Почему дети должны говорить «нет»
Дети будут оказывать вам противодействие. Сам процесс их развития требует, чтобы они в определенных ситуациях вели себя негативно (см. главу 10). Иногда дети говорят «нет», чтобы проверить крепость установленных для них границ и превалирующих социальных правил. На каждом этапе жизни, до того как дети станут взрослыми, они должны оказывать сопротивление и противодействие. Двухлетний ребенок уже начинает осознавать себя как уникальный индивидуум, отделенный от родителей. Он делает это, отделяя «мое» от «не мое» и говоря «нет». Двухлетние дети говорят «нет» даже относительно тех вещей, которые они обожают. Они заявляют, что все вещи «мои», чтобы узнать, что действительно принадлежит им, а что — нет. Дети трех-пяти лет учатся, как оказывать воздействие на поведение других людей. Они пробуют каждый возможный маневр, чтобы склонить других выполнить их требования. Дети в возрасте шести-восьми лет уже учатся классифицировать, видеть себя и других в сравнении. Сравнение же может привести к постоянному самоанализу, и в результате некоторые из этих детей вырастут и их будут называть 1) «человеком настроения»; 2) тем, кто откладывает принятие решения; 3) бездельником. Дети, которых учат, постоянно приводя сравнения, часто жалуются: «Это несправедливо!» И эта жалоба на несправедливость порой гремит по всему дому подобно раскатам грома во время грозы. И хотя дети постарше бывают менее дерзкими, чем дети помладше, они все же жалуются или ведут себя более вызывающе, когда неохотно повинуются вашим требованиям. Эти этапы возникают естественным путем по мере того, как дети развиваются, но ведь все мы порой бываем очень несговорчивы. Даже в моем возрасте, когда мне 45, я упорно сопротивляюсь изучению программы VCR и называю в качестве причины кризис среднего возраста.
Сопротивление и противодействие желаниям взрослых позволяют детям определить дозволенные границы и испытать незыблемость правил.
Ваш ребенок, подобно всем детям, будет снова и снова проявлять непослушание, оказывая сопротивление вашим указаниям, потому что он проходит естественные этапы развития. И то, как вы реагируете на его строптивое поведение, имеет решающее значение. Многие родители реагируют таким образом, что фактически учат своих детей быть еще более строптивыми. Они буквально вынуждают своих детей вступать в драку, добиваясь желаемого. Если вы постоянно допускаете, что побуждения детей являются негативными, то подсознательно способствуете худшему. Приписывая им негативные побуждения, вы делаете следующее: ¨ Вы пытаетесь заставить детей чувствовать себя плохими за производимые ими действия. ¨ Вы сосредоточиваете их внимание на том, что их действия плохие или недостаточно хорошие. Вспомните силу внимания: то, на чем вы сосредоточиваетесь, вы получаете в наибольшей мере. ¨ Вы как бы подразумеваете, что они намеренно делают вашу жизнь еще более тяжелой. ¨ Вы выставляете на передний план пороки, которые дети, в свою очередь, вбирают в себя, составляя о себе негативное мнение.
На вечеринке по случаю дня рождения Марка его мама неосознанно учила мальчика оказывать сопротивление, а не вступать в дружеское взаимодействие, чтобы добиться удовлетворения своих потребностей. Она делала это, начав с допущения того, что побуждения Марка были продиктованы эгоизмом. Когда действия ребенка выходят за рамки допустимого, вашей первой задачей является побудить его к сотрудничеству. Только тогда вы сможете научить его, что нужно делать, чтобы его поведение укладывалось в установленные рамки.
Решающее значение имеет то, как вы начинаете свое взаимодействие, когда конфликт принимает угрожающий характер. Давайте посмотрим, как мама Марка со всей непосредственностью побуждала сына демонстрировать строптивость. Обратите внимание, что это в какой-то степени искусное действие, потому что вы должны «услышать подспудное намерение» посылаемой вам информации. Когда мама Марка поняла, что возникла проблема, она сказала: «Здесь пирожные для всех детей. Как бы ты себя почувствовал, если бы у кого-то было много пирожных, а он не дал тебе ни одного? Ты не хочешь поделиться с другими?» Ее слова говорят Марку, что его видение ситуации неправильное. Пирожные не только его, а он считает, что они принадлежат ему. Они, оказывается, для всех детей. Мама говорит, что он эгоист; добрый ребенок с готовностью поделился бы с другими. И перед Марком возникает два негативных выбора: он может подчиниться ее нападению и отказаться от пирожных, таким образом признавая, что он поступает неправильно и эгоистично, либо он может защищать свое достоинство и сопротивляться. Подчинится Марк или окажет сопротивление, зависит от его темперамента, возраста и настроения. Он мог бы подчиниться, сердито толкнув поднос на середину стола, а затем надуть губы. Он мог бы подчиниться, оставив в покое поднос и уставившись в пол, в то время как пирожные распределили бы между гостями. Но в любом случае радость от его дня рождения улетучилась бы. И вместо того, чтобы подчиниться, Марк выбрал сопротивление предполагаемому нападению, защищая свое восприятие ситуации и крепко держась за поднос. Даже если вы воздерживаетесь от прямого нападения на ребенка, ваше внутреннее подозрение и тон голоса могут глубоко ранить его. Возможно, Марк не услышат «послания» матери относительно ее нападения, но он его почувствовал. Возможно, вы подумаете: «Разве он не должен узнать, что его поведение было неправильным?» Да, должен. Однако ваша цель состоит в том, чтобы донести эту информацию до ребенка таким образом, чтобы он ее услышал, и создать такую обстановку, в которой он мог бы сохранить чувство собственного достоинства, в то же время выбирая сотрудничество с вами. Если Марк повторно слышит, что он хочет все для себя и не показывает заботы о других, он начинает думать о себе как об эгоисте и будет поступать так, чтобы соответствовать этому образу. Это называется «самоосуществляемое пророчество». Вспомните: то, на чем сосредоточено ваше внимание, вы получаете в наибольшей мере.
Мать Марка, когда ее первые попытки оказать воздействие на мальчика провалились, перешла к неосознанному нападению. Она сказала:» Тебе не нужны пять пирожных! Что ты собираешься с ними делать? В нашем доме все привыкли делиться друг с другом! Ты поступаешь нехорошо. А ну-ка дай каждому гостю по пирожному!» Ее ранящие детскую душу послания стали более откровенными. Мама хочет указать на то, что восприятие Марка неправильное, что он глуп, потому что не понимает этого. Марк слышит: «Что-то с тобой не так», и слова мамы понимает соответственно: если бы он был умный, хороший и добрый, он знал бы, что нужно сделать. Мать приписывает Марку негативные побуждения, и ее неосознанные нападки опять-таки оставляют ему два варианта выбора: подчиниться или защищаться. Если Марк подчинится, он неосознанно примет обидные ярлыки («вредный», «плохой», «глупый») и включит их в представление о себе. Большинство из вас, возможно, были в детстве хорошими девочками и мальчиками — вы подчинялись родителям. Но, как ни печально, уже стаз взрослыми, вы, вероятно, все еще защищаетесь от этих ярлыков — «вредный», «плохой», «глупый». Большинство из нас защищаются тем, что стараются быть совершенными, или прибегают к принудительным мерам — поведению, которое приводит к разного рода зависимости. Однако Марк сделал выбор защищаться, а не подчиниться, и этот цикл пошел по нарастающей. Тогда его мама, будучи уже сильно расстроенной и стыдясь родителей приглашенных детей, спросила: «Ты что, хочешь, чтобы твои друзья ушли? Или ты хочешь, чтобы тебя поставили в угол в твой день рождения?» Мальчик же получил такое сообщение: «Твои действия неправильны. Ты виноват и заслуживаешь наказания». Опять-таки, мама приписывала Марку негативные намерения. Вы можете подумать; «Хорошо, разве он не был неправ? Разве не заслужил наказания?» Я бы сказала — нет, ведь ему всего лишь пять лет и он еще только учится тому, как нужно делиться с другими людьми. Он пытался оказать воздействие на других и заставить мир вертеться по его желанию. Он еще только начинает познавать, что мир необязательно последует его правилам. Это трудный урок — даже я все еще усваиваю его.
Когда процесс «нападение — защита» продолжается, общение ивзаимосвязь обрываются.
Самым печальным этапом в процессе «нападение — защита» является то, что когда это происходит, вы теряете способность «дотянуться» до человека, которого любите. Печально также и другое: этот процесс приводит к тому, что мы начинаем верить: когда мы совершаем ошибку, мы должны наказать себя. Мы растем, приписывая себе негативные побуждения, когда совершаем невинные проступки, свойственные всем людям. Обвинение, которое мы берем на себя, снижает наше самоуважение и отнимает у нас силу, необходимую, чтобы сделать долговременные изменения в нашем образе мышления и поведении. Часто мы чувствуем, что недостаточно хороши, и когда дело доходит до того, чтобы проявить какое-то действие для решения этих проблем, нас будто парализует. Если у вас избыточный вес, вы можете сесть на диету и постоянно делать физические упражнения или же чувствовать к себе отвращение из-за ожирения. Суть в том, что вы не можете испытывать чувства вины относительно вашей ситуации и одновременно сосредоточиться на том, что должны сделать, чтобы ее изменить. Выбор между самокопанием и погружением в вину или улучшением собственной жизни за вами. Но преодолеть ощущение своей неадекватности или вины, которые вы испытываете в течение жизни, очень трудно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|