Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составление исходной документации




Основная роль SADT-аналитика - докумен­тально зафиксировать свое понимание системы путем создания нескольких SADT-диаграмм, в совокупности составляющих модель. Иногда эта модель должна входить в сеть взаимосвязанных моделей. Этот процесс, называемый в SADT созданием модели, является деятельностью, связанной как с получением знаний, так и с их представлением. Знания получают в процессе чтения документов, опроса экспертов, наблюде­ния за функционированием системы или приду­мывая сценарии. Чаще всего авторы опрашивают экспертов, чтобы узнать принципиально важные факты об изучаемой системе. Записи опросов, документы и все другие формы фиксации знаний используются как база для построения SADT-диаграмм и моделей. Полученные знания пред­ставляют с помощью графического языка SADT, часто с добавлением текстовых записей и графи­ческих обозначений, подобно рассмотренным в главе 19.

Приводя свою диаграмму в соответствие с создаваемой моделью или моделями, автор руко­водствуется общим планом. Полученные в резуль­тате диаграммы и модели посылают библиотек­арю, который помещает их в архив моделей про­екта. В определенный момент автор составляет

 
 

Рис. 12-1. Процесс проверки модели в SADT

 

из своих рабочих материалов небольшой ком­плект или папку, которая является основной единицей рецензируемого материала. Папку посылают библиотекарю для распространения материалов среди участников проекта. Прежде чем передать папку для распространения, автор записывает в соответствующие поля титульного листа список адресатов, дату возврата и другую необходимую информацию, как показано на рис. 12-2. Одну из копий папки библиотекарь посылает автору.

Комментирование работы

Полученные библиотекарем папки реги­стрируются, копируются, посылаются автору и рассылаются читательской аудитории в соответ­ствии со списком адресатов на титульном листе папки. Записываются дата рассылки папки и срок ответа автору. Таким образом, библиоте­карь знает, кто и когда получил папку и дату ее возврата. Эта информация нужна для контроля за документами с тем, чтобы обратная связь от читателей поступала своевременно. Читатели после получения папки от библиотекаря знако­мятся с включенными в нее материалами, записывают свои комментарии и возвращают ее би­блиотекарю. Папки с комментариями, получен­ные библиотекарем, регистрируются и немедлен­но отсылаются автору. Опаздывающим читателям библиотекарь напоминает о необходимости вер­нуть задержанные папки. Таким образом обеспе­чивается своевременная обратная связь между авторами и читательской аудиторией.

Как только у читателя возникает какой-либо вопрос или предложение, он записывает его крас­ным цветом (в книге записи показаны светло-се­рыми) в форме замечания. С этих записей начи­нается письменный диалог между читателем и автором, в ходе которого немедленно фиксиру­ются все сомнения читателя. Этот прием немед­ленной записи сомнений очень важен. Он служит гарантией, что ни одна идея, возникшая в ходе проектирования, не пропадет. Детали беседы часто забываются, а к диалогу в письменной фор­ме всегда можно обратиться при решении про­блем или повторном просмотре материалов. Обратите внимание на рис. 12-3: читатель согла­сился помочь автору, сделав соответствующую пометку на титульном листе, поместив коммента­рии на диаграмме, проставив дату комментиро­вания и указав срок ответа для автора.

 


Рис. 12-2. Титульный лист папки и диаграмма, подготовленная автором

Ответы на комментарии

Автор просматривает папки с комментари­ями и пишет ответы на них. Папки с ответами передаются библиотекарю для регистрации и возврата читателям. После этого каждый экзем­пляр папки остается у своего владельца и библи­отекарь никогда больше не обрабатывает их. Опаздывающим читателям библиотекарь напоми­нает о необходимости вернуть задержанные ими папки. Таким образом поддерживается своевре­менная связь в обоих направлениях от читателя к автору и обратно.

Просматривая папку с комментариями, автор пишет ответ на каждое замечание синим цветом (в книге эти ответы изображаются тем­но-серыми) рядом с соответствующим замечани­ем. Комментарии таким образом связаны со своими ответами, но отличаются от них по цвету. Например, на рис. 12-4 автор отметил галочкой замечание читателя, отреагировал на записанный на диаграмме совет относительно деталей и проставил дату своего ответа на ти­тульном листе. По ходу чтения автор может добавить еще какую-либо информацию для пояснения своих ответов или для указания на свое намерение переделать диаграмму в соответ­ствии с рецензией. Таким образом, автор вносит свой вклад в письменный диалог.

В процессе ответов на комментарии каж­дого читателя, автор вносит изменения в свой экземпляр папки. Комментарии всех читателей сводятся воедино в авторском экземпляре. Это позволяет автору анализировать и обобщать различные и, возможно, противоречивые взгляды читателей. Обобщения используются при пере­делке диаграмм для получения улучшенной вер­сии разрабатываемой модели. Переделанные диаграммы поступают к библиотекарю, который помещает их в архивы модели. После этого дан­ный цикл рецензирования считается завершен­ным, и автор может начинать новый цикл на основе переработанного материала (см. пример в главах 14-16).

Совершенствование моделей

После нескольких циклов автор/читатель читательская аудитория обычно начинает прихо­дить к консенсусу относительно содержания кон­кретной модели. Появляется общее понимание того, как работает или должна работать данная система. Взаимодействие и согласие достигается в результате высказывании каждого из группы специалистов и обмена их своими идеями. Это приближает к определенной цели. Для аналити­ческого SADT-проекта такой целью является общее понимание системы.

SADT-авторы используют стандартные клю­чевые выражения, определяющие степень приня­тия диаграмм и отражающие уровень достиже­ния консенсуса, относительно данной диаграммы. Значения терминов: "рабочая версия", "эскиз", "рекомендовано", "публикация", составляющих стандартный набор для SADT, определяются на начальной стадии проектирования. Это дает воз­можность для каждого аналитического проекта вырабатывать свои критерии документального контроля за уровнем достижения консенсуса. Например, термин "рабочая версия" может от­носиться к первому, черновому варианту диа­граммы, "эскиз" может относиться к следующим ее версиям, которые нуждаются в уточнениях, "рекомендовано" может означать, что диаграмма готова для окончательного утверждения, а "публикация что диаграмма окончательно утвер­ждена.

Автор делает на диаграммах пометки, соот­ветствующие степени их принятия читателями, а затем посылает диаграммы библиотекарю, кото­рый вносит изменения в архивной модели. Как только автор сочтет, что набор диаграмм, пред­ставляющий собой хорошо проработанную часть модели, достиг уровня "рекомендовано", он посылает их на окончательное утверждение в Комитет технического контроля. Диаграммы объединяются в папку для прохождения цикла комментарий/ответ, через который проходили более ранние версии. Комитет технического контроля представляет письменно свои замеча­ния, автор отвечает на них, а библиотекарь обес­печивает своевременность рецензирования, рас­сылая напоминания.

Авторы переделывают диаграммы в соот­ветствии с замечаниями Комитета технического контроля. Когда Комитет технического контроля сочтет, что данный набор диаграмм можно утвердить, решение об утверждении поступает к библиотекарю, который сообщает о нем автору. Позже в ходе проектирования утвержденные диаграммы печатаются и распространяются как среди участников проекта, так и среди других специалистов. Утвержденные модели печатаются также в виде документов для использования на более поздних стадиях проекта.

 


Рис. 12-3. Титульный лист папки и диаграмма после рецензирования



Рис. 12-4. Диаграмма и титульный лист с ответами автора


Цикл автор/читатель

В приведенном обзоре представлен полный формализованный набор процедур, составляющий цикл автор/читатель. Входящие в него процедуры дают возможность разрешить любую ситуацию, которая может возникнуть в ходе одновременного рецензирования материала несколькими экспертами, формализованным он называется потому, что предписывает правила координации работы многих людей для достиже­ния ими консенсуса. Опыт показал, что эти про­цедуры легко модифицируются. Поэтому с их помощью в любом проекте можно осуществить рецензирование, не смотря на то, что каждый проект предъявляет свои требования к полноте и формализованности этого процесса.

Несколько примеров из опыта работы авто­ров книги могут служить иллюстрацией целесо­образности цикла автор/читатель. Так, этот цикл применялся в одном правительственным проекте для учета мнения военных специалистов при классификации специфической военной инфор­мации. Цикл автор/читатель использовался так­же в полном объеме при работе авторов книги над множеством проектов для распространения и рецензирования всех своих проектных материа­лов, включая программное обеспечение, руковод­ства для пользователей, протоколы собраний и дополняющие их технические материалы. Участ­ники всех этих проектов были хорошо информи­рованы, хотя их не обременяли чрезмерно чте­нием проектных материалов. Для индивидуаль­ных аналитических проектов, требующих совсем узкий круг читателей, мы обычно организуем свою собственную библиотеку.

Это только несколько случаев применения цикла автор/читатель, облегчающего процесс рецензирования и ведущего к достижению груп­пой специалистов консенсуса относительно рабо­ты системы. Следует подчеркнуть, что мы не призываем к использованию цикла автор/чита­тель в полном объеме в каждом проекте по си­стемному анализу. Напротив, мы советуем всегда учитывать, в какой степени этот процесс соот­ветствует авторам, читательской аудитории, вели­чине и сложности системы, цели аналитического проекта.

Резюме

Целью аналитика является создание точно­го описания системы. В SADT принято, что точ­ность может быть достигнута только с помощью рецензирования. Поэтому SADT-методология включает процесс рецензирования, называемый цикл автор/читатель. Авторы создают небольшие комплекты рабочих материалов, называемые пап­ками. Библиотекарь рассылает эти папки читате­лям, которые записывают в них свои замечания. Авторы рядом с каждым замечанием пишут ответ, возвращают папки читателям и обобщают различные, а иногда и противоречивые замечания на своих экземплярах диаграмм. Вопросы, кото­рые не удалось согласовать в процессе письмен­ного диалога, разрешаются впоследствии в ходе обсуждений, называемых "беседа автор/чита­тель". После нескольких таких циклов автор/чи­татель модель достигает уровня, необходимого для ее утверждения.

 

Дополнительная литература:

Curtis, В. (ed): "Human Factors in Software Development", IEEE Catalog no. EHO 185-9, IEEE Computer Society, 1981.

 

Connor, M.: "Structured Analysis and Design Technique - SADT", Auerbach portfolio 32-04-02, 1979.

 

Freedman, D., and Weinberg, G.: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.

 

Kemmer, R.: "Testing Formal Specifications to Detect Design Errors", IEEE Transactions on Software Engineering, vol. 11, no. 1, January, 1985.

 

Mihram, A.: "The Modeling Process", IEEE Transactions on Systems, Man and Cybernetics, vol. 2, no. 5, November 1972.

 

Mumford, E.: Designing Human Systems for New Technology, Manchester Business School, Manchester, England, 1983.

 

Ross, D. and Schoman, K.: "Structured Analysis for Requirements Definitions", IEEE Transactions on Software engineering, vol. SE-3, no. 1, January 1977.

 

SofTech, Inc.: "IDEFO Forms and Procedures Guide", SofTech Deliverable no. 7500-11, September 1979.

 

Weinberg, G.: The Psychology of Computer Programming, Van Nostrand Reinhold, New York, 1971.

 

Yourdon, E.: Structured Walkthroughs, Yourdon Press, New York, 1978.


Глава 13. Подготовка папки

Обычно от начало моделирования, а иног­да и декомпозиции до рассылки матери­алов на рецензирование проходит не­большой период времени. Это дает возможность другим участникам SADT-проекта лучше понять выполненную работу. Для ее оценки автор про­екта инициирует цикл автор/читатель, оформив рабочие материалы в виде папки. В этой главе описано, что такое SADT-папка, и показано, как она формируется. В главах 14-16 подробно рас­сматривается работа с папкой других участников SADT-проекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...