Только начавшие ходить дети: второй год жизни
Только-только начавшие ходить малыши — это сила, с которой следует считаться. На втором году жизни большинство детей говорят «нет», прежде чем начнут говорить «да»; разбрасывают вещи, прежде чем начинают собирать их, и убегают от вас, прежде чем отреагируют на ваш приказ: «Иди сюда, живо». Выйдя из младенческого возраста, эти малыши делают огромный познавательный скачок в своей способности запоминать и совершают незрелые ментальные манипуляции. У только начинающих ходить малышей есть несколько задач, связанных с их развитием, которые они должны выполнить. Эти задачи способствуют формированию причинно-следственного мышления путем исследований разных видов деятельности типа «А что случится, если...». Им нравятся переключатели света, дверцы шкафа, кнопки на дистанционном пульте управления телевизором и прочие предметы, с которыми они могут возиться. Их безграничное любопытство и непреодолимое желание все исследовать является поистине испытанием для родительского терпения. Более того, только начинающие ходить дети исследуют, проверяют реальность, отодвигая установленные другими людьми границы, и обучаются разным способам выражать гнев и прочие эмоции. Они выполняют простые приказания, но, так как они уже начинают отделять себя от родителей и развивать чувство независимости, они без конца твердят «нет». Словом, только-только начинающие ходить малыши вертят всеми, часто вырастая разочарованными и подверженными вспышкам раздражения. Взрослые имеют тенденцию сердиться на рассердившихся малышей. Это очень непродуктивно и обычно приводит к борьбе сил. Каждый момент гнева только что начавшего ходить ребенка является благоприятной возможностью для взрослого, чтобы чему-то научить малыша. Как родитель вы можете как-то обозначить гнев («Кажется, ты очень разозлился»), а затем перенаправить его, предоставив варианты позитивного выбора («Ты можешь играть с кубиками или с куклами. Что ты выбираешь?»).
«Точки раздражения» для только-только начавших ходить малышей
♦ Гнев и разочарование. Только начинающие ходить малыши переходят от полной зависимости младенческого возраста к состоянию некоторой независимости. Этот путь наполнен ситуациями, которые вызывают разочарование и гнев. Недавно начавшие ходить малыши очень злятся, когда их сдерживают, не позволяя им делать самостоятельные движения, играть или что-то исследовать; сдерживают, когда они заявляют, что все «мое»; расстраиваются из-за узких физических или познавательных границ, когда пытаются узнать что-то новое; когда слышат все время повторяющиеся приказания «Нельзя» и «Прекрати это»; когда их призывы о внимании взрослые игнорируют или неверно истолковывают. ♦ Истерика. Если вы можете оставаться спокойными во время истерики только начавшего ходить малыша, то проблема наполовину решена, потому что это ваша проблема. ♦ Негативное противодействующее поведение. Примерно в возрасте 15 месяцев малыши вступают в пору решительного негативизма. Они должны идти своим собственным путем чего бы это ни стоило. Разочарование малыша, когда ему не позволяют поступать по-своему, часто провоцирует вспышку раздражения. На вспышку раздражения можно отреагировать сопереживанием. Не забывайте отражать то, что вы видите («Ты делаешь ручками вот так»); отражать то, что вы чувствуете («Кажется, ты действительно сердишься»); и отражать то, что слышите («Твое тело говорит мне, что ты хотела бы поиграть еще»). ♦ Импульсивное поведение. Только что начавших ходить малышей нужно защищать от их собственных импульсивных побуждений. Они могут стремительно бежать на улицу и сбрасывать с полок разные вещи, невзирая на ваши предупреждения. Неусыпное наблюдение, детские ходунки и отвлечение внимания — все это жизненно важные меры предосторожности. Для ребенка визуальный побудитель к действию (когда он видит желаемый объект) обычно оказывается сильнее его слуховой системы (слышать ваше «нельзя»). Такая ситуация сохраняется почти до четырехлетнего возраста.
♦ Обладание. «Мое», «мой папочка», «я хочу», «я сам» — все это любимые слова только начавшего ходить малыша. Кажется, что вещи значат для него больше, чем люди, когда он продолжает исследовать значение слов «мне» и «мое» против «не мне» и «не мое». Когда ребенок говорит «мое», вы можете помочь ему понять значение этого слова, сказав так: «Ты несешь коробку с мусором. Она принадлежит семье. Мы все выносим ее в разное время». Если ребенок хватает ваше пальто и говорит: «Мое», то вы можете ответить: «Ты держишь пальто папы. А твое висит у двери». Возможно, ребенок будет продолжать твердить «мое», тогда вам следует дать ему полезную информацию, которую он в конце концов объединит со своими понятиями «мое» и «не мое». Агрессивное поведение. У только что начавших ходить детей часто появляется потребность схватить каждую игрушку, которую они видят. Эта тенденция вступает в конфликт с вашими попытками стимулировать дружеское взаимодействие и желание делиться. Кажется, некоторые агрессивные действия со стороны малышей ничем не вызваны. Один малыш может толкнуть другого без всякой видимой причины. Ребенок, который толкнул, оптом оглядывается на взрослого, чтобы посмотреть, что последует за этим, как бы спрашивая: «Это было хорошо?» Когда родитель говорит, что подобное поведение неприемлемо, малыш в следующий раз попытается поколотить другого малыша палкой, как бы спрашивая: «Может, это хорошо?» Запомните: в подобных ситуациях вы учите обе стороны новым навыкам. Сначала подойдите к «жертве» и скажите: «Тебе понравилось, когда он ударил тебя? Скажи ему: «Перестань! Нельзя!»«Затем преподайте урок «агрессору», используя силу любви и навык приписывания позитивного намерения. Скажите: «Ты хотел, чтобы она играла с тобой, и поэтому толкнул ее. Она упала, и ей было больно. Если хочешь поиграть с ней, дай ей игрушку. Сделай это сейчас. Дай ей свой грузовичок. Вот так! Молодец!»
♦ Ничто не кажется правильным. Мама собирается почитать девочке сказку, а та заявляет: «Пусть папа читает». Затем просит книжку с рассказами, но тут же бросает ее на пол и требует другую. А если замечает, что брат читает какой-нибудь журнал, девочка попытается выхватить его. Когда бы она ни получила то, чего ей хочется, в следующую минуту она этого уже не хочет. Запомните: когда ваш ребенок расстроен, используйте сначала навык сопереживания. Лично я после этого предлагаю выбор, говоря: «У тебя есть выбор: либо мама будет читать тебе книжку, либо ты будешь читать ее сама». ♦ Бесконечные ритуалы и любовь к повторениям. «Сделай это снова». Все конфликты, которые только что начавший ходить ребенок создает во внешнем мире, отражают его внутренний конфликт, колеблющийся между зависимостью и независимостью. Чтобы чувствовать, что он в какой-то степени контролирует мир, который, как кажется, вышел из-под контроля, только начавший ходить малыш полагается на обычаи и ритуалы. Располагая этим, он пытается навести порядок в окружающем его мире. Ритуалы малышей могут стать всепоглощающими. Один маленький мальчик каждый вечер говорил «спокойной ночи» двадцати своим плюшевым зверюшкам. Планируйте время для ритуалов вместе с малышами. Время, потраченное на создание ритуалов, сэкономит массу времени, которое вы расходуете на борьбу сил. Что же все это значит для родителей только-только начавших ходить малышей? Это значит, что неважно, какие навыки вы приобрели и насколько хорошо овладели ими, но если вы можете помочь вашему малышу сделать выбор — в 50 % времени проявлять дружеское взаимодействие, — то это просто благословение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|