Корректировка новой диаграммы
Обычно, потратив время на вопросы к диаграмме, тестирование, выполнение альтернативных набросков, автор корректирует диаграмму. В ходе корректировки следите за правильным доминированием, выбором названий блоков, информативностью дуг и делайте пояснения. Помните, что теперь вы рисуете диаграмму, чтобы донести информацию в точном и понятном виде до читательской аудитории. Обращайтесь к рис. 10-3 по мере обсуждения конкретных методик корректировки.
10.4.1. Переопределение доминирования Для того чтобы составить первое впечатление о выполняемых блоками функциях, читатель вашей диаграммы прочтет по порядку их наименования. Обеспечьте читателям верное первое впечатление от диаграммы, организовав блоки так, чтобы они как можно точнее указывали на взаимное влияние. Один из распространенных приемов для этого заключается в расположении наиболее доминантного блока в верхнем левом углу диаграммы, а наименее доминантного - в нижнем правом. Помните, что расположение блоков может облегчить или затруднить проведение дуг. Иногда вам придется жертвовать расположением блоков в порядке убывания доминантности ради простоты проведения дуг с тем, чтобы получить легко читаемую диаграмму. Например, блоки выбрать инструменты и подготовить рабочее место были определены как более доминантные, чем блок обработать на станке и собрать, по той простой причине, что они часто должны выполняться до того, как станки будут соответствующим образом использованы. Поэтому, несмотря на вспомогательную роль по отношению к блоку обработать на станке и собрать, блоки выбрать инструменты и подготовить рабочее место представляют собой очень важные шаги, предшествующие обработке, что и отражено в нумерации блоков.
10.4.2. Содержательные названия блоков Для блоков обычно стараются выбрать содержательные название. Однако в SADT нет необходимости выражать все с помощью названий блоков, потому что о работе блока многое сообщают метки окружающих его дуг. Например, детали, сырье и брак превращаются в результаты обработки, в соответствии со следующим шагом задания. Читая дуги блока 4 на рис. 10-3, можно довольно хорошо разобраться в работе блока обработать на станке и собрать. Таким образом, более подробное название блоку не требуется. Оно может только затруднить понимание.
10.4.3. Дуги, хорошо передающие информацию о себе Рисуя дуги, старайтесь располагать их аккуратно, минимизируя число пересечений и максимизируя пространство между ними. Правильное графическое расположение вносит большой вклад в повышение наглядности и понятности диаграммы. Помечайте дуги ясно и точно. Хотя определенное количество слов передает информацию лучше, следует ограничивать себя. Используйте лишнее слово, если ситуация этого требует. Сейчас как раз тот момент, когда необходимо учесть изложенные в главе 5 идеи, касающиеся более глубоких понятий, связанных с диаграммами и моделями. Вычерчивая дуги в порядке их значимости, вы сможете оценивать их в процессе рисования и избежите стремления механически присоединять все дуги ко всем блокам. Если вы не уверены, что следует нарисовать далее, соблюдайте порядок, указанный в главе 8: вначале изображаются дуги, представляющие ограничения, потом внешние дуги, затем основной путь и, наконец, обратные связи. В заключение мы настоятельно рекомендуем не использовать в качестве меток дуг списки имен. Такие списки ухудшают диаграмму, потому что несут меньше информации, чем общее название всего набора данных. Хорошая функциональная декомпозиция в SADT начинается с хорошей декомпозиции данных. Отсутствие общего названия набора данных ухудшает функциональную декомпозицию. Тщательно продумайте названия для наборов данных и просмотрите списки данных и функций предыдущих диаграмм, чтобы облегчить выбор подходящих названий.
10.4.4. Пояснения Закончив построение диаграммы, поясните ее важные аспекты с помощью замечаний или дополнительного материала. Однако будьте осторожны с пояснениями: не используйте их как прикрытие плохого построения диаграмм. Проясняйте только те понятия, которые нельзя изобразить в виде блоков и дуг. Например, пометить дугу 11 на рис. 10-3 словом материалы и сделать замечание, что материалы - это сырье, заготовки, хуже, чем просто пометить дугу этими двумя этими словами. С другой стороны, описание типичных незаконченных заданий существенно облегчит объяснение того, как они должны быть завершены. Исправление взаимосвязанных диаграмм Создание диаграммы, ответы на связанные с ней вопросы и переделка ее обеспечивают более глубокое понимание родительской диаграммы и диаграмм - потомков вновь построенной диаграммы. Зафиксируйте свое понимание во время исправления диаграммы. (Это как раз тот случай, когда перенесение информации снизу-вверх естественным образом вписывается в технику декомпозиции.) Автор вынужден переносить информацию на другие диаграммы в трех ситуациях: при изменении меток внешних дуг, при появлении новых внешних дуг и при перераспределении функций. Перенесение необходимо, если изменилось название внешней дуги. Перенесение измененных меток внешних дуг немедленно обеспечивает предоставление родительской диаграммой всех данных, необходимых диаграмме-потомку. Перенесение необходимо также, когда на новой диаграмме появляются новые входные или выходные дуги. Эти новые дуги должны так или иначе возникнуть на родительской диаграмме. Есть два пути сделать это: нарисовать новые дуги на родительской диаграмме или объединить дуги новой диаграммы в одну и изменить соответствующим образом метку дуги на родительской диаграмме. Делая это, соблюдайте правила соединения и разветвления дуг.
Перемещение блоков представляет самую сложную ситуацию. Оно происходит, когда функция (обычно на низком уровне модели) должна появиться, но не появляется на диаграмме, которую вы рисуете, а появляется на другой диаграмме модели, или наоборот. Перенести такую функцию, представленную блоком и всеми его дугами, с одной диаграммы на другую - нелегкое дело. Обычно это приводит к большим изменениям в метках дуг, появлению множества новых и исчезновению некоторых старых дуг. Иногда перемещение одного блока ведет к перемещению других блоков на различные диаграммы, вызывая целую волну изменений. Как правило, перемещение блока влечет за собой обилие технически сложной работы и может привести к ошибкам, если изменения не отслеживаются достаточно тщательно. Резюме Авторская проверка - это процесс критической оценки собственной работы. Обычно только что построенную диаграмму вначале подвергают критике и комментированию. Затем пытаются построить альтернативные декомпозиции, которые могли бы лучше выразить нужную информацию. Даже если альтернативные декомпозиции хуже исходного, они часто проливают свет на новые факты путем объединения и разъединения функций и данных. В конце после сравнения диаграммы с родительской и другими связанными диаграммами в нее, а также при необходимости в родительскую и другие связанные диаграммы вносятся все необходимые изменения. Дополнительная литература:
Cohen, G.: "A New Way to Test Writing", 22nd International Technical Communications Conference, 1975.
Elbow, P.: Writing with Power, Oxford University Press, Oxford, England, 1982.
Freedman, D., and G. Weinberg: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.
Freedman, D., and G. Weinberg: "Reviews, Walkthroughs, and Inspections", IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 10, no. 1, January 1984.
Hale, R.: "Inspections in Application Development - Introduction and Implementation Guidelines", IBM Report TNL GN20-3814, August 1978.
IBM: "Code Reading, Structured Walkthroughs, and Inspections", IBM Report GE-19-5200, 1976.
Kohli, R.: "High Level Design Inspection Specification", IBM Report TR21.601, July 1975.
Lannon, J.: Technical Writing, Little, Brown, Boston, 1982.
Yourdon, E.: Structured Walkthroughs, Yourdon Press, New York, 1977.
Глава 11. Соглашения по построению диаграмм В процессе критической оценки содержания диаграммы автор должен оценивать усложненность диаграммы, вызванную неудачным расположением ее блоков и дуг. Соглашения по размещению элементов SADT-диаграмм помогают вычерчивать более читабельные диаграммы, так же как конструкции структурного программирования позволяют писать читабельные программы. В SADT существует несколько типов соглашений по размещению элементов - для блоков, для дуг и для комбинаций блоков и дуг. В этой главе рассматривается каждый из этих типов, описываются правила для них и приводятся соответствующие примеры. По мере обсуждения правил мы настоятельно рекомендуем внимательно изучать примеры, поскольку они графически иллюстрируют эти правила. Кроме того, мы советуем отыскать на рисунках в книге другие примеры использования приведенных здесь правил, обеспечивающих наглядность SADT-диаграмм.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|