Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторский коллектив 6 страница




 

[409] Свод данных о «ереси Феодосия Косого»: Dmitriev М. Dissidents russes… Последняя по хронологии крупная работа о «ереси Феодосия Косого»: Ronchi De Michelis L. Eresia e riforma nel Cinquecento. La dissidenza religiosa in Russia. Torino, 2000.

 

[410] В эпоху Реформации иудаизантизм вырастал чаще всего из антитринитаризма, и это явление не было редким. См.: Antitrinitarianism in the Second Half of the 16th Century / ed. by R. Dan, A. Pirnat. Budapest; Leiden, 1982; Bibliotheca dissidentium. Repertoire des non‑ conformistes religieux des seizieme et dix‑ septieme siecles / ed. par A. Seguenny. T. 8: Daniel Bielinski. Stanislaw Budzynski. Wojciech Calissius. Piotr Gonesius. Marcin Krowicki. Stanislaw Taszycki. Andrzej Wojdowski; T. 11: The Heildelberg Antitrinitarians. Johann Sylvan. Adam Neuser. Matthias Vehe. Jacob Suter. Johann Hasler; T. 12: Ungarlä ndische Antitrinitarier: Istvä n Basilius. Tamä s Arany. Istvan Csasmai. Lukacs Egri. Elias Gczmidele; T. 13: Antitrinitaires polonais II. Szymon Budny (Budnaeus). Pierre Statorius (FAncien). Christian Francken; T. 14: Antitrinitaires polonais III. Marcin Czechowic. Jan Niemojewski. Christoph Ostorodt; T. 15: Ungarlä ndische Antitrinitarier II. Gyö rgy Enyedi. Baden‑ Baden, 1987–1993. Антитринитариям посвящены и некоторые работы на рус. яз.: Будрин Е. Антитринитарии XVI в. Вып. 1–2. Казань, 1886–1889; Левицкий О. Социнианство в Польше и юго‑ западной Руси в XVI и XVII вв. // Киев, старина. № 4–6. К., 1882; Любович Н. История реформации в Польше. Кальвинисты и антитринитарии. Варшава, 1883; Он же. Люблинские вольнодумцы XVI века (антитринитарии и анабаптисты). Варшава, 1902.

 

[411] См. предыдущую нашу работу, посвященную моделям религиозного плюрализма на Востоке и Западе Европы в Средние века: Дмитриев М. В. Московская Русь перед лицом «иноверия»: восточнохристианская модель религиозного плюрализма? // Средневековая Европа: Восток и Запад / отв. ред. М. А. Бойцов. М., 2015. С. 233–324.

 

[412] [Иосиф Волоцкий]. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. 4‑ е изд. Казань, 1903. С. 31–32.

 

[413] Иосиф Вопоцкий. Просветитель / пер. Е. В. Кравец, Л. П. Медведевой. М., 1993. С. 24.

 

[414] Там же. С. 27.

 

[415] Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси…

 

[416] Казакова Н. А., Лурье Я. С. Указ. соч. Прил.: Источники по истории Новгород. – моек, ереси. № 11. С. 305–309.

 

[417] Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси… С. 429–431.

 

[418] Казакова Н. А., Лурье Я. С. Указ. соч. Прил.: Источники по истории Новгород. – моек, ереси. № 25. С. 419–433.

 

[419] Панов И. Ересь жидовствующих // ЖМНП. 1877. № 1. С. 1–40; № 2. С. 253–295; № 3. С. 1–59; Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси… С. 435.

 

[420] Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси… С. 499. См. также с. 441,

 

[421] Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси… С. 499: «Скептики не в силах объяснить причины, по которым к теме полемики с иудеями настойчиво обращается в своих посланиях архиепископ Геннадий, создает объемный трактат игумен Иосиф, пишет обширное “Послание на жиды и еретикы” инок Савва, переводятся с латыни антииудейские полемические трактаты. Если игнорировать иудейский фактор, то на какой эффект в обществе рассчитывали обличители, когда вели полемику не с реальной, а с мифической опасностью? » (Там же. С. 447).

 

[422] Там же. С. 448.

 

[423] См.: Mainka R. M. Judaizantentum als Bezeichnung Westkirchlicher Eigenheiten im Russland des XVI. Jh. // Geschichte der Ost– u. Westkirche in ihren wechselseitigen Beziehungen. Acta Congressus historiae Slavicae Salisburgensis in memoriam SS. Cyrilli et Methodii anno 1963 celebrati / hrsg. v. F. Zagiba. Wiesbaden, 1967. S. 150–154. (Annales Instituti Slavici; 1/3). Cp.: Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси… С. 446.

 

[424] Ettinger S. Jewish Influence on the Religious Turmoil in Eastern Europe at the End of the 15th Century (на иврите) // Yitzhak F. Baer. Jubilee Volume on the Occasion of His Seventieth Birthday / ed. by S. W. Baron, B. Dinur, S. Ettinger, I. Hal‑ perin. Jerusalem, 1960. P. 228–247; Idem. The Jewish Influence on the Heresy of the Judaizers in Muscovite Russia 11 Between Poland a. Russia: S. Ettinger’s Collected Papers / ed. by I. Bartal, J. Frankel. Jerusalem, 1994. P. 423–437; Эттингер III. Влияние евреев…

 

[425] См. выше, примеч. 2 на с. 209–210, и ниже (раздел, посвященный «Лаодикийскому посланию», с. 247–261).

 

[426] Алексеев А. И. Религиозные движения на Руси… С. 501–502.

 

[427] Seebohm Т. М. Op. cit.

 

[428] См. ниже.

 

[429] Раба И. «Жидовствующие» ли? История задушевной мысли // Russia Mediaevalis. 2001. Vol. 10. No. 1. R 126–149.

 

[430] Турилов А. А., Чернецов А. В. Указ. соч. С. 411.

 

[431] Отреченная книга Рафли / изд. А. А. Турилов, А. В. Чернецов // ТОДРЛ. Т. 40. Л., 1985. С. 260–344. Само слово «рафли» более или менее эквивалентно «гадательной книге» или «гадательной таблице» и происходит, вероятно, от греч. «графа», хотя возможна и иная этимология.

 

[432] Турилов А. А., Чернецов А. В. Указ. соч. С. 415.

 

[433] См.: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XVI–XVII вв. СПб., 1903. С. 413–417. Издание «Шестокрыла» на иврите было осуществлено Н. Бибовичем в Житомире в 1872 г. (см.: Luria J. L’heresie dite… R 64–65).

 

[434] Seebohm T. M. Op. cit. S. 372.

 

[435] Cm.: Huttenbach H. R. Muscovy’s Calendar Controversy of 1491–1492 // Sei. a. History. Studies in Honour of Edward Rosen. Wroclaw, 1978. P. 192–195; Райнов T. Наука в России XI–XVII вв. M.; Л., 1940. С. 238–248; Святский Д. О. Астрономическая книга «Шестокрыл» на Руси XV века // Мироведение. 1926. Вып. 15. С. 63–78.

 

[436] Huttenbach H. R. Muscovy’s Calendar Controversy of 1491–1492. P. 194–195.

 

[437] Издания текста «Киевской логики» или его фрагментов: (1) Неверов С. Л. Логика иудействующих // Унив. изв. 1909. № 8. С. 41–62; (2) Соболевский А. И. «Логика жидовствующих» и «Тайная тайных» // Памятники древ, письменности. 1899. Т. 133: Отчет о заседании 5‑ го марта 1899. Прил. 1; (3) Бедржицкий Л. Заметки к литературе жидовствующих // Рус. филол. вести. Т. 66. 1911. № 3–4. С. 370–392; Т. 68. 1912. № 1–2. С. 351–355.

 

[438] Seebohm T. M. Op. cit. S. 309.

 

[439] Ibid. S. 316.

 

[440] Ibid. S. 311–312.

 

[441] Ibid. S. 449–450.

 

[442] Издание оригинала: Efros I. Maimonides Treatise on Logic. N. Y., 1938. О рукописях см.: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XVI–XVII вв. СПб., 1903. С. 401–409; Бедржицкий Л. Указ. соч. Т. 66. С. 377–388.

 

[443] Seebohm Т. М. Op. cit. S. 312.

 

[444] Taube М. The Kievan Jew Zacharia and the Astronomical Works of the Juda‑ izers // Jews a. Slavs. Vol. 3 / ed. by W. Moskovich et al. Jerusalem, 1995. P. 168–198; Idem. The “Poem of the Soul” in the Laodicean Epistle and the Literature of the Juda‑ izers // Камень Краеугъльнъ. Rhetoric of the Medieval Slavic World: Essays presented to E. L. Keenan on his sixtieth birthday by his colleagues and students / ed. by N. Sh. Kollmann, D. Ostrowski, A. Pliguzov, D. Rowland. Cambridge, MA, 1995. P. 671–685. (Harvard Ukrainian Studies; 19).

 

[445] Исключение составляет А. Григоренко (Григоренко А. Ю. «Лаодикийское послание» и его литературное окружение // ТОДРЛ. Т. 43. Л., 1990. С. 324–329), чье мнение по этому поводу подвергнуто критике Ч. де Микелисом (Michelis C. G. de. La Valdesia di Novgorod… P. 34).

 

[446] Seebohm T. M. Op. cit. S. 312.

 

[447] Таубе М. Послесловие к «Логическим терминам» Маймонида и ересь жидовствующих // In memoriam. Сборник памяти Я. С. Лурье. СПб., 1997. С. 243.

 

[448] Там же. С. 246.

 

[449] Изд.: (1) Сперанский М. Из истории отреченных книг. IV. Аристотелевы врата или Тайная Тайных. СПб., 1908. (Памятники древ, письменности и искусства; 171); (2) Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI в. М., 1984. С. 534–591.

 

[450] О памятнике в целом и его месте в западной культуре: Pseudo‑ Aristoteles. The Secret of Secrets. Sources and Influences / ed. by W. F. Ryan, C. B. Schmitt. L., 1982. (Warburg Inst. Surveys; 9); Williams St. The Secret of Secrets: The Scholarly Career of a Pseudo‑ Aristotelian Text in the Latin Middle Ages. Ann Arbor, 2003.

 

[451] Буланин Д. М. Тайная тайных // Слов, книжности и книжников Древ. Руси. Вторая половина XIV–XVI вв. Ч. 2: Л‑ Я. Л., 1989. С. 427–428.

 

[452] Турилов А. А., Чернецов А. В. Указ. соч. С. 417–418.

 

[453] См.: Буланин Д. М. Комментарий к публикации «Тайная тайных» // Памятники лит. Древ. Руси… С. 750–752.

 

[454] Турилов А. А., Чернецов А. В. Указ. соч. С. 419–420.

 

[455] Там же. С. 427–428.

 

[456] Об этом сочинении см.: Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси…; Cyzevskij (Tschizewskij) D. Altrussische wissenschaftliche Literatur und die “Judaisirenden” // Die Welt der Slawen. 1966. Bd. 11. S. 361–363.

 

[457] Johannes de Sacrobosco. The Sphere of Sacrobosco and Its Commentators / ed. by L. Thorndike. Chicago, 1949.

 

[458] Seebohm T. M.  Op. cit. S. 372–373.

 

[459] Казакова H. A., Лурье Я. С. Указ. соч. Прил.: Источники по истории Новгород. – моек, ереси. № 7. С. 256–276; «Лаодикийское послание» Федора Курицына // Памятники лит. Древ. Руси. Вторая половина XV века. М., 1982. С. 538–539.

 

[460] См.: Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич // Слов, книжников и книжности Древ. Руси. Вторая половина XIV–XVI вв. Ч. 1: A‑ К. Л., 1988. С. 504–510; Лилиенфельд Ф. Иоанн Тритемий и Федор Курицын // Культурное наследие Древ. Руси. Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 116–123.

 

[461] См. ниже.

 

[462] О других компонентах «библиотеки жидовствующих» и их роли в собирании библейских книг см.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба… С. 185–197; Michelis C. G. de. La biblioteca dei giudaizzanti // Annali dellTstituto Universitario Orientale di Napoli. Slavistica. 1993. Vol. l. P. 141–156; Idem. La Valdesia di Novgorod… P. 31–40.

 

[463] Отдел рукописей Российской национальной библиотеки в Санкт‑ Петербурге (далее – ОР РНБ). Собрание М. П. Погодина. № 840.

 

[464] Бегунов Ю. К. Ян Гус и восточное славянство (по материалам новонайденного источника) // ТОДРЛ. Т. 49. СПб., 1996. С. 356–375. Об этой рукописи уже сообщалось (без указания ее точного места хранения): Мицько I. Промовляе рукописный збiрник // Жовтень. 1985. № 2. C. 133. Она упоминалась также в публикациях: Боянiвська М. Переписувачi книжок як культурнi дiячi Украï ни. XV – перша половина XVII ст. Львiв, 1994. C. 11; Украï нська поезiя XVI ст. Киï в, 1987. C. 251.

 

[465] Бегунов Ю. К. Ян Гус и восточное славянство… С. 360.

 

[466] Например: л. 52, 54, 63, 66, 80, 81, 101, 104, 114, 118 (особенно ясные изображения), 124, 139 и др.

 

[467] Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Альбом филиграней / систематизировал по сюжетам и снабдил указателями В. М. Загребин. Т. 2: Вепрь – кувшин. Л., 1982. № 1754–1755 (1554 г. ).

 

[468] Например: л. 45, 46, 56, 65, 73, 75. Ср. в альбоме Лихачева – Загребина № 2988 (1562 г. ), 2989 (1563 г. ), 1867 (1567 г. ).

 

[469] Филиграни из первой части имеют некоторые отличия от водяных знаков из второй половины сборника.

 

[470] ОР РНБ. Собрание М. П. Погодина. № 840. Л. 119 об.; Бегунов Ю. К. Ян Гус и восточное славянство… С. 363.

 

[471] ОР РНБ. Собрание М. П. Погодина. № 840. Л. 120.

 

[472] Там же.

 

[473] Вт 6: 4 («Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»); Вт 6: 13 («…и ему [одному] служи»); Вт 32: 39 («…и нет Бога, кроме Меня»). Ю. К. Бегунов дает неточную отсылку к Исх 20: 2–4.

 

[474] Исх 34: 14 («Ибо ты не должен поклоняться Богу иному»); Исх 20: 4 («Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу»).

 

[475] ОР РНБ. Собрание М. П. Погодина. № 840. Л. 120 об.

 

[476] Там же.

 

[477] «Приидим отсюдоу на Григориа Богослова, и Великаго Василиа, и Иоанна Златооустаго. Светлии светилници оусколи оучими бяхоу философиею и Духа Святого сподобишась въсприати… и весь оуставь они съставиша о всем и церкви предаша, и почто льститесь и не вероуете его книгам святым, но басни их быти глаголете, и сония (sic! – М. Д. )» (Там же. Л. 129 об. – 130).

 

[478] «Слышахом бо яко вы, гуси, не веруете пооучениам и рассуждениам святых отец, еже сут рассуждали на тех седме соборовь. Тем же ради, скажите ми, коея ради вины събрашась святии отци на пръвом соборе, и на втором соборе, и на третий? Но и на тех не бяше им досытости, но и на четвертомъ, и на пятом, и на шестом, да и седмый. А другое кажете ся: до шестаго веруем, а седмый не веруем, што они расуждали, почто да и тем глаголете, яко несть преданиа святых апостол и не веруете их» (Там же. Л. 130; аналогично л. 131 об. ).

 

[479] Там же. Л. 121–121 об.; аналогично л. 125.

 

[480] То есть: «.. вы известны тем, что».

 

[481] ОР РНБ. Собрание М. П. Погодина. № 840. Л. 127 об. – 128.

 

[482] Там же. Л. 123 об.; аналогично л. 125.

 

[483] Возможно и иное чтение – «иноязычницы», т. е. иноземцы, иностранцы.

 

[484] Там же. Л. 125; аналогично л. 126–126 об.

 

[485] Ср.: Бегунов Ю. К. Ян Гус и восточное славянство… С. 367.

 

[486] Подробнее см.: Дмитриев М. В. «Єресь гусiв» и «єресь Феодосiя Косого» в украï нсько‑ бiлоруському релiгiйному життi третьoï чвертi XVI cт. // Вicник Львiв. унiверситету. Сер. iсторична. Вип. 37. Ч. 1. Львiв, 2002. C. 122–144.

 

[487] Сведения о биографии и учении Феодосия Косого критически проанализированы в ряде исследований (Зимин АЛ. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно‑ политической мысли середины XVI века. М., 1958; Кпибанов А. И. Реформационные движения в России…; Mainka R. M. Zinovij von Oten. Ein russischer Polemiker und Theologe der Mitte des 16. Jahrhunderts. Roma, 1961. (Orientalia Christiana analecta; 160); Дмитриев M. B. Православие и Реформация. Реформационные движения в восточнославянских землях Речи Посполитой во второй половине XVI века. М., 1990. Свод данных о содержании соответствующих источников и историографии «ереси Косого»: DmitrievM. V. Dissidents russes…

 

[488] Joannes Burcherus – H. Bullinger. Cracoviae, 16. 02. 1558 // (1) Epistolae Tigurinae de rebus potissimum ad Ecclesiae Anglicanae reformationem pertinentibus conscriptae A. D. 1531–1558. Vol. 3. Cantabrigiae, 1848. P. 448; (2) Original Letters Relative to the English Reformation Written during the Reigns of King Henry VIII, King Edward VI and Queen Mary: Chieftly from the Archives of Zurich / transl. a. ed. by H. Robinson. Pt. II. Cambridge, 1847. P. 691–692 («Confessionem suam edidit, nostrae fidei in omnibus plane consonam. Promisit quidam se eandem mihi missurum, quod si fecerit, tibi aut deferam aut mittam»).

 

[489] Предпринятые нами в 1987–1988 гг. попытки разыскать следы этого издания в собраниях старопечатных изданий Варшавы, Вильнюса и Львова не увенчались успехом.

 

[490] Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (далее – ОР РГБ). Ф. 304 (собрание Троице‑ Сергиевой лавры). № 673. Л. 360–388 об. Ряд списков указан Ф. Г. Калугиным (Калугин Ф. Г. Гомилитические труды инока Зиновия Отенского // ЖМНП. 1893. № 2. С. 263). Он же определил, что «Слово…» написано около 1558 г. (Там же. С. 263–266). См. также: Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. М., 1990. С. 201–203; Она же. Сочинения новгородских авторов о «новом учении» Феодосия Косого // Церковь, о‑ во и гос‑ во в феодал. России / под ред. А. И. Клибанова. М., 1990. С. 226–227.

 

[491] [Зиновий Отенский]. Истины показание к вопросившим о новом учении. Сочинение инока Зиновия. Казань, 1863 (далее – «Истины показание…»). Отрывки изданы также в кн.: Из истории общественно‑ политической и философской мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – начала XIX века. Мн., 1962. С. 111–121.

 

[492] ОР РГБ. Собрание Московской Духовной академии, фундаментальное. № 61.

 

[493] Там же. Собрание Соловецкого монастыря. № 605.

 

[494] Истины показание… С. 56–57. См. также: Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский, и его богословско‑ полемические и церковно‑ учительные произведения. СПб., 1894. С. 87.

 

[495] Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. С. 49, 52, 147–148, 251–252.

 

[496] Послание многословное. Сочинение инока Зиновия / изд. А. Попов. М., 1880. С. 1–305. (ЧОИДР. 1880; кн. 2). Частичное изд.: Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. / пер. и коммент. Я. С. Лурье. М., 1985. С. 234–247; Из истории общественно‑ политической и философской мысли Белоруссии… С. 121–125.

 

[497] ОР РНБ. Собрание Кирилло‑ Белозерского монастыря. № 31/1108. Известен только один и очень поздний (1836 г. ) список этой же рукописи (Там же. Новгородско‑ Софийское собрание. № 1241).

 

[498] См.: Дмитриев М. В. Православие и Реформация… С. 27–28; Dmitriev М. Dissidents russes… Р. 126–129.

 

[499] [Зиновий Отенский]. Зиновия черноризца о святем Ипатии, Гангрь‑ сцем епископе и чудотворцы // Корецкий В. И. Вновь найденное противоеретическое произведение Зиновия Отенского. Л., 1965. С. 166–182. (ТОДРЛ; т. 21). О спорных вопросах датировки этого сочинения: Dmitriev М. Dissidents russes… Р. 80.

 

[500] «О Божией благодати, бывшей чудесы, явлением и прославлением священного телесе иже во святых отца нашего Никиты… на посрамление отступивших православныя веры и на обличение безбожных их ереси». Слово не опубликовано и известно в ряде списков: ОР РГБ. Ф. 256 (собрание Румянцева). № 154. Л. 28‑ 110; Там же. Ф. 304 (собрание Троице‑ Сергиева монастыря). № 673. Л. 392–449; ОР РНБ. Новгородско‑ Софийское собрание. № 1356. Л. 306–364; Там же. Q. XVII. № 42. См. также: Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. С. 204–205.

 

[501] См.: Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. С. 200–215.

 

[502] О обретении мощей преподобнаго Ионы, архиепископа Великаго Новаграда, и о казнех, бывающих на нас от Бога // Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский, и его богослов. – полем, и церков. – учит. произведения. СПб., 1894. Прил. 2. С. 21–22.

 

[503] См.: Калугин Ф. Г. Гомилитические труды… № 5. С. 89; Калугин Ф. Г. Зиновий, инок Отенский… С. 343.

 

[504] См.: Морозова Л. Е. Сочинения Зиновия Отенского. С. 215–234.

 

[505] ОР РГБ. Фонд 256 (Румянцевское собрание). № 154. Л. 28‑ 110; Там же. Фонд 304 (Собрание Троице‑ Сергиевой лавры). № 673. Л. 392–449.

 

[506] Зиновий Отенский. О обретении мощей преподобнаго Ионы… Прил. 2. С. 21–22.

 

[507] Истины показание… С. 12–13.

 

[508] Там же. С. 208–209.

 

[509] Истины показание… С. 44–45, аналогично с. 286.

 

[510] Там же. С. 262–263.

 

[511] Там же. С. 275. Последователи Феодосия Косого предъявляют Зиновию и следующий довод. Говоря о миссии Христа, они утверждают: «Аще вся Христом быша, и словом вся сотвори, чесо ради и образ и подобие словом не понови, и кроме вчеловечения вся могий яко Бог? » (Там же. С. 285).

 

[512] Послание многословное… С. 255.

 

[513] «Лаодикийское послание» Федора Курицына // Памятники лит. Древ. Руси… С. 538–539.

 

[514] Далее в рукописи следует пространная и таинственная «литорея в квадратах».

 

[515] Лурье Я. С. Идеологическая борьба… С. 172.

 

[516] Я. С. Лурье отметил, что о популярности послания в XVII столетии говорит упоминание ЛП в акростихе XVII как текста, который автор вирша посылает своему адресату (Там же. С. 173. Примеч. 345). Ситуация упрощается, если взять во внимание, что ЛП переписывалось рядом с сочинениями, посвященными грамматике.

 

[517] Kä mpfer F. Zur Interpretation des “Laodicenischen Sendschreibens” // JGO. 1968. Bd. 16. S. 66–67.

 

[518] Luria /. Zur Zusammensetzung des “Laodicenischen Sendschreibens” // Ibid. 1969. Bd. 17. S. 166.

 

[519] Ibid. S. 169.

 

[520] Haney J. V. The Laodicean Epistle: Some Possible Sources // Slavic Rev. 1971. Vol. 30. P. 833.

 

[521] Мнения и результаты исследований предреволюционного периода были суммированы и развиты в статье Г. В. Вернадского (Vernadsky G. The Heresy of the Judaizers and the Policies of Ivan III of Moscow // Speculum. 1933. Vol. 8. P. 436–454).

 

[522] Казакова H. A., Лурье Я. С. Указ. соч. Прил.: Источники по истории Новгород. – моек, ереси. № 7. С. 256–276.

 

[523] Лурье Я. С. Идеологическая борьба… С. 172–177.

 

[524] Объясняя подход Я. С. Лурье к предмету, нужно, конечно, иметь в виду, что его исследования проводились в особой атмосфере второй половины 1940‑ х и в 1950‑ х годах…

 

[525] Клибанов А. И. «Написание о грамоте»: опыт исследования просветительно‑ реформационного памятника конца XV – первой половины XVI вв. // Вопр. истории религии и атеизма. Сб. 3. М., 1955. С. 325–379; Клибанов А. И. «Самобытийная ересь». Из истории русского свободомыслия конца XV – первой половины XVI вв. // Там же. Сб. 4. М., 1956. С. 203–229.

 

[526] Клибанов А. И. Реформационные движения в России…

 

[527] Особенно настаивал на этом А. И. Клибанов; Я. С. Лурье прибегал к более сдержанным формулировкам, например: «Мы можем […] считать светские интересы еретиков органической частью их мировоззрения и говорить об элементах гуманизма (разрядка Я. С. Лурье. – М. Д. ) в их мировоззрении» (ЛурьеЯ. С. Идеологическая борьба… С. 202).

 

[528] Frey dank D. Der “Laodicenerbrief” (“Laodikijskoe poslanie”). Ein Beitrag zur Interpretation eines altrussischen humanistischen Textes // Ztschr. fü r Slavistik. 1966. Bd. 11. S. 359–365.

 

[529] Ibid. S. 365–370.

 

[530] Ibid. S. 370.

 

[531] Freydank D. Zum Wesen und Begriffsbestimmung des russischen Humanismus // Ztschr. fü r Slavistik. 1968. Bd. 13. S. 106–107.

 

[532] Ibid. S. 107.

 

[533] Stichel R. F“ Epistola laodicena ” attribuita alleretico Kuricyn: uno scritto di epoca paleocristiana //II battesimo delle terre russe. Bilancio di un millenio / а cura di S. Graciotti. Firenze, 1991. P. 213–231. По той же линии в толковании ЛП пошел и А. Л. Юрганов (Юрганов А. Л. Категории русской средневековой культуры. М., 1998. С. 240–258).

 

[534] Р. Штихелю пришлось допустить, что позитивное упоминание фарисеев прочитывалось русским читателем как упоминание… персов (Stichel R. F“ Epistola laodicena”… Р. 229–230).

 

[535] Fine J. V. A. Fedor Kuritsyns “Laodikijskoje Poslanije” and the Heresy of the Judaizers 11 Speculum. 1966. Vol. 41. No. 3. P. 501.

 

[536] Ibid. P. 502.

 

[537] Ibid.

 

[538] Kä mpfer F. Zur Interpretation… S. 53–69.

 

[539] Kä mpfer F. Zur Interpretation… S. 61–62.

 

[540] Ibid. S. 62–65.

 

[541] Ibid.

 

[542] Ibid. S. 67–68.

 

[543] Ibid. S. 69 («…das LP ist die Ü bertragung eines Gedichts. Es kann nicht mehr als Beweisstü ck fü r “humanistische” sondern nur noch fü r “judaisierende” Strö mungen in der altrussischen Gesellschaft angesehen werden»).

 

[544] Majer /. Zum jü dischen Hintergrund des sogenannten “Laodicenischen Sendschreibens” // JGO. 1969. Bd. 17. S. 1‑ 12.

 

[545] Ibid. S. 3. Майер имел в виду только начальную часть ЛП, в то время как Лилиенфельд обратилась к «Литорее» как составной части ЛП.

 

[546] Ibid. S. 8.

 

[547] Majer /. Zum jü dischen Hintergrund… S. l 1.

 

[548] Ibid.

 

[549] Lilienfeld F. v. Das “Laodikijskoe poslanie” des grossfü rstlichen D’jaken Fedor Kuricyn // JGO. 1976. Bd. 24. S. 3 («Das LP ist ein Zeugnis jü discher oder hermetisch‑ neoplatonischer oder christlicher Kabbala in Anwendung auf das kyrillische Alphabet»).

 

[550] «Nur in einem Bereich hö ren wir von “kö niglichen” oder “gekrö nten” Buchstaben: in der kabbalistischen Literatur» (Ibid. S. 9).

 

[551] Ibid. S. 10–11.

 

[552] Ibid. S. 14.

 

[553] Ibid. S. 16.

 

[554] Ibid. S. 17.

 

[555] «…welche schö ne Symmetrie und Symbolik! » (Ibid. S. 18).

 

[556] Lilienfeld F. v. Das “Laodikijskoe poslanie”… S. 18–19.

 

[557] Ibid. S. 20–21.

 

[558] Lilienfeld F. v. Die “Hä resie”… S. 40 («Es zeigte sich, dass eine Deutung des Abecedariums, Teil C des LP, gemä ss kabbalistischer Tradition am ehesten den Fakten gerecht zu werden scheint»).

 

[559] Ibid. S. 40–41.

 

[560] Синодальный текст: «И увидел Бог все, что он создал, и вот, хорошо весьма»; текст Острожской Библии, изданной Иваном Федоровым в 1581 г.: «И вйдЪ Бог вся елйка сътворй, и се добра з'Ьло».

 

[561] Ibid. S. 41 («also die Worte Gottes, als er den Menschen, die Krone seiner Schö pfung, betrachtet»).

 

[562] «Auch hier befinden wir uns also im Bereich kabbalistischer Bereshit‑ Spe‑ kulation» (Ibid. S. 41).

 

[563] Ibid. S. 42 («Kuricyn hier die kabbalistisch‑ hermetische Buchstaben Spekulation auf das kyrillische Alphabet sinngemä ss frei “ü bertragen” hat»).

 

[564] Ibid. S. 43.

 

[565] Ibid. S. 44–49.

 

[566] Ibid. S. 49.

 

[567] Seebohm T. M. Op. cit. S. 436–446.

 

[568] Ibid. S. 446–447.

 

[569] Ibid. S. 447.

 

[570] Наряду с упомянутыми выше исследованиями М. Таубе (см. примем. 38 на с. 228 и 41 на с. 229) см.: Taube М. The Spiritual Circle of the Secret of Secrets and the “Poem of the Soul” 11 Harvard Ukrainian Studies. 1994. XVIII. No. 3/4. Dec. P. 342–355; Taube M. The 15th c. Ruthenian Translations from Hebrew and the Heresy of the Judaizers: Is There a Connection? // Speculum Slaviae Orientalis: Московия, Юго‑ Зап. Русь и Литва в период позд. Средневековья / ed. by V. V. Ivanov, J. Verkholantsev. M., 2005. C. 185–208. (UCLA Slavic Studies; 4).

 

[571] Romanchuk R. The Reception of the Judaizer Corpus in Ruthenia and Muscovy: A Case Study of the Logic of Al‑ Ghazzali, the “Cipher in Squares, ” and the Laodicean Epistle // Speculum Slaviae Orientalis… P. 144–165.

 

[572] В отдельной работе мы предполагаем рассмотреть сведения о русских иудаизантах в контексте древнерусской антииудейской полемики, задавшись вопросом о том, каковы были циркулировавшие на Руси конца XV в. представления об иудаизме и евреях. Эта работа запланирована к публикации в третьем выпуске ежегодника ЛМИ ВШЭ.

 

[573] Dagron G. Judaiser // Travaux et Memoires. 1991. Vol. 11. P. 377–378. Cm. также: The Old Testament in Byzantium / ed. by P. Magdalino, R. Nelson. Washington, D. C., 2010.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...