Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

15. Нарушения интеллекта. Нарушения умственной работоспособности. Методы исследования.




15. Нарушения интеллекта. Нарушения умственной работоспособности. Методы исследования.

Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает и объясняет их быстрое приобретение и эффективное использование на практике. Способности бывают к определенной деятельности, поэтому говорят о способностях не только интеллектуальных, но и музыкальных, художественных, технических, спортивных и т. п.

В основе способностей лежат задатки. Это первичные, биологические особенности, с которыми человек рождается и которые созревают в процессе его развития. Они определяются врожденными анатомическими и физиологическими особенностями строения тела, двигательного аппарата, органов чувств, свойствами мозга и др. Задатки не гарантируют развития способностей. Только при постоянном упражнении мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.

Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Талант — более высокий уровень развития способностей.

Наивысший уровень развития способностей называется гениальностью.

Умственные способности (интеллект). Понятие " интеллект" (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) не имеет однозначного определения.

А. Бине, Т. Симон, Д. Векслер полагали, что человек, обладающий интеллектом, — это тот, кто " правильно судит, понимает и размышляет" и кто, благодаря этим способностям, может хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.

Гальтон и Кеттелл главное значение придавали связи интеллекта с психофизиологическими способностями человека быстрее или медленнее обрабатывать поступающую информацию (быстрота восприятия, запоминания и воспроизведения и т. п. )Основным показателем интеллекта при этом подходе служит время, затраченное человеком на решение предложенных задач.

Психолог Спирмен с помощью статистических методов попытался выделить " генеральный" фактор интеллекта (фактор G), который будет определять успешность выполнения любого интеллектуального теста. Этот общий фактор Спирменом рассматривался как некая " умственная энергия". Он установил, что роль фактора G максимальна в сложных математических и абстрактных тестах и минимальна в сенсомоторных действиях.

Л. Терстоун (1931) выделил 7 способностей, которые он назвал первичными умственными потенциями: способность к счету, способность умело (гибко) пользоваться речью, способность понимать речь, способность к пространственной ориентации, память, способность к рассуждению, способность к быстроте восприятия сходств и различий предметов.

Гилфорд (1967) выделял намного больше первичных факторов интеллекта. Утверждал, что существует не менее 120 факторов интеллекта.

Оценка интеллекта. Тесты интеллекта впервые появились во Франции, когда в 1881 г. было введено обязательное образование и возникла необходимость рационального распределения учеников по классам не только с учетом возраста, но и в зависимости от их способностей.

В 1905 году А. Бине и Т. Симоном опубликована шкала для выявления умственно неполноценных детей, которые не способны обучаться в обычных школах. Шкала содержала 30 заданий возрастающей трудности, вероятность успешного выполнения увеличивалась соответственно хронологическому возрасту ребенка. Уровень трудности заданий определялся на основе изучения данных выборки здоровых детей (3-12 лет). Отбирались для теста те задания, с которыми справлялись 50-80% детей соответствующего возраста. Ребенку определенного хронологического возраста последовательно предъявлялись наборы заданий для детей 3, 4 и т. д. лет. До тех пор, пока он справлялся с ними за ограниченное время. Последнее успешно выполненное задание соответствует умственному возрасту ребенка.

В 1939 г. Д. Векслером впервые предложены шкалы интеллекта, которые были стандартизированы на выборках людей от 7 до 69 лет. В этих шкалах задания одинаковыми для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Оно сравнивается со средним числом правильных ответов для соответствующей возрастной группы. Наибольшую известность получили варианты шкалы Векслера для детей до 16 лет и лиц от 16 до 69 лет. Тест для взрослых состоит из 11 субтестов (для детей 12), дающих оценки вербального, невербального и общего интеллекта.

Нарушения интеллекта.

Если интеллект перестает развиваться или если он начинает ухудшаться, то всегда основанием для этого является та или иная болезнь мозга.

Стойкое ослабление интеллекта может быть врожденным (олигофрения/умственная отсталость) или приобретенным (деменция).

Умственная отсталость – это врожденное или приобретенное в раннем детстве под влиянием различных факторов (травмы, инфекции, интоксикации, психические заболевания) общее недоразвитие психики с преобладанием интеллектуального дефекта.

Деменции связаны с распадом уже сформированного интеллекта вследствие болезней мозга.

В клинической работе врача часто требуются более подробные данные показателя общего IQ при наличии умственного дефекта и оценки степени его выраженности.

 

В МКБ-10 легкие нарушения интеллекта (легкая умственная отсталость, устаревшее — дебильность) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69, что в целом соответствует в зрелом возрасте психическому развитию ребенка 9-12 лет.

Умеренные нарушения интеллекта (устаревшее — не резко выраженная имбецильность) диагностируется при IQ в пределах 35-49 (6-9 лет).

Тяжелые нарушения интеллекта (резко выраженная имбецильность) — при IQ в пределах 20-34 (3-6 лет).

Глубокие нарушения интеллекта (идиотия) — при IQ ниже 20 (ребенок до 3 лет).

Легкая умственная отсталость. Страдает абстрактно-логическое мышление с сохранением конкретно-образного, затрудняется переход от конкретных обобщений к абстрактным. Способен окончить начальную школу, научиться читать, писать и считать, доступен воспитанию и обучению. Будучи взрослыми, они достигают зрелости мышления 11-летнего ребенка и могут освоить не слишком сложные профессии. Отставание в сенсорной и двигательной сферах минимальны. Испытывают трудности в сложных социальных и экономических ситуациях.

Умеренная умственная отсталость. Полная невозможность абстрактного мышления, а также затруднения в сфере конкретно-образного. Проведение логических операций практически невозможно, понимание различий между предметами и явлениями доступно только в пределах конкретного. Суждения крайне бедны, несамостоятельны, многие из них являются следствием простого подражания. Поддаются частичному воспитанию и неспособны к обучению. Можно научить навыкам самообслуживания.

Тяжелая умственная отсталость. Выраженное недоразвитие интеллектуальной и двигательной сферы. Почти отсутствует речь. Неспособны к обучению и воспитанию. В старшем возрасте можно обучить нескольким несложным способам коммуникации. Могут осуществлять некоторые элементы самообслуживания под контролем со стороны.

Глубокая умственная отсталость. Минимальное развитие сенсорных и двигательных функций. Характеризующаяся полным отсутствием всех видов мышления. Узкий объем реагирования, который ограничивается рамками физиологических потребностей. Ощущения сохраняются, но восприятия неполноценны из-за нарушений внимания и невозможности проведения необходимых умственных операций. Речь отсутствует. Могут не узнавать близких. Больной не способен ни к воспитанию, ни к обучению и нуждается в постоянном уходе в течение всей жизни. Он остается на уровне развития грудного ребенка или ползунка.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...