Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные и вспомогательные методы диагностики.




Основу изучения личности ребенка в детском саду составляет наблюдение. Каждый воспитатель детского сада должен уметь изучать своих воспитанников, наблюдать за особенностями их развития. Изучение детей воспитателем отличается от научно-психологического исследования. У воспитателя другая цель: он не устанавливает общих закономерностей психического развития детей, а выясняет индивидуально-психологические особенности каждого ребенка, позволяющие найти целесообразный подход к нему.

Условие успешного изучения детей воспитателем – знание общих закономерностей психического развития детей, знание причин и условий развития и его возрастных этапов. Такое знание укажет воспитателю, на что именно, на какие проявления ребенка следует обращать внимание, позволит выдвинуть предположение о причинах, вызвавших те или иные отклонения в развитии отдельных детей и отыскать оптимальные пути воспитательного воздействия.

Включенное наблюдение – один из наиболее эффективных методов. Находясь все время с детьми, воспитатель имеет возможность изучать их в естественных условиях, так как его присутствие, являясь для детей привычным, не нарушает обычного течения их жизни. Воспитатель и так многое замечает в поведении каждого ребенка, составляет определенное мнение о личности каждого. Однако специальные исследования показывают, что такое мнение бывает, как правило, верным не более, чем наполовину.

Невозможно изучать одновременно поведение всех или даже нескольких детей группы. Чтобы достичь хороших результатов, воспитателю необходимо на время сосредоточить внимание на одном ребенке. Обязательным условием является четкая постановка цели. Если воспитателя интересуют разные стороны развития ребенка, лучше наблюдать их поочередно, а не одновременно. В процессе наблюдения необходимо по возможности подробно записывать действия и высказывания ребенка, относящиеся к интересующей воспитателя стороне развития этого ребенка. Следует соблюдать правило: отделять действительные проявления поведения ребенка от их истолкования воспитателем. Важно, чтобы наблюдение происходило в разных условиях – на занятии, во время свободной игры, на прогулке и т.д. – ребенок может проявлять себя по-разному в зависимости от окружающей обстановки. Результат изучения развития ребенка - психолого-педагогическая характеристика.

Нельзя получить достаточно полное представление о развитии ребенка, ограничиваясь только данными изучения в детском саду. Необходимо также ознакомиться с условиями воспитания и особенностями его поведения в семье, подробно расспросив об этом родителей и наблюдая за взаимоотношениями ребенка и родителей.

Ниже приведен пример фиксации результатов наблюдения как пример работы над систематизацией данных, получаемых с определенной целью.

 

Учет результатов наблюдения за взаимодействием родителей и детей

Ф.И. ребенка Ситуация утреннего приема детей в группу
  настроение ребенка/родителя процедура раздевания реплики по ходу прощание
  веселое пасмур-ное Равнодушное что-то еще сам родитель вместе одобрение критика темати-ческие беседы что-то еще долгое с уговорами бысрое ласковое, с поцелуями с раздражением с напутсвтвиями другое (что)
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   
                                   

 

Учет результатов наблюдения за взаимодействием родителей и детей

 

Ситуация вечернего прощания детей с группой
реакция ребенка на приход родителя настроение родителя содержательная часть взаимодействия ребенка и родителя процедура сбора домой
                разговоры актив-ность ребенка активность родителя            
рад безразли-чен огор-чен другое улыбается хмур, зол без-раз- личен другое о режиме дня о чувствах о достижениях молчат активен пассивен Ззинтерисован просит помолчать формален молчит другое торопит приказывает критику-ет помога-ет тер-пе-лив другое
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 
                                                 

 

Частота встречаемости высказываний родителей в адрес своего ребенка

за месяц ____________________________ 200_____года.

Группа №_____________________

 

Ф.И. ребенка Наиболее типичные высказывания родителей в адрес ребенка («директивы»)
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         
                         

Директива – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим такую директиву.

Примеры высказываний, характеризующих каждую из 12 директив:

Не живи».

«Глаза бы мои на тебя не глядели».

«Мне не нужен такой плохой мальчик».

Не будь ребенком».

«Что ты ведешь себя как маленький!?».

«Пора стать самостоятельнее».

«Ты уже не ребенок, чтобы…».

Не расти».

«Ты еще мал, чтобы…».

«Мама тебя никогда не бросит».

«Не торопись взрослеть».

Не думай».

«Не рассуждай, а делай то, что говорю».

«Не умничай».

Не чувствуй».

«Как тебе не стыдно бояться…».

«Как ты смеешь злиться на…».

«Не сахарный, не стеклянный и пр.».

Не достигай успеха».

«Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится».

Не будь лидером».

«Будь как все».

«Не высовывайся, не выделяйся».

Не принадлежи».

«Ты ведь у меня не такой, как все».

Не доверяй / не будь близким».

Внушения, что, кроме как родителям ребенок никому не нужен.

Не делай сам».

«Не делай сам – это опасно, за тебя буду делать я».

«Не делай сам, подожди меня».

Не будь самим собой».

«Будь похожим на…».

«Смотри, как делает (тот-то)...».

«Почему (имя ребенка) может, а ты нет?».

Не чувствуй себя хорошо».

«Хоть он у меня и слабенький, а сам… (далее описывается действие ребенка)».

Поведение родителей бессознательно отражает их воспитательные установки, которые можно зафиксировать, наблюдая за их действиями. Психолого-педагогическая работа требует осознанной фиксации фактов, а это особая кмбинация наблюдательности и знаний. Предлагаем вашему вниманию полученные нами данные (таблица №5), с одной стороны иллюстрирующие реальность явления, а с другой – дающие пищу для сравнительного анализа.

Таблица 5

 

Директивы Количество выборов
1 «Не живи» 22%
2 «Не будь ребенком» 55%
3 «Не расти» 33%
4 «Не думай» 44%
5 «Не чувствуй» 33%
6 «Не достигай успеха» 11%
7 «Не будь лидером» 22%
8 «Не принадлежи» 33%
9 «Не будь близким» -
10 «Не будь близким» 33%
11 «Не будь самим собой» 44%
12 «Не чувствуй себя хорошо» 22%

 

Для комплексной диагностики семьи и семейного воспитания, кроме наблюдения как основного метода, используются вспомогательные, к которым относятся тесты, опросники, анкеты, проективные методики, использование которых предполагает сотрудничество с психологами. Наиболее известны следующие:

1. Опросник родительского отношения (ОРО) Варги А.Я., Столина В.В.

Ориентирован на выявление родительского отношения, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал («принятие – отвержение», «симбиоз», «инфантилизация» и др.), содержит 61 утверждение. Методика приведена на с.31 этой книги.

 

2. Методика PARI Шеффер Е. и Белла Р.

Предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего - матерей) к семейной роли и ребенку. Содержит 23 шкалы, среди них: семейные конфликты, доминирование матери, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком или излишняя концентрация на ребенке и др. Состоит из 115 утверждений.

 

3. Опросник Эйдемиллера Э.Г. «Анализ семейного воспитания для родителей детей в возрасте от 3 до 10 лет» (АСВ)

Состоит из 130 утверждений. Выделяются 20 шкал, характеризующих стиль семейного воспитания: тревожность, чрезмерный или недостаточный контроль, чрезмерность или недостаточность требований-обязанностей по отношению к ребенку, неустойчивость стиля воспитания, чрезмерность санкций, эмоциональное отвержение и др.

 

4. Рисунок семьи (РС)

Принадлежит к группе проективных методик для оценки внутрисемейных отношений. Диагностика осуществляется на основе анализа и интерпретации рисунков. Описан Вульф В. в 1947 году, Корман Л. в 1964 году, Захаровым А.И. в 1977 г. и другими. Разновидность - кинетический рисунок семьи (КРС), предложенный Бернсом Р., Кауфманом С. в 1972 году.

 

5. Проективный тест «Семейная социограмма»

Позволяет выявить положение члена семьи в системе межличностных отношений, помогает определить характер коммуникации в семье (прямая или опосредованная коммуникация). Тест представляет собой бланк с нарисованным кругом диаметром 11 см. Испытуемым предлагается нарисовать в нем себя и других членов семьи в форме кружочков. Основана на интерпретации расположения и размеров кружочков.

 

6. Системный тест семьи (FAST) Геринга Т. и Вилера И.

Методика исследования взаимоотношений в семье, для измерения степени близости и оценки иерархии отношений между членами семьи. Предложен в 1986 году. Представляет собой доску, разделенную на 81 квадрат (5Х5), и фигурки, изображающие членов семьи, а также кубики разной высоты (1, 5, 3 см. и др.).

 

7. Методика Рене Жиля

Методика относится к разряду проективных. Предназначена для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений, его взаимоотношений с окружающими. Представляет собой 42 картинки с изображениями детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с нарисованным персонажем. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную для него форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических.

 

Примеры методик по диагностике семейного воспитания.

 

Тест «Какая вы мама?»

 

Если Вы хотите узнать, насколько Ваше представление о правильном воспитании собственного малыша соотносится со стандартами, принятыми в психологии, то ответьте на вопросы теста. Отвечать нужно «да» или «нет». Долго раздумывать не стоит.

 

1. Ваш ребенок – главное, что Вы имеете в жизни?

2. Родители ни при каких обстоятельствах не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки?

3. Главное, чему родители могут научить своих детей, - это слушаться?

4. Вы стараетесь, чтобы Ваш ребенок был лучше обеспечен, чем другие дети?

5. Если бы у Вас не было детей, Вы добились бы в жизни гораздо большего по сравнению с тем, что имеете сейчас?

6. При мысли о том, что Ваш ребенок вырастет и Вы станете ему не нужны, у Вас портится настроение?

7. Вы постоянно переживаете за здоровье своего ребенка?

8. Если бы у Вас не было детей, Ваше здоровье было бы гораздо лучше?

9. У Вас часто не хватает времени, чтобы провести его с ребенком: погулять, поиграть, пообщаться?

10. Вы согласны с утверждением: чтобы ребенок стал человеком, нельзя оставлять безнаказанным ни один его неблаговидный поступок?

11. Всегда ли лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их родители?

12. Вашего ребенка ужасно тяжело заставить делать то, чего он не любит?

 

Подсчет баллов и результаты.

За каждый ответ «да» – 1 балл.

До 3 баллов – Вы идеальная мама: тонкая, любящая, понимающая. Вашему ребенку очень хорошо и легко с Вами, ведь Вы – прирожденный психолог.

От 4 до 7 баллов – иногда Вашему чаду доставляет большое удовольствие общение с Вами, а иногда ему приходится страдать от Ваших неверных педагогических воздействий. Главное, верно определить, когда не стоит идти на поводу у малыша, а когда строгость совершенно излишняя.

От 8 до 12 баллов – повод бить тревогу и обратиться за помощью к психологу. Необходимо менять свои установки на воспитание: думая, что Ваши действия принесут ребенку пользу, Вы травмируете его психику.

Тест

Опросник родительского отношения

(А. Я. Варги, В.В.Столина)

 

Уважаемая мама!

Уважаемый папа!

Приглашаем Вас принять участие в совместной работе персонала детского сада и семьи направленной на понимание особенностей Вашего ребенка и повышение эффективности методов воспитания и развития.

 

Напротив каждого номера утверждения на отдельном листе бумаги, отметьте, пожалуйста, свое согласие или несогласие с каждым предложением («верно» или «В», «неверно» или «Н»). В этом тесте нет правильных или неправильных ответов, существует только Ваше мнение относительно воспитания своего ребенка, которое поможет персоналу лучше понять психологические особенности воспитанников. Свой лист, пожалуйста, подпишите. Заранее благодарим Вас за участие в работе.

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Все дурное мой ребенок впитывает как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях своего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми, кто нравится его родителям.

 

 

Спасибо за работу!

 

Порядок подсчета тестовых баллов.

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ верно

 

Ключи к опроснику.

Принятие – отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26,27,29,37,38,39,40,42,43,44,45,46,47,49,51,52,53,55,56,60

Социальная желательность образа родительского поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59

Инфантилизация: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...