Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы исследования. 17. Нарушения волевой сферы. Патопсихологические методы исследования.




Методы исследования

Шкалы на определение выраженности тревоги (шкала Спилбергера, Шихана, Гамильтона, Бека, Тейлора), депрессии (Бека, Гамильтона, Монтгомери-Асберг), мании (Янга).

Проективный тест цветовых выборов Макса Люшера. С его помощью удается определить общий эмоциональный фон и уровень стресса. Тест Люшера представляет собой набор из восьми карточек разного цвета. Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету — на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее — «самый неприятный». Исследование повторяется дважды.

Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации.

Проективная методика ТАТ (Киященко). Выявляет наличие и выраженность эмоционального отклика.

17. Нарушения волевой сферы. Патопсихологические методы исследования.

Нарушения:

1. Ослабление волевого компонента. Гипобулия — снижение интенсивности и уменьшение количества побуждений к деятельности с регрессом мотивов встречается не только в клинике психических заболеваний, но и при ряде хронических, истощающих соматических расстройств, интоксикациях. Крайняя выраженность этого состояния называется абулией, где имеет место полное отсутствие желаний, стремлений и побуждений к деятельности. При гипобулиях больные обычно малоподвижны, движения у них вялые, с малой амплитудой. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу, но не из-за усталости, а в связи с отсутствием побуждений, желания продолжать свое занятие.

2. Усиление мотивов деятельности и влечений. Гипербулия — патологическое увеличение интенсивности и количества побуждений и мотивов к деятельности. Гипербулия обычно придает поведению больного неадекватный характер. Если она сочетается со сверхценными и паранойяльными идеями, то больные обнаруживают чрезмерную активность, настойчивость и упорство в отстаивании своих идей и убеждений. Препятствия, нежелание окружающих признать, разделить их убеждения и идеи (порой нелепые) только усиливают активность в их отстаивании. Чрезмерная активность и увеличение количества побуждений обнаруживается также при болезненно повышенном настроении (маниакальные состояния) и в опьянении. Весьма характерной при гипербулиях является пониженная утомляемость больных. При гипербулиях можно заметить, что все волевые импульсы у некоторых больных могут иметь какую-то целевую установку, что проявляется своеобразным стремлением к деятельности, хотя сами отдельные действия могут быть и не совсем целесообразными (типично для маниакальных состояний). В других случаях, напротив, обнаруживается просто стремление к движениям, без целевой установки, больные при этом не знают, для чего и почему они производят разнообразные движения (типично для кататонических состояний психомоторного возбуждения при шизофрении).

3. Извращение влечений, побуждений и мотивов деятельности. Парабулии — качественные изменения, извращение как мотивационной, так и интеллектуальной компонент волевого акта. Качественные нарушения мотивационной компоненты волевого акта могут проявляться различными симптомами: болезненным влечением к бессмысленному воровству (клептомания), поджогам (пиромания), пьянству вне связи с алкогольной зависимостью (дипсомания), бродяжничеству (дромомания, или вагабондаж), побегам детей из дома (пориомания), к убийству людей без ситуационно-психологической обусловленности (гомицидомания), самоубийству (суицидомания), бессмысленным покупкам (ониомания), безмерной увлеченности азартными играми (гемблинг), произнесению бранных слов и нецензурных ругательств (копролалия), поеданию несъедобного, в частности экскрементов (копрофагия), удовлетворению полового влечения противоестественным способом (перверсия, парафилия) и другими.

4. Абулия - полное отсутствие волевых усилий. Алкоголизм, депрессия, наркомания, анорексия.

Методики исследования волевой сферы:

1. Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», разработанная Н. Е. Стамбуловой. Шкалы: «Целеустремленность», «Смелость и решительность», «Настойчивость и у, порство», «Инициативность и самостоятельность», «Самообладание и выдержка».

2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98. 46 утверждений. Шкалы: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность.

3. Методика " Самооценка силы воли" (Н. Н. Обозов). 15 вопросов. Результат: сила воли: слабая, средняя, большая.

4. Методика " Самооценка терпеливости" (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко). 18 утверждений. Результат: терпеливость низкая или высокая. Методика

5. Методика " Самооценка упорства" (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко). 18 утверждений.

6. Методика " Самооценка настойчивости" (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко). 18 утверждений.

7. Методика «Готовность к риску» (RSK Шуберта) направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску. 25 вопросов.

8. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль). Методика разработана Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой. 36 утверждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...