Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критическая оценка содержания диаграммы




К этому моменту процесса чтения SADT-читатель уже достаточно хорошо понимает диа­грамму, ее непосредственный контекст и ее рас­положение в модели. Опытные читатели прини­мают только то, что написано на бумаге: они не добавляют своих предположений. Таким образом, их понимание целиком основано на модели и ее дополнительном материале. Теперь пришло время для конструктивной критики работы автора. Критическая оценка означает постановку вопросов к содержанию диаграммы. Читатели задают три основных типа вопросов:

1. Верен ли синтаксис диаграммы?

2. Понимаю ли я, что хотел сказать автор?

3. Согласен ли я с тем, что выразил автор?

 

Эти вопросы задают в указанном порядке с тем, чтобы вначале разрешить мелкие вопросы, а потом перейти к более глобальным. Вопросы, связанные с синтаксисом, хотя и простые, но они очень важны, потому что хорошее изложе­ние начинается с правильного использования графического языка SADT. Вопросы о понимании диаграммы стоят на втором месте, потому что критика бесполезна, пока нет ясного понимания. Вопросы о согласии с автором занимают послед­нее место, как самые важные. Часто они очень сложны, требуют размышлений и разъяснении. В этой главе перечислены специальные вопросы, которые нужно задавать в процессе критической оценки. В главе 15 обсуждается оформление результатов рецензирования с помощью этих вопросов в виде письменных пронумерованных комментариев.

 

14.5.1. Вопросы о синтаксисе

Анализируя детали диаграммы, задавайте себе вначале следующие вопросы, особенно если вы только начинаете читать SADT-диаграммы или если автор только начинает работать с примене­нием SADT:

 

· Все ли блоки правильно пронумерованы?

· Все ли блоки имеют названия в глаголь­ной форме?

· Все ли дуги на месте?

· Все ли дуги имеют названия в форме существительного?

· Все ли метки ясно привязаны к своим дугам?

· Есть ли на длинных дугах дополнитель­ные метки?

· Нет ли дуг без меток?

 

Изучая непосредственный контекст диаграммы, задавайте следующие вопросы:

 

· У всех ли внешних дуг есть ICOM-код?

· Верно ли связывает ICOM-код внешние дуги с граничными дугами родителя?

· Все ли метки внешних дуг совместимы с метками граничных дуг родителя?

· Не используется ли помещение дуг в тоннель (скобки рядом с их концами) избыточно или неверно?

 

 

14.5.2. Вопросы о понимании диаграммы

Чтобы понять содержание диаграммы, нуж­но проследить ход событий, изложенных на ней, последовательно проверяя, как работают блоки, как и почему они влияют друг на друга и почему данные преобразуются указанным образом. Делая это, вы начинаете проверять декомпозицию. Анализируя каждый блок, спрашивайте себя:

 

· Какова роль этот блока в диаграмме?

· Как активизируется этот блок?

· Ясна ли роль каждой дуги?

· Как данный блок преобразует свои входы в выходы?

· Ясно ли, как исправить серьезные ошибки?

 

При чтении внутренних дуг для определения основного пути потока данных, спрашивайте себя:

 

· Ясна ли основная линия изложения?

· Понятны ли побочные потоки данных?

· Соответствует ли терминология изло­жению?

 

Разбирая ближайший контекст диаграммы, отвечайте на вопросы:

 

· Как декомпозируют блоки родительский блок?

· Каковы источники и приемники всех внешних дуг?

· Ясны ли основные входы, управления и выходы?

 

Пониманию содержания диаграммы спо­собствует также простота изложения. Поэтому целесообразно проверять выполнение соглашений о правильном построении диаграмм. Избыточно сложная диаграмма затрудняет восприятие и в конце концов мешает пониманию. Изучая детали диаграммы, задавайте себе вопросы:

 

· Не слишком ли много (или мало) блоков?

· Не нужно ли блоки переопределить?

· Не перегружена ли (или достаточно ли заполнена) часть диаграммы?

· Не слишком ли много дуг?

· Не запутаны ли пересечения дуг?

· Нет ли нескольких дуг с одним и тем же ICOM-кодом?

· Не слишком ли длинны или многослов­ны метки?

· Не слишком ли много жаргона?

· Соответствует ли терминология точке зрения аудитории, для которой диаграмма предназначена?

 

14.5.3. Вопросы о согласии с автором

Согласие с автором основывается на срав­нении с: (1) вашим пониманием содержания диаграммы, (2) вашим пониманием того, что должна содержать диаграмма. Поэтому для решения вопроса о согласии с автором нужно провести оценку декомпозиции, цели и точки зрения диаграммы, адекватности описания, точности изображения, активизации блоков.

Чтобы оценить декомпозицию диаграммы, спросите себя:

 

· Достаточна ли полная декомпозиция?

· Не отсутствует ли какой-нибудь блок?

· Нет ли блока, не относящегося к делу?

· Нет ли в декомпозиции каких-либо неожиданностей?

· Не сделал бы я совершенно другую декомпозицию?

· Чтобы определить цель и точку зрения диаграм­мы, уточните:

· На какие вопросы отвечает эта диаграмма?

· Соответствует ли это цели модели?

· С чьей точки зрения описана модель?

· Совпадает ли это с точкой зрения модели?

 

Чтобы оценить непротиворечивость диаграммы, спросите себя:

 

· Не является ли диаграмма слишком запутанной или слишком детальной, чтобы ответить на вопросы, связанные с целью модели?

· Не отвечает ли диаграмма на вопросы, не относящиеся к цели модели?

· Используются ли термины в одном и том же смысле?

· Все ли факты соответствуют точке зрения модели?

 

Чтобы оценить адекватность описания, спросите:

 

· Отражает ли модель реальность?

· Соответствует ли порядок расположения блоков убыванию их доминантности?

· Нет ли лишних или отсутствующих дуг между блоками?

 

Чтобы оценить точность представления, задайте вопросы:

 

· Не вводят ли в заблуждение названия блоков и дуг?

· Содержит ли ветви дуг только те дан­ные, которые действительно нужны блоку?

· Не перекрываются ли функции двух блоков?

· Нет ли ненужных дуг, касающихся блока?

 

Для оценки правильности активизации блоков (т.е. какова возможная последовательность их функционирования в ходе реальной работы системы) спросите себя:

 

· Работает ли "нормальный" путь потока данных?

· Как ошибочные данные будут влиять на блок?

· Объясняются ли чем-либо ошибочные пути?

· Не должна ли функция выполнять больше, чем это определяется касающимися ее дугами?

 

И наконец, один из самых полезных во­просов: "что нового я узнал, читая диаграмму?" Он ведет к последнему вопросу: "стоило ли читать диаграмму?". При положительном ответе, возможно, диаграмму стоит включить в модель.

Резюме

Умение читать диаграммы - один из основ­ных навыков, необходимых участникам SADT-проекта. Первая цель процесса чтения состоит в том, чтобы разобраться в деталях диаграммы. Для этого вначале читают название и номер узла, блоки, внутренние дуги, авторские замечания и дополнительный материал. Вторая цель - понять непосредственный контекст диаграммы. Для это­го изучают декомпозированный блок и его дуги, ICOM-коды, родительскую диаграмму и прило­жение к ней. Это помогает определить место диаграммы в модели. Последняя цель - крити­ческая оценка представленного автором матери­ала. Для этого читатель задает вопросы, связан­ные с использованием синтаксиса, названий бло­ков и дуг, стилем изложения и процессом акти­визации блоков. Все эти шаги предпринимаются читателем для выработки мнения об обоснован­ности и правильности диаграммы.

 

Дополнительная литература:

 

Freedman, D., and Weinberg, G/: "Walkthroughs, Inspections, and Technical Reviews", Little Brown, Boston, 1982.

 

MacKay, D.: Information, Mecanism and Meaning, MIT Press, Cambridge, Mass., 1969.

 

Macnamara, J.: Names of Things, MIT Press, Cambridge, Mass., 1982.

 

0 Rourke, J.: "Writing for the Reader", DEC, 1976.

 

SofTech, Inc.: "IDEFO Forms and Procedures Guide", SofTech Deliverable no. 7500-11, Septem­ber 1979.


Глава 15. Конструктивное комментирова­ние

По мере чтения SADT-диаграмм следует фиксировать возникающие проблемы. В SADT принят следующий порядок для записи этих проблем, который называется ком­ментированием: (1) сделать запись о продолжи­тельности времени работы, (2) проверить пра­вильность заполнения полей бланка, (3) исполь­зовать по мере необходимости простые обозна­чения согласия или несогласия с автором, (4) использовать поля "Замечания" для записи существенных и конструктивных комментариев, (5) использовать по возможности язык ссылок SADT, (6) еще раз прочитать папку перед воз­вращением ее автору. Теперь мы обсудим техни­ку SADT-комментирования и как сделать ком­ментарии эффективными и конструктивными.

Прежде чем перейти к обсуждению этих вопросов, следует отметить один важный мо­мент. SADT рассматривает комментарии как самостоятельное понятие, отличное от самой диаграммы. Представьте себе, что комментарии пишут на прозрачном куске пластика, помещае­мом поверх диаграммы, иными словами - ком­ментарии - это покрытие, накладываемое на диа­грамму читателем. Их никогда не следует интер­претировать как часть исходной диаграммы. SADT требует использования красного цвета для всех пометок при комментировании с тем, чтобы они отличались от самой диаграммы (на всех рисунках этой книги вместо красного цвета ис­пользуется светло-серый). На рис. 15-1 и 15-2 приведена полностью откомментированная пап­ка. Обратите внимание, что комментарии нало­жены поверх исходной графики и текста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...