Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика «Оперативная память». 14. Нарушения мышления. Патопсихологические методы исследования.




Методика «Оперативная память»

Применяется для обследования взрослых. Цель: изучение кратковременной памяти.

Инструкция. Сейчас я назову вам пять чисел (см. табл. числовых рядов). Ваша задача – постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать, третье с четвертым, их сумму записать, и четвертое с пятым, снова записать сумму.

10 слов  ( ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПАМЯТИ БОЛЬНЫХ, УТОМЛЯЕМОСТЬ, АКТИВНОСТЬ)

ИНСТРУКЦИЯ: Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно. Когда окончу читать, сразу же повторите столько, сколько запомните. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет.

Методика K. Meili (1961) используется для детей в возрасте 7–14 лет и взрослых). Тестирование состоит из двух этапо. На первом этапе исследуется способность к зрительному запоминанию и удержанию в памяти ряда предметов, изображенных на картинках. На втором – способность к слуховому удержанию прочитанного экспериментатором набора слов. Исследования рекомендуется проводить в разные дни, что позволит дифференцированно подойти к анализу особенностей памяти. Требуются две серии по 30 картинок с изображениями различных предметов и наборы слов (два ряда по 30 слов – названий предметов).

 

14. Нарушения мышления. Патопсихологические методы исследования.

1. Нарушения операциональной стороны мышления

Снижение уровня обобщения

Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Так, например, в опыте по методу классификации* один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, " потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что " лиса живет в лесу, а жук летает". Частные признаки " живет в лесу", " летает" больше определяют суждения больного, чем общий признак " животные". При эпилепсии, деменциях, энцефалитах, пораениях ЦНС.

Искажение процесса обобщения

Если суждения описанных выше больных не выходят за пределы частных, единичных связей, то у больных, о которых сейчас будет идти речь, " отлет" от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Например, больной М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу " твердости"; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по " принципу связи органического с неорганическим". При шизофрении.

2. НАРУШЕНИЕ ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ

В клинике психических заболеваний наблюдаются нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности. К ним можно отнести разноплановость мышления – при шизофрении, резонерство – при шизофрении, эпилепсии, истерической и шизоидной психопатии, символическое мышление, паралогическое мышление, аутистическое мышлоение.

3. НАРУШЕНИЕ ДИНАМИКИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лабильность мышления. Характерная особенность этого нарушения заключалась в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных, как мы говорили выше, не был устойчивым. Биполярка, шизофрения, ЧМТ, реактивные психозы.

Инертность мышления. Антиподом описанного нарушения является тип нарушений мыслительного процесса, в основе которого лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой.

Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

4. Нарушения стройности мышления

1. Разорванность

2. Инкогерентность (бессвязность)

3. Персеверации

4. Вербигерации (персеверации + бессвязность)

5. Нарушения ассоциативного мышления

Соскальзывание, расплывчатость – шизофрения, псхозы

Диагностика

1. классификация предметов

2. исключение понятий

3. пиктограмма

4. простые аналогии

5. сложные аналогии

6. методика Эббингауза

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...