, доминиканец Николай Аннап в своем сочинении «Образцы добродетелей и пороков», написанном между 1260 и 1278 гг., отказался

от использования античных примеров, объясняя это тем, что любая отсылка к Библии назидательнее и насыщеннее, чем история о язычниках (Nicolas Hanapus, Maximus Trochaeus. Virtutum vitiorumque exempla, ex vtriusque legis promptuario decerpta. Lugduni, 1559. Fol. 3v‑ 4r; подробнее об этом см.: Diem А., Verweij М. Op. cit. P. 232).

 

[404] К тому времени, когда Иоанн взялся за перо, цитаты и комментарии на сочинения языческих философов стали неотъемлемой частью картины мира и литературного наследия, например, представителей влиятельной Шартрской школы (об этом см. в наст, изд.: Воскобойников О. С. Право на миф. Введение в поэтику Шартрской школы. С. 139–182). Петр Абеляр был хорошо знаком с философией платоников (немалую часть сведений о которой он получил из сочинений Августина Блаженного, см.: Gregory Г. Abelard et Platon // Studi medievali. 3 Ser. 1972. No. 13. P. 539–562), его ученик Иоанн Солсберийский почтительно относился к Пифагору и Сенеке. Об античных exempla в «Поликратике» см.: Moos Р. v. Geschichte als Topik…

 

[405] О том, как на рубеже XII и XIII вв. изменилось восприятие новизны и как это свойство приобрело положительную окраску, см.: Smalley В. Ecclesiastical Attitudes to Novelty, с. 1100–1250 // Idem. Studies in Medieval Thought a. Learning from Abelard to Wyclif. L., 1981. P. 97–120.

 

[406] Johannes Guallensis. Breviloquium de virtutibus… Fol. 259r.

 

[407] Начало работы в данном направлении относится еще к 1997 г. Из предыдущих публикаций см. прежде всего: Les Chretiens et les Juifs dans les societes de rite grec et latin. Moyen Ä ge – XIXе siede. Actes du colloque organise les 14–15 juin 1999 ä la Maison des Sciences de FHomme (Paris) / textes reunis par M. Dmitriev, D. Tollet, E. Teiro. R, 2003; Евреи и христиане в православных обществах Восточной Европы / под ред. М. В. Дмитриева. М., 2011; Дмитриев М. В. Иудаизм и евреи в украинско‑ белорусской православной письменности XVI века // До джерел: зб. наук, праць на пошану Олега Купчинського, з нагоди його 70‑ р1ччя. Т. 2. Кшв‑ Львш, 2004. С. 186–206; Dmitriev М. Christian Attitudes to Jews and Judaism in Muscovite Russia: The Problem Revisited 11 Central European Univ. History Dep. Yb. 2001–2002. Budapest, 2002. P. 21–41; Idem. La perception et l’image du judai'sme en Russia Orientalis ä la fin du XVeme‑ XVIeme siecles (remarques pre‑ liminaires) // Les Eglises et le Talmud. Ce que les Chretiens savaient du judaisme (XVIe‑ XIXe siecles) / sous la dir. de D. Tollet. R, 2006. P. 15–34; Idem. Die Sicht des Judaismus im Russland des 16. Jahrhunderts // Christen u. Juden im Reformationszeitalter / hrsg. v. R. Decot, M. Arnold. Mainz, 2006. S. 217–235. (Verö ffentlichungen des Instituts fü r Europä ische Geschichte; 72); Idem. What Was Not Understood by Martin Gruneweg in the Orthodox Culture of Eastern Europe? // Martin Gruneweg (1562 – nach 1615). Ein europä ischer Lebensweg / hrsg. v. A. Bues. Wiesbaden, 2009. S. 213–239; Серое Б. Н. Образ евреев в сочинении И. Галятовского «Мессия правдивый» // Еврей, культура и культур, контакты: материалы VI ежегод. – междунар. междисциплинар. конф. по иудаике. Ч. 3. М., 1999. С. 100–114; Он же. Представления о евреях и иудаизме в украинско‑ белорусской проповеди и полемике XVI в. // Иван Александрович Воронков – проф. – славист Моек, ун‑ та: материалы науч. чтений / отв. ред. Г. Ф. Матвеев. М., 2001. С. 58–85; Serov B. N. Les Juifs et le judaisme dans les ecrits polemiques des Slaves orientaux de la Rzeczpospolita (seconde moitie du XVIeme–XVIIeme siecle) // XVIIeme siecle. 2003. Vol. 55. No. 3. P. 501–514. (Juill. – Sept.; numero spec.: «La frontiere entre les chretientes grecque et latine au XVIIeme siede. De la Lithuanie ä FUkraine subcarpathique»); Шпирт A. M. «Мессия Правдивый» Иоанникия Галятовского // Славяноведение. 2008. № 4. С. 37–45; Он же. Проблема терпимости к евреям в украинской православной публицистике перед восстанием Б. Хмельницкого 1648 г. // Материалы XII ежегод. междунар. междисциплинар. конф. по иудаике. Ч. 2. М., 2005. С. 101–116; Он же. Этноконфессиональные отношения на восточных землях Речи Посполитой в середине XVII века (еврейско‑ христианские отношения): дис… канд. ист. наук. М., 2009; Shpirt A. The Problem of Tolerance towards Jews in Ukrainian‑ Byelorussian Orthodox Press Writing before the 1648 Uprising of Bohdan Khmelnitsky // Pinkas. Annu. of the Culture a. History of East European Jewry. Vol. 1. Vilnius, 2006. P. 20–40.

 

[408] Библиография работ, посвященных «жидовствующим», насчитывает сотни единиц (см.: Dmitriev М. Dissidents russes. I: Feodosij Kosoj. Baden‑ Baden, 1998. P. 53–72. (Bibliotheca dissidentium. Repertoire des non‑ conformistes religieux des seizieme et dix‑ septieme siecles; 19); см. также: Алексеев А. И. Жидовствующие // Православ. энцикл. Т. 19. М., 2008. С. 185–194). Последние обобщающие и очень важные работы: Он же. Религиозные движения на Руси последней трети XIV – начала XVI вв.: стригольники и жидовствующие. М., 2012; Michelis C. G. de. La Valdesia di Novgorod. “Giudaizzanti” e prima riforma. Torino, 1993. Наиболее существенные предшествующие исследования: Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV – начала XVI в. М.; Л., 1955; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960; Клибанов А. И. Реформационные движения в России в XIV – первой половине XVI вв. М., 1960; Эттингер Ш. Влияние евреев на «ересь жидовствующих» в Московской Руси // Jews a. Slavs. VoL 4. Jerusalem; St. Petersburg, 1995. C. 9‑ 27 (перевод работы, опубликованной на иврите в 1960 г. ); Halperin C. J. Judaizers and the Image of the Jew in Medieval Russia: A Polemic Revisited a. a Question Posed // Canadian‑ American Slavic Studies. 1975. Vol. 9. No. 2. P. 141–155; Hö sch E. Orthodoxie und Hä resie im alten Russland. Wiesbaden, 1975. (Schriften zur Geistesgeschichte des ö stlichen Europa; 7); Lilienfeld F. v. Die “Hä resie” des Fedor Kuricyn // Forschungen zur Osteuropä ischen Geschichte. 1978. Bd. 24. S. 39–64; Luria J. S. Unresolved Issues in the History of the Ideological Movement of the Late Fifteenth Century // California Slavic Studies. Vol. 12: Medieval Russian Culture. Berkeley, 1984. P. 150–171; Idem. L’heresie dite des judai'sants et ses sources historiques // Rev. des etudes slaves. 1966. T. 45. P. 49–67; Seebohm T. M. Ratio und Charisma, Ansä tze und Ausbildung eines philosophischen und wissenschaftlichen Weltverstä ndnisses im Moskauer Russland. Bonn, 1977. (Mainzer philosophische Forschungen; 17); Howlett J. R. The Heresy of the Judaizers and the Problem of Russian Reformation: PhD thes. Oxford, 1976; Eadem. Reformation or Reformatio: The Case of Muscovite Russia // Полата кънигописьная. Vol. 16. Nijmegen, 1987. P. 141–152; Турилов А. А., Чернецов А. В. К культурно‑ исторической характеристике ереси «жидовствующих» // Герменевтика древнерус. лит. Сб. 1: XI–XVI века. М., 1989. С. 407–429; Хоулетт Я. Е Свидетельство архиепископа Геннадия о ереси «новгородских еретиков жидовская мудръствующих» // ТОДРЛ. Т. 46. СПб., 1993. С. 53–73; Pliguzov A. Archbishop Gennadii and the Heresy of the “Judaizers” // Harvard Ukrainian Studies. 1992. Vol. 16. No. 3/4. P. 269–288; Ronchi De Michelis L. Lettura della Bibbia e riforma dell societä: leresia in Russia alia rneta del XVI secolo // Annali di storia dellesegesi. 1993. Vol. 10/1. P. 23–44; Григоренко А. Ю. Свободомыслие на Руси конца XV – началаXVI в.: автореф. дис… канд. филос. наук. Л., 1987. Обзоры историографии ереси жидовствующих содержатся в трудах Я. С. Лурье, А. Ю. Григоренко, Э. Хёша, Л. Ронки де Микелис (. Лурье Я. С. Вопрос об идеологических движениях конца XV – начала XVI века в исторической литературе // ТОДРЛ. Т. 15: К Четвертому междунар. конгрессу славистов. Л., 1958. С. 131–152; Он же. Идеологическая борьба…; Григоренко А. Ю. Свободомыслие на Руси…; Ronchi De Michelis L. La recente storiografia russa sulle correnti ereticali del Cinquecento // Studi Storici. 1993. T. 34. No. 2–3. P. 277–287; Hö sch E. Sowjetische Forschungen zur Hä resiengeschichte Altrusslands. Methodologische Bemerkungen // JGO. 1970. Bd. 18. S. 279–312).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...