Для специалистов и воспитателей детского сада.
Роль наблюдения в работе педагога. Виды наблюдения 1. Наблюдение – это основной психологический метод исследования. Метод требует планирования: определения цели наблюдения, разбивки её на задачи, выделение критериев наблюдения, стандартизации полученных данных, их анализ. Виды наблюдения: · за одним ребенком, · включенное в план работы с детьми; · за всеми детьми в группе; · за поведением детей (ответ на вопрос «Что делают дети?»): за игрой, видами игр, выявление способностей в приобретении навыков и время, затрачиваемое на это; за поведением в определенных ситуациях; · за проявлением определенных проблемных реакций и др. 2. Значение наблюдательности в работе с дошкольниками и родителями (новый взгляд на группу; смещение акцента с сиюминутного ухода за ребенком на личность ребенка; развитие навыка активного слушания и наблюдения; отслеживание закономерностей взаимодействия детей и родителей; отслеживание разницы в поведении детей с родителями и воспитателями, поиск причин и др. Многие родители интересуются, как реализуются способности и интересы их ребенка, хорошо подкрепить любые замечания результатами наблюдения). 3. Подготовка к наблюдению. Домашнее задание: «Запишите свои личные цели в отношении участия родителей в педагогическом процессе». Правила проведения наблюдения: · обдумать, что собираетесь наблюдать. · ценность наблюдений - в последовательности и полноте записей; для экономии времени заранее разграфить листы и снабдить их заголовками; · запастись часами и всегда записывать время и дату наблюдения; фиксировать частоту повторяемости проблемы, продолжительность, интенсивность реакции;
· всегда придерживаться строгого правила: давать только описание происходившего, но не свою оценку этому! 4. Обмен записями и наблюдениями с родителями как проявление умения работать с родителями как взрослыми, постоянно отвечающими за детей. Такие записи являются письменными документами о конкретных детях. Результаты дают информацию, которую можно уточнить, исправить, не согласиться. Можно учиться друг у друга. Открытость устраняет отчужденность, родители могут участвовать в наблюдениях, помогать воспитателям лучше понять ребенка. 5. Схема наблюдения (таблица 2, 3). Обсуждение схемы и порядка работы. Сроки. Ответы на вопросы.
Директивы в воспитании детей. Их психологическое значение Директивы – это скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно – собственным чувством вины перед родителем, давшим такую директиву. Поведение родителей бессознательно «выдает» их воспитательные установки. В частности, их можно наблюдать в директивах, которые могут стать объектом внимательного изучения и помощи родителям (при необходимости) в коррекции поведения. Психолого-педагогическая работа требует осознанной фиксации фактов. Прежде чем регистрировать явление, необходимо знать его сущность и проявления. Как выглядят родительские установки в повседневной жизни? Возможно, в виде таких часто повторяющихся фраз, как: «Горюшко ты мое», «Глаза бы мои на тебя не глядели», «За что мне такое наказание?», «Что ты ведешь себя как маленький?», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?» и т.п. Возможно, на память не приходят никакие такие фразы, но в жизни всякий раз, когда нужно начать важное дело, оно откладывается на последний момент и выполняется либо без удовольствия, либо в страшной спешке. Или человеку не составляет труда что-то сделать для другого, а себе он не в состоянии помочь. Или человек трудолюбив, старателен, но в жизни чрезвычайно «невезуч»: все лопается в последний момент как будто по независящим от него причинам. Или во взаимоотношениях с другими человек постоянно оказывается в роли жертвы, которую все обманывают и бросают. И, наверно, всем знакомы люди, которые на работе постоянно жалуются на головную (другую) боль, а когда им предлагают помощь (отпускают домой, предлагают лекарства, совет, врача), они отказываются, оставаясь при своем.
Конечно, дело не словах, которые слышит ребенок с детства, дело в регулярно повторяющихся затруднительных для человека (но не для других) ситуациях, в способе мышления. Это результат скрытого родительского «обучения», впервые описанного американскими психотерапевтами Гоулдинг М. и Гоулдинг Р. и названного ими «родительскими директивами». Их выделено 12, но каждая имеет не один вариант (таблица 4). Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна, ребенок не выдвигает родителям требования (по крайней мере, до определенного возраста, и то, возможно, научившись этому у самих родителей, по их примеру): «Я буду любить тебя, если ты…». Опознание скрытого родительского обучения в потоке обыденной жизни и понимание сути этого программирования, может помочь родителям и педагогам скорректировать процесс воспитания и развития ребенка, сделать его гармоничным. Директивы отличаются от морали тем, что если последняя сознательна, то к помощи первых родители прибегают а) потому что и их так воспитывали, б) потому что они не умеют по-другому управиться со своим ребенком. Поэтому избежать директив трудно, но зависимость от них не фатальна.
Воспитание в семье ребенка с проблемами развити я
1. Проблемы в развитии, причины, виды (наследственные, врожденные, приобретенные). 2. Нужды ребенка с проблемами развития (любовь и поддержка в семье, удовлетворение потребностей и комплексная помощь в коррекции развития, адекватные воспитательные мероприятия). 3. Нужды родителей, воспитывающих ребенка с проблемами в развитии. Традиционно: требования и назидания, поучения со стороны персонала учреждения, его специалистов. С одной стороны это правильно, потому что родителям нужна квалифицированная помощь, научение. Но, с другой стороны, часто эмоциональное состояние родителей игнорируется (чувство вины, обида, тревога, злость, неустроенность, жалость, растерянность, усталость и т.п.). Отношение к таким семьям со стороны общества и его представителей определяет характер взаимодействия родителей с ребенком.
4. Взаимодействия родителя с персоналом. Желательно выстраивать их с учетом нужд и переживаний родителя. Заносчивость, неприветливость, нежелание слушать педагога, обвинения педагогов, обидчивость, вязкость – как примеры поведения родителей. Как не «заразиться» подобными эмоциями и распознавать защитные формы поведения родителей. 5. Сложную проблему представляет отцовство. В большинстве семей отцы отстранены от воспитания детей или самоустраняются. Часто у отца нет навыка налаживания контакта с ребенком, его собственный отец с ним в детстве не играл). Особенности воспитания в семье детей с проблемами развития. Привлечение отцов к семейному воспитанию. Семья как система. Взаимозависимость родительских и детских проблем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|