Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Потребительно-стоимостной критерий оптимизации — необходимое и достаточное условие развития (цель становится идеей)




5.   Потребительно-стоимостной критерий оптимизации — необходимое и достаточное условие развития (цель становится идеей)

Мы начали этот параграф с рассмотрения трех условий управляемости социально-экономического развития — суверенность, критерий социально-экономического развития, адекватная организационная форма организации авангардных структур развития. Сейчас же, рассмотрев как опыт СССР, так и попытки подступиться к управляемости развития через устойчивый рост, как примеры, в которых могут присутствовать первое и третье условие, но не выполнено второе, можем заключить: именно выбор адекватного критерия эффективности является правильным первым шагом на пути построения системы управления развитием экономики. Об этом свидетельствует имеющийся исторический опыт (в СССР было все, кроме критерия оптимизации — и все было потеряно. На Западе также есть все, но критерии — стоимостные, поэтому все время вместо развития получаем мошеннические схемы, смысл которых в рейдерском захвате рынков — как в случае с «фреоновым» или «углеродонейтральным» сговорами). Об этот свидетельствуют теоретические выкладки (сумма локальных максимумов не дает общего максимума эффекта). Значит, нужно принимать критерий социальной эффективности как системную цель управления развитием и под нее выстраивать взаимодействие структур развития — уровней управления, институтов развития, финансирующих структур.

Однокритериальная оптимизация (на основе критерия максимизации превращения рабочего времени общества в свободное при обеспечении роста реального благосостояния) — перспективный и единственный известный сейчас метод развития автоматизированной системы плановых расчетов и перехода к планомерному развитию. Даже при отсутствии на момент начала его применения условий суверенности экономики и организационной формы авангардных структур развития они с необходимостью будут довольно быстро найдены. Однокритериальная оптимизация такого рода обеспечит действие закона движения трудовой потребительной стоимости.

Закон движения трудовой потребительной стоимости — планомерное превращение рабочего времени общества в свободное обеспечивает расширенное воспроизводство экономики, основанной на производстве на заказ. Под свободным временем понимается время для свободного развития. Движение измеряется ценой для потребителя, себестоимостью, производительностью труда и созданием необходимых и достаточных условий для свободного развития.

6.   Взаимодействие органов государственного управления, институтов развития и финансирующих развитие учреждений на планомерной основе

В главе 2 мы уже описали отраслевые технологические дорожные карты развития (табл. 2) и их предназначение для сборки комплексных проектов, в которых взаимодействуют разработчики инноваций, сфера образования и производственная сфера. Это все финансируется различными институтами развития и финансовыми организациями. Органы государственного управления различных уровней должны также быть участниками стратегических сессий по их составлению и актуализации — во-первых, как финансирующие институты, во-вторых, как заказчики проектов и постановщики задач в рамках решения своих сфер ответственности. Имея целью обеспечить единство государственной политики по развитию, ее непротиворечивость, взаимное усиление мер. И — распространение наиболее эффективного организационного опыта максимально широко. Это будет реализация принципа планомерного социально-экономического развития, реализующего потенциал однокритериальной оптимизации. Давайте для примера посмотрим, как формируются национальные цели на высшем уровне — возьмем российские национальные цели до 2030 года, утвержденные летом 2020[130]:

а)  сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б)  возможности для самореализации и развития талантов;

в)  комфортная и безопасная среда для жизни;

г)  достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д)  цифровая трансформация экономики.

Критерий общенациональной экономии труда (времени) с переходом этой экономии в свободное время является количественно выразимым, способным играть роль целевой функции по всем пяти этим направлениям. Во всех этих пяти целях результатом движения к ним — какие бы конкретно проекты и мероприятия мы не придумывали в их рамках — все сводится к повышению производительности труда и\или повышению возможностей для развития.

Так, цель (а) — сохранение населения, здоровье, благополучие означает расширенное воспроизводство трудовых ресурсов. То есть измеряется снижением степени их эксплуатации, повышением их производительности. Социальная экономия труда здесь является прямым показателем успеха. Для инвесторов это же означает снижение рисков при организации новых проектов.

Цель (б) — возможности для самореализации — достигается переходом рабочего времени в свободное.

Цель (в) как и (а) относится к расширенному воспроизводству труда и все сказанное относится и сюда.

Цель (г), объединяющая труд в целом и предпринимательство в частности, означает не просто возможности для саморазвития, а их реализацию. То есть это не просто увеличение свободного времени, а еще и содействие его использования именно как свободного, то есть не праздного. Для этого необходимы соответствующие общественные институты, вовлекающие людей в развитие общества как целого. Для вовлечения нужны ориентиры. От единого критерия эффективности до понимания актуальных целей и задач отраслей и регионов (управленцы и эксперты из разных отраслей это понимание должны совместно достигать через работу над картами развития, все остальные в той или иной степени должны уметь ими пользоваться).

Цель (д) — цифровая трансформация — переводит экономику от смешанной, рыночно-позаказной, ближе к позаказной, повышает производительность труда. Она снижает рабочее время за счет постепенного ухода от труда по тиражированию материальных благ, увеличивает роль и объем труда творческого, исследовательского и проектировочного, продвигая нас по пути стирания границы между людьми умственного труда и физического, между городом и деревней[131]. Начинает сильнее проявлять себя новый политэкономический закон, закон социальной экономии труда, а все стоимостные методики обоснования решений постепенно занимают подчиненное положение (применяются в адекватных им сферах применения, а не повсеместно). И национальные цели развития благодаря этому вместо калейдоскопа мероприятий становятся системой целей.

Система целей развития — связанные друг с другом цели, прогресс в любой из которых приводит к общему интегральному прогрессу.

Это дает нам единую стратегию с пятью направлениями, преследующую комплексную цель и поддающуюся оптимизации на основе математических методов. И цель эту можно выявлять путем сравнения альтернатив по формуле (12), а альтернативы собирать по экономике в целом на основе динамической модели межотраслевого баланса.

Если понимать это внутреннее единство пяти целей через их результат либо в виде экономии труда, либо в виде превращения экономии труда в свободное время, что делает их системой целей, саму эту систему возможно выразить как единую цель, раскрывающуюся в пяти направлениях. Это цель превращения рабочего времени общества в свободное для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов.

Отметим, что в последние 2 десятилетия на уровне международных организаций, таких как Организация объединенных наций, заметно движение в сторону такого понимания общественных целей, хотя до их четкой и ясной формулировки еще путь не пройден. Мы потому и выбрали национальные цели России до 2030 года, поскольку до понимания их системности необходим всего один шаг, выше нами описанный.

Если же говорить о международных актах, сначала это были «Цели тысячелетия», принятые в 2000 году и поставленные на период до 2015 года, позднее на смену им пришла более подробные и менее амбициозные Цели устойчивого развития (ЦУР)[132] для национальных правительств и рейтинг ESG[133] для корпоративного уровня. Нужно сказать, на пути от «Целей тысячелетия» к паре ЦУР/ ESG системность была потеряна, количество целей и критериев выросло, зато появились неприкрытые признаки использования ЦУР/ ESG в качестве инструмента необоснованного, волюнтаристского перераспределения ресурсов.

Если «Целей тысячелетия» было восемь[134], и они были направлены на борьбу с последствиями усиления расслоения общества, а также защиту природы, цели устойчивого развития довели этот посыл до абсурда и приписали человечеству ответственность за такое природное явление, как изменение климата. При этом ESG — рейтинг, состоящий из мозаики экономических, социальных и управленческих показателей для рейтингования корпораций, влияющего на их возможности по привлечению средств в свои проекты развития, стал фактически инструментом квотирования средств финансовых организаций для «зеленых» проектов. Какие проекты могут формально считаться «углеродонейтральными» и «экологически ответственными», мы писали выше, на примере производителей табачных изделий. При этом они получают перед прочими преимущество в финансировании своего развития…

На этом основании в данной работе систему ЦУР/ ESG мы считаем спекулятивной, направленной на создание инструментов для сговора с финансирующими институтами в целях ограничения доступа к отдельным рынкам, а потому направляющей ресурсы человечества вместо развития в распыление и потерю возможностей. Далее мы будем пользоваться как подходящей для планомерного социально-экономического развития системой целей, сформулированной как национальные цели России до 2030 года, в ее интегральном выражении: превращение рабочего времени общества в свободное для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...