Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторский коллектив 4 страница




 

[263] Теодорих Шартрский. Указ. соч. С. 331 (гл. 14).

 

[264] Wilhelm von Conches. Op. cit. S. 94‑ 110 (IV, VII–XXIV); Jacquart D. Les emprunts de Guillaume de Conches aux theories medicales 11 Guillaume de Conches… P. 109.

 

[265] В подобной формулировке эта мысль встречается у авторитетных мыслителей XII в.: Петра Абеляра, Гуго Сен‑ Викторского и Петра Ломбардского, но не у самого Августина. См.: Gregory Т. Anima mundi… Р. 159, 165.

 

[266] «Iterum quaeritur, an humana anima ante existat quam corpus et quando illi coniungitur. Dicimus illam non ante subsistere, quod probari potest ratione et auctoritate. Si enim ante esset, vel in miseria vel in beatitudine esset nullo praecedente merito. Auctoritate Augustini hoc probatur, qui dicit: “Cotidie creat deus novas animas”. Tempus vero coniunctionis illius cum corpore a nullo diffinitur. Nobis tarnen post operationem informativae et concavativae virtutis videtur; tune enim naturalis virtus per membra potest discurrere, sine qua vita non potest esse nec anima in corpore» (Wilhelm von Conches. Op. cit. S. 112 (IV, XXVIII, 50)).

 

[267] «Homo physicus et philosophus physice de Deo philosophatur» (Guillelmus a Sancto Theodorico. De erroribus Guillelmi de Conchis. Cap. 7 / ed. P. Verdeyen. Turnhout, 2007. P. 69. (Corpus Christianorum, Continuatio Mediaevalis; 89A).

 

[268] «Dux: Cui sententiae accedis: an illi quae dicit omnes animas simul esse creatas, an illi quae dicit cotidie novas animas creari? Philosophus: Christianus sum, non academicus. Cum Augustino igitur credo et sentio cotidie novas animas creari, non ех traduce, non ex aliqua materia, sed ex nichilo, solo iussu a creatore eas creari. Sed quando anima creatur: an statim ex quo homo concipitur, an quando corpus aptum anime in utero est formatum, an in die motus, an in hora nativitatis, non legi» (Guillelmus de Conchis. Dragmaticon philosophiae / ed. by I. Ronca. Turnhout, 1997. R 265 (VI, 25). (Corpus Christianorum, Continuatio Mediaevalis; 152)).

 

[269] «Non enim ad litteram credendum est Deum excostasse primum hominem» (Wilhelm von Conches. Op. cit. S. 38 (I, XIII, 43)).

 

[270] Для обвинителя шартрский философ был никчемным выскочкой хуже Абеляра (Guillelmus a Sancto Theodorico. Op. cit. P. 61).

 

[271] «Sed dicet aliquis; “Quomodo discernam, quae actiones in homine debeant iudicari animae et quae corporis? ”» (Wilhelm von Conches. Op. cit. S. ПО (IV, 26, 46)).

 

[272] «Sed quaeritur, cum istae sint animae proprietates, quare infans, in quo est anima, non discernit, intelligit et cetera. Ad hoc dicimus, quod anima hominis a creatore habens principium ex quo est, perfecta est in genere suo. Unde ex quo est, omnia sciret quae ab homine sciri possunt, nisi gravitas carnis esset, quod per primum hominem, qui ante corruptionem humanitatis, ex quo fuit, perfectam habuit scientiam humanam, probari potest. Sed modo corrupta humanitate, ex quo coniun‑ gitur corrupto, corrumpitur nec proprietates suas potest exercere, donee usus expe‑ rientia et alicuius doctrina exercitata incipit discernere, veluti si aliquis cum subtili acie oculorum tenebroso carceri detrudatur, videre tarnen non potest, nisi consuescat tenebris vel lumen accendatur; unde Vergilius: quantum non noxia corpora tardant» (Ibid. S. 120 (IV, 29, 53)). См. обсуждение этого места: Speer A. Op. cit. S. 200–204.

 

[273] Вергилий.  Энеида / пер. С. Ошерова // Он же. Собр. соч. СПб., 1994. С. 236 (VI, 730–731). (Б‑ ка антич. поэзии).

 

[274] Bultot R. Cosmologie et “contemptus mundi” // Sapientiae doctrina. Melanges de theologie et de litterature medievales offerts ä dom Hildebrand Bascour, O. S. B. Leuven, 1980. P. 1–23. (Rech, de theologie ancienne et medievale; numero spec. ); Voskoboynikov O. Dignite et misere de fhomme selon Michel Scot, avec un excursus sur la vie intellectuelle de la cour de Frederic II // Coexistence a. Cooperation in the Middle Ages / ed. by A. Museo, G. Musotto. Palermo, 2014. P. 1561–1567.

 

[275] Чистилище. III, 34–45 (пер. М. Лозинского).

 

[276] О XII столетии конкретно см.: Javelet R. Image et ressemblance au XIIе siede. De Saint Anselme ä Alain de Lille. 2 vols. R, 1967. Vol. 1. P. 169 и далее, 450–461.

 

[277] Calcidio. Commento al Timeo di Platone. Testo latino a fronte / a cura di C. Moreschini. Milano, 2003. Этот комментарий, по сути энциклопедический трактат, считался необходимым подспорьем для чтения платоновского диалога на протяжении всего Средневековья, поэтому его значение для средневековой космологии так же велико, как наследие Боэция, Макробия и Марциана Капеллы.

 

[278] Зарождавшаяся с конца XII в. аллегорическая поэзия на романских языках непосредственно связана с активно развивавшейся тогда же библейской экзегезой (Jauss H. R. Alteritä t und Modernitä t der mittelalterlichen Literatur. Gesammelte Aufsä tze 1956–1976. Mü nchen, 1977. S. 152–154).

 

[279] См.: Silverstein Т. The Fabulous Cosmogony of Bernardus Silvestris // Modern Philology 1948. Vol. 46. No. 2. P. 114–116. Вслед за Сильверстейном вопрос о спорах вокруг души мира подробно исследован в ранней работе Туллио Грегори (Gregory Т. Anima mundi…) и, на основании новых данных, Полом Даттоном (Dutton RH. The Mystery of the Missing Heresy Trial of William of Conches. Toronto, 2006).

 

[280] Bernardus Silvestris. Cosmographia / ed. P. Dronke. Leiden, 1978. P. 102–103 (II, 13–14).

 

[281] Scoto Eriugena, Remigio di Auxerre, Bernardo Silvestre e Anonimi. Op. cit. P. 106; Dronke R Fabula. Explorations into the Use of Myth in Medieval Platonism. Leiden; Kö ln, 1974. P. 109–112.

 

[282] Адольф Дик, профессиональный филолог‑ классик, тоже решил «поправить» чтение всех (! ) рукописей, легших в основу его издания Марциана, и превратил «Endelichia» в более понятную и привычную ему «Entelechia» (Martianus Capella. Op. cit. P. 7 (I, 7)). Хорошо, что он хотя бы объяснился с читателем с помощью критического аппарата. Мы должны учитывать, что в распоряжении шартрцев были именно рукописи, а не наше «критическое издание».

 

[283] Stock В. Myth and Science in the Twelfth Century. A Study of Bernard Silvester. Princeton, NJ, 1972. P. 18. «Corporis extremum lascivum terminat inguen, / pressa sub occidua parte pudenda latent. / Iocundusque tarnen et eorum commodus usus – / si quando, qualis, quantus oportet – erit. / Secula ne pereant, descisaque cesset origo / et repetat primum massa soluta chaos, / ad Genios Fetura duos concessit – et olim / commissum geminis fratribus – illud opus. / Cum morte invicti pugnant, genialibus armis: / naturam reparant perpetuantque genus» (Bernardus Silvestris. Op. cit. P. 154. (Microcosmus; XIV, 153–162)). Параллель из «Асклепия»: Ibid. P. 73–74. См. также: Dronke P. L’amor ehe move il sole e l’altre stelle 11 Idem. The Medieval Poet a. His World. Rome, 1984. P. 466–470.

 

[284] Gregory T. Platonismo medievale. Studi e ricerche. Roma, 1958. P. 135–150; Chenu M. ‑ D. Op. cit. P. 30–34; Economou G. The Goddess Natura in Medieval Literature. Cambridge, MA, 1972. P. 63. Новые подходы к известной медиевистике проблеме морализаторской роли природы суммированы во вводной статье Майке ван дер Лугт (Lugt М. van der. L’autorite morale et normative de la nature au Moyen Ä ge. Essai comparatif et introduction //La nature comme source de la morale au Moyen Ä ge / textes reunis par M. Van der Lugt. Firenze, 2014. P. 3–39).

 

[285] Льюис K. C. Указ. соч. С. 115. Здесь читатель найдет и более или менее четкое изложение «Космографии», что избавляет меня – до окончания работы над переводом – от пересказа, упражнения уже самого по себе неблагодарного, поскольку из‑ за двух‑ трех слов в свое время ломали копья ученые масштаба Жильсона и Курциуса. Один из последних учеников Льюиса, Брайан Сток, посвятил Бернарду Сильвестру диссертацию, остающуюся по сей день едва ли не лучшим к нему комментарием (Stock В. Myth… См. также: Jolivet /. L’univers de Bernard Silvestre // Aristote, lecole de Chartres et la cathedrale… P. 65–72). Современные прозаические переводы «Космографии» на английский и французский с сопровождающими их комментариями тоже заслуживают внимания, поскольку сделаны первоклассными специалистами (The Cosmographia of Bernardus Silvestris / transl. by W. Wetherbee. N. Y., 1973; Bernard Silvestre. Cosmographie / trad. M. Lemoine. R, 1998. (Sagesses chretiennes)).

 

[286] Godman P The Silent Masters. Latin Literature and Its Censors in the High Middle Ages. Princeton, NJ, 2000. P. 140–148, 335–336; Bejczy I. Tolerantia: A Medieval Concept // J. of the History of Ideas. 1997. Vol. 58. No. 3. P. 365–384.

 

[287] О стиле Михаила Скота, писавшего в первой трети XIII в., см. вводные замечания к моему изданию одного из его трактатов (Voskoboynikov О. Le Liber particulars de Michel Scot // Archives d’histoire doctrinale et litteraire du Moyen Ä ge. 2014. T. 81. P. 250–255). С двумя образцами литературного стиля переводчиков первой половины XII в. можно познакомиться в моем переводе (Воскобойников О. С. Два голоса в пользу наук о небе в XII веке // Многоликая софистика: нелегитим. аргументация в интеллект, культуре Европы Сред, веков и ран. Нового времени / отв. ред. П. В. Соколов. М., 2015. С. 451–470).

 

[288] «Plato habuit malum modum docendi; omnia enim figurate dicit, et per symbola docet» (Thomas Aquinas. Sententia Libri de anima [Electronic resource]. I, 8. URL: http: //www. corpusthomisticum. org/canl. html (date of access: 09. 07. 2015)).

 

[289] См.: Wetherbee W. Philosophy, Cosmology, and the Twelfth Century Renaissance 11 A History of Twelfth‑ Century Western Philosophy / ed. by P. Dronke. Cambridge, 1988. P. 27.

 

[290] Dronke R Intellectuals and Poets in Medieval Europe. Roma, 1992. P. 63–79; Jeauneau E. Introduction 11 Guillelmus de Conchis. Glosae super Platonem / ed. E. Jeauneau. Turnhout, 2006. P. XLVI–LIII. «Энеиду» читали как энциклопедию и как аллегорию спасительного странствия, отсюда роль Вергилия у Данте. Судя по недавно реконструированной доксографической традиции тех веков, путь великого латинского поэта от образа мудреца до образа чародея был недолгим ('Veronese /. Virgile et la naissance de Yars notoria // The Medieval Legends of Philosophers a. Scholars. Micrologus. Nature, Sciences a. Medieval Societies. Vol. XXI. Firenze, 2013. P. 219–242).

 

[291] «Integumentum vero est genus demonstrationis sub fabulosa narratione veritatis involvens intellectum, unde et involucrum dicitur» (The Commentary on the First Six Books of the “Aeneid” of Vergil Commonly Attributed to Bernardus Silvestris / ed. by J. Jones, E. Jones. Lincoln, NE, 1977. P. 3). Роман Шмараков подготовил полный перевод этого замечательного памятника (пока есть лишь английский перевод). Хочется верить, что его труд скоро увидит свет.

 

[292] См.: Jolivet /. Les rochers de Cumes et l’antre de Cerbere. Lordre du savoir selon le commentaire de Bernard Silvestre sur ГEneide // Pascua Mediaevalia. Studies voor Prof. Dr. J. M. De Smet / red. R. Lievens, E. Van Mingroot, W. Verbeke. Leuven, 1983. P. 263–276. (Mediaevalia Lovaniensia; 1, 10).

 

[293] The Commentary… P. 34–38.

 

[294] Эпитафия Теодориху Шартрскому. С. 347 (26–29).

 

[295] «Per Mercurium aliquando accipis stellam, aliquando eloquentiam: stellam ut in ea fabula, in que legis Venerem adulteratam cum Mercurio, per hoc quod intel‑ ligis stellas illas in accessu suo effectus suos iungere; eloquentiam, ubi Mercurius Philologie connubium querit. “Eloquentia enim, nisi iungatur sapientie, parum prodest, immo etiam obest”. Atque ideo depingitur avis vel canis, quia sermo cito currit. Dicitur virgam gerere, qua serpentes dividit, quia habet interpretationem, qua rixantes et venenum verborum effundentes secernit. Furto dicitur preesse, quia animos audientium fallit. Mercatoribus preest, quia eloquentia a se merces extradunt vendentes. Unde dicitur Mercurius quasi mercatorum kirios, id est deus, vel Mercurius, id est medius discurrens, vel Mercurius mercatorum cura, vel Mercurius mentium currus, quia excogitata profert. Unde etiam Hermes dicitur, id est interpres, hermenia enim est interpretatio» (The Commentary… P. 25).

 

[296] Bernardus Silvestris. Mathematicus / hrsg. v. J. Prelog, M. Heim, M. Kieß lich. St. Ottilien, 1993. Подробный анализ: Godman P Op. cit. P. 242–263. Особую роль Бернарда Сильвестра в становлении астральной иконографии Запада отстаивает Дитер Блюме, хотя его анализ представляется несколько предвзятым и снимает проблему многозначности поэзии: я совершенно не уверен, что Бернард верил в астрологию так, как верят в нее иные наши современники или как верил в XII столетии, но поколением позднее Бернарда, Раймунд Марсельский, автор первых самостоятельных трудов по астрологии, написанных на христианском Западе (Blume D. Regenten des Himmels. Astrologische Bilder in Mittelalter und Renaissance. Berlin, 2000. S. 26–34). О метафорах и астрологии XII–XIV вв., ради имеющейся там библиографии, отсылаю к моей статье (Воскобойников О. С. О языке средневековой астрологии (о применении риторических понятий в истории культуры) // Одиссей. Человек в истории. 2007. С. 82–110).

 

[297] Так Гильом Коншский трактует миф об Орфее в «Утешении философией» (3, ст. 12): «Стоит беспокоиться не о множественности изложений, это повод порадоваться, но о противоречиях, если таковые в изложении встретятся» («…Non est curandum de diversitate expositionum, immo gaudendum, sed de contrarietate si in expositionibus esset»). Цит. по: Jeauneau E. “Lectio… P. 139. Другие примеры этимологической аллегорезы языческих мифов в XII столетии можно найти в единственной, насколько мне известно, монографии, посвященной полностью феномену средневековой этимологии: Klinck R. Die lateinische Etymologie des Mittelalters. Mü nchen, 1970. S. 151–168.

 

[298] «In hoc enim opere litteralis sensus suavitas puerilem demulcet auditum, moralis instructio perficientem imbuet sensum, acutior allegorie subtilitas profi‑ cientem acuet intellectum» (Alarms ab Insulis. Anticlaudianus / ed. R. Bossuat. R, 1955. P. 56 (Prologus. 7‑ 10)). Отделить «мораль» от «аллегории» в этом витиеватом сочинении было непросто уже первым комментаторам того времени, в частности, Радульфу Лоншанскому, продолжателю шартрского дела на рубеже XII–XIII вв. (Radulphus de Longo Сатро. In Anticlaudianum Alani commentum / ed. J. Sulowski. Wroclaw, 1972; Caiazzo I. Discussions sur les quatre elements chez Alain de Lille et Raoul de Longchamp // Alain de Lille, le docteur universel. Philosophie, theologie et litterature au XIIе siede / ed. par J. ‑ L. Solere et al. Turnhout, 2005. P. 145–167).

 

[299] Данте Алигьери. Письмо XIII, к Кангранде делла Скала // Он же. Малые соч. М., 1967. С. 387 (20–25); Он же. Пир // Там же. С. 135–137 (II, I).

 

[300] Gregory Т. Mundana sapientia… Р. 178–179.

 

[301] Huygens R. B. C. Mittelalterliche Kommentare zum “O qui perpetua” // Sacris erudiri. 1954. Bd. 6. S. 373–427; Commentaries on Boethius by Thierry of Chartres and His School / ed. by N. Hä ring. Toronto, 1971.

 

[302] Комментарий был обнаружен Андре Верне и опубликован о. Эдуаром Жоно (Jeauneau Е. “Lectio… Р. 309–332); «Boetius noster» (Ibid. Р. 323). Связь гимна с «Тимеем» была очевидна Гильому Коншскому, комментировавшему в своих лекциях и халкидиев «Тимей», и «Утешение философией». На л. 94 г мюнхенской рукописи внизу четыре строки стерты и не читаемы в цифровой копии (Bedae libri de arte metrica fragmentum. Marii Servii Honorati Centimeter seu ars de centum metris [Electronic resource]. URL: http: //daten. digitale‑ sammlungen. de/~db/0004/bsb00041143/images/index. html? id=00041143& seite= 1 93& fip= 193. 174. 98. 30& nativeno=%2F (date of access: 09. 07. 2015)). Возможно, они содержат информацию об обстоятельствах возникновения этого интересного текста. Это предстоит проверить.

 

[303] Сочетание поэзии и прозы в «золотой книге» Боэция хорошо известно нашим исследователям его творчества, но все же, насколько я знаю, не становилось предметом их специального внимания (Майоров Г. Г. Судьба и дело Боэция // Боэций. Утешение философией и другие трактаты / ред. Г. Г. Майоров. М., 1990. С. 391–413; Он же. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., 1979. С. 358–378; Уколова В. И. «Последний римлянин» Боэций. М., 1987. (Из истории мировой культуры); Тоноян Л. Г. Логика и теология Боэция. СПб., 2013). Влияние Боэция на логику и богословие Средневековья, давно подробно изученное Пьером Курселем, описано в этой работе фрагментарно (с. 260–269).

 

[304] Боэций. Утешение философией… 3, проза 12; Dronke R L’amor… Р. 453–456; Wetherbee W. Platonism and Poetry… P. 77. П. Дронке видит в позднеантичном и средневековом «прозиметре» продолжение менипповой сатиры и на целом ряде примеров показывает, что эта форма позволяла средневековым писателям представить истину не в «официальной версии», а как столкновение мнений, смешение серьезного и смешного, высокого и низкого (Dronke Р. Verse with Prose from Petronius to Dante. The Art and Scope of the Mixed Form. L., 1994. P. 22–46). Неслучайно автор методологически опирается на первую книгу Михаила Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», впервые опубликованную в 1924 г. См. также: Pabst В. Prosimetrum. Tradition und Wandel einer Literaturform zwischen Spä tantike und Spä tmittelalter. 2 В de. Kö ln; Weimar; Wien, 1994. S. 158–196. (Ordo: Studien zur Literatur u. Ges. des Mittelalters u. der frü hen Neuzeit; 4/1‑ 2. ).

 

[305] Chenu M. ‑ D. Op. cit. P. 142. Более подробно: Courcelle P La Consolation de Philosophie dans la tradition litteraire. P., 1967.

 

[306] Garin E. Medioevo e Rinascimento. Roma; Bari, 1973. P. 47–62; McKeon R. Poetry and Philosophy in the Twelfth Century: The Renaissance of Rhetoric // Critics a. Criticism, Ancient a. Modern / ed. by R. S. Crane. Chicago, 1952. P. 300.

 

[307] Metamorphosis Golye episcopi / ed. by R. B. C. Huygens // Studi medievali. 3 Ser. An. 3. 1962. P. 770–772 (vs. 169–236).

 

[308] Herrad of Hohenbourg. Hortus deliciarum / ed. R. Green et al. Vol. 1–2. L.; Leiden, 1979. Fol. 32r, pi. 18. См. подробнее: Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство… С. 387–388, ил. 77.

 

[309] «Appenditia artium sunt quae tantum ad philosophiam spectant, id est quae in aliqua extra philosophiam materia versantur, aliquando tarnen quaedam ab artibus discerpta sparsim et confuse attingunt, vel, si simplex narratio est, viam ad philosophiam praeparant. Huiusmodi sunt omnia poetarum carmina, ut sunt tragoediae, comoediae, satirae, heroica quoque et lyrica, et iambica, et didascalica quaedam, fabulae quoque et historiae, illorum etiam scripta quos nunc philosophos appellare solemus, qui et brevem materiam longis verborum ambagibus extendere consueverunt, et facilem sensum perplexis sermonibus obscurare, vel etiam diversa simul compilantes quasi de multis coloribus et formis unam picturam facere» (Hugo de Sancto Victore. Op. cit. P. 55 (III, 4)). Следует учитывать существование двух русских переводов первых трех из шести книг «Дидаскаликона»: Ю. П. Малинина (Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского Средневековья: в 2 т. / ред. С. С. Неретина. Т. 1. М., 2001. С. 294–341) и А. А. Клестова, опубликованный недавно в № 60 электронного журнала «Церковь и время» (Гуго Сен‑ Викторский. Дидаскаликон. Об искусстве обучения [Электронный ресурс]. URL: https: //mospat. ru/church‑ and‑ time/1348 (дата обращения: 09. 07. 2015)). (Я благодарен Ирине Мастяевой, указавшей мне на существование этого нового перевода. ) Оба нуждаются в серьезной правке, не говоря уже о комментариях, в обоих случаях сделанных наспех. Совершенно не понятно, почему А. А. Клестов называет свой перевод «первым полным», при том, что половина «Дидаскаликона», не известная русскому читателю, так и осталась за кадром. Единственный плюс этой работы в том, что она сделана с учетом критического издания Баттимера и отличного перевода на английский Тэйлора.

 

[310] Chenu M. ‑ D. Op. cit. R 64–65; Carruthers M. The Book of Memory: A Study of Memory in Medieval Culture. Cambridge, 1996. P. 80–85, 261–266. (Cambridge Studies in Medieval Literature; 10).

 

[311] Macrobe. Commentaire au Songe de Scipion / ed. par M. Armisen‑ Marchet‑ ti. Liv. 1. R, 2003. P. 7–9 (1, 2, 17). Перевод см. в кн.: Петрова М. С. Макробий Феодосий и представления о душе и о мироздании в поздней Античности. М., 2007. С. 189. (Образы истории). О традиции знаменитого восьмого афоризма Гераклита «Природа любит прятаться» (123 DK) в истории философии, науки и поэзии см. одну из последних книг Пьера Адо: Hadot Р. Op. cit. Passim.

 

[312] «Fabulae quarum nomen indicat falsi professionem, aut tantum conciliandae auribus voluptatis aut adhortationis quoque in bonam frugem gratia repertae sunt» CMacrobe. Op. cit. P. 6 (1, 2, 7)).

 

[313] Ibid. 1, 2, 19. Р. 9; Петрова М. С. Указ. соч. С. 189–191.

 

[314] Jeauneau Е. “Lectio… Р. 265–308; Caiazzo I. Lectures medievales de Macrobe: Les Glosae Colonienses super Macrobium. P., 2002. P. 28–44. (fitudes de Philosophie medievale; 83). Ирене Каяццо знает рассматриваемое ниже стихотворение, но по понятным причинам не уделяет особого внимания этому «экзерсису».

 

[315] «Quantum etiam semper philosophia arcana sua nudis publicari uerbis dedignata sit, et maxime de anima et de diis per fabulosa quaedam inuolucra loqui consueuerit, ille non mediocris philosophus et magni philosophi, Ciceronis, expositor Macrobius diligentissime docet. Remotis enim generibus figmentorum siue fabulosorum quae philosophos non decent, subposuit illud quod honestissime assu‑ munt» (Petrus Abaelardus. Philosophia Christiana 11 Petri Abaelardi opera theologica / ed. E. M. Buytaert, C. Mews. Vol. 3. Turnhout, 1987. P. 114 (I, 102)).

 

[316] «Nature talamos intrans reseransque poeta / cuilibet inventus meruit reperire quod audis. / dormivit visusque fuit sibi per nemus ire. / nox succedebat claro tenebrosa diei; / solus erat nigrumque nemus totumque fremebat / occursu sonitu varia cum voce ferarum. / talibus attonitus dubiusque quid esset agendum, / visa forte domo veteri pervenit ad illam. / in medio nemoris plano circumdata parvo / visa fuit vetus illa domus quasi sola relicta. / ad quam perveniens modicum quasi luminis intus / vidit et in medio quasi nude virginis instar. / letus in aspectu recipi se postulat intus. / altus erat paries in eoque foramina parva. / clauserat hostiolum mulier clausumque tenebat. / advenere fere circumvallare volentes / septa domus stantemque foris iam репе vorantes. / hinc magis ille timens petit ut queat intus latere. / illa carens pan‑ nis dorsum vertebat ad ilium, / crinibus et palmis nitens velare pudenda, / cumque preces oculosque viri tolerare nequiret, / talia verba dedit vix intellecta precanti. / “sta procul et noli mihi plus inferre pudorem. / in mea te secreta fui vix passa venire, / debuerasque mihi deferre fidemque perhenni / custodire pie matri domineque tenore. / tu vero quare me vilem non timuisti / reddere meque, velud meretricis nomine dignam, / que de me scisti difundens prostituisti? / non igitur paciar quod de prope iam videas me, / set procul abiectum mortique ferisque relinquam”. / anxius auditis et visis evigilavit / ille poeta timens didicitque quod omnia non sint / omnibus ut sciri possint prorsus referenda, / quodque tegi natura iubet paucis et honestis / est expo‑ nendum ne vili sordeat aure. / iudicium reperit durum qui iudicat omnes. / increpet os proprium merito male quemque locutum». Я воспроизвожу текст Фредерика Раби, издавшего его по рукописи: London, British Library, ms. Burney 305, fob 36r (. Raby F. J. A. A History of Secular Latin Poetry in the Middle Ages: in 2 vols. Vol. 2. Oxford, 1957. P. 22–23). См. также его краткий анализ: Idem. Nuda natura and Twelfth Century Cosmology // Speculum. 1968. Vol. 43. No. 1. P. 12–11.

 

[317] Схожие примеры XII – начала XIII вв. можно найти в книге: Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство… С. 160–161, 204–206.

 

[318] Bernardus Silvestris. Cosmographia. Microcosmus. IX, 5. P. 139; Alanus ab Insulis. Anticlaudianus. P. 59 (I, 5).

 

[319] Гораций. Эподы / пер. Ф. Александрова // Он же. Собр. соч. СПб., 1993. С. 192 (V, 55).

 

[320] Важно, что этот сон описан в 384 г. в пространном, главным образом аскетическом по своей направленности послании: Диесперов А. Ф. Блаженный Иероним и его век. М., 2002. С. 163–164. (Православ. б‑ ка) (на основании: Бл. Иероним Стридонский. Письмо к Евстохии о хранении девства / пер. Киев, духов, акад. под ред. А. А. Столярова).

 

[321] Baudri de Bourgueil. Carmen 2. Somnium et expositio somnii // Idem. Poemes / ed. par J. ‑ Y. Tilliette. T. 2. P., 2002. P. 5–8, коммент.: p. 147–150.

 

[322] Гораций. Наука поэзии / пер. М. Дмитриева // Он же. Указ. соч. С. 343 (ст. 9). Лучший анализ в контексте средневековой и ренессансной теории и практики художественного творчества: Chastel А. Le Dictum Horatii quidlibet audendi potestas et les artistes (XIIIe‑ XVIe siede) // Idem. Fables, formes, figures. I. R, 1978. P. 363–376.

 

[323] Pantin W. A. John of Wales and Medieval Humanism 11 Medieval Studies Presented to Aubrey Gwynn, S. J. / ed. by J. A. Watt et al. Dublin, 1961. P. 297.

 

[324] Дж. Суонсон датирует его вступление в орден 1258–1259 гг. (Swanson /. John of Wales. A Study of the Works and Ideas of a Thirteenth‑ Century Friar. Cambridge, 1989. P. 4. (Cambridge Studies in Medieval Life a. Thought: 4th Ser. )), а Ф. Кюнцлен, П. Кальнинг и О. Плессоу – 1257 г. См.: Kü enzlen F, Kalning R, Plessow О. Die Schachbildlichkeit in Johannes Guallensis Breviloquium de virtuti‑ bus – eine Kurzfassung (Epitome) des Liber de ludo scaccorum des Jacobus de Cessolis (mit Edition) // Mittellateinisches Jb. 2010. Bd. 45. S. 62.

 

[325] Дж. Суонсон сделала такой вывод на основании того, что первая проповедь Иоанна из «парижского» цикла датируется 29 июня 1270 г. См.; Swanson /. Op. cit. Р. 5. Paris, BN, MS lat 15034. Fol. 127, 129d.

 

[326] Архиепископ Джон Пекхэм отправился в дипломатическую миссию в Уэльс, пытаясь выступить посредником в переговорах между английским королем Эдуардом I и Лливелином. Он предложил последнему крупное владение в Англии в обмен на уэльскую корону, однако тот отказался (см.: Prestwick М. Edward I. New Haven, 1997. Р. 191–192).

 

[327] О дате его смерти можно говорить с большей уверенностью, чем о дате рождения, поскольку известно, что в 1283–1285 гг. он вместе с магистрами Арлотто из Прато, Дрё из Прованса и Симоном из Ланса и бакалаврами Рикардо из Медиавиллы, Жилем из Байси и Жаном из Мюрро входил в состав комиссии, призванной оценить труды Петра Иоанна Оливи, и умер до того, как эта комиссия закончила свою работу. См.: Glorieux Р. Repertoire des Maitres en theologie de Paris au XIIIе siede (Etudes de philosophic medievale 17–18): en 2 t. T. 2. R, 1934. P. 114; “Littera septem sigillorum” contra doctrinam Petri Ioannis Olivi edita / ed. G. Fussenegger // Archivum franciscanum historicum. 1954. No. 47. P. 45–53.

 

[328] Analecta Franciscana: sive, Chronica aliaque varia documenta ad historiam Fratrum Minorum spectantia / ed. a partibus collegii S. Bonaventurae: in 12 t. T. 4. Firenze, 1906. P. 309, 543–544.

 

[329] В числе которых, например, комментарий к орденскому уставу, Declaratio super regulam (он опубликован – см., например: Speculum minorum. Venezia, 1513. Pars III. Fol. 98v‑ 106r; о комментарии см.: Brooke R. The Image of Saint Francis. Responses to Sainthood in the Thirteenth Century. Cambridge; N. Y., 2006. P. 96–97; Воскобойников O. C. Судьба человека. Средневековые путешествия Аристотеля между Востоком и Западом // Средневековая Европа: Восток и Запад / отв. ред. М. А. Бойцов. М., 2015. С. 212); комментарий к Евангелию от Иоанна (который долгое время ошибочно приписывали Бонавентуре, см.: Baldwinus ab Amsterdam. The Commentary on St. Johns Gospel edited in 1589 under the name of Bonaventure, an authentic work of John of Wales, O. Min // Collectanea Franciscana. 1970. Vol. 40. P. 71–96; Doucet V. Maitres Franciscains de Paris. Supplement au “Repertoire des Maitres en Theologie de Paris au XIIIе siede” de

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...