Родители выполняют свою задачу
«Играй только в своем дворе»
«Бейли, оставайся в своем дворе и играй с Микель. Во дворе вы будете в безопасности, там нет машин». Мать Бейли, Дорин, таким образом жестко установила границу, но девочки были взволнованы игрой и не слушали, что им говорят. Чтобы убедиться, что граница им ясна, мама Бейли сказала: «А теперь я хочу, девочки, чтобы вы на счет три обежали весь двор. Раз, два, три, побежали!» Девочки сорвались с места, издавая радостные, пронзительные крики. Когда они вернулись к Дорин, она сказала: «Так, умницы. Вы обежали весь двор. Бейли, ты махала руками вот так (показывает своими руками), а у Микель ноги били по попке (показывает как). Так что теперь вы знаете границы нашего двора. Играйте внутри той линии, которую вы обозначили, когда бежали». Уходя в дом, мать слышит голоса девочек: «Как интересно!» Когда десять минут спустя Дорин идет проверить, где девочки, она находит их в соседнем дворе, где они собирают сосновые шишки. Она подходит к ним и говорит: «Я понимаю, вы настолько были взволнованы своей игрой, что забыли о том, что вам нужно было играть в нашем дворе». Девочки посмотрели на Дорин и тихо в один голос сказали: «Мы забыли». После того как Дорин немного обдумала ситуацию, она пришла к заключению, что дала правильный урок девочкам о границах двора, и не только на один этот день, но и на все последующее время. Она решила, что здесь может помочь навык принятия последствий: «Девочки, я показала вам границы безопасности. У вас был выбор — помнить о них или забыть. Важно, чтобы вы обратили внимание на то, чтобы находиться в безопасности. Если вы забудете и снова уйдете со двора, тогда я отправлю Микель домой. Вы понимаете, что случится, если вы уйдете со двора?» Девочки молча кивнули в ответ. «А теперь повторите, что вы поняли». И девочки пересказали последствия, о которых услышали.
«Полезай на свое сиденье»
Марта очень спешила. Она уже на десять минут вышла из обычного графика, а ее трехлетний сын Гэри все утро только и делал, что твердил на все лады свои бесконечные «нет-нет-нет-нет». Наконец возникла очередная проблема: как усадить сына в автомобиль. Марту охватила паника. Она была на грани срыва, но все-таки решила взять себя в руки. «Дыши глубже, — скомандовала она себе. — Ты должна расслабиться. Вспомни: сначала нужно призвать к порядку себя, а потом — ребенка. Ты уже опоздала, но не паникуй. Чем больше ты будешь торопить Гэри. тем больше он будет доставлять тебе проблем. Марта, сосредоточься на том, чего ты хочешь. Ты можешь это сделать. Продолжай глубоко дышать. Все хорошо. Этот момент таков, каков он есть». Затем Марта спокойно сказала вслух: «Пора ехать. Залезай в машину на свое сиденье». Гэри — ноль внимания. «У тебя есть выбор, — продолжала Марта. — Ты хочешь, чтобы я подняла тебя и ты смог бы сам открыть дверцу, или хочешь, чтобы я открыла ее для тебя?» Гэри побежал к машине, крича: «Я сам! Я сам!» Подойдя к машине, Марта хотела поднять мальчика, чтобы он смог открыть дверцу. Но он оттолкнул се руку и позанялся на землю, надув губы и сложив ручонки. «О нет! Кажется, все начинается по новой», — мысленно воскликнула Марта, но спохватилась и сказала себе: «Я знаю, что делать, — отрази то, что ты видишь». И она обратилась к ребенку: «Гэри, ты вот так скрестил руки, а губы выпятил вот так (показывая ему его действия). Твое тело как бы говорит: «Я хочу сделать это сам»«. У матери и ребенка установился зрительный контакт, и мальчик, похоже, расслабится. Тогда Марта сказала себе: «Сейчас не отступай. Сохраняй спокойствие». Вслух же она произнесла: «Когда ты был совсем маленьким, я носила тебя на руках, вот так (показывает как). И усаживала тебя на сиденье (открывает дверцу, чтобы показать, как она это делала). Но теперь ты можешь сделать это сам. Забирайся и пристегни ремень, а я посмотрю». Гэри медленно поднялся с земли, его тело было еще немного напряженным. «Не теряй веры, — сказала себе Марта, — сохраняй спокойствие». Гэри забрался в автомобиль, перекинул через голову ремень и пристегнул его. «Молодец! — воскликнула Марта. — Ты сам забрался на сиденье и пристегнул ремень». После чего Марта села в автомобиль. И хотя она опаздывала, но была совершенно спокойна; а Гэри начал напевать свою песенку.
«Убери у себя в комнате»
Нельсон был дотошным ребенком, и организованность была его коньком. А его братишка Карсон был его полной противоположностью. Мэйхем пыталась приучить сына к порядку, но его нежелание убирать в своей комнате было хронической проблемой. А так как хронические проблемы требуют решений, а не последствий, на семейном совете решили выявить проблему и выработать план действий. Вопрос, который родители мальчиков предложили Карсону и всей семье, был таким: «Как мы можем помочь тебе, Карсон, успешно справляться с уборкой твоей комнаты?» Первые предложения были непродуктивными (Карсон предложил нанять прислугу). Но для того, чтобы побудить мальчика реально решить проблему, родители рассмотрели это предложение без каких-либо признаков недовольства. Окончательный план предусматривал следующее: каждую неделю вся семья выделяет какое-то время на уборку своих комнат. Периодически каждый член семьи заходил бы в комнату к другому, чтобы предложить свою помощь. Мальчики практиковали ободряющие фразы, например: «Молодец! Ты уже почти закончил. Вот и поддерживай такой порядок». После окончания уборки каждую комнату фотографировали, чтобы потом показать всем результат, и таким образом семья приятно проводила время вместе. Каждый член семьи мог попросить о помощи. Мальчики выражали это таким образом: «У меня с этим затруднение. Ты мог бы мне помочь?» А родители напоминали им, что нужно говорить «спасибо» за одобрение или помощь. Семья приняла решение приводить этот план в действие в течение двух недель и посмотреть, как он будет работать.
Когда мама проверяла Карсона в рамках недельной программы по уборке комнаты, она помогала ему оставаться сосредоточенным, отмечая его успехи и достижения: «Карсон, ты сложил все бейсбольные карточки в коробку». Она помогала ему также тем, что постоянно предлагала какой-нибудь выбор, если ребенок казался очень уставшим: «Ты мог бы сложить грязную одежду в ящик или сложить стопкой на этот стул. Что тебе больше нравится?» Л когда мальчик принимал решение, поощряла его: «Ты решил начать со стула. Правильный выбор». «Закончи свое домашнее задание»
Чтобы помочь Челси с выполнением домашнего задания, папа организовал место и время, когда она могла бы это сделать. Челси собрала все нужное для работы и аккуратно разложила на рабочем столе. Однажды вечером в четверг папа ласково сказал дочери: «Челси, не забудь выучить правописание слов». Челси тут же расстроилась и начала что-то мямлить. Но отец проигнорировал это и продолжал побуждать дочь выполнить задание: «Как ты хотела бы: чтобы я называл тебе слова сам или лучше записать их на пленку?» Так как идея записи на пленку была новой, Челси выбрала этот вариант. Но когда она нажала на кнопку магнитофона, вместо первого слова она услышала папин голос, который напевал: «Мерцай, мерцай, маленькая звездочка. Какой ты чудесный ребенок, моя доченька!» «(Какой ты банальный, папа», — выдача Челси, после чего стала учить слова, записанные на бумаге.
«Перестань бить брата — будь паинькой»
Чед тузил своего младшего братишку Дэнни, когда их мама Нэнси случайно проходила мимо. «Перестань!» — закричала она, растаскивая их в стороны. Дэнни начал реветь, приговаривая: «Чед поколотил меня. Я его ненавижу». Нэнси отразила обратно его слова: «Чед бил тебя, и ты ужасно зол». От этих слов Чед подскочил на месте: «Этот маленький ябеда был в моей комнате. Когда я велел ему уйти, он показал мне язык». Нэнси, почувствовав, что теряет терпение, сделала глубокий вдох. Она напомнила себе, что если сейчас выслушает мальчиков и научит их разрешать конфликты, вместо того чтобы просто наказать, наступит день, когда ее усилия будут вознаграждены. Она была сосредоточена на позитивном намерении детей. Нэнси знала, что это ключ к обучению. Она постоянно повторяла: «Позитивное намерение, позитивное намерение». «Ты хотел, чтобы Дэнни вышел из твоей комнаты, и поэтому попросил его уйти, но он не ушел». (Нэнси привела позитивное намерение Чеда.) «Да», — сказал Чед. «И тогда ты стал колотить его? Но ты не должен бить своего брата, — сказала Нэнси. — Когда ты просишь его уйти, а он не слушается, пойди и скажи мне. Я помогу тебе решить эту проблему без драки».
«Я хотел поиграть с Чедом, — сказал Дэнни, — и посмотреть его самолет». Нэнси старалась унять свое раздражение. Сколько раз уже такое было! «Расслабься, — сказала она себе. — Ты можешь это сделать. Сосредоточься на позитивном намерении». Успокоившись, Нэнси сказала: «Ты хотел поиграть с Чедом и посмотреть самолет, поэтому пошел в его комнату и стоял там?» Дэнни тихо ответил: «Да». Тогда Нэнси продолжила свой урок: «Дэнни, когда ты хочешь посмотреть самолет, ты должен сказать: «Чед, можно мне посмотреть твой самолет?» Скажи это сейчас». Правда, неохотно, но Дэнни сказал: «Чед, можно мне посмотреть твой самолет?» На что Чед ответил: «Нет, ты ябеда». И тут терпение Нэнси иссякло. Она слышала, как ее внутренний голос говорит: «У меня полно дел, чтобы разбираться с этими двумя балбесами. Я уже достаточно потратила времени, чтобы чему-то их научить. Больше не могу». И прежде чем смогла восстановить самоконтроль, она закричала: «Я пыталась научить вас, мальчики, как прилично обращаться друг с другом, но я отступаюсь. Можете оба забыть об этой дурацкой игрушке». Сказав это, она схватила самолет и решительно вышла из комнаты, направляясь в кухню. Но через несколько минут ее стало мучить чувство вины. Она знала, что это чувство может привести к снисходительности, если не восстановить чувство равновесия. Нэнси подумала о силе доброй воли, напомнив себе, что единственный человек, которого вы можете заставить измениться, это вы сами, после чего смогла переключиться на силу внимания и сосредоточиться на том, что она хотела бы, чтобы произошло. И мать пошла искать мальчиков. «Ребята, я беспокоюсь о вас и о том, как вы себя ведете, — сказала Нэнси. — Моя задача состоит в том, чтобы любить вас и учить тому, как любить друг друга. Чед, когда ты обзываешь брата, ему больно. То же произошло, когда я утратила контроль над собой. Извините меня за то, что я сказала. За ужином мы выработаем план, как заходить в комнату друг друга. А вы оба подумайте над тем, как нам вместе решить эту проблему».
«Время ложиться спать»
Двухлетний Джеффри смотрел телевизор, когда его мама Эйлин объявила: «Как только закончится передача, пора будет идти в ванную, чтобы умыться перед сном». Когда шоу закончилось, Эйлин подошла к телевизору, чтобы выключить его. «Не хочу спать!» — кричал Джеффри. Эйлин тут же почувствовала, как напряглось ее тело, и услышала, как ее внутренний голос сказал: «Сейчас этот номер не пройдет. Я не могу терпеть это каждый вечер». Но все же женщина решила сделать несколько глубоких вдохов и расслабиться. Внутренний голос был ответом на ее собственное огорчение, и поэтому она не могла помочь Джеффри справиться с его состоянием. Эйлин напомнила себе: «Ему всего лишь два годика, и он испытывает меня. Это его задача. А моя — оставаться спокойной и предложить сопереживание, если это возможно. Я могу это сделать». Эйлин сосредоточила свое внимание на его руках и лице и с искренним сочувствием сказала: «Твои руки сжались в кулачки (показывает как), а губки надулись (снова показала как). Твое тело говорит: «Я ужасно злюсь. Я хочу еще смотреть телевизор»«. Джеффри немного расслабился. Мать быстро предложила ему выбор: «Джеффри, у тебя есть выбор!» Личико расслабилось еще больше. «Ты можешь поиграть в ванне с дельфинами или лягушками. Кто тебе больше нравится? Помнишь, как прошлым вечером плавали дельфины?» Эйлин с помощью руки изобразила плавающего дельфина. И Джеффри тут же заявил: «Дельфины». Эйлин отметила способность малыша принимать решение словами: «Ты выбрал дельфинов. Сегодня ты можешь поплавать вместе с ними»: Джеффри побежал за дельфинами и с радостью полез в ванну. Какое-то время спустя Эйлин сказала ему: «Еще пять минут и надо будет надеть пижаму и почистить зубки». Малыш тут же отреагировал: «Нет, еще играть. Еще дельфины». У Эйлин снова начало напрягаться тело и внутренний голос сказал: «Это не должно проходить так тяжело. Я не должна этому потворствовать. Я была терпелива, но этому нет конца. Я устала». Эйлин уже начала терять самоконтроль, но вовремя ухватилась за силу внимания, чтобы не сбиться с нужного курса. Она сказала себе: «То, на чем ты сосредоточиваешься, то и получаешь в наибольшей мере. Если я расстроена, я сосредоточиваюсь на том, чего не хочу. Конечно, я расстроена. Мне нравится такое поведение сына? Нет! О 'кей, чего же я хочу? Я хочу, чтобы он вылез из ванны и вытерся полотенцем. И я добьюсь этого постепенно, шаг за шагом». Эйлин сделала еще два глубоких вдоха, напомнив себе: «Этот момент таков, каков он есть. Расслабься». Она решила на этот раз превратить все в игру и получить от ситуации удовольствие. «А ты это слышал?» — спросила она Джеффри, сделав испуганные глаза. Мальчик заинтересовался, и Эйлин продолжала: «Это кричит расстроенный дельфин: у-у-у! Бедняжка дельфин болен! Быстрее, вытаскивай его из воды и немедленно заверни в полотенце!» Эйлин начала осматривать дельфина и ласково разговаривать с ним. Джеффри встал, чтобы лучше слышать. Тогда Эйлин сказала: «Мне нужна твоя помощь. Выходи и вытирайся. Возможно, нам потребуется доктор». Мальчик быстро вытерся полотенцем и уселся на колени Эйлин, чтобы вместе осмотреть дельфина. «Как ты думаешь, что с ним?» — спросила Эйлин. Малыш начал плести детскую чепуху. Она слушала, отвечала и тем временем надевала на сына пижаму. Джеффри все еще беспокоился о дельфине, и Эйлин почувствовала, что готова передать право родительского воспитания мужу. «Я не знаю, что случилось с дельфином, но папа лучше знает. Прыгай в кровать. Я пришлю папу, и он все тебе объяснит». Перебрасывая «мяч» мужу, Эйлин устало сказала: «Я уложила его в постель. Сейчас твоя очередь. Расскажи ему историю, почему заболел дельфин». Папа выглядел совершенно сбитым с толку, но Эйлин вложила достаточно энергии в свои слова «Желаю удачи!». Он присел на край кровати сынишки и спросил: «Говорят, у тебя тут больной дельфин?» В ответ малыш швырнул дельфина на пол и сердито сказал: «Нет никакого больного дельфина! Соку!» Муж обратился к Эйлин: «Что мне делать сейчас?» И та ответила: «Лучшее, что ты сможешь, дорогой». Папа чувствовал себя явно не в своей тарелке. Он думал, что его ребенок должен был просто сделать то, что сказали. Джеффри знал, что пришло время спать. Когда папа услышал, как слово «должен был» отозвалось у него в мозгу, он тут же начал делать глубокие вдохи, успокаивая себя так: «Этот момент таков, каков он есть. Расслабься». Когда он расслабился, расслабился и Джеффри. Отец воспользовался этой благоприятной возможностью, чтобы пожелать спокойной ночи каждой части тела сына. Этот ритуал снова сблизил их, и требование подать сок исчезло так же быстро, как и появилось. «Я сейчас остановлю машину»
Линда совершала трехчасовую поездку в автомобиле со своим десятилетним сыном Джоном и его девятилетним другом Майклом. Мальчики разговаривали и шутили, пока их не начала одолевать скука. Тогда они расшумелись еще больше и стали толкать друг друга. Линда надеялась, что ребята успокоятся, но они не унимались. Так как шум и гам шел по нарастающей, женщина почувствовала, что сейчас «взорвется». Не подумав над своими словами, она закричала: «Не заставляйте меня останавливать машину!» Как только эти слова слетели с ее языка, она пожалела об этом. Линда сказала себе: «Я не хочу отдавать свою силу этим мальчуганам. Они не могут заставить меня остановить машину. Здесь я командую. Я буду решать, останавливаться или нет. Линда, возьми ситуацию под контроль». После чего она сказала мальчикам: «Я веду машину со скоростью 100 км в час, а вы отвлекаете меня своим гвалтом. Я не могу обеспечить вам безопасность, когда вы ведете себя так безобразно, поэтому я съеду на обочину». Женщина съехала на обочину и вышла из машины. Обойдя ее, она открыла заднюю дверцу, чтобы можно было поговорить с мальчиками, глядя им в глаза. «Это долгое путешествие, — сказала она. — Нам осталось ехать еще час. Что вы могли бы сделать, что доставало бы вам удовольствие и в то же время обеспечило безопасность при движении?» Первые три предложения мальчиков были высказаны ради забавы, но Линда была настроена серьезно и спокойно сказала: «Давайте вместе подумаем над этим». Мальчики приняли решение рисовать картинки и играть в шарады. Линда снова села за руль, и они поехали. Когда мальчики занялись подготовкой к игре, женщина подбодрила их словами: «Ну вот, мальчики, вы нашли все необходимое для игры и написали на бумажной салфетке условия и правила. А ведь для этого потребовался творческий дух и сообразительность».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|