Критическая оценка содержания диаграммы
К этому моменту процесса чтения SADT-читатель уже достаточно хорошо понимает диаграмму, ее непосредственный контекст и ее расположение в модели. Опытные читатели принимают только то, что написано на бумаге: они не добавляют своих предположений. Таким образом, их понимание целиком основано на модели и ее дополнительном материале. Теперь пришло время для конструктивной критики работы автора. Критическая оценка означает постановку вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов: 1. Верен ли синтаксис диаграммы? 2. Понимаю ли я, что хотел сказать автор? 3. Согласен ли я с тем, что выразил автор?
Эти вопросы задают в указанном порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным. Вопросы, связанные с синтаксисом, хотя и простые, но они очень важны, потому что хорошее изложение начинается с правильного использования графического языка SADT. Вопросы о понимании диаграммы стоят на втором месте, потому что критика бесполезна, пока нет ясного понимания. Вопросы о согласии с автором занимают последнее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении. В этой главе перечислены специальные вопросы, которые нужно задавать в процессе критической оценки. В главе 15 обсуждается оформление результатов рецензирования с помощью этих вопросов в виде письменных пронумерованных комментариев.
14.5.1. Вопросы о синтаксисе Анализируя детали диаграммы, задавайте себе вначале следующие вопросы, особенно если вы только начинаете читать SADT-диаграммы или если автор только начинает работать с применением SADT:
· Все ли блоки правильно пронумерованы?
· Все ли блоки имеют названия в глагольной форме? · Все ли дуги на месте? · Все ли дуги имеют названия в форме существительного? · Все ли метки ясно привязаны к своим дугам? · Есть ли на длинных дугах дополнительные метки? · Нет ли дуг без меток?
Изучая непосредственный контекст диаграммы, задавайте следующие вопросы:
· У всех ли внешних дуг есть ICOM-код? · Верно ли связывает ICOM-код внешние дуги с граничными дугами родителя? · Все ли метки внешних дуг совместимы с метками граничных дуг родителя? · Не используется ли помещение дуг в тоннель (скобки рядом с их концами) избыточно или неверно?
14.5.2. Вопросы о понимании диаграммы Чтобы понять содержание диаграммы, нужно проследить ход событий, изложенных на ней, последовательно проверяя, как работают блоки, как и почему они влияют друг на друга и почему данные преобразуются указанным образом. Делая это, вы начинаете проверять декомпозицию. Анализируя каждый блок, спрашивайте себя:
· Какова роль этот блока в диаграмме? · Как активизируется этот блок? · Ясна ли роль каждой дуги? · Как данный блок преобразует свои входы в выходы? · Ясно ли, как исправить серьезные ошибки?
При чтении внутренних дуг для определения основного пути потока данных, спрашивайте себя:
· Ясна ли основная линия изложения? · Понятны ли побочные потоки данных? · Соответствует ли терминология изложению?
Разбирая ближайший контекст диаграммы, отвечайте на вопросы:
· Как декомпозируют блоки родительский блок? · Каковы источники и приемники всех внешних дуг? · Ясны ли основные входы, управления и выходы?
Пониманию содержания диаграммы способствует также простота изложения. Поэтому целесообразно проверять выполнение соглашений о правильном построении диаграмм. Избыточно сложная диаграмма затрудняет восприятие и в конце концов мешает пониманию. Изучая детали диаграммы, задавайте себе вопросы:
· Не слишком ли много (или мало) блоков? · Не нужно ли блоки переопределить? · Не перегружена ли (или достаточно ли заполнена) часть диаграммы? · Не слишком ли много дуг? · Не запутаны ли пересечения дуг? · Нет ли нескольких дуг с одним и тем же ICOM-кодом? · Не слишком ли длинны или многословны метки? · Не слишком ли много жаргона? · Соответствует ли терминология точке зрения аудитории, для которой диаграмма предназначена?
14.5.3. Вопросы о согласии с автором Согласие с автором основывается на сравнении с: (1) вашим пониманием содержания диаграммы, (2) вашим пониманием того, что должна содержать диаграмма. Поэтому для решения вопроса о согласии с автором нужно провести оценку декомпозиции, цели и точки зрения диаграммы, адекватности описания, точности изображения, активизации блоков. Чтобы оценить декомпозицию диаграммы, спросите себя:
· Достаточна ли полная декомпозиция? · Не отсутствует ли какой-нибудь блок? · Нет ли блока, не относящегося к делу? · Нет ли в декомпозиции каких-либо неожиданностей? · Не сделал бы я совершенно другую декомпозицию? · Чтобы определить цель и точку зрения диаграммы, уточните: · На какие вопросы отвечает эта диаграмма? · Соответствует ли это цели модели? · С чьей точки зрения описана модель? · Совпадает ли это с точкой зрения модели?
Чтобы оценить непротиворечивость диаграммы, спросите себя:
· Не является ли диаграмма слишком запутанной или слишком детальной, чтобы ответить на вопросы, связанные с целью модели? · Не отвечает ли диаграмма на вопросы, не относящиеся к цели модели? · Используются ли термины в одном и том же смысле? · Все ли факты соответствуют точке зрения модели?
Чтобы оценить адекватность описания, спросите:
· Отражает ли модель реальность? · Соответствует ли порядок расположения блоков убыванию их доминантности? · Нет ли лишних или отсутствующих дуг между блоками?
Чтобы оценить точность представления, задайте вопросы:
· Не вводят ли в заблуждение названия блоков и дуг? · Содержит ли ветви дуг только те данные, которые действительно нужны блоку?
· Не перекрываются ли функции двух блоков? · Нет ли ненужных дуг, касающихся блока?
Для оценки правильности активизации блоков (т.е. какова возможная последовательность их функционирования в ходе реальной работы системы) спросите себя:
· Работает ли "нормальный" путь потока данных? · Как ошибочные данные будут влиять на блок? · Объясняются ли чем-либо ошибочные пути? · Не должна ли функция выполнять больше, чем это определяется касающимися ее дугами?
И наконец, один из самых полезных вопросов: "что нового я узнал, читая диаграмму?" Он ведет к последнему вопросу: "стоило ли читать диаграмму?". При положительном ответе, возможно, диаграмму стоит включить в модель. Резюме Умение читать диаграммы - один из основных навыков, необходимых участникам SADT-проекта. Первая цель процесса чтения состоит в том, чтобы разобраться в деталях диаграммы. Для этого вначале читают название и номер узла, блоки, внутренние дуги, авторские замечания и дополнительный материал. Вторая цель - понять непосредственный контекст диаграммы. Для этого изучают декомпозированный блок и его дуги, ICOM-коды, родительскую диаграмму и приложение к ней. Это помогает определить место диаграммы в модели. Последняя цель - критическая оценка представленного автором материала. Для этого читатель задает вопросы, связанные с использованием синтаксиса, названий блоков и дуг, стилем изложения и процессом активизации блоков. Все эти шаги предпринимаются читателем для выработки мнения об обоснованности и правильности диаграммы.
Дополнительная литература:
Freedman, D., and Weinberg, G/: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.
MacKay, D.: Information, Mecanism and Meaning, MIT Press, Cambridge, Mass., 1969.
Macnamara, J.: Names of Things, MIT Press, Cambridge, Mass., 1982.
0 Rourke, J.: "Writing for the Reader", DEC, 1976.
SofTech, Inc.: "IDEFO Forms and Procedures Guide", SofTech Deliverable no. 7500-11, September 1979. Глава 15. Конструктивное комментирование По мере чтения SADT-диаграмм следует фиксировать возникающие проблемы. В SADT принят следующий порядок для записи этих проблем, который называется комментированием: (1) сделать запись о продолжительности времени работы, (2) проверить правильность заполнения полей бланка, (3) использовать по мере необходимости простые обозначения согласия или несогласия с автором, (4) использовать поля "Замечания" для записи существенных и конструктивных комментариев, (5) использовать по возможности язык ссылок SADT, (6) еще раз прочитать папку перед возвращением ее автору. Теперь мы обсудим технику SADT-комментирования и как сделать комментарии эффективными и конструктивными.
Прежде чем перейти к обсуждению этих вопросов, следует отметить один важный момент. SADT рассматривает комментарии как самостоятельное понятие, отличное от самой диаграммы. Представьте себе, что комментарии пишут на прозрачном куске пластика, помещаемом поверх диаграммы, иными словами - комментарии - это покрытие, накладываемое на диаграмму читателем. Их никогда не следует интерпретировать как часть исходной диаграммы. SADT требует использования красного цвета для всех пометок при комментировании с тем, чтобы они отличались от самой диаграммы (на всех рисунках этой книги вместо красного цвета используется светло-серый). На рис. 15-1 и 15-2 приведена полностью откомментированная папка. Обратите внимание, что комментарии наложены поверх исходной графики и текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|