Дети выполняют свою задачу
«Я первым взял его»
Маленькая Эмили бродила по дому, пока не увидела своего старшего брата Лэндона. Он сидел за кухонным столом и рисовал. Девочке тоже захотелось рисовать. Сосредоточенная всецело на своем желании, Эмили вырвала фломастер из рук Лэндона. Потрясенный этой неожиданной выходкой, мальчик поднял голову, ударил сестренку и закричал: «Я первым взял его!» Эмили, ошеломленная ударом, завизжала: «Но он нужен мне!» Услышав крики, в комнату вошел отец. В подобных ситуациях в распоряжении папы есть ряд вариантов. Он может рассматривать поведение детей как «плохое» и отнять у них все фломастеры до тех пор, пока они не научатся делиться. Он может рассматривать поведение детей как «низкий поступок» и отослать обоих в их комнаты подумать над своим поведением и исправиться. Он может также рассматривать их поведение как «безнадежную ситуацию» и сам решить проблему, сказав: «Лэндон, пять минут ты рисуешь фломастером, а потом отдаешь его Эмили». Он может считать одного ребенка «хорошим» (Лэндона), а другого «плохим» (Эмили) и сказать что-нибудь в таком роде: «Кто первым взял фломастер? Эмили, будь благоразумной и не выхватывай из рук вещи. Почему ты не думаешь, прежде чем что-то сделать?» Отец мог бы рассматривать этот конфликт как благоприятную возможность для обучения. И в данном случае он выбрал последний вариант. «Стоп! Что случилось?» — спросил он. Дети затараторили одновременно, высказывая свои обиды. Папа спокойно перебил их: «Лэндон, ты первый расскажи мне все». Пока Лэндон говорил, отец стоял рядом с Эмили, обняв ее за плечи, как бы бессловесно заверяя ее, что у нее тоже будет шанс рассказать свою версию происшедшего.
«Я рисовал, — начал Лэндон, — а Эмили подошла и вырвала у меня из рук фломастер. Теперь моя картинка испорчена». Эмили подскочила на месте и воскликнула: «Но он ударил меня!» «Лэндон, — спросил папа, — тебе понравилось, когда она забрала у тебя фломастер?» «Нет», — ответил мальчик. Папа знал, что если он хочет успешно использовать момент конфликта как благоприятную возможность для обучения, ему нужно сосредоточиться на позитивном намерении каждого ребенка. «Ты хотел остановить действия сестры, поэтому ударил ее? Но когда бьют, больно. Бить нельзя, — сказал отец. — Если ты хочешь остановить ее, скажи: «Перестань! Это мой фломастер. Возьми свой!»««Но мне нужен был этот», — стала хныкать Эмили. «Ты хотела фломастер прямо сейчас, поэтому выхватила его из рук Лэндона. Но нельзя так поступать. Тебе нужно было спросить: «Лэндон, где лежат фломастеры?» Скажи это сейчас, Эмили». Эмили задала вопрос и Лэндон ответил ей, где можно взять фломастер. Папа ушел, с удовлетворением отметив про себя, что он приписывал поступкам детей позитивное намерение. Когда он прислушался к своей внутренней речи, то услышал: «Ты хотел, чтобы дети решили проблему, поэтому оставался спокойным и учил их. Молодчина!» «Я пожалуюсь маме»
За столиком, стоящим на заднем дворе, Трейси и Маккензи играли в «дом», где Трейси была мамой, а Маккензи — папой. Но за обедом Альберт, брат Трейси, который был немного старше ее, предложил играть в смелых ковбоев, и Маккензи тут же отказался от роли папы и присоединился к новой игре. Альберт велел Трейси взять на себя роль злодейки, и оба мальчика начали гоняться за ней. Но Трейси не понравилась эта роль, и она объявила себя принцессой. Девочка горделиво подняла голову и торжественным шагом направилась к дому. Не обращая внимания на ее новую царственную роль, Альберт и Маккензи снова погнались за ней. Тогда Трейси перестала изображать принцессу и сказала: «Я пожалуюсь маме». И она стала звать маму. Маккензи разозлился и обозвал ее ябедой. Вскоре пришла мама. Она подошла к Трейси, сделала глубокий вдох, чтобы сбросить напряжение, и сказала себе: «Сохраняй спокойствие. Ты можешь справиться с этой ситуацией. Сосредоточься на моменте обучения». После чего мать обратилась к Трейси: «Ты кажешься расстроенной. Что случилось?» «Они гоняются за мной», — ответила девочка. На это мама сказала: «Трейси, скажи им сейчас: «Мне не нравится, когда вы гоняетесь за мной. Перестаньте»«. Трейси не успела открыть рот, как Маккензи сказал примирительным тоном: «Мы же просто играли». Но мама снова повторила Трейси: «Скажи им: «Перестаньте. Мне не нравится, когда вы за мной гоняетесь»«. И Трейси твердо повторила эти слова.
Затем мама повернулась к Маккензи: «Маккензи, ты хотел поиграть с Трейси и поэтому гонялся за ней?» Мальчик молча кивнул. «И ты не заметил, — продолжала мама, — что ей это не нравится?» Сын опустил голову. Мама знала, что он чувствует свою вину из-за того, что не принял во внимание точку зрения Трейси. И она сказала: «Маккензи, когда ты хочешь, чтобы кто-нибудь играл с тобой, ты должен спросить его об этом. Тебе следует сказать: «Ты хочешь играть?» Если он скажет да, ты можешь играть. Если он скажет нет, ты должен найти себе какое-нибудь другое занятие». Затем мама твердо, но сочувственно сказала: «Спроси Трейси сейчас: «Ты хочешь играть со мной?»«Маккензи задал этот вопрос, и Трейси ответила: «Нет, ты обозвал меня ябедой». Тогда Маккензи сказал: «Извини». «Ладно, — ответила Трейси, — тогда я буду с тобой играть, но я буду принцессой, а не злодейкой». Альберт молча наблюдал за этой переменой декораций и ничего не сказал, но многому научился.
«Посмотри на меня!» «Наблюдай за мной» ««Следи за мной!»
Регги и его старшая сестра Кейзи обычно прекрасно ладили между собой. Сегодня был день рождения Кейзи — ей исполнялось семь лет, — и она устраивала дома вечеринку. Регги тоже хотел пригласить своего друга, чтобы ему было с кем поиграть. Как раз перед самым началом праздника Регги начал вдруг шалить и кричать: «Смотрите, как я ползаю! Смотрите, как я танцую! Посмотрите на меня: у меня штаны надеты задом наперед!» Кейзи пожаловалась отцу: «Он задавака. Он испортит весь праздник!»
Папа решил помирить детей и отвел их в сторонку. «В нашей семье, — сказал он, — все любят и помогают друг другу. Сегодня у Кейзи особенный день и тебе, Регги, кажется, что все внимание ей, а тебя недостаточно любят. Но это не так. Мы любим вас обоих». И он схватил детей, поднял и закружился с ними по комнате. Дети радостно засмеялись. Отец успешно использовал Силу единства. Потом он посадил малышей на пол и сказал: «Сегодня день рождения Кейзи, поэтому мы все должны приложить усилия, чтобы этот праздник был веселым. Регги, твоя задача будет заключаться в том, чтобы открывать дверь гостям и говорить: «Привет. Проходите». А если гость принесет подарок, скажи: «Пожалуйста, положите подарок на буфет». А потом ты поиграешь со своим другом. После мы тебя позовем, чтобы ты сделать несколько фотографий. Давай-ка порепетируй свою роль. Кейзи, выйди за двери и позвони в колокольчик, чтобы Регги мог порепетировать». Пока Регги репетировал свою роль, папа наблюдал за ним и ободрял такими словами: «Молодец! Ты открыл дверь и сказал: «Привет. Входите». Попрактикуйся еще разок. Теперь скажи: «Пожалуйста, положите подарок на буфет» и укажи куда». Затем отец обнял обоих детей и напоследок сказал: «Ну вот, мы создали превосходную команду». «Я этого не делал»
Эллен ездила со своим восьмилетним сыном Мэтью в продуктовый магазин. Когда они вернулись домой, мальчик помог внести пакеты, а потом тихо ушел в свою комнату. Он был очень спокоен. После того как Эллен выгрузила продукты, она пошла посмотреть, что делает Мэтью, и застала его сидящим на кровати с шоколадкой «Milky Way» в руке. Недоумевая, откуда у сына шоколадка, она спросила его и он ответил: «Просто она у меня есть». И тогда Эллен поняла, что он попросту взял шоколад с прилавка магазина, пока она занималась покупками. «Ты взял ее в магазине?» — спросила она. И мальчик снова ответил: «Просто она у меня есть».
Эллен поняла, что ее сын украл шоколадку. Сначала она. подумала: «Неужели я могу допустить это?» Стараясь глубоко дышать, женщина обдумывала эту проблему, понимая, что принуждением нельзя заставить мальчика быть искренним. Мысленно она перестроила свой вопрос и спросила себя: «Как мне помочь ему сделать правильный выбор и рассказать мне правду? Я должна создать безопасную атмосферу, чтобы он смог осознать свою ошибку». После этого Эллен сказала сыну: «Мэтью, наверно, когда мы делали покупки, ты увидел этот шоколадный батончик. Ты знал, что я его не куплю, но ты так сильно хотел получить его, что не смог удержаться и взял его». Мэтью потупил глаза и сказал: «Я действительно очень хотел его». «Ты хотел шоколадку, — повторила Эллен, — и поэтому стащил ее. И как ты чувствуешь себя сейчас?» «Плохо», — ответил мальчик. «Этот шоколад не принадлежит тебе, — сказала Эллен. — Его нужно вернуть. Одевай пальто, бери шоколадку и иди в машину. Мы снова поедем в магазин». Они ехали в магазин в полном молчании. В магазине Эллен объяснила сыну, что нужно делать: «Спроси у продавца: «Могу я поговорить с менеджером?» Потом скажи ему, что ты сделал, и все, что найдешь нужным сказать». Слезы полились из глаз Мэтью, но он пошел, отыскал менеджера и объяснил ситуацию, после чего вернул шоколадку. По дороге домой Эллен начала читать сыну лекцию о воровстве, но вовремя спохватилась и замолчала. «Я хочу, чтобы он понял, что хорошо, а что плохо без моих указок, — подумала она. — И хочу помочь сыну отразить то, что он испытал». И она сказала: «Ты сделал выбор украсть шоколадку. Потом ты поступил ответственно, вернув шоколадку менеджеру. Как ты чувствуешь себя сейчас?» И Мэтью ответил: «Я рад, что отдал ее обратно. Сейчас я чувствую себя лучше». «Ты совершил ошибку, — сказала Эллен, — и извлек из нее урок. Теперь ты можешь сказать, что правильно, а что неправильно, исходя из того, что чувствуешь. Украдешь — и будешь чувствовать себя ужасно, а когда исправишь эту ошибку, почувствуешь себя хорошо». «Я ненавижу тебя»
В магазине спортивных товаров пятилетний Джереми занимался тем, что подбрасывал баскетбольные мячи, пока его папа делал покупки. Мальчик был полностью погружен в эту игру, когда отец сказал: «Пойдем, я уже все купил». Джереми насупился, смахнул несколько предметов с полки и закричал: «Не пойду. Я ненавижу тебя». Отец почувствовал учащенное сердцебиение и готов был закричать на сына, но сдержался, сделал несколько глубоких вдохов и спокойно сказал себе: «Не усматривай в этом неуважение, Грег. Вспомни, он еще маленький. Поставь себя на его место. Он с таким увлечением бросал мячи, когда я внезапно положил конец игре, сказав, что пора уходить. Мне нужно разыграть сцену ухода с самого начала». И отец сказал мальчику: «Сынок, кажется, ты злишься. Тебе было так весело, а я сказал: «Хватит», не предупредив тебя заранее об уходе». Джереми проигнорировал его слова, притворившись, что не слышит. Грег подошел к сыну поближе, подождал, когда тот поднимет глаза, устанавливая таким образом зрительный контакт, и сказал: «Забрось мяч еще пять раз, а потом пойдем домой. Я хочу посмотреть, как у тебя это получится!»
Джереми тут же сменил гнев на милость и с готовностью принял предложение. Отец взял мяч, бросил сыну и сказал: «Быстренько соображай!» Когда Джереми начал бросать мячи в корзину, Грег наблюдал за ним и подбадривал. «Ты бросаешь, используя обе руки и ноги для дополнительного усилия. Прекрасно, сынок». Кроме того, Грег вслух считал очки. После пятого попадания он подбросил мяч в воздух, чтобы дать ребенку успешно закончить игру. Джереми начал хныкать: «Папа, ну еще разок». Но Грег спокойно напомнил: «Пять значит пять. Трудно остановиться, когда получаешь удовольствие, но время уходить. Ты можешь идти, держа меня за руку или можешь ехать в корзине для товаров. Что выбираешь?» Джереми ничего не сказал. Он нахмурился и скрестил руки на груди. Отец прочел эту бессловесную речь, выражающую сопротивление, и сказал: «По твоим действиям я вижу: ты выбрал, чтобы я держался за твою руку». Грег взял Джереми за руку и хотел идти к выходу. Но мальчик откинулся всем телом назад, отказываясь сдвинуться с места. Грег перестал церемониться и несколько шагов просто протащил мальчика, невзирая на сопротивление. При этом он старался глубоко дышать и не напрягаться, но никак не мог полностью успокоиться. Тогда он сказал себе: «Просто выбирайся из магазина с возможно меньшими потерями». Он принял наилучшее решение: взял на руки сына и понес его, стараясь сохранять спокойствие. А так как ребенок брыкался и отталкивал его, он сказал: «Сиди спокойно, не то я невзначай причиню тебе боль; а мне бы этого не хотелось». «Почему я не могу, а все другие могут?»
«Почему я не могу плавать в озере, а Рикки может?» — сердито спросила Лия. «Снова субботнее утро и снова та же проблема», — подумала ее мать Донна, которой так и хотелось закричать: «Потому что ты не Рикки!» Вместо этого она спокойно сказала: «Ты не можешь плавать в озере по одной большой причине. Я люблю тебя и хочу, чтобы ты была в безопасности. В этом озере полно аллигаторов и разных бактерий. Я не хочу, чтобы на тебя напал аллигатор или чтобы ты заболела». Все еще дуясь, Лия ответила: «Но Рикки плавает в этом озере. Его никто не съедает, и он не подхватывает болезни». Донна, чувствуя, как ее начинает охватывает отчаяние, заставила себя сдержаться, чтобы решить эту проблему мирным путем. Она обратилась к силе восприятия, чтобы овладеть собой, и к силе доброй воли, понимая, что единственный человек, которого она может заставить измениться, это ока сама. Вслух она сказала: «Я не позволю тебе плавать в озере. Я знаю, тебе это не нравится, но своего мнения я не изменю. Ты можешь разозлиться на меня, и мы будем препираться дальше, или мы вместе попробуем принять какое-нибудь решение. Расскажи мне, почему тебе так хочется поплавать в этом озере?» Девочка какое-то время сидела молча. Это время показалось Донне вечностью, но она терпеливо ждала ответа. Наконец Лия произнесла: «Потому что это делают все, кроме меня». Внимательно выслушав ее, мать с сочувствием сказала: «Поэтому ты чувствуешь себя обделенной?» Лия кивнула и добавила: «Кармен разрешают плавать с Рикки». «Если бы ты могла плавать в озере, — начала объяснять Донна, — ты чувствовала бы большую близость с Рикки, так? А реальная проблема в том, что ты хочешь, чтобы Рикки больше играл с тобой и вы стали бы друзьями не разлей вода». Лия ничего не ответила, но мать интуитивно почувствовала, что своим предположением попала в самую точку. «Ты не можешь плавать в этом озере, — продолжала она, — но зато можешь пригласить Рикки пойти с нами на берег моря или в городской бассейн». Лия решила, что поход на побережье доставит больше удовольствия.
«А Сидни не ест горох»
За ужином Маделайн выпалила: «А Сидни не ест горох!» Дэниел, их отец, посмотрел на Маделайн и спросил: «Ты жалуешься мне, потому что хочешь быть полезной или вредной?» Девочка минутку подумала и ответила: «Полезной». Этот ответ удивил Дэниела. Он еле удержался от саркастического замечания, напомнив себе, что его намерение должно быть осознанным. В конечном счете он подавил в себе негативное намерение (сарказм) и сказал: «Как, жалуясь на Сидни, можно быть ей полезной? -На что Маделайн ответила: «Ей нужны крепкие кости». Дэниел улыбнулся (хотя ему хотелось расхохотаться): «Так ты хочешь, чтобы Сидни ела овощи, чтобы быть здоровой?» Маделайн тоже улыбнулась. Тогда отец сказал: «Маделайн, тебе следовало бы сказать Сидни: «Я забочусь о тебе. Я хочу, чтобы ты была здоровой. И считаю, что если ты будешь есть горох, это принесет тебе пользу»«. Маделайн уставилась на своего папу, как будто он сошел с ума. Он подмигнул обеим девочкам и обратился к Сидни: «Я думаю, твоя сестра любит тебя». Так, приписывая Маделайн позитивное намерение и используя силу единства, отец укрепил взаимоотношения между членами семьи.
«У МЕНЯ НЕТ ВРЕМЕНИ...», «А ЧТО, ЕСЛИ...», «ЭТО ХОРОШО ВЫГЛЯДИТ НА БУМАГЕ, НО...»
Я надеюсь, что к этому моменту вы уже попробовали некоторые навыки, описанные в этой книге, и испытали радость от успеха. По мере того как вы развиваете ваши навыки, укрепляете уверенность в своих действиях и самодисциплину, такие моменты будут происходить все чаще и чаще. Читая сценарии, приведенные в этой главе, возможно, вы почувствовали сомнение и беспокойство относительно превозносимого здесь руководства, основанного на любви. Если это так, расслабьтесь. Просто внимательно прислушайтесь к своей внутренней речи и изучите собственный язык внутреннего сопротивления. Приписывайте себе позитивные намерения. Проанализируйте свои затруднения. Если вы будете обращаться с собой по-доброму, то сможете превратить собственный дух сопротивления в дух сотрудничества с этой программой. В последний раз хочу напомнить вам: как вы обращаетесь с собой, так будете обращаться и со своими детьми, а они, в свою очередь, будут так же обращаться с другими людьми. В последней главе этой книги приводится семинедельная обучающая программа, чтобы помочь вам ввести эти принципы в свою повседневную жизнь. Сделайте это — для себя, для своих детей, для своей общины и для всех нас. Всякий раз, когда вы смотрите новости и думаете «Ну а я-то что могу сделать?», возьмите эту книгу и практикуйте руководство на основе любви. Когда вы услышите о бессмысленной жестокости и насильственных действиях молодежи, о том, как дети убивают учителей, родителей и друг друга, возьмите в руки эту книгу и применяйте предлагаемые здесь методы самодисциплины. И ваш выбор — положиться на любовь, а не на страх, может изменить и изменит многое. Все идет от вашей готовности учиться, расти, прощать и изменяться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|