Давно усвоенное противодействие
А вот другой тип ребенка, оказывающего сопротивление заранее определенному выбору. Он уже знает, что это эффективный способ добиться удовлетворения своих потребностей. Дети могут выучить этот урок тремя основными способами: благодаря снисходительности родителей; когда родители не способны удовлетворить потребности ребенка; и когда в семье есть проблемы. Снисходительные родители либо уступают ребенку, когда он расстраивается, либо пляшут под его дудку, чтобы избежать этого состояния. Такие действия учат ребенка нарушать установленные границы и пренебрегать правилами поведения, чтобы добиться своего. Они также показывают ребенку, что взрослые имеют в виду не то, что говорят. Грустно, что когда снисходительный родитель смотрит на ребенка и говорит «Я тебя люблю», ребенок не верит и этому. Второй вариант, когда дети учатся оказывать сопротивление предложенному выбору, развивается в младенчестве и связан с тем, удовлетворяются или нет потребности малыша. Когда ребенок испытывает какую-то потребность (в пище, тепле, удобстве), он приходит в возбужденное состояние. Когда взрослый удовлетворяет потребность ребенка, у него наступает спокойное, расслабленное состояние. Если родитель реагирует на требование младенца, но не может его успокоить (например, по причине плохого самочувствия ребенка), младенец продолжает оставаться в крайне возбужденном состоянии. С точки зрения ребенка, его потребности не удовлетворены. Образно выражаясь, он может прийти к убеждению, что должен попытаться убежать от этого мира, чтобы заставить взрослых удовлетворить его потребности. По мере того как ребенок растет, он становится способным в какой-то степени контролировать свое поведение и будет оказывать сопротивление тому выбору, который ему навязывают. Он будет тратить энергию, пытаясь заставить этот мир вертеться так, как хочется ему, потому что он считает, что это его единственный шанс выжить. Такие дети не сопротивляются тому, что им навязывают, чтобы проверить границы своей силы. Вместо этого они пытаются управлять другими людьми, чтобы чувствовать себя защищенными; они с трудом переносят разочарование.
И последним способом, каким ребенок учится противодействовать предлагаемому выбору, является ситуация, когда в семье есть серьезные проблемы (например, развод, смерть одного из родителей, депрессия у одного из родителей, наркотическая зависимость или алкоголизм). Такие проблемы вызывают невероятный стресс у ребенка; он испытывает подавленность и в этом состоянии не способен сделать выбор. Родители же часто не представляют, что такие проблемы окрашивают жизнь их ребенка красками страха, что их будут воспринимать как плохую мать или плохого отца. И пока родители отрицают эти проблемы, взывать к ним бесполезно. И хотя это требует мужества, родители должны допускать наличие ситуаций, которые могут эмоционально ранить их ребенка. Только тогда родители могут помочь детям справиться с проблемами. Чтобы помочь ребенку, который противодействует выбору, сделайте следующее
Во-первых, имейте в виду, что хотя такой ребенок будет испытывать ваше терпение, чтобы помочь ему, вы должны сохранять самоконтроль. Постоянно используйте все методы руководства, основанного на любви, о которых идет речь в этой книге. Если ваш ребенок своевольный и необузданный, он вряд ли будет реагировать на старинный дисциплинарный подход, основанный на страхе, поэтому наилучшим способом для всех заинтересованных лиц является переход к методу руководства, основанного на любви. Независимо от используемого вами дисциплинарного подхода, очень часто наблюдается борьба сил («кто кого»).
Выполните перечисленные ниже шаги, чтобы и вы, и ваш ребенок смогли духовно исцелиться после того, как произойдет конфликт.
¨ Простите себя. Так как любая борьба заканчивается тем, что кто-то испытывает боль, после того как все поостынут, возможно, вы будете чувствовать вину, а это может привести к снисходительному отношению к детям. Снисходительное отношение, в свою очередь, ведет к тому, что дети становятся требовательными, своевольными, капризными. Остановите эту круговерть, искренне простив себя. Прощение проходит в три этапа, я называю их «три П прощения». Первое — признайте и примите свои чувства. Скажите себе: «Я чувствую гнев и возбуждение; это нормально». Второе — перестройте свой опыт. Перестаньте искать «хорошего мальчика» и «маленького негодника». Допустите, что, находясь в этом состоянии разума, вы сделали все лучшее, что могли; то же сделал и ваш ребенок. Третье — попросите о помощи. Спокойно попросите своего ребенка поработать с вами, чтобы разработать новую модель поведения. Вот пример того, что вы могли бы сказать: «Вчера вечером, когда пришло время ложиться спать, я накричала на тебя и отшлепала. Я сделала это потому, что потеряла над собой контроль, а не потому, что ты плохой мальчик. Иногда мне кажется, что ты хочешь руководить мною. Но я твоя мать и должна руководить тобой. И все-таки я хочу стать лучше. Я хочу научиться иначе выражать свое недовольство — словами, сказанными спокойным, но твердым голосом». Три П прощения: признать свои чувства, перестроить свое отношение и попросить помощи у ребенка. ¨ Вовлекайте ребенка в решение проблем. Вместе выработайте план на будущее, что поможет вашему ребенку повиноваться вам без обид и возмущения. Вы можете сказать: «Время отхода ко сну — проблема для нас с тобой. Мне не нравится, что я кричу на тебя. Что могло бы помочь тебе ложиться спать в 9 часов вечера?» Если у ребенка имеются разумные предложения, попробуйте их использовать. (Но это не значит, что нужно изменить время, когда он должен ложиться в постель.) Для детей младше шести лет может быть полезен график в виде картинок. Поместите картинки в порядке следования обязанностей ребенка (слева направо) на видном месте и постарайтесь, чтобы он часто смотрел на них. На рисунках можно изобразить ванну, пижаму, зубную щетку, книгу, пожелание «спокойной ночи» каждой части тела, поцелуй и выключенную лампочку. В то время, когда ребенок должен ложиться спать, покажите ему на рисунке, что он делает сейчас и что будет делать потом.
¨ Помогите ребенку почувствовать себя полноправным членом семьи. Делайте это, предоставляя ему возможность как можно чаще принимать участие в тех видах деятельности, которые ему нравятся и в которых он может добиться успеха. Укажите ему на многочисленные решения, которые он принимает каждый день. ¨ Регулярно играйте с ребенком. Если вы сосредоточиваетесь на игре с маленькими детьми по крайней мере в течение пяти минут в день, то сможете на 50 % снизить вероятность конфликтов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|