Психологические способы восстановления контроля
ГЛАВА 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
Кроме клинических проявлений посттравматического стрессового расстройства, наблюдаются и различные нарушения в психологии человека, которые можно рассматривать как различные способы адаптации. В период после психической травмы, человек пытается различными способами восстановить контроль над окружающим миром. Способы можно условно разделить по тому, куда направлен вектор адаптивной деятельности человека, в том числе и агрессии, и чаще всего встречаются следующие: А). Агрессия направлена вовне: 1) месть, 2) чрезмерная защита себя или опека своих близких. 3) усиленный контроль окружающего мира. Б) агрессия направлена внутрь себя: 1) вина выжившего, 2) самообвинения, 3) усвоенная беспомощность. В) комбинированные варианты: 1) “горе”, 2) самообвинение по поводу несостоявшейся мести и т. д. Мест, — желание наказать человека или людей, явившихся причиной трагедии, лично или опосредованно, через правоохранительные органы. Часто ветераны, объясняют свое желание вернуться в условия боевых действий именно чувством мести. Этим же чувством объяснялись погромы на рынках в День десантника, когда толпа подвыпивших ветеранов крушила прилавки у лиц, скажем так “южных” национальностей. Государственные правоохранительные органы исторически взяли на себя функцию мести и со временем монополизировали ее. Поэтому, медленные, неуклюжие действия этих органов создают дополнительные страдания для жертв преступлений и их семей. Не говоря уж, о случаях откровенного бездействия с их стороны, или попустительства преступникам. Чрезмерная защита себя — это различные способы восстановления чувства безопасности: пассивное сужение собственной активности (сидеть дома и некуда не ходить); укрепление дома дверями, замками и т. д.; вооружение (может сочетаться с идеей мести); занятия воинскими искусствами. Здесь все дело в степени выраженности. 16- летняя девочка, после группового изнасилования, стала выходить из дома, скрывая в складках одежды 6 — 8 различных лезвий, как ниндзя. Человек, переживший разбойное нападение в собственном доме, заводит волкодава или огнестрельное оружие.
Опека близких сочетается с навязчивой тревогой за них, и соответственно, с различными действиями контролирующего и запрещающего характера. Вплоть до созависимости и создания у близких неврогенного состояния. Последствия подобного способа тоже зависят от степени выраженности. Мать троих детей, потерявшая одного в результате дорожно-транспортного происшествия, остальных не отпускала от себя, буквально, ни на шаг. “Каждый человек нуждается в чувстве контроля над собственной жизнью” (М. Ярко). Для человека, пережившего нечто ужасное, мысль о том, что миром правит его величество случай, может стать серьезной проблемой. И некоторые люди, пережившие психическую травму, начинают “судорожно придерживаться убеждений, дающих чувство присутствия во всем смысла и помогающих удержать иллюзию контролирования действительности” (М. Япко). В принципе стремление к контролю нельзя назвать патологическим, ведь оно необходимо для выживания. Проблемы возникают в случаях, когда желаемая степень контроля становится неэффективной или деструктивной. Возможны два проблемных варианта — чрезмерная потребность в контроле над миром и, наоборот, ослабление контроля, т. н. усвоенная беспомощность. Потребность в усиленном контроле окружающего мира может приводить к двойному стрессу: человеку, перенесшего психическую травму, жизненно важно контролировать все вокруг происходящее, но он в действительности этого сделать не может, и в результате не справляется и с тем, что на самом деле происходит. При отсутствии выбора человек приходит к выводу, что он недостаточно усердно это делал, и необходимо еще больше усилить контроль. Такая двойная связка постепенно буквально загоняет человека в запредельный стресс, что может являться причиной множества проблем, в том числе и развития психосоматических заболеваний, чаще со стороны сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта.
Недоверчивость к окружающим, стремление все сделать самому, трудоголизм — все это проявления потребности в усиленном контроле. Усвоенная беспомощность — убеждение, что любые усилия по контролю окружающего мира бесполезны. Такой человек, оказываясь в ситуации, в которой можно предпринять какие-либо действия для избежания негативных последствий, опускает руки и не делает ничего. Развитие механизма подобного поведения иллюстрируют эксперименты Мартина Селигмана (1973). Смысл экспериментов сводился к следующему: добровольцы подвергались воздействию негативных импульсов, от которых любая защита была бесполезна. Через некоторое время, у участников эксперимента появлялась возможность избежать негативного воздействия, но они продолжали бездействовать, основываясь на ранее возникшем убеждении, что любые усилия бесполезны. У некоторой части жертв насилия, особенно многократно повторяющегося, может формироваться усвоенная беспомощность. Возникает убеждение, раз не получилось ничего сделать с травматическим событием — значит, ничего нельзя сделать и с другими событиями в жизни. Происходит генерализация или обобщение одного или нескольких событий на все другие. Таким образом, теряется способность реально осмысливать свои собственные действия в контексте окружающего мира. Такие люди уверены, что они не осуществляют контроля и не имеют власти над собственной жизнью, и соответственно их любые усилия для удовлетворения потребностей будут бесполезными. Вторая характерная черта усвоенной беспомощности — состояние пассивности и невовлеченности. Не имеют личных обязательств перед чем-либо или перед кем-либо. Равнодушие к карьере, семье и т. д.
Третья характерная черта беспомощности — затруднение в планировании собственных дел не только на неделю вперед, но и даже на день. Нерегулярный прием пищи, нарушения ритма сна, заинтересованность в сексе и прочих естественных удовольствия жизни может также нарушаться. Четвертая черта усвоенной беспомощности — социальная изоляция. Общий результат беспомощности — это депрессия, которая длится годами. Но не всякое поведение, которое кажется беспомощным, в действительности является усвоенной беспомощностью (Фленери, Харвей, 1991). Некоторые демонстрируют бессилие только в контексте продолжающихся травматических событий. Как более слабая собака подставляет свое открытое горло более сильной собаке. Или принимать насилие на себя как способ защитить других людей, так женщина принимает побои мужа на себя, чтобы таким образом спасти своих детей; девочка терпит инцестное насилие, чтобы уберечь более младшего ребенка. Еще один выделяемый в этот период сиптомокомплекс — так называемая “вина выжившего”, который с течением времени может усугубляться и приводить к суицидальным попыткам. Симптом вины — это целый “коктейль” переживаний, в основе которого лежит конфликт субличностей. С одной стороны, подавляемое своеобразное “удовлетворение” оставшегося в живых (инстинкт самосохранения любого живого существа), а с другой стороны комплекс субличностей, характеризующих долг, дружбу и т. д. Этот конфликт выражается в депрессивной окраске последующей жизни. Как можно чему-то радоваться, если твой товарищ погиб вместо тебя? Еще одной причиной этого симптома может быть убеждение, что “Я уже умер”, то есть ассоциация себя с погибшими. Пример, офицер РА, проходил службу рядовым в Афганистане. Служил в спецназе и участвовал в различных рейдах, засадах. Однажды должен был идти в рейд, но в этот день у него был день рождения и вместо него пошел его друг. Участники рейда попали в засаду и его друг погиб. Мысль о том, что сам он жив, а друг нет, хотя должно быть наоборот, преследовала его последующие 16 лет, усиливаясь в праздники и любые субъективно приятные моменты.
Еще одним симптомом может бить вина и за свои собственные действия: убийство мирных жителей, женщин, детей и т. п. И сохраняющиеся идеи негативной самооценки. Пример из собственной практики: ветеран А. обратился за помощью по поводу злоупотребления алкоголем. С его слов употребляет алкоголь из-за постоянного чувства вины за один эпизод, случившийся во время службы в Афганистане. Часть, в которой он служил, прочесывала (или как сейчас говорят, зачищала) афганский кишлак, он с одним сослуживцем подошел к какому-то дому. Сослуживец шагнул в дверь первым и получил смертельный удар ножом, А. бросил в помещение гранату и стал стрелять из автомата. Затем вошел и увидел, что это, так называемая, женская половина дома, в которую по мусульманскому обычаю нельзя входить постороннему мужчине. Там находились несколько женщин и детей, которых он убил. С тех пор, постоянно искал себе оправдание. Состояние А. ухудшилось, когда у него родилось двое детей. С его слов, “стоит глянуть на детей, как на душе становилось муторно”. Комплекс вины, типичная синестезия с обязательным наличием визуального и кинестетического компонентов, к ним чаще добавляется еще и аудиально-дигитальная составляющая. Другой используемый психологический способ восстановления контроля, это самообвинение. Человек с ПТСР обвиняет самого себя в том, что, если бы он поступил по-другому, то травматического эпизода не произошло бы, или последствия были бы более приемлемыми. И длительное время визуализирует различные варианты возможного течения произошедшего травматичного события с разнообразными “если бы”. Горе. Любое психотравматическое событие сопровождается какой-либо потерей и сопровождается реакцией горя. Горюющий человек часто может быть поглощен мыслями об умершем или о своей собственной смерти (Линдеман, 1944). Характерны периодически возникающие приступы физического (спазмы в горле, удушье, учащенное дыхание, снижение мышечного тонуса и т. д. ) и субъективного страдания (душевная боль). Возможны легкие изменения сознания — появляется чувство нереальности, чувство отгороженности от окружающих. При максимальной выраженности оформляется в картину ажитированной депрессии с напряжением, возбуждением, бессонницей, чувством собственной малоценности. Процесс преодоления горя проходит определенные стадии, которые являются универсальными для всех людей. Первая стадия — отрицание, когда человек отказывается верить в то, что произошло. “Нет, этого не может быть”. “Это не со мной”. Следующая стадия — гнев. Гнев на преступника, правительство, пославшее на бойню, на Бога. Гнев вызывают вынужденные изменения привычной жизни, рухнувшие мечты и т. д. Иногда гнев направлен на члена семьи, которого обвиняют в произошедшем несчастье. Например, в автомобильной катастрофе погиб ребенок, и мать ребенка стала обращаться к мужу, находившегося в той ситуации за рулем, следующим образом: “Убийца” или “Детоубийца”.
Третья стадия — апатия. Отсутствие желания что-то делать, с кем-то общаться. Часто может сопровождаться идеями самообвинения, пониженной самооценкой. Присутствует депрессивный компонент. На этой стадии происходит окончательная “переработка” произошедшего. И четвертая стадия — принятие. “Да это произошло, да со мной, да больно и плохо, но надо вновь учиться жить”. Эти стадии проходят все люди, оплакивают ли умершего, или лишились работы, или ребенок вырос и ушел из дома. Интересно, соотношение этих стадий с принятым у русских людей ритуалом прощания с умершим человеком — 9 дней, 40 дней, полгода, год. Такая традиция опирается на, проверенную веками, идею переживания “горя”. Некоторые 'люди могут “застревать” на какой-либо стадии. Если на стадии отрицания, то человек продолжает ожидать умершего, говорить о нем как о живом и т. д. Если на стадии гнева, то протестовать, конфликтовать с окружающими, писать жалобы, требовать дополнительного расследования и т. д. Если на стадии апатии, то имеется картина типичной депрессии, с преимущественными явлениями апатичной дисфории. И может сопровождаться соматическими нарушениями, чаще всего стороны сердечно-сосудистой системы. Например, ко мне обратилась заведую кардиологическим отделением поликлиники, где я консультирую, с просьбой осмотр пациентку с нарушениями сердечного ритма и ежедневными гипертоническими криза в течении 1, 5 месяца проводимое лечение не приносило улучшения. Во время консультации выяснилось, что несколько месяцев назад у пациентки скоропостижно скончался муж, и она находилась на стадии апатии. Ей было недостаточно кардиологического лечения, была необходима и психотерапия. Горе может усугубляться некоторыми факторами: — дополнительной острой психотравмой, связанной с опознанием трупа; — незавершенностью отношений с умершим; — невозможностью проститься с умирающим в последние минуты его жизни; — неприятием ситуации, желанием вернуть потерянного человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|