Дисциплина основанная на любви, и ценности, которым она учит
В следующей таблице приведены убеждения другого рода, на которые опирается дисциплина, основанная на любви, а также ценности, которым учит детей руководство на основе любви и которые укрепляются в нас самих.
Учить — значит показывать с помощью примера. НЕ СЛЕДУЕТ НАДЕЯТЬСЯ НА МОМЕНТАЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ
Переход от страха к любви требует от вас чего-то выходящего за рамки моментальной и спонтанной реакции на ситуацию. Необходимо понять, что проступок играет полезную роль в развитии вашего ребенка. Не нужно подавлять каждую оплошность, так что умерьте свой пыл и идите дальше, радуясь жизни. Если вы обещаете трехлетнему ребенку пирожное с условием, что он будет сидеть тихо на тележке для продуктов, пока вы будете делать покупки в магазине, то вы, вероятно, хотите, чтобы ваш ребенок тут же превратился в ангелочка, которого ничто не может соблазнить, когда он едет мимо полок с разными восхитительными вещами. А если вы угрожаете своему малышу шлепком, то он, вероятно, сдерживая слезы, сможет подавить свои чувства и тут же исправиться. Но ребенок, успокоенный обещанием пирожного, может вырасти тучным и страдать от ожирения, потому что будет «отыгрываться» и утешать себя сладостями. А тот, которого постоянно грозят отшлепать, может вырасти истощенным от постоянно подавляемых эмоций и будет угрожать своей жене, что бросит ее, всякий раз, когда она будет сердиться.
Родители довольно долго были увлечены идеей быстрых дисциплинарных решений. В нашем обществе люди ожидают быстрых решений для проблем любого рода. Если у вас болит голова, примите таблетку. Если вы чувствуете усталость по утрам, выпейте большую чашку кофе. И если ваш ребенок выходит из-под контроля, то, естественно, вы должны применить какой-нибудь ловкий трюк или использовать легкий метод, чтобы тут же взять его под свой контроль. Но с приходом зрелости мы начинаем понимать, что нет «волшебных пилюль». Если вы утомлены, или у вас болит голова, или чувствуете, что теряете над собой контроль, на это есть причины. Если допустить, что они не медицинского характера, то их решение может включать изменение некоторых привычек. Эта книга рассказывает о продолжительном внутреннем изменении — вашем и ребенка. Такое изменение требует времени, усилий и упорства.
РОЛЬ ПРОСТУПКА В РАЗВИТИИ ВАШЕГО РЕБЕНКА
Если бы вы собрались ехать на Тибет, то как бы вы узнали об обычаях живущих там людей? Возможно, прочли бы об этом книгу, поговорили с теми, кто там уже побывал, или внимательно наблюдали за людьми, с которыми встречались бы там, в надежде, что ваша интерпретация их поведения будет правильной. Но даже если бы вы хорошенько подготовились к этой поездке, вы все равно допускали бы оплошности и лучшие свои уроки усвоили бы, совершая ошибки. Фактически проступки играют важную роль в развитии ребенка. Не правильно пытаться пресекать их. Но было бы лучше, если бы вы сумели предотвратить вероятность постоянного повторения одного и того же проступка. Вы можете сделать это, мудро реагируя на него, когда он происходит. Малыши становятся членами общества, будучи неспособны ни читать, ни разговаривать с теми, у кого больше опыта, чем у них; они обладают лишь ограниченными способностями интерпретировать увиденное. Старшие дети огромный объем знаний усваивают путем ошибок. Взрослые же часто называют эти ошибки проступками, хотя они выполняют в жизни ребенка очень важную функцию. Дети познают значение слова «да» благодаря слову «нет». Они познают значение слова «твое», провозглашая «мое». Подобным же образом понятие справедливости приходит к ним путем восприятия несправедливых действий, а понятие «терпение» — путем предъявления требований. Проступки являются системой коммуникации, и взрослые должны научиться читать сигналы, которые подают дети.
КАК ОЦЕНИТЬ ПРОСТУПОК
Проступок может выполнять важные функции. 1. Благодаря проступку дети узнают, что является безопасным, а что нет. Ни один ребенок не рождается с заложенным в нем знанием, что нужно оставаться на тротуаре и не выходить на проезжую часть; или говорить «нет» ровесникам, предлагающим опасные эксперименты. Единственным способом, с помощью которого дети могут выучить эти уроки, является попытка перебежать дорогу и почувствовать давление сверстников. Видя вашу реакцию в данных ситуациях, ребенок начинает понимать, что является безопасным, а что нет, и как вести себя по отношению к другим людям, которые нарушают границы безопасности.
2. Проступок учит детей общению, чтобы добиться удовлетворения своих потребностей. Четырехлетняя Меган и ее мама находились в продуктовом магазине, как вдруг девочка бросилась бежать от матери по проходу к полкам с игрушками. Мать пришла в ярость. Подойдя к девочке, она схватила ее за плечи, встряхнула и сказала: «Никогда не отходи от меня в магазине. Никогда!» Девочка показала на куклу, и слезы покатились по ее щекам. Но мать отвернулась и пошла прочь. Тогда Меган схватила куклу и побежала за матерью, но та сказала: «Нет, у тебя и так уже сто кукол!» Меган стала хныкать: «Но они не такие, как эта». Наконец мать сдалась: «Ладно, но сегодня ты больше ничего не получишь». В этом случае мать научила дочку, как добиваться желаемого. Она должна: 1) убежать и стоять в определенном месте; 2) игнорировать замечания матери; 3) клянчить. Любые проступки предоставляют благоприятные возможности учить или учиться. Наша реакция на проступок учит детей тому, как добиться удовлетворения своих потребностей. 3. Проступок помогает детям узнать, какие мысли, чувства и поведение являются желательными. Захар вбежал в дом с криком: «Дрю — пустоголовый болван! Я ненавижу его!» Мать могла бы спросить: «Разве это хорошо? В нашем доме не принято так говорить о людях». Этот рассудительный ответ не учит Захара правильно выражать разочарование. Он дает ему три возможных варианта: 1) перестать чувствовать себя расстроенным и притвориться, что все хорошо, когда это не так; 2) научиться быть равнодушным (ничего не говорить), агрессивным (говорить плохо о людях, но не о родителях) или быть пассивно-агрессивным (выместить обиду на своем друге, применив хитрость); или 3) усомниться в вашем праве иметь определенные чувства («Я бы не стала испытывать такие чувства»). Вам знаком какой-нибудь из этих вариантов? Дети дают выход своему разочарованию по отношению к окружающим также, как это делают взрослые. Родителям нужно показать им лучшие способы самовыражения. Например, родитель мог бы спросить: «Что случилось? Ты выглядишь таким расстроенным». И как только ребенок расскажет свою историю, мать (отец) может научить его навыкам, в которых он нуждается. Захар мог бы сказать: «Дрю хитрил, когда мы играли в шашки. Он сделал слишком много ходов». Тогда мать могла бы ответить: «Ты не знаешь, что нужно говорить, когда уверен, что наступила твоя очередь сделать ход. Поэтому ты обозвал Дрю и побежал домой. Если подобное случится снова, скажи: «Дрю, мне не нравится, когда ты делаешь двойные ходы. Я тоже хочу сделать ход».
4. Проступок учит детей говорить «да» тому, что является нравственным, и «нет» тому, что является безнравственным. Нам всем необходим этот навык. Умение говорить «нет» обладает большой силой. Если вы научитесь говорить «нет», то сможете принимать это и от других людей. Дисциплина имеет прямое отношение к обучению детей говорить «нет». Если вы уступаете, когда ваш ребенок о чем-то просит, то не сможете научить его принимать от других «нет» и сами тоже не сможете произнести его. (Подумайте, насколько важно будет умение сказать «нет», когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста.) Но если своим «нет» вы причиняете ему боль, то тем самым учите его причинять боль другим, когда он тоже будет говорить «нет». Слова «да» и «нет» определяют качественный уровень взаимоотношений. В сущности, вы не можете узнать, кто вы есть на самом деле, пока не научитесь говорить «нет» другому человеку. Если вы не можете сказать «нет», то будете жить жизнью другого человека, стараясь быть таким, каким, как вам кажется, он (она) хочет вас видеть. Умение сказать «нет» определяет, кто вы есть на самом деле, и, следовательно, имеет позитивную, а не негативную силу Умение говорить «нет» укрепляет характер. Это щит против манипуляций вами, и это может дать понять другим людям, каковы вы как личность. Умение говорить «нет» в буквальном смысле слова учит других тому, как с вами можно обращаться. Ребенок учится говорить «нет» с помощью дисциплины, которую в нем воспитывают. 5. Проступок помогает детям определить, что их касается, а что нет. Когда возникают конфликты, у вас появляется благоприятная возможность помочь своему ребенку определить его цели в жизни. «Эйприл заставила меня делать это!» — восклицает ваш сын. «Эйприл твой босс? Разве она может приказать тебе, что думать, чувствовать и что делать?» — можете спросить вы. «Я вынужден был это сделать, потому что Эйприл сказала (то-то и то-то)», — твердит свое ребенок. «Но у тебя был и другой выбор, хотя в тот момент ты не подумал об этом, — можете объяснить вы. — Твоя задача — спросить себя: хочу ли я это сделать? Правильно ли это для меня, или я делаю это, чтобы угодить другим? Ты управляешь своим выбором, а не Эйприл». Расстроенный малыш часто нуждается в поддержке, в напоминании, что он сам управляет своими мыслями, чувствами и выбором.
6. Проступок учит детей ответственности. Ответственность — это способность реагировать на конкретную ситуацию. Дети, совершающие проступки, тем самым как бы говорят: «Я не знаю, как правильно реагировать на эту ситуацию». Если бы они знали, то не совершали бы проступков.
7. Проступок дает детям благоприятную возможность научиться самосознании и самодисциплине. Дети могут научиться устанавливать, поддерживать и восстанавливать самоконтроль только после того, как утратили контроль над собой, и поэтому каждый из этих бесконтрольных моментов является для вас возможностью чему-то их научить. Обучение самодисциплине проходит в три этапа. Первый —дети отыскивают границы, чтобы поэкспериментировать поступками. Второй — они подвергают свои открытия повторному испытанию, снова делая то, что им говорили не делать. Таким образом они проверяют, насколько тверда граница. Если ребенок чувствует нерешительность со стороны взрослых, он будет продолжать проверку до тех пор, пока не обретет ясность. Для дальнейшего утверждения своих открытий дети могут дразнить и провоцировать окружающих, что дает им больше информации о том, что им разрешается, а что нет. Наконец, дети определяют допустимые границы.
ДИСЦИПЛИНА - ЭТО ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ, А НЕ КАКОЙ-ТО НУДНЫЙ МЕТОД. ТАК ПОЛУЧИТЕ ОТ ЭТОГО УДОВОЛЬСТВИЕ!
Опять-таки повторяю, цель этой книги — не помочь вам устранить конфликт (хотя это будет происходить с меньшей частотой после того, как вы овладеете силой и навыками), а скорее научить вас, как конструктивно реагировать на него. Если вы будете прилагать все силы и навыки, руководствуясь любовью, то будете просто поражены результатами. Однако вы не должны мучиться навязчивой идеей относительно последствий. Вместо этого получайте удовольствие от самого процесса вложения личного труда, от собственного роста. Как ни парадоксально, но чем меньше вы будете сосредоточиваться на желаемом результате (веселый, вежливый, послушный ребенок), тем с большей легкостью достигнете его. Вот пример, подтверждающий этот факт. Молодой человек уехал подальше от дома, чтобы поучиться уму-разуму у какого-нибудь мудреца. Когда он встретил такого человека, он спросил: «Сколько времени потребуется на то, чтобы я стал таким же мудрым, как вы?» «Пять лет», — ответил мудрец. Ошеломленный юноша сказал: «Это очень большой срок. А что, если я буду трудиться вдвое усерднее?» Тогда мудрец ответил: «Десять лет». «Но это безумие! — воскликнул юноша. — А что, если я буду учиться и днем и ночью?» Мудрец с прежним спокойствием ответил: «Тогда тебе потребуется 15 лет». «Не понимаю, — сказал юноша. — Всякий раз, когда я обещаю работать еще усерднее, чтобы достичь своей цели, вы говорите, что это займет еще больше времени. Почему?» «Ответ прост, — сказал мудрец. — Когда ты будешь держать один глаз прикованным к цели, у тебя останется только один глаз, который будет направлять тебя в твоем путешествии». Итак, расслабьтесь. Наслаждайтесь этой книгой и процессом изменений. Отпустите свои прежние убеждения и дайте возможность новым идеям войти в ваш разум. Выполняйте упражнения. Практикуйте навыки. В конце книги, в главе 12, дана семинедельная программа, в которой собраны все необходимые руководящие принципы, основанные на любви. После того как вы прочтете книгу, поразмышляете над ее принципами и попрактикуете навыки, возьмите на себя обязательство выполнять эту семинедельную программу. Позвольте себе перейти от упрямства к старательности и понаблюдайте, как ваши дети будут следовать вашему руководству. Это путешествие начинается в следующей главе с обучения семи силам для самоконтроля. Семь сил для самоконтроля
Однажды, когда я ехала по автостраде, у меня возникла навязчивая идея остановиться и купить плитку любимого шоколада. Несмотря на то что я убеждала себя, что запросто справлюсь с этим искушением, я все равно поддалась ему и свернула с главной магистрали, высматривая подходящий магазинчик. По моим предположениям, я должна была найти такой как раз за спуском со склона, но проехала еще почти восемь километров, прежде чем нашла то, что искала. В магазине я увидела мать и ребенка, которые кричали друг на друга. Шестилетний малыш устроил истерику, потому что мать отказалась купить ему леденец на палочке. Женщина повернулась ко мне и сказала: «Вот до чего дошло. Эти дети не поддаются контролю. Все время только одно: давай, давай, давай! Я-то думала, что он способен услышать, когда я говорю «нет»». Она обращалась ко мне, к человеку, который только что проехал восемь километров, чтобы купить шоколадку, потому что не смог сказать себе «нет»! Я кивнула и рассмеялась, но понимала, что нет никакой разницы между мной и шестилетним ребенком, и не знала, что с этим поделать. Это всего лишь один из целого ряда случаев, который и направил меня в «путешествие» к себе самой. Я понимала, что моя сосредоточенность была направлена не в ту сторону. Я долгое время верила в то, что нужно измениться кому-то другому. Но теперь я поняла, что сама должна стать тем человеком, каким хотела видеть своих детей. Я хотела стать «удивительной женщиной» из детского стишка, приведенного в начале главы 1. Но чтобы это сделать, мне нужно было овладеть самоконтролем. ЧТО ТАКОЕ САМОКОНТРОЛЬ?
Самоконтроль — это контроль разума. Это осознание своих мыслей и чувств. Имея это осознание, вы легко будете управлять своим поведением. Недостаток самоконтроля передает управление вашей жизньюлюдям, событиям и вещам, когда вы начинаете давать крен в сторону контроля со стороны, либо неосознанно, либо сосредоточившись исключительно на том, что думают и чувствуют другие люди. В тот день на автостраде я передала управление своей жизнью плитке шоколада «М&М». В конце концов я подумала, что если бы я могла предсказать, как другие люди будут реагировать на меня, я оставалась бы защищенной и могла бы контролировать все, что происходит вокруг меня. И я потратила невероятное количество энергии на попытку читать мысли других людей, чтобы доставить им удовольствие. Когда же наконец я стала честной сама с собой, я поняла, что напрягаю все силы, чтобы выяснить, чего хотят другие, и использовать это знание, чтобы манипулировать ими и получать то, чего я хочу. Я росла, не понимая, что есть и другой путь. До того момента мое чувство собственного достоинства строилось на завоевании одобрения других людей и попытке заставить мир идти «правильным» путем — моим путем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|