Методы исследования. 17. Нарушения волевой сферы. Патопсихологические методы исследования.
Методы исследования Шкалы на определение выраженности тревоги (шкала Спилбергера, Шихана, Гамильтона, Бека, Тейлора), депрессии (Бека, Гамильтона, Монтгомери-Асберг), мании (Янга). Проективный тест цветовых выборов Макса Люшера. С его помощью удается определить общий эмоциональный фон и уровень стресса. Тест Люшера представляет собой набор из восьми карточек разного цвета. Испытуемому предлагается расположить их по мере снижения симпатии к цвету — на первое место поставить «самый приятный» на момент обследования цвет, на последнее — «самый неприятный». Исследование повторяется дважды. Метод фрустрации Розенцвейга. С помощью этого метода исследуются характерные для личности реакции в стрессовых ситуациях, что позволяет сделать вывод о степени социальной адаптации. Проективная методика ТАТ (Киященко). Выявляет наличие и выраженность эмоционального отклика. 17. Нарушения волевой сферы. Патопсихологические методы исследования. Нарушения: 1. Ослабление волевого компонента. Гипобулия — снижение интенсивности и уменьшение количества побуждений к деятельности с регрессом мотивов встречается не только в клинике психических заболеваний, но и при ряде хронических, истощающих соматических расстройств, интоксикациях. Крайняя выраженность этого состояния называется абулией, где имеет место полное отсутствие желаний, стремлений и побуждений к деятельности. При гипобулиях больные обычно малоподвижны, движения у них вялые, с малой амплитудой. Начав что-либо делать, они быстро прекращают работу, но не из-за усталости, а в связи с отсутствием побуждений, желания продолжать свое занятие. 2. Усиление мотивов деятельности и влечений. Гипербулия — патологическое увеличение интенсивности и количества побуждений и мотивов к деятельности. Гипербулия обычно придает поведению больного неадекватный характер. Если она сочетается со сверхценными и паранойяльными идеями, то больные обнаруживают чрезмерную активность, настойчивость и упорство в отстаивании своих идей и убеждений. Препятствия, нежелание окружающих признать, разделить их убеждения и идеи (порой нелепые) только усиливают активность в их отстаивании. Чрезмерная активность и увеличение количества побуждений обнаруживается также при болезненно повышенном настроении (маниакальные состояния) и в опьянении. Весьма характерной при гипербулиях является пониженная утомляемость больных. При гипербулиях можно заметить, что все волевые импульсы у некоторых больных могут иметь какую-то целевую установку, что проявляется своеобразным стремлением к деятельности, хотя сами отдельные действия могут быть и не совсем целесообразными (типично для маниакальных состояний). В других случаях, напротив, обнаруживается просто стремление к движениям, без целевой установки, больные при этом не знают, для чего и почему они производят разнообразные движения (типично для кататонических состояний психомоторного возбуждения при шизофрении).
3. Извращение влечений, побуждений и мотивов деятельности. Парабулии — качественные изменения, извращение как мотивационной, так и интеллектуальной компонент волевого акта. Качественные нарушения мотивационной компоненты волевого акта могут проявляться различными симптомами: болезненным влечением к бессмысленному воровству (клептомания), поджогам (пиромания), пьянству вне связи с алкогольной зависимостью (дипсомания), бродяжничеству (дромомания, или вагабондаж), побегам детей из дома (пориомания), к убийству людей без ситуационно-психологической обусловленности (гомицидомания), самоубийству (суицидомания), бессмысленным покупкам (ониомания), безмерной увлеченности азартными играми (гемблинг), произнесению бранных слов и нецензурных ругательств (копролалия), поеданию несъедобного, в частности экскрементов (копрофагия), удовлетворению полового влечения противоестественным способом (перверсия, парафилия) и другими.
4. Абулия - полное отсутствие волевых усилий. Алкоголизм, депрессия, наркомания, анорексия. Методики исследования волевой сферы: 1. Методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», разработанная Н. Е. Стамбуловой. Шкалы: «Целеустремленность», «Смелость и решительность», «Настойчивость и у, порство», «Инициативность и самостоятельность», «Самообладание и выдержка». 2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения-98» – ССП-98. 46 утверждений. Шкалы: планирование, моделирование, программирование, оценка результатов, гибкость, самостоятельность. 3. Методика " Самооценка силы воли" (Н. Н. Обозов). 15 вопросов. Результат: сила воли: слабая, средняя, большая. 4. Методика " Самооценка терпеливости" (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко). 18 утверждений. Результат: терпеливость низкая или высокая. Методика 5. Методика " Самооценка упорства" (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко). 18 утверждений. 6. Методика " Самооценка настойчивости" (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко). 18 утверждений. 7. Методика «Готовность к риску» (RSK Шуберта) направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску. 25 вопросов. 8. Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (социальный самоконтроль). Методика разработана Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой. 36 утверждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|