Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Родители выполняют свою задачу




«Играй только в своем дворе»

 

«Бейли, оставайся в своем дворе и играй с Микель. Во дворе вы будете в безопасности, там нет машин». Мать Бейли, Дорин, таким образом жестко установила границу, но девочки были взволнованы игрой и не слу­шали, что им говорят. Чтобы убедиться, что граница им ясна, мама Бейли сказала: «А теперь я хочу, девочки, что­бы вы на счет три обежали весь двор. Раз, два, три, побе­жали!» Девочки сорвались с места, издавая радостные, пронзительные крики. Когда они вернулись к Дорин, она сказала: «Так, умницы. Вы обежали весь двор. Бейли, ты махала руками вот так (показывает своими руками), а у Микель ноги били по попке (показывает как). Так что теперь вы знаете границы нашего двора. Играйте внутри той линии, которую вы обозначили, когда бежали». Ухо­дя в дом, мать слышит голоса девочек: «Как интересно!»

Когда десять минут спустя Дорин идет проверить, где девочки, она находит их в соседнем дворе, где они соби­рают сосновые шишки. Она подходит к ним и говорит: «Я понимаю, вы настолько были взволнованы своей иг­рой, что забыли о том, что вам нужно было играть в на­шем дворе». Девочки посмотрели на Дорин и тихо в один голос сказали: «Мы забыли». После того как Дорин не­много обдумала ситуацию, она пришла к заключению, что дала правильный урок девочкам о границах двора, и не только на один этот день, но и на все последующее время. Она решила, что здесь может помочь навык при­нятия последствий: «Девочки, я показала вам границы безопасности. У вас был выбор — помнить о них или за­быть. Важно, чтобы вы обратили внимание на то, чтобы находиться в безопасности. Если вы забудете и снова уй­дете со двора, тогда я отправлю Микель домой. Вы пони­маете, что случится, если вы уйдете со двора?» Девочки молча кивнули в ответ. «А теперь повторите, что вы поня­ли». И девочки пересказали последствия, о которых услышали.

«Полезай на свое сиденье»

 

Марта очень спешила. Она уже на десять минут вы­шла из обычного графика, а ее трехлетний сын Гэри все утро только и делал, что твердил на все лады свои беско­нечные «нет-нет-нет-нет». Наконец возникла очередная проблема: как усадить сына в автомобиль. Марту охва­тила паника. Она была на грани срыва, но все-таки ре­шила взять себя в руки. «Дыши глубже, — скомандовала она себе. — Ты должна расслабиться. Вспомни: сначала нужно призвать к порядку себя, а потом — ребенка. Ты уже опоздала, но не паникуй. Чем больше ты будешь то­ропить Гэри. тем больше он будет доставлять тебе проб­лем. Марта, сосредоточься на том, чего ты хочешь. Ты можешь это сделать. Продолжай глубоко дышать. Все хо­рошо. Этот момент таков, каков он есть».

Затем Марта спокойно сказала вслух: «Пора ехать. За­лезай в машину на свое сиденье». Гэри — ноль внимания. «У тебя есть выбор, — продолжала Марта. — Ты хочешь, чтобы я подняла тебя и ты смог бы сам открыть дверцу, или хочешь, чтобы я открыла ее для тебя?» Гэри побежал к машине, крича: «Я сам! Я сам!» Подойдя к машине, Марта хотела поднять мальчика, чтобы он смог открыть дверцу. Но он оттолкнул се руку и позанялся на землю, надув губы и сложив ручонки. «О нет! Кажется, все начи­нается по новой», — мысленно воскликнула Марта, но спохватилась и сказала себе: «Я знаю, что делать, — отрази то, что ты видишь». И она обратилась к ребенку: «Гэри, ты вот так скрестил руки, а губы выпятил вот так (показывая ему его действия). Твое тело как бы говорит: «Я хочу сделать это сам»«. У матери и ребенка установил­ся зрительный контакт, и мальчик, похоже, расслабится. Тогда Марта сказала себе: «Сейчас не отступай. Сохраняй спокойствие». Вслух же она произнесла: «Когда ты был совсем маленьким, я носила тебя на руках, вот так (пока­зывает как). И усаживала тебя на сиденье (открывает дверцу, чтобы показать, как она это делала). Но теперь ты можешь сделать это сам. Забирайся и пристегни ремень, а я посмотрю». Гэри медленно поднялся с земли, его те­ло было еще немного напряженным. «Не теряй веры, — сказала себе Марта, — сохраняй спокойствие». Гэри за­брался в автомобиль, перекинул через голову ремень и пристегнул его. «Молодец! — воскликнула Марта. — Ты сам забрался на сиденье и пристегнул ремень». Пос­ле чего Марта села в автомобиль. И хотя она опаздывала, но была совершенно спокойна; а Гэри начал напевать свою песенку.

 

«Убери у себя в комнате»

 

Нельсон был дотошным ребенком, и организован­ность была его коньком. А его братишка Карсон был его полной противоположностью. Мэйхем пыталась при­учить сына к порядку, но его нежелание убирать в своей комнате было хронической проблемой.

А так как хронические проблемы требуют решений, а не последствий, на семейном совете решили выявить проблему и выработать план действий. Вопрос, который родители мальчиков предложили Карсону и всей семье, был таким: «Как мы можем помочь тебе, Карсон, успеш­но справляться с уборкой твоей комнаты?» Первые пред­ложения были непродуктивными (Карсон предложил нанять прислугу). Но для того, чтобы побудить мальчика реально решить проблему, родители рассмотрели это предложение без каких-либо признаков недовольства. Окончательный план предусматривал следующее: каж­дую неделю вся семья выделяет какое-то время на убор­ку своих комнат. Периодически каждый член семьи захо­дил бы в комнату к другому, чтобы предложить свою по­мощь. Мальчики практиковали ободряющие фразы, например: «Молодец! Ты уже почти закончил. Вот и под­держивай такой порядок». После окончания уборки каж­дую комнату фотографировали, чтобы потом показать всем результат, и таким образом семья приятно проводи­ла время вместе. Каждый член семьи мог попросить о по­мощи. Мальчики выражали это таким образом: «У меня с этим затруднение. Ты мог бы мне помочь?» А родители напоминали им, что нужно говорить «спасибо» за одоб­рение или помощь. Семья приняла решение приводить этот план в действие в течение двух недель и посмотреть, как он будет работать.

Когда мама проверяла Карсона в рамках недельной программы по уборке комнаты, она помогала ему оста­ваться сосредоточенным, отмечая его успехи и достиже­ния: «Карсон, ты сложил все бейсбольные карточки в ко­робку». Она помогала ему также тем, что постоянно пред­лагала какой-нибудь выбор, если ребенок казался очень уставшим: «Ты мог бы сложить грязную одежду в ящик или сложить стопкой на этот стул. Что тебе больше нра­вится?» Л когда мальчик принимал решение, поощряла его: «Ты решил начать со стула. Правильный выбор».

«Закончи свое домашнее задание»

 

Чтобы помочь Челси с выполнением домашнего зада­ния, папа организовал место и время, когда она могла бы это сделать. Челси собрала все нужное для работы и аккуратно разложила на рабочем столе. Однажды вече­ром в четверг папа ласково сказал дочери: «Челси, не забудь выучить правописание слов». Челси тут же расстро­илась и начала что-то мямлить. Но отец проигнорировал это и продолжал побуждать дочь выполнить задание: «Как ты хотела бы: чтобы я называл тебе слова сам или лучше записать их на пленку?» Так как идея записи на пленку была новой, Челси выбрала этот вариант. Но ко­гда она нажала на кнопку магнитофона, вместо первого слова она услышала папин голос, который напевал: «Мерцай, мерцай, маленькая звездочка. Какой ты чудес­ный ребенок, моя доченька!» «(Какой ты банальный, па­па», — выдача Челси, после чего стала учить слова, запи­санные на бумаге.

 

«Перестань бить брата — будь паинькой»

 

Чед тузил своего младшего братишку Дэнни, когда их мама Нэнси случайно проходила мимо. «Перестань!» — закричала она, растаскивая их в стороны. Дэнни начал реветь, приговаривая: «Чед поколотил меня. Я его нена­вижу».

Нэнси отразила обратно его слова: «Чед бил тебя, и ты ужасно зол». От этих слов Чед подскочил на месте: «Этот маленький ябеда был в моей комнате. Когда я велел ему уйти, он показал мне язык». Нэнси, почувствовав, что теряет терпение, сделала глубокий вдох. Она напомнила себе, что если сейчас выслушает мальчиков и научит их разрешать конфликты, вместо того чтобы просто нака­зать, наступит день, когда ее усилия будут вознагражде­ны. Она была сосредоточена на позитивном намерении детей. Нэнси знала, что это ключ к обучению. Она посто­янно повторяла: «Позитивное намерение, позитивное намерение». «Ты хотел, чтобы Дэнни вышел из твоей комнаты, и поэтому попросил его уйти, но он не ушел». (Нэнси привела позитивное намерение Чеда.) «Да», — сказал Чед. «И тогда ты стал колотить его? Но ты не дол­жен бить своего брата, — сказала Нэнси. — Когда ты просишь его уйти, а он не слушается, пойди и скажи мне. Я помогу тебе решить эту проблему без драки».

«Я хотел поиграть с Чедом, — сказал Дэнни, — и по­смотреть его самолет». Нэнси старалась унять свое раз­дражение. Сколько раз уже такое было! «Расслабься, — сказала она себе. — Ты можешь это сделать. Сосредо­точься на позитивном намерении». Успокоившись, Нэн­си сказала: «Ты хотел поиграть с Чедом и посмотреть са­молет, поэтому пошел в его комнату и стоял там?» Дэнни тихо ответил: «Да». Тогда Нэнси продолжила свой урок: «Дэнни, когда ты хочешь посмотреть самолет, ты должен сказать: «Чед, можно мне посмотреть твой самолет?» Скажи это сейчас». Правда, неохотно, но Дэнни сказал: «Чед, можно мне посмотреть твой самолет?» На что Чед ответил: «Нет, ты ябеда».

И тут терпение Нэнси иссякло. Она слышала, как ее внутренний голос говорит: «У меня полно дел, чтобы раз­бираться с этими двумя балбесами. Я уже достаточно по­тратила времени, чтобы чему-то их научить. Больше не могу». И прежде чем смогла восстановить самоконтроль, она закричала: «Я пыталась научить вас, мальчики, как прилично обращаться друг с другом, но я отступаюсь. Можете оба забыть об этой дурацкой игрушке». Сказав это, она схватила самолет и решительно вышла из комна­ты, направляясь в кухню.

Но через несколько минут ее стало мучить чувство ви­ны. Она знала, что это чувство может привести к снисхо­дительности, если не восстановить чувство равновесия. Нэнси подумала о силе доброй воли, напомнив себе, что единственный человек, которого вы можете заставить измениться, это вы сами, после чего смогла переклю­читься на силу внимания и сосредоточиться на том, что она хотела бы, чтобы произошло. И мать пошла искать мальчиков. «Ребята, я беспокоюсь о вас и о том, как вы себя ведете, — сказала Нэнси. — Моя задача состоит в том, чтобы любить вас и учить тому, как любить друг друга. Чед, когда ты обзываешь брата, ему больно. То же произошло, когда я утратила контроль над собой. Изви­ните меня за то, что я сказала. За ужином мы выработа­ем план, как заходить в комнату друг друга. А вы оба по­думайте над тем, как нам вместе решить эту проблему».

«Время ложиться спать»

 

Двухлетний Джеффри смотрел телевизор, когда его мама Эйлин объявила: «Как только закончится передача, пора будет идти в ванную, чтобы умыться перед сном». Когда шоу закончилось, Эйлин подошла к телевизору, чтобы выключить его. «Не хочу спать!» — кричал Джеф­фри. Эйлин тут же почувствовала, как напряглось ее те­ло, и услышала, как ее внутренний голос сказал: «Сейчас этот номер не пройдет. Я не могу терпеть это каждый ве­чер». Но все же женщина решила сделать несколько глу­боких вдохов и расслабиться. Внутренний голос был от­ветом на ее собственное огорчение, и поэтому она не могла помочь Джеффри справиться с его состоянием. Эйлин напомнила себе: «Ему всего лишь два годика, и он испытывает меня. Это его задача. А моя — оставаться спокойной и предложить сопереживание, если это воз­можно. Я могу это сделать».

Эйлин сосредоточила свое внимание на его руках и лице и с искренним сочувствием сказала: «Твои руки сжались в кулачки (показывает как), а губки надулись (снова показала как). Твое тело говорит: «Я ужасно злюсь. Я хочу еще смотреть телевизор»«. Джеффри не­много расслабился. Мать быстро предложила ему выбор: «Джеффри, у тебя есть выбор!» Личико расслабилось еще больше. «Ты можешь поиграть в ванне с дельфинами или лягушками. Кто тебе больше нравится? Помнишь, как прошлым вечером плавали дельфины?» Эйлин с по­мощью руки изобразила плавающего дельфина. И Джеф­фри тут же заявил: «Дельфины».

Эйлин отметила способность малыша принимать ре­шение словами: «Ты выбрал дельфинов. Сегодня ты мо­жешь поплавать вместе с ними»: Джеффри побежал за дельфинами и с радостью полез в ванну. Какое-то время спустя Эйлин сказала ему: «Еще пять минут и надо будет надеть пижаму и почистить зубки». Малыш тут же отре­агировал: «Нет, еще играть. Еще дельфины». У Эйлин снова начало напрягаться тело и внутренний голос ска­зал: «Это не должно проходить так тяжело. Я не должна этому потворствовать. Я была терпелива, но этому нет конца. Я устала».

Эйлин уже начала терять самоконтроль, но вовремя ухватилась за силу внимания, чтобы не сбиться с нужно­го курса. Она сказала себе: «То, на чем ты сосредоточива­ешься, то и получаешь в наибольшей мере. Если я рас­строена, я сосредоточиваюсь на том, чего не хочу. Ко­нечно, я расстроена. Мне нравится такое поведение сына? Нет! О 'кей, чего же я хочу? Я хочу, чтобы он вылез из ванны и вытерся полотенцем. И я добьюсь этого по­степенно, шаг за шагом». Эйлин сделала еще два глубо­ких вдоха, напомнив себе: «Этот момент таков, каков он есть. Расслабься». Она решила на этот раз превратить все в игру и получить от ситуации удовольствие. «А ты это слышал?» — спросила она Джеффри, сделав испуганные глаза. Мальчик заинтересовался, и Эйлин продолжала: «Это кричит расстроенный дельфин: у-у-у! Бедняжка дельфин болен! Быстрее, вытаскивай его из воды и не­медленно заверни в полотенце!» Эйлин начала осматри­вать дельфина и ласково разговаривать с ним. Джеффри встал, чтобы лучше слышать. Тогда Эйлин сказала: «Мне нужна твоя помощь. Выходи и вытирайся. Возможно, нам потребуется доктор». Мальчик быстро вытерся поло­тенцем и уселся на колени Эйлин, чтобы вместе осмот­реть дельфина. «Как ты думаешь, что с ним?» — спроси­ла Эйлин. Малыш начал плести детскую чепуху. Она слу­шала, отвечала и тем временем надевала на сына пижаму.

Джеффри все еще беспокоился о дельфине, и Эйлин по­чувствовала, что готова передать право родительского воспитания мужу. «Я не знаю, что случилось с дельфи­ном, но папа лучше знает. Прыгай в кровать. Я пришлю папу, и он все тебе объяснит». Перебрасывая «мяч» мужу, Эйлин устало сказала: «Я уложила его в постель. Сейчас твоя очередь. Расскажи ему историю, почему заболел дельфин». Папа выглядел совершенно сбитым с толку, но Эйлин вложила достаточно энергии в свои слова «Же­лаю удачи!». Он присел на край кровати сынишки и спро­сил: «Говорят, у тебя тут больной дельфин?» В ответ ма­лыш швырнул дельфина на пол и сердито сказал: «Нет никакого больного дельфина! Соку!» Муж обратился к Эйлин: «Что мне делать сейчас?» И та ответила: «Луч­шее, что ты сможешь, дорогой».

Папа чувствовал себя явно не в своей тарелке. Он ду­мал, что его ребенок должен был просто сделать то, что сказали. Джеффри знал, что пришло время спать. Когда папа услышал, как слово «должен был» отозвалось у него в мозгу, он тут же начал делать глубокие вдохи, успокаи­вая себя так: «Этот момент таков, каков он есть. Рас­слабься». Когда он расслабился, расслабился и Джеф­фри. Отец воспользовался этой благоприятной возмож­ностью, чтобы пожелать спокойной ночи каждой части тела сына. Этот ритуал снова сблизил их, и требование подать сок исчезло так же быстро, как и появилось.

«Я сейчас остановлю машину»

 

Линда совершала трехчасовую поездку в автомобиле со своим десятилетним сыном Джоном и его девятилет­ним другом Майклом. Мальчики разговаривали и шути­ли, пока их не начала одолевать скука. Тогда они расшу­мелись еще больше и стали толкать друг друга. Линда на­деялась, что ребята успокоятся, но они не унимались. Так как шум и гам шел по нарастающей, женщина почув­ствовала, что сейчас «взорвется». Не подумав над своими словами, она закричала: «Не заставляйте меня останав­ливать машину!» Как только эти слова слетели с ее язы­ка, она пожалела об этом. Линда сказала себе: «Я не хо­чу отдавать свою силу этим мальчуганам. Они не могут заставить меня остановить машину. Здесь я командую. Я буду решать, останавливаться или нет. Линда, возьми ситуацию под контроль». После чего она сказала мальчи­кам: «Я веду машину со скоростью 100 км в час, а вы от­влекаете меня своим гвалтом. Я не могу обеспечить вам безопасность, когда вы ведете себя так безобразно, по­этому я съеду на обочину».

Женщина съехала на обочину и вышла из машины. Обойдя ее, она открыла заднюю дверцу, чтобы можно было поговорить с мальчиками, глядя им в глаза. «Это долгое путешествие, — сказала она. — Нам осталось ехать еще час. Что вы могли бы сделать, что доставало бы вам удовольствие и в то же время обеспечило безопас­ность при движении?» Первые три предложения мальчи­ков были высказаны ради забавы, но Линда была настро­ена серьезно и спокойно сказала: «Давайте вместе поду­маем над этим». Мальчики приняли решение рисовать картинки и играть в шарады. Линда снова села за руль, и они поехали. Когда мальчики занялись подготовкой к игре, женщина подбодрила их словами: «Ну вот, мальчики, вы нашли все необходимое для игры и написали на бумажной салфетке условия и правила. А ведь для этого потребовался творческий дух и сообразительность».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...