Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Профилактика ПТСР




ГЛАВА 7

ПРОФИЛАКТИКА ПТСР

 

Прежде, чем вести разговор о лечении посттравматического стрессового расстройства, необходимо поговорить о профилактике. Профилактика, т. е. подготовка человека заранее, к каким-либо психотравматическим ситуациям и затем некая помощь после перенесенного стресса до развития симптомов ПТСР. Эти вопросы актуальны с древнейших времен до настоящего времени. Не существует, да и не существовало никакой религии на Земле, которая не занималась бы этим предметом.

В первую очередь это отношение человека к смерти. Например, верования древних викингов, одних из самых жестоких и боеспособных народов. Помните, как должен погибнуть истинный герой — с мечом в руке, в бою, окруженный телами поверженных врагов. Только в этом случае, викинг попадал в Валхаллу, где окруженный другими героями пировал с Одином и другими богами, пока не начнется последняя битва, в которой погибнут все боги и все герои. Верование, в котором просто нет места страху смерти.

Или религии, имеющие в своей основе идею реинкарнации. Человек не умирает, умирает лишь тело, а душа идет по пути жизни дальше. Символ — колесо, не имеющее начала, но и не имеющее и конца. Людей Запада всегда поражало отношение людей к смерти на Востоке. Кстати, в последнее время развивается такое направление в психотерапии, как реинкарнационная терапия. Работая в техниках этого направления, я вышел на очень интересные факты, переживания людьми моментов своей прошлой смерти, и нашел подтверждение о трех вариантах смерти, описанные в средние века. Каждый вариант имел свое переживание смерти. Первый — это смерть в бою, и сопровождалось страхом, ужасом, которые вполне могли впоследствии стать причиной развития посттравматического стрессового расстройства, но этот страх мог компенсироваться какими-то духовно-нравственными идеями. Например, защита отечества, своих близких, религии (если действительно на уровне веры). Страх исчезал в момент смерти, оставляя за собой чувство спокойствия или некой легкой эйфории.

Второй вариант, смерть естественная, в конце жизни. Отсутствует какой-либо страх, кроме тревоги за оставшихся в живых. Как они будут жить без умирающего? И момент смерти воспринимается достаточно спокойно.

Третий вариант, смерть неожиданная, трагическая, в результате нападения или несчастного случая. В Средние Века, на Западе, одно время, таких людей хоронили за территорией кладбища, вместе с самоубийцами. В этих случаях, смерть переживалась достаточно тяжело и некоторые проявления посттравматических расстройств могли перейти в следующую жизнь.

Все вышесказанное можно предлагать пока только в виде интересной гипотезы, так как отсутствует в настоящее время отработанная научная методика и соответственно и статистика на которую можно опираться.

В России, в связи с известными событиями, религиозные корни оказались, увы, подрезанными. А марксизм-ленинизм оказался никудышной заменой истинной религии. Хотя на начальном этапе идея будущего счастья для всех и помогала некоторым умирать относительно спокойно. Православная церковь утратила свои позиции в вопросе профилактики страха смерти, потому что важен не ритуал, не обрядовая сторона, а истинная Вера, воспитанная с детства и на традициях поколений.

Кроме религий, в разные времена и у разных народов существовали специальные психотренинга для категорий людей, чаще всего подвергающимся психической травме. Правда большой вопрос — являются ли множественные способы подготовки воинов в различные времена и в различных странах действительно психотренингом?

Например, выше упоминаемые викинги, у которых подготовка воина начиналась в детском возрасте, по книге “Повести древних лет” В. Д. Иванова: “Следуя традициям племени богов, Гундер учил Рекина с трехлетнего возраста играть с птицами, ломать крылья и лапки, выщипывать пух и вырывать перья. Ребенку приносили птенцов бакланов, гаг, чаек и крачек. Когда он подрос, ему доставляли взрослых птиц. С шести лет Гундер брал сына в море и заставлял упражняться с оружием. В десятилетнем возрасте Рекин взял своего первого человека стрелой, одиннадцати лет — мечом, а после тринадцати лет он потерял “благородный” счет”.

Это просто иллюстрация из художественной литературы, но, если подумать, то именно подобный психотренинг и приводил к легендарному бесстрашию и отсутствию жалости и сострадания к окружающим и себе.

Другой пример из этого культурного пласта — берсерки. Люди, которые умели отключать сознание (и не только при помощи препаратов из мухомора), но и при помощи психотренинга. И в состоянии транса могли выходить на инстинктивный уровень физиологии, на котором функционировали в соответствии с их представлением о поведении бешенного медведя или волка.

Другая культура, другое время — средневековая Япония. Основная религия — дзен буддизм.

“Конкретная земная жизнь для буддиста была лишь звеном в длинной цепи перерождений, обусловленной кармой, и поэтому не существовало стены между бытием и небытием, жизнью и смертью” — пишут А. А. Долин, Г. В. Попов в книге “Кемпо - традиция воинских искусств”.

Там же в главе о самураях: Парадоксально, но именно в смерти идеологи самурайства усматривали дополнительный источник силы, почти сверхъестественного могущества и одновременно гражданской добродетели: “Путь самурая есть одержимость смертью. Подчас десятеро противников не в силах одолеть одного воина, проникнутого решимостью умереть”. “Великие дела нельзя совершить в обычном состоянии духа. Нужно превратиться в фанатика и пестовать страсть к смерти”, — гласит “Сокрытое в листве”.

 

Воин должен учиться

Единственной вещи—

Смотреть в глаза смерти

Без всякого трепета!

 

Часто практиковались различные ритуалы, связанные с переживанием и переработкой смерти человека, особенно в тайных группах и сектах. И даже наиболее часто встречающийся у множества народов ритуал инициации, обычно сопровождающийся жестокостью, это тоже не что иное, как переработка идеи смерти.

Такую подготовку, как берсерки или самураи, имели только ограниченное количество людей, и остальные члены общества сосуществовали с ними с большим трудом. И, по коему мнению, такая подготовка являлась результатом психической травмы и была как раз ярким проявлением посттравматического стрессового расстройства в современном внимании. Подобную картину имеет проявление синдрома стрессовых расстройств у людей, подвергшихся жестокости в детстве. Та же эмоциональная бесчувственность к страданиям окружающих, приступы плохо контролируемой безудержной ярости.

Скорее всего психотренингом можно считать раздел подготовки воинов в том же буддизме: формирование состояния “Дух, подобный воде”. В опасной для жизни человека ситуации, его ментальное состояние должно уподобиться спокойной водной глади, способной дать точное зеркальное отражение любого предмета. Однако, если подует ветер, то появившаяся рябь на воде и может исказить отражение. Стоит человеку поддаться чувству страха и он перестанет предвидеть реальную опасность. Практически все известные на сегодняшний день программы психотренинга в той или иной мере опираются на данный принцип. Но ситуация изменилась, исторический вектор психологической подготовки воина менялся от индивидуального до коллективного. От индивидуального искусства бойца до коллективного совместного действия бойцов фаланги, когорты и т. д. ), когда группа людей, в едином ряду действовала как единое Белое. Менялась значимость индивидуальной подготовки на коллективную. Но современная война вновь обращает внимание на индивидуальную подготовку воинов, т. к. исчезли сомкнутые ряды, и вновь вся ответственность за победу ложится на отдельную личность. И чтобы эта личность побеждала, ей необходима уверенность в своих силах. Запуганный офицерами и “дедами” пацан — никуда негодный воин. Это еще один аргумент в пользу профессиональной армии. Для примера приведу исследования военных психологов. Опрос призывников, проведенный Московским военным комиссариатом, показал что 73 % из них не проходили никакой допризывной подготовки. На первый план ставятся параметры физического развития призывников, хотя психологические нагрузки военнослужащих превалируют над физическими 2: 1. И то у подготовленных (выпускники военных учебных заведений), а у прочих это отношение около 4: 1 (Салтрукович Н. Е., 2000).

В результате исторической, религиозной или философско-нравственной подготовки изменялась иерархия ценностей человека, какая-либо идея перевешивала в бою страх смерти. Исследуя иерархию ценностей человека, различными способами, можно выйти а неравные ценности и одной из основных будет жизнь. Самый простой способ — создать модель, представить перед собой в виде графика основные жизненные ценности, обычно возникает какой-либо из двух вариантов; или ценности располагаются вертикально, причем наиболее важные оказываются сверху и по степени важности спускаются вниз; или горизонтальный вариант - самые важные ценности расположены ближе к человеку, остальные согласно индивидуальной иерархии отдаляются дальше и дальше. На этих визуализируемых графиках ценности закодированы в виде символов.

Техника НЛП, предлагает очень медленно и аккуратно мысленно передвинуть какую-то определенную ценность вверх или вниз, если символ попадает на нужное человеку место, то происходит эффект “щелчка”. Теперь уважаемый читатель постройте свой собственный график иерархии Ваших ценностей, и символ собственной жизни медленно отодвиньте или опустит слегка вниз. И почувствуйте что происходит с Вами? Посмотрите на свое прошлое, затем на настоящее, потом на будущее. Что изменилось? После этого медленно поставьте на место. Можно сделать еще одно упражнение, какую-нибудь ценность переместите выше или ближе символа собственной жизни. Что изменится? Какая ценность сможет преодолеть страх смерти? Также посмотрите на прошлое, настоящее и будущее. Что изменилось? Потом вновь расставьте, как было ранее. Иерархия ценностей не есть что-то раз и навсегда постоянное, обычно они “перемещаются”, меняются местами, но самые главные подвержены этому процессу меньше всего. Система ценностей складывается у человека в процессе жизни под воздействием окружающего социума: родителей, школы, друзей, книг, фильмов; и создает возможность оценивать происходящее. И делать выводы, что важно, а что нет Ценность собственной жизни изначально, и скорее всего инстинктивно, устанавливается в подсознании во главе всей иерархии, и чтобы научить человека не испытывать страха перед смертью необходимо изменить эту структуру в подсознании. Для этой цели и необходимы специальные психотренинга. И я не думаю, что вышеописанная техника НЛП решит проблему страха за свою жизнь в реальной ситуации, так как какие-либо простейшие схемы на таких экзистенциальных уровнях естественно не работают. Но включать в систему психотренинга в качестве одного из элементов, полезно.

К сожалению, можно констатировать, что психотренинговый аспект профилактики ПТСР практически отсутствует в подготовке даже тех категорий людей, которые профессионально чаще всего сталкиваются с психотравматическими факторами, такие как милиция, пожарные, спасатели и т. д. Не знаю как там, в различных спецназах, но полное отсутствие какой-либо специальной психологической подготовки в прочих войсках абсолютно достоверно. Одно из подтверждений этого — тот факт, что у многих ветеранов войн в Афганистане и Чечне первое же серьезное испытание (первый бой) стало впоследствии причиной развития ПТСР. И давно созрела необходимость специальных программ психотренинга для различных категорий людей, чьи профессии связаны с риском для жизни, а уж для людей отправляемых в бой обязательно.

Создавая программу психотренинга для профилактики посттравматического стрессового расстройства, необходимо представлять наиболее полезную, с точки зрения конечных физиологических изменений, модель поведения человека в ситуации мощнейшего стресса и опираясь на эти знания, создавать программу, которая будет работать.

Во-первых, способность автоматически переключаться в трансовое состояние сознания.

Во-вторых, иметь на уровне подсознания уже готовые, наработанные поведенческие стратегии.

В третьих, в трансе находиться в третьей позиции восприятия информации (наблюдать за собой и ситуацией со стороны).

В четвертых, умение полностью возвращаться в первую позицию.

Трансовое состояние так и так возникает в момент воздействия сильного стрессора, причины — целый комплекс паники и замешательства. Такой транс впоследствии становится жестким, субъективно неприятным, понижающим самооценку (по Гиллигану). Наработанное заранее трансовое состояние впоследствии будет переживаться совсем по другому, более “мягче”.

Измененное состояние сознания приводит к сведению до минимума деятельности логической структуры левого полушария и максимальная активация работы правого полушария головного мозга. Одна из главных функций правого полушария это пространственная ориентация. Кроме этого, если левое полушарие перерабатывает информацию дискретно (прерывисто) и поэтапно, то правое полушарие работает одновременно и синтетически. Анализ ситуации при помощи логики (левого полушария) занимает около 320 миллисекунд, а правому полушарию требуется около 60 миллисекунд. И не только по времени, но и по количеству перерабатываемой информации, правое полушарие на много порядков опережает левое. Сознание в целом способно воспринимать 7+2 единицы информации в единицу времени (цифра Миллера), абстрактно-логическое мышление перерабатывает до 100 единиц информации в секунду, на образном уровне перерабатывает несколько миллионов единиц информации.

Как научить человека входить в транс? Существует множество приемов наведения аванса, наиболее экологические — эриксонианские. Теоретически любой нормальный человек может научиться “погружаться” в транс. Главное в успехе правильно его мотивировать. Сочетать наведение транса психологом (оператором, инструктором и т. д. ) обязательной самостоятельной работой, т. е. постоянно, несколько раз в день закреплять навык транса самостоятельно. Еще один интересный вариант (простой и эффективный)— маисовые состояния по методике Хасая Алиева, так называемый “Ключ к себе”, если сбавить еще и аудиальный компонент.

Следующий шаг — отрабатывать в трансе способность находиться в третьей позиции видеть себя со стороны), облегчает обучение якорение (лучше кинестетическое). Якорится состояние наибольшей диссоциации в третью позицию. Кстати, подобная ассоциация удобна не только в ситуации максимальной опасности, этот навык полезен в спорте. На этот факт натолкнулись, изучая стратегию мышления великого канадского хоккеиста Уэйна Грецки. Как ему удавалось оказываться в нужной точке, чтобы забить шайбу, или отдать партнеру голевой пас? При помощи диссоциации, он “видел” в какие-то моменты всю площадку сверху, и “видел” куда именно переместятся партнеры и куда отскочит шайба. Именно в таком экстрасенсорном “видении” и заключался феномен о результативности.

Третий компонент программы — это поведенческие комплексы, оттренированые и сведенные до автоматизма. Характер и содержимое этих комплексов зависит от профессиональных особенностей риска данной категории людей.

Остается найти и отработать тот триггер, который будет в последствии включать трансовое состояние и соответственный поведенческий комплекс. Триггером может быть как внешний якорь, так и внутренний. Внешний триггер — визуальный (определенные люди, вещи, пламя и т. д. ), аудиальный (определенный звук, например выстрел, сирена, голос и т. д. ) и внешне кинестетический (определенное прикосновение, толчок и т. д. ). Внутренний триггер — это определенное внутреннее ощущение, например каждый человек испытывает чувство страха характерными только ему ощущениями. Какое-либо ощущение и можно сделать триггером. Но с внутренним триггером необходимо соблюдать предельную осторожность, с одной стороны это должен быть универсальный сигнал, а с другой стороны, возникающий только в специфических ситуациях реальной опасности.

Полученную в итоге цепочку действий необходимо постоянно тренировать, чтобы сохранился автоматизм. Вспомните постоянные медитации древних воинов.

Для примера возьмем боевой транс, отлично описанный в книге А. Е. Тараса “Боевая машина”. Отличительные черты:

— господствующей эмоцией у человека, подавляющей или вытесняющей на какое-то время любые другие эмоции, становится ярость;

— исчезают всякие сомнения, колебания, страхи, человек делается необыкновенно решительным, его воля полностью реализуется в действиях;

— значительно снижается чувствительность к боли, вплоть до ее полного исчезновения;

— намного возрастают энергетические возможности организма за счет мобилизации всех его ресурсов;

— заметно ускоряется быстрота реагирования на изменения окружающей обстановки.

Автор подчеркивает именно ярость, а не гнев, ненависть и т. д. Холодная ярость.

У ветеранов любой войны, и не только с выраженными проявлениями посттравматического стрессового расстройства, вырабатывается подобный боевой транс, и чаще всего триггером является чувство страха или замешательства. Всякий раз когда ветеран в какой-либо ситуации испытывает эти эмоции, а они могут возникнуть и при ссоре с женой, другом, при критическом замечании начальника, просто прохожего, включается боевой транс. Неконтролируемая сознанием, и поэтому неадекватная агрессия является причиной множества проблем для окружающих и самих ветеранов. Если боевой транс наработан до психотравматического эпизода, то триггеры будут совсем иные. Ниже рассмотрим, как можно помочь ветерану, чтобы боевой транс “включался” только в действительно необходимых для этого ситуациях.

Психологическая подготовка воинов в современных условиях может быть и достаточно нетрадиционна. Перед военной операцией “Буря в пустыне” одному из основоположников НЛП поступил заказ от командования войск специального назначения. Заказ был следующего содержания: военнослужащие спецназа имеют больше шансов, по сравнению с другими родами войск, попасть в плен. Восточные люди к таким пленным с удовольствием применяют пытки. Так вот нельзя ли обучить спецназовцев гипнотическому самообезболиванию для таких случаев. Мэтр как всегда подошел к задаче нетрадиционно, вместо обезболивания он научил их терять сознание, исходя из того, что в глубоком обмороке автоматически достигается обезболивание, а с другой стороны пытать бесчувственное тело достаточно скучно. Достиг результата при помощи инъекции препарата, приводящего к обмороку, и последующему доступу к кинестетическому состоянию. (Данная техника описана в книгах Андреасов “Сердце разума” и других). Бравые воины научились падать в обморок по собственному желанию в любой момент. Вот не знаю, пригодился ли им такой навык, наверное, некоторым очень.

Посттравматическое стрессовое расстройство развивается у многих, но, слава богу, не у всех. Почему это так? До конца неизвестно. Американский ученый, специалист по ПТСР Р. Фленери (1990) выделил так называемых стрессоустойчивых людей и определил три фактора, отличающих их от других: использование разумного контроля за контекстом; развивают и укрепляют связи с другими людьми; имеют цель в жизни. Кроме этого в сложных для них ситуациях ищут социальную поддержку, обладают чувством юмора и придерживаются религиозно-этической ценности заботы о других людях.

Выработка психической и психологической устойчивости к стрессовым ситуациям боя, а так же постстрессовому восстановлению включала в себя следующие условия и навыки:

1. Обучение приемам самогипноза (медитации, аутотренинга, самосозерцанию и т. д. ).

2. В результате этих навыков достигалась возможность вступления в контакт со своим бессознательным (особенно с той его частью, которая хранит генетическую память и связь с опытом прошлых поколений, в данном случае воинов).

3. Тренировалась способность удерживать, а так же вызывать произвольно связь с этим опытом во время боя, не теряя при этом сознательного контроля за ситуацией, и использовать его.

4. Наиболее полезным, оптимальным и безопасным (для психики) способом сохранять и использовать связь с генетическим опытом, являлась такая организация стиля (уклада) жизни воина, которая соответствовала основным критериям (прежде всего нравственным) живущих прежде представителей рода. Таким образом сама атмосфера жизни располагала к тому, чтобы “канал” был всегда открыт. Психические ресурсы прошлых поколений становились доступными для использования. В случае изменения стиля жизни, естественно менялись и сознательные установки, что вело к закрытию сознательного доступа в генетическую память.

5. Эффективным способом “вытаскивания” из памяти (генетической памяти) узконаправленного опыта (допустим для боя) являлись ритуальные движения, произношение звуков, песнопений — общий характер которых должен был в какой-то мере отражать:

• ключевые движения в бою;

• необходимые при этом состояния психики;

• а также философско-нравственную позицию, РАЗРЕШАЮЩУЮ бой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...