Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Авторский коллектив 3 страница




 

[184] Novotny V. Ceske dejiny. Praha, 1920. T. 1/2. S. 497. Not. 1.

 

[185] Annales Gradicenses / ed. W. Wattenbach // MGH SS. T. 17. Hannover, 1861. P. 649 (a. 1114).

 

[186] Die Chronik der Bö hmen des Cosmas von Prag / hrsg. v. B. Bretholz, unter Mitarbeit v. W. Weinberger. Berlin, 1923. S. 204–205, 212 (III, 34, 39). (MGH SS rer. Germ.; N. S. 2).

 

[187] Jasinski K. Op. cit. S. 209–210.

 

[188] Die Chronik der Bö hmen… S. 41. P. 214 (III, 41).

 

[189] Jasinski К. Op. cit. S. 190–191 (здесь прочая литература).

 

[190] Die Chronik der Bö hmen… S. 182–183 (III, 18).

 

[191] См., например: Ekkehardi chronica // Frutolfi et Ekkehardi chronica necnon Anonymi chronica imperatorum / ed. F. ‑ J. Schmale, I. Schmale‑ Ott. Darmstadt, 1972. P. 188, 190, 194 (a. 1105). (FSGA; 15); Ottonis episcopi Frisingensis Chronica sive Historia de duabus civitatibus / ed. A. Hofmeister, W. Lammers. Darmstadt, 1990. P. 512 (VII, 8). (FSGA; 16).

 

[192] Die Chronik der Bö hmen… S. 202–203 (III, 32).

 

[193] Ekkehardi chronica… Р. 202 (а. 1114).

 

[194] Die Chronik der Bö hmen… S. 234. Anm. 1 (коммент. Б. Бретхольца).

 

[195] Die Zwiefalter Chroniken… S. 91.

 

[196] Так, например, в итоговой монографии Г. Маурера (Maurer Н. Der Herzog von Schwaben: Grundlagen, Wirkungen und Wesen seiner Herrschaft in otto‑ nischer, salischer und staufischer Zeit. Sigmaringen, 1978), где аккумулированы данные о взаимоотношениях герцогской власти и знати в Швабии Х‑ XIII вв., отыскиваются лишь разрозненные указания на участие бергских графов в политических событиях, причем после матримониального «чуда» в начале XII столетия это положение нисколько не меняется. Под стать ему и изученность истории рода, огранивающаяся отдельными экскурсами в краеведческой литературе; см., например: Weber ЕМ. Ehingen: Geschichte einer oberschwä bischen Donaustadt. Ehingen, 1955. S. 26 и далее; Bü hler H. Op. cit. S. 28–30.

 

[197] Buhler H. Op. cit. S. 31–51; сомнения К. Ясиньского (Jasiń ski K. Op. cit. S. 194. Przyp. 59) остались необъясненными.

 

[198] Если исходить из того, что Агнеса, ставшая женой Фридриха Барбароссы в 1146/1147 г., должна была быть примерно его ровесницей, ее появление на свет состоялось около 1120/1125 г. Следовательно, даже если Агнеса была самым младшим отпрыском Дипольда III от первого брака, женитьбу маркграфа на ее матери, в предположении приблизительно 20‑ летней продолжительности детородного возраста, придется отнести не ранее, чем к 1100/1105 г.

 

[199] Premyslovska dynastie… S. 558. Nr. I 9‑ 10.

 

[200] Ibid. Nr. I 7.

 

[201] Jasinski K. Op. cit. S. 247–250. Nr. 44.

 

[202] Ibid. S. 251–254. Nr. 45. Отметим к слову, что в польской науке, которая не знает о происхождении матери Саломеи от Дипольдингов, появление в ономастиконе Пястов имени Людгарда принято объяснять иначе: его Добронега приняла будто бы только в замужестве за нижнелужицким маркграфом Дитрихом, мать которого звали Людгардой.

 

[203] Ibid. S. 264–270. Nr. 48.

 

[204] Текст, созданный, по всей вероятности, в последние годы правления короля Конрада III, между 1148 и 1152 гг., сохранился в автографе. До самого последнего времени в науке были склонны принимать выводы Р. Зиберта и Б. Шмайдлера, что «Саксонский анналист» является сочинением Арнольда, настоятеля монастыря в Берге (пригород Магдебурга), а затем и в расположенном несколько южнее Нинбурге; Арнольду приписывались также другие памятники историографии XII в.: утраченные «Нинбургские анналы» (отразившиеся в «Магдебургских анналах» 1170‑ 1180‑ х годов) и первая часть «Деяний магдебургских архиепископов» (сер. XII в. ) (Siebert R. Ü ber die Nienburger Jahrbü cher und die Verfasserschaft des Annalista Saxo. Berlin, 1935; Schmeidler B. Abt Arnold von Kloster Berge und Reichskloster Nienburg (1119–1166) // Sachsen u. Anhalt: Jb. der Landesgeschichtlichen Forschungsstelle fü r die Provinz Sachsen und fü r Anhalt. Magdeburg, 1939. Bd. 15. S. 116–130). Однако в последнем подробном исследовании «Саксонского анналиста» К. Насом эта гипотеза отвергнута, хотя связь анонима с Нинбургом признаётся: Nass К. Die Reichschronik des Annalista Saxo und die sä chsische Geschichtsschreibung im 12. Jahrhunderts. Hannover, 1996. (MGH Schriften; 41).

 

[205] «Habuit autem uxorem nomine Adhelam de Brabantia, ex castello quod Lovene dicitur, que peperit ei tres filias, Odam, Cunigundam, Adhelheidam. Odam accepit Ecbertus marchio iunior de Bruneswic, et hec sine liberis obiit. Cunigunda nupsit regi Ruzorum, genuitque filiam, quam nobilis quidam de Thuringia Gunterus nomine accepit, genuitque ex ilia Sizzonem comitem. Post cuius mortem reversa in patriam, coniuncta est Cononi comiti de Bichlingge, filio ducis Ottonis de Northeim, genuitque illi quatuor filias. Quo item defuncto, Wipertus senior tercius earn desponsavit. Adhelheidis vero coniuncta fuit Adalberto comiti de Ballenstide» (Annalista Saxo / ed. G. Waitz // MGH SS. T. 6. Hannover, 1844. P. 693 (a. 1062); Die Reichschronik des Annalista Saxo / hrsg. v. K. Nass. Hannover, 2006. S. 405. (MGH SS; 37); Западноевропейские источники / сост., пер. и коммент. А. В. Назаренко // Древ. Русь в свете зарубеж. источников: хрестоматия: в 5 т. Т. 4. М., 2010. С. 230–232).

 

[206] «Habuit idem Cono comes uxorem nomine Cunigundam, filiam Ottonis marchionis de Orlagemunde. Нес primum nupserat regi de Ruzia. Quo defuncto, reversa in patriam, nupsit huic Cononi. Filiam autem eius, quam habuit ex rege Ruzorum, quidam de principibus Thuringorum Gunterus nomine accepit, genuitque ex ilia Sizonem comitem. Genuit post hec ex Conone comite quatuor filias, ex quibus unam accepit Heinricus comes de Suitfene, alteram Willehelmus comes de Licelen‑ burh, terciam que Adela dicebatur Thiedericus comes de Katelenburch; sed illo defuncto, Helpericus comes de Ploceke duxit earn, pepereitque illi Conradum mar‑ chionem et Bernhardum comitem. Quarta Cunigunda nominata sicut mater, nupsit Wiperto iuniori; quo defuncto, accepit earn Thieppoldus marchio de Bawaria, senior autem Wipertus desponsavit matrem illorum tercius» (Annalista Saxo. R 737–738 (a. 1103); Die Reichschronik des Annalista Saxo. P. 510–511; Западноевропейские источники… С. 233–234).

 

[207] Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях… С. 524–529 (здесь прочая литература).

 

[208] Верный сторонник юного короля Генриха IV, Оттон Нортхаймский (по родовому замку Нортхайм на юге Саксонии) по не вполне ясным причинам был лишен в 1070 г. баварского герцогства, что сделало его одним из вождей саксонской оппозиции королю после начала восстания в 1073 г.

 

[209] Нижний, максимально ранний, хронологический рубеж исчислен нами из соображений, что Кунигунда могла выйти за Дипольда уже в 1136 г., по истечении года траура по первому мужу, в том же году родить первенца от нового брака и в 1138 г. умереть после или во время третьих родов.

 

[210] Schmid Р. Diepoldinger // LexMA. 1986. Bd. 3. Sp. 1009–1010.

 

[211] «Ut inimici eius de eius ruina letari amplius non valeant» (Psalterium Egberti… Fol. 232r; Manuscriptum Gertrudae… P. 156; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 169).

 

[212] «.. nostre congregationis fratres et sorores» (Psalterium Egberti… Fol. 232v; Manuscriptum Gertrudae… P. 157; Modlitwy księ ż nej Gertrudy… P. 170).

 

[213] Назаренко А. В. Древняя Русь и славяне (историко‑ филологические исследования). М., 2009. С. 278. (Древнейшие госва Воет. Европы, 2007 год).

 

[214] См. примеч. 15 на с. 88.

 

[215] Giesebrecht W. Beiträ ge zur Geschichte des bayerischen Adels // Sitzungsber. der Bayerischen Akad. der Wiss. Mü nchen, 1870. Jg. 1. S. 561.

 

[216] Мешко был женат на русской княжне – вероятно, дочери туровского князя Святополка Изяславича (Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях… С. 547–553).

 

[217] В самом деле, в пассаже о трех дочерях Владислава I от немки: «Одна из них нашла мужа на Руси, другая покрыла главу монашеским покрывалом, а с третьей соединился браком кто‑ то из ее народа» («Una quarum in Rusia viro nupsit, una vero suum sacro velamine caput texit, unam autem sue gentis quidam sibi counivit») (Galli Anonymi Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum / ed. K. Maleczynski. Krakow, 1952. P. 63–64 (II, 1). (MPH NS; 2)), – «ее народа» (sue gentis) предлагается понимать не как народа Владиславны, а народа ее матери, о которой шла речь непосредственно выше. Ввиду довольно хаотического и часто двусмысленного употребления притяжательных местоимений, с которым сталкивался всякий, кому приходилось иметь дело со средневековыми латинскими текстами, подобная трактовка имеет право на существование, но естественной ее назвать трудно.

 

[218] Hlawitschka Е. Weshalb war die Auflö sung der Ehe Friedrich Barbarossas und Adelas von Vohburg mö glich? // DA. 2005. Jg. 61. S. 509–536.

 

[219] Ibid. S. 532–533.

 

[220] Jasinski K. Op. cit. S. 199–202.

 

[221] Wibaldi Epistolae… Nr. 408. S. 547.

 

[222] Hlawitschka Е. Op. cit. S. 535–536.

 

[223] Haskins Ch. H. Studies in the History of Medieval Science. Cambridge, MA, 1924. Passim. Предварительные результаты моего небольшого исследования обсуждались в ноябре 2014 г. на международном семинаре по истории научной аргументации в Средние века, организованном в Высшей нормальной школе в Париже моими друзьями Никола Вейль‑ Паро и Жоэлем Шанделье. Я благодарен за высказанные замечания организаторам и участникам этого памятного заседания – Барбаре Обрист, Доминику Пуарелю, Марии Сорокиной, Жан‑ Марку Мандозио и Лоране Мулинье‑ Брожи, а также Чарльзу Бернетту за беседу, некогда вдохновившую меня взяться за перевод самых сложных текстов XII столетия. С содержанием этой беседы можно познакомиться в полном объеме: История знаний в Средние века от Гималаев до Лиссабона [Электронный ресурс]. URL: http: //medieval. hse. ru/burnett (дата обращения: 09. 07. 2015). На заключительном этапе я представил результаты в семинаре «Философия Античности и Средних веков» в Институте философии РАН, где ряд ценных замечаний высказали Валерий Петров, Светлана Месяц, Ирина Мастяева. Я также благодарен Юлии Пасько за полезные филологические рекомендации.

 

[224] Трактат «О причинах», приписывавшийся Аристотелю почти единодушно на протяжении всей истории схоластики, на самом деле представлял собой изложение «Первоначал теологии» неоплатоника Прокла.

 

[225] Burnett Ch. The Coherence of the Arabic‑ Latin Translation Program in Toledo in the Twelfth Century // Sei. in Context. 2001. Vol. 14. No. 1–2. P. 249–288.

 

[226] Этот простой факт недавно верно подмечен, но не объяснен Бенуа Гревеном: Grevin В. Le parchemin des cieux. Essai sur le Moyen Ä ge du langage. R, 2012. P. 325–328. Подробно и с прекрасным знанием дела описанная многовековая рефлексия над языком в латинском (включая народные языки) и арабском (включая отчасти иврит, персидский и турецкий) культурных мирах предстают в этой книге как во многом похожие, но развивающиеся параллельно, без соприкосновения традиции.

 

[227] «Менон» и «Федон», переведенные с греческого на Сицилии в середине XII в., оказались фактически невостребованными, правда, среди добравшихся до этих запыленных раритетов в свое время оказались Петрарка и Салютати. Meno interprete Henrico Aristippo / ed. V. Kordeuter. L., 1940; Phaedo interprete Henrico Aristippo / ed. L. Minio Paluello. L., 1940.

 

[228] Gregory Т. Anima mundi. La filosofia di Guglielmo di Conches e la scuola di Chartres. Firenze, [1955]. P. 186, 215; Idem. Mundana sapientia. Forme di conoscenza nella cultura mediavale. Roma, 1992. R 116–121. (Storia e letteratura; 181).

 

[229] Chenu M. ‑ D. La theologie au douzieme siede (Etudes de Philosophie Medieval). 2е ed. R, 1966. P. 21–30; Speer A. Die entdeckte Natur. Untersuchungen zu Begrü ndungsversuchen einer “scientia naturalis” im 12. Jahrhundert. Leiden; N. Y.; Kö ln, 1995. S. 119–129, 232–239. (Studien u. Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters). Критика понятия «Шартрская школа» была в 1970‑ е годы развернута Ричардом Сазерном и имела определенный резонанс (Southern R. W. The Schools of Paris and the School of Chartres 11 Renaissance a. Renewal in the Twelfth Century / ed. by R. L. Benson, G. Constable. Cambridge, MA, 1982. P. 113–137; Idem. Scholastic Humanism and the Unification of Europe: in 2 vol. Vol. 1: Foundations. Oxford; Cambridge, MA, 2001. P. 58–101 (с анализом полемики предшествующих лет)). Несмотря на резонную критику до конца своих дней упорно называя «Шартрскую школу» «романтическим недоразумением», этот авторитетный историк средневековой мысли все же остался в данном вопросе в гордом одиночестве. См.: Speer A. Op. cit. S. 224; Verger J. Le cadre institution‑ nel de lecole de Chartres jusqua Jean de Salisbury // Aristote, lecole de Chartres et la cathedrale. Actes du Colloque europeen des 5 et 6 juillet 1997. Chartres, 1997. P 19–32.

 

[230] Подробнее см.: Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300‑ 1300). Очерк христианской культуры Запада. М., 2014. С. 156–159. (Очерки визуальности).

 

[231] «Si ibi sunt aquae congelatae, ergo aliquid ponderosum et grave; sed proprius locus ponderosorum et gravium terra est. iterum ibi sunt aquae congelatae, vel coniunctae sunt igni vel non. Si igni coniunctae sunt (cum ignis calidus sit et siccus, aqua congelata frigida et humida), contrarium sine medio suo contrario coniunctum est. Numquam ergo ibi concordia, sed contrariorum repugnantia. Amplius: si aqua congelata coniuncta est igni, vel dissolvetur ab igne vel extinguet ignem. Cum ergo ignis et firmamentum remaneant, non sunt aquae congelatae coniunctae igni. Si coniunctae non sunt, aliquid inter eas et ignem est. Sed quid erit? Elementum? Sed nullum superius igne factum ex elementis. Visibile ergo: unde ergo non videtur? Restat igitur ibi non esse aquas congelatas. scio quid dicent: “Nos nescimus qualiter hoc sit, sed scimus Dominum posse facere”. Miseri! Quid miserius quam dicere istud est: “Quia Deus illud facere potest”, nec videre sic esse nec rationem habere, quare sic: sit, nec utilitatem ostendere, ad quam hoc sit? Non enim quidquid Deus potest facere facit. Ut autem verbis rustici utar: “Potens est Deus de trunco facere vitulum”: fecitne unquam? Vel igi‑ tur ostendant rationem, quare; vel utilitatem, ad quam hoc sit; vel sic esse iudicare desinant. Sic ergo nec aquae congelatae ibi sunt nec super eas aliae sunt» (Wilhelm von Conches. Philosophia / hrsg., ü bers, u. komment. v. G. Maurach. Pretoria, 1980. S. 42–43 (II, II, 4–5). (Studia; 16).

 

[232] Schipperges H. Die Schulen von Chartres unter dem Einfluß des Arabismus // Sudhoffs Archiv fü r Geschichte der Medizin u. der Naturwiss. 1956. Bd. 40. S. 200–208; Burnett Ch. Reception des mathematiques, de lastronomie et de lastrologie arabes ä Chartres // Aristote, lecole de Chartres et la cathedrale. Actes du Colloque Europeen des 5 et 6 juillet 1997. Chartres, 1997. P. 101–108.

 

[233] Martianus Capella. De nuptiis Philologiae et Mercurii / ed. A. Dick. 3rd ed. Stuttgart, 1978.

 

[234] HadotP. Le voile d’Isis. Essai sur l’histoire de l’idee de Nature. R, 2004. R 91.

 

[235] Martiani Capellae De nuptiis Philologiae et Mercurii liber secundus: intro‑ duzione, traduzione e commento di L. Lenaz. Padova, 1975. P. 101–120. Наш читатель не должен увлечь себя обаянием пера Льюиса, давшего в 1936 г. Марциану место в своей истории средневековой аллегории, но, взяв на себя роль строгого судьи, на нескольких страницах не оставившего в его поэме камня на камне {Льюис К. С. Аллегория любви. Исследование литературной традиции Средневековья // Он же. Избр. работы по истории культуры. М., 2015. С. 103–106. (Интеллектуал, история)). Неслучайно его антипатия к действительно замысловатому тексту не позволила ему включить «Бракосочетание» в свое последнее произведение, «Отброшенный образ», хотя в системе средневековых auctoritates оно заслуживает этого не менее, чем «Комментарий на “Сон Сципиона”» или «Утешение философией». Впрочем, таким невниманием грешат и более современные обобщающие исследования средневековой педагогики {Steckei S. Kulturen des Lehrens im Frü h– und Hochmittelalter: Autoritä t, Wissenkonzepte und Netzwerke von Gelehrten. Kö ln; Weimar; Wien, 2011. (Norm u. Structur. Studien zum socialen Wandel in Mittelalter u. Frü her Neuzeit; 39)). Изложение «Бракосочетания» в контексте позднеантичной пайдейи, но без рассмотрения влияния его на средневековую традицию см. в кн.: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли / пер. с фр. М., 2002. С. 162–185. К счастью, существует претендующий на полноту современный научный свод средневековых комментариев на «Бракосочетание» (Scoto Eriugena, Remigio di Auxerre, Bernardo Silvestre e Anonimi. Tutti i commenti a Marziano Capella / а cura di I. Ramelli. Milano, 2006).

 

[236] «Siquidem phylologiam mercurio, tota preeuntis hymenei magnoque apollinis et musarum consensu, epithalamica sollempnitate coniunctam esse tarn grai quam romulei vates contestantur, artibus his septem, quasi sine eis res agi non possit, interuenientibus. Nec inmerito. Nam, cum sint duo precipua phylosophandi instrumenta, intellectus eiusque interpretatio, intellectum autem quadriuium illuminet, eius uero interpretationem elegantem, rationabilem, ornatam triuium subministret, manifestum est eptatheuchon totius phylosophye unicum ac singulare esse instrumentum. Phylosophya autem est amor sapientie; sapientia uero est integra comprehensio ueritatis eorum que sunt, quam nullus uel parum adipiscitur nisi amauerit. Nullus autem sapiens nisi phylosophus» (Jeauneau Ё. “Lectio philoso‑ phorum”. Recherches sur lecole de Chartres. Amsterdam, 1973. P. 90 (по рукописи, завещанной Теодорихом шартрской библиотеке, Chartres, Bibliotheque municipale. MS 497. Fol. 2ra, сгоревшей 26 мая 1944 г. )).

 

[237] Bourgain Р. Le tournant litteraire du milieu du XIIе siede //Le XIIе siede. Mutations et renouveau en France dans la premiere moitie du XIIе siede / dir. F. Gas‑ parri. R, 1994. R 304–305. (Cahiers du Leopard d’Or; 3).

 

[238] Фома Аквинский. Сумма теологии / пер. А. В. Апполонова: в 4 т. М., 2006–2012.

 

[239] Зюмтор П. Опыт построения средневековой поэтики / пер. И. Стаф. СПб., 2003. С. 143. (Б‑ ка Сред, веков).

 

[240] Ауэрбах  3. Данте – поэт земного мира / пер. Г. Вдовиной. М., 2004. С. 81. (Книга света). 10 лет спустя, в 1939 г., Этьен Жильсон, тогда уже авторитетный историк средневековой философии и неотомист, посвятил целую книгу полемике с теми, кто пытался сделать томиста из Данте (хотя никто не отрицал влияния, оказанного великим схоластом на великого поэта), а из Беатриче – абстракцию (Жильсон Э. Данте и философия / пер. Г. Вдовиной. М., 2010. С. 270–335. (Bibliotheca Ignatiana. Богословие, духовность, наука)).

 

[241] «Рай», песнь II, 64‑ 148; Vasoli С. Lectura Dantis Metelliana. I primi undid canti del “Paradiso”. Roma, 1972. P. 27–51; Nardi B. “Lecturae” e altri studi danteschi. Firenze, 1990. P. 151–162.

 

[242] Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе / пер. А. В. Михайлова. М., 1976. С. 205.

 

[243] Ирене Каяццо выпустила в свет недавно обнаруженные ею комментарии Теодориха Шартрского на «Арифметику» Боэция (Thierry of Chartres. The Commentary of the De arithmetica of Boethius / ed. by I. Caiazzo. Toronto, 2015. (Studies a. Texts; 191)). «Глоссы» Гильома Коншского на грамматику Присциана и его «Малые глоссы» на Ювенала еще ждут критического издания, даже «Космография» Бернарда Сильвестра доступна лишь в предварительной, хотя и качественной editio minor Питера Дронке. Напротив, атрибуция Даттоном «Глосс на Платона» фактическому основателю шартрской традиции Бернарду Шартрскому признаётся сегодня далеко не всеми (The Glosae super Platonem of Bernard of Chartres / ed. by P. E. Dutton. Toronto, 1991).

 

[244] Тем не менее научный фундамент этой «хрестоматии», даже реконструированный по отрывочным данным, весьма значителен, и современники это хорошо понимали. См.: Burnett Ch. The Content and Affiliation of the Scientific Manuscripts Written at, or Brought to, Chartres in the Time of John of Salisbury // The World of John of Salisbury / ed. by M. Wilks. Oxford, 1984. P. 127–160.

 

[245] О риторике как неотъемлемой составляющей герменевтики в мысли XII–XIV вв. см., например: Camargo М. Essays on Medieval Retoric. Aldershot, 2012. Chap. I, V. (Variorum Collected Studies Ser.; CS 1006). Крупнейшим апологетом риторики был, несомненно, Иоанн Солсберийский, но характерно, что и «рационалист» Абеляр защищает ее перед лицом тех, кто стремится с помощью исключительно рациональных доводов постичь Писание, а два века спустя, после «Божественной комедии», Боккаччо в схожих выражениях защищает поэзию о божественном перед лицом схоластов (Moos Р. v. Entre histoire et litterature. Communication et culture au Moyen Ä ge. Firenze, 2005. P. 295. (Millen‑ nio medievale; 58; Strumenti e studi; NS 11)).

 

[246] Литературное значение XI столетия прекрасно показано Клаудио Лео‑ нарди, питавшим к нему особую, но вовсе не лишенную оснований филологическую «слабость» (Leonardi С. Medioevo latino. La cultura dell’Europa cristiana. Firenze, 2004. P. 405–414). Cp.: Bertini F. II secolo XI // Letteratura latina medievale (secoli VI–XV): un manuale / a cura di C. Leonardi et al. Firenze, 2002. P. 175–230. (Millennio medievale; 31; Strumenti e studi; NS 2); Santi F. Letä metaforica. Figure di Dio e letteratura latina medievale da Gregorio Magno a Dante. Spoleto, 2011. P. 247–250. (Uomini e mondi medievali; 25).

 

[247] «Non est Deus grammaticae curiosus» (Guibert de Nogent. De sanctis et eorum pigneribus / ed. by R. B. C. Huygens. Turnhout, 1993. P. 109 (I, 739)).

 

[248] Johannes de Hauvilla. Architrenius / ed. by W. Wetherbee. Cambridge, England; N. Y., 1994. (Cambridge medieval classics; 3); Pseudo‑ Ovidius. De vetula / ed. P. Klopsch. Leiden; Kö ln, 1967.

 

[249] Stock B. The Implications of Literacy. Written Language and Models of Interpretation in the Eleventh and Twelfth Centuries. Princeton, NJ, 1983. P. 327.

 

[250] Цицерон. Об ораторе. I, 1 // Он же. Три трактата об ораторском искусстве / ред. М. Л. Гаспаров. М., 1994. С. 77.

 

[251] Martianus Capella. Op. cit. S. 16 и далее (I, 23 и далее).

 

[252] «Quoniam, ut ait Tullius in prologo Rhetoricorum, eloquentia sine sapientia nocet, sapientia vero sine eloquentia etsi parum, tarnen aliquid, cum eloquentia autem maxime prodest, errant qui postposita proficiente et non nocente adhaerent nocenti et non proficienti. Id namque agere est Mercurii et Philologiae coniugium tanta cura Virtutis et Apollinis quaesitum, omni conventu deorum approbatum solvere; id etiam est gladium semper acuere, sed nunquam in proelio percutere. Multos tarnen nomen magistri sibi usurpantes non solum hoc agere, sed etiam aliis sic: esse agendum iurantes cognoscimus» (Wilhelm von Conches. Op. cit. S. 17). Гильому позднее вторил Иоанн Солсберийский (Johannes Saresberiensis. Metalogicon / ed. by J. B. Hall, K. S. B. Keats‑ Rohan. Turnhout, 1991. R 13 (I, 1). (Corpus Christianorum, Continuatio Mediaevalis; 98)).

 

[253] Cp. воспоминания Иоанна Солсберийского о своем обучении у Гильома Коншского, заканчивающиеся изящной похвалой грамматике (Ibid. Р. 50–55 (I, 23–25)), с анонимной эпитафией Теодориху: «Мог он проникнуть легко за покров многосмысленной речи, / И, не встречая препон, смысл сокровенный узреть. / Троицу низших наук и сложнейших наук четверицу / Братьям, усердно трудясь, ясно сумел преподать» (Эпитафия Теодориху Шартрскому. Ст. 19–22 / пер. Ю. В. Ивановой, П. В. Соколова // Космос и душа. Вып. 2: Учения о вселенной и человеке в античности, в Средние века и Новое время (исследования и переводы) / под ред. А. В. Серегина. М., 2010. С. 346–347). О значении грамматики в педагогике Гильома см.: Fredborg К. М. William of Conches and His Grammar 11 Guillaume de Conches: philosophic et science au XIIeme siede / etudes reunis par B. Obrist, I. Caiazzo. Firenze, 2011. P. 329–357. (Micrologus library; 42).

 

[254] «Verumtamen in septem liberalibus artibus fundamentum est omnis doctrinae, quae prae ceteris omnibus ad manum habendae sunt, utpote sine quibus nihil solet aut potest disciplina philosophica explicare et definire. Hae quidem ita sibi cohaerent et alternis vicissim rationibus indigent, ut si vel una defuerit, ceterae philosophum facere non possunt. Unde mihi errare videntur qui non attendentes talem in artibus cohaerentiam quasdam sibi ex ipsis eligunt, et, ceteris intactis, in his se posse fieri perfectos putant» (Hugo de Sancto Victore. Didascalicon: de studio legendi / ed. by Ch. H. Buttimer. Washington, D. C., 1936. P. 55 (III, IV). (Studies in Medieval a. Renaissance Latin; 10)). О философии как пути единения с божеством см.: Ibid. Р. 6–7 (I, II); Baron R. Science et sagesse chez Hugues de Saint‑ Victor. R, 1957. P. 14ss.

 

[255] Именно Иоанн (Metalogicon. P. 116 (III, 4)) сделал знаменитой формулу Бернарда Шартрского, сравнившего свое поколение с дальновидными карликами на плечах гигантов. Жоно подробно раскрыл значение этой метафоры для интеллектуальной атмосферы Шартра (Jeauneau Е. “Lectio… Р. 53–73; Speer A. Op. cit. S. 76–84).

 

[256] Wetherbee W. Platonism and Poetry in the Twelfth Century. The Literary Influence of the School of Chartres. Princeton, NJ, 1972. P. 28. Полноценного сопоставления шартрских и викторинских текстов по основным философским и научным вопросам, волновавшим мыслителей обеих школ, насколько мне известно, до сих пор не существует, хотя несколько интересных направлений можно найти в недавней работе: Poirel D. Physique et theologie: une querelle entre Guillaume de Conches et Hugues de Saint‑ Victor ä propos du chaos originel // Guillaume de Conches… P. 289–328.

 

[257] Bourgain R Theorie litteraire. Le Moyen Ä ge latin // Histoire des poetiques / dir. J. Bessiere et al. R, 1997. R 54; Zink M. La subjectivite litteraire. Autour du siede de saint Louis. R, 1985. P. 181.

 

[258] Leclercq /. Lamour des lettres et le desir de Dieu. Initiation aux auteurs monastiques du Moyen Ä ge. R, 1957; Curtius E. R. Europä ische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern, 1948. S. 210–234; Dronke P. The World of Medieval Poet. Rome, 1984. P. 7–54.

 

[259] Ср.: Неем 4: 17: «Одною рукою производили работу, а другою держали копье». «…Quamvis multos ornatum verborum quaerere, paucos veritatem scien‑ tiae cognoscamus, nihil de multitudine, sed de paucorum probitate gloriantes soli veritati insudamus. Maluimus enim praetendere nudam veritatem quam palliatam falsitatem. Si quis tarnen est, cui ariditas nostri sermonis displiceat, si nostri animi occupationes cognoverit, non tantum ornatum sermonis non quaesierit, sed de illo quod agimus stupebit. Quis enim ullus reliquus locus potest esse ornatui, cum oporteat, quid et qualiter legamus cogitare, deinde legendo exponere, in disputa‑ tionibus contra falsa declamare, de aliorum inventis iudicare, contra invidorum detractationes linguam acuere, ut iam in nobis impletum sit illud de filiis Israelis, qui reaedificantes templum, in una manu gladium, in alia lapidem habebant? Sed haec hactenus» (Wilhelm von Conches. Op. cit. S. 41 (II. Prologus)).

 

[260] Jeauneau E. “Lectio… Р. 93–99.

 

[261] Теодорих Шартрский. Трактат о шести днях творения / пер. О. С. Воскобойникова, П. В. Соколова // Космос и душа… Вып. 2. С. 332–333 (гл. 17).

 

[262] Немезий Эмесский. О природе человека / пер. Ф. С. Владимирского. М., 1998. (История христиан. Мысли в памятниках). Просвещенный салернский архиепископ Альфан I, объясняя странное для латинского уха название переведенного им греческого трактата (Premnon phisicon = Stipes naturalium), ставит человека в центр рефлексии над природой: «Ab homine tamquam a notion, quem philosophi totius volunt ferre imaginem, ut hac quoque de causa eum microcosmum appellaverint, hoc opusculum non immerito habebit exordium» (Nemesii episcopi Premnon physicon a N. Alfano archiepiscopo Salerni in latinum translatus / ed. K. Burkhard. Leipzig, 1917. S. 3). О значении этого сочинения для науки XII в. свидетельствует тот факт, что во второй половине столетия его заново перевел переводчик масштаба Бургундиона Пизанского (Nemesius d^mese. De natura hominis / trad, de Burgundio de Pise; ed. par G. Verbeke, J. R. Moncho. Leiden, 1975).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...