Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На сотрудничество с детским садом




Знакомство, конечно, процесс двусторонний. Родители знакомятся с детским садом на стадии выбора дошкольного заведения для своего малыша. В этот период большинство из них активны, деловиты и предприимчивы, они очень заинтересованы в получении ответов на важные для себя вопросы. Но вот выбор детского сада сделан. Группы набраны, и наступает очередь коллектива детского сада знакомиться с вновь набранными воспитанниками и их семьями. Мотивация в получении информации теперь выше у персонала детского сада, многие просьбы воспитателей начинают восприниматься родителями как неизбежная, но досадная необходимость. Такое несовпадение фаз заинтересованности друг в друге семьи и коллектива детского сада, конечно, создает проблемы, к счастью, преодолимые. От того, насколько хорошо будут поняты запросы и настрой каждой стороны, будет зависеть комфортность и польза пребывания ребенка в дошкольном учреждении на протяжении ближайших 3 – 4 лет, очень ответственных для развития малыша.

 

Примерное содержание вопросов родителям

 

1. Каким бы Вы хотели видеть отношение сотрудников к себе, как родителю?

2. С вашей родительской позиции: А - насколько (или чем) персонал осложняет Вашу жизнь? Б - Как он мог бы облегчить Вашу жизнь?

3. Чему, на Ваш взгляд, персонал может научиться у родителей?

4. А чему Вам хотелось бы научиться у воспитателей?

5. В какой форме Вы хотели бы (или могли бы) участвовать в совместной работе по воспитанию?

6. Что понравилось бы (или нравится) Вам как родителю, участвующему в работе дошкольного учреждения?

7. Если это не делается, то, по-вашему мнению, что для этого необходимо?

 

Полезно в конце каждого учебного года проводить опрос, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей. Например.

Уважаемые мама и папа!

Прошел учебный год, в течение которого ваш ребенок посещал детский сад. Конец года – традиционное время подведения итогов.

Сотрудникам детского сада в целях дальнейшего планирования работы важно узнать ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей в целом и ребенком в частности. Ваши ответы могут быть анонимными, по вашему желанию.

Заранее благодарим за участие.

С уважением, администрация.

1. Кем Вы приходитесь ребенку (нужное подчеркните или напишите): мама, папа, бабушка, дедушка, ______________________________________________.

 

2. Что Вас больше всего привлекает в детском саду (выберите 3-4 пункта)?

· Хорошая организация питания.

· Хорошая организация режима.

· Работа по укреплению здоровья детей.

· Хорошее состояние территории для прогулок.

· Хорошее отношение ребенка к воспитателю.

· Высокий уровень материально-технического оснащения.

· Хорошие отношения между детьми в группе.

· Высокий профессиональный уровень сотрудников.

· Детский сад неподалеку от дома (работы).

· Результативная работа по коррекции речи ребенка.

· Подготовка к школе.

· Психолого-педагогические консультации для родителей.

· Возможность участвовать в жизни детского сада.

· Другое___________________________________________________________.

 

3. На каких тематических вечерах для родителей Вам удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их названия__________________________________________

 

4. Какие причины не позволили Вам побывать на всех тематических вечерах для родителей? (пожалуйста, отвечайте откровенно, как есть)_____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Что Вам нравится больше всего в таких тематических вечерах?_______

_______________________________________________________________

 

6. Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была еще выше?_____________________________________________________

_______________________________________________________________

 

7. Какие темы Вы обязательно бы пришли обсудить?__________________

_____________________________________________________________________

 

8. На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворение от общения с персоналом:

1_________________________________________________10

 

9. С кем из специалистов Вы хотели бы встретиться? (поставьте «галочки»)

· Логопед

· Психолог

· Психоневролог

· Воспитатель

· Психиатр

· Ни с кем

· Со всеми

· Другое__________________________________________________

Родительские собрания как форма работы с семьей.

Одна из задач общения – раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства, дать родителям информацию, а перед этим заинтересовать их в её получении и понять, какой именно информации недостает им. Для этого (помимо диагностического этапа) совместно с логопедами, педагогами разрабатывается тема предстоящей встречи, предварительно спланированной в учебном плане, обсуждаются фрагменты занятий с детьми по данной проблеме, обсуждается, кому лучше (воспитателю или специалисту) показать занятие. Так, показ фрагментов занятия, стал важным элементом работы с родителями.

Традиционно в детских садах собрания с родителями проводятся 2 - 3 раза в год. Они включают в себя организационные вопросы и встречи с логопедом или психологом. С них начинается знакомство и работа с родителями. Консультации, советы, ответы на вопросы – вся эта работа персонала является текущей, повседневной в группах при общении воспитателей с семьей. Одни воспитатели беседуют планомерно и регулярно, другие – по необходимости, по мере возникновения проблемы, да и то, если есть контакт с родителями. В работе детского сада встречи с родителями могут быть поставлены на научную основу, возведены в ранг систематических (как известно, ритм, режим благотворно влияет на человека).

Перечень тем родительских собраний.

 

Темы собраний Примечание Группа
    Младшие и средние Старшие Подготовительные
1. Ребенок с проблемами речи в семье План С. 76      
2. Психологические особенности ребенка дошкольного возраста Конспект С. 107      
3. Движение и речь План С. 73      
4. Мы готовимся к школе        
5. Уроки вежливости и красоты Конспект С. 95      
6. Эмоциональная жизнь ребенка в раннем возрасте Конспект С. 98      
7. Что такое готовность ребенка к школе Конспект С. 88      
8. Влияние внутрисемейных отношений на личность ребенка        
9. Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка Конспект С. 100      
10. Экология и мы Конспект С. 82      
11. Воспитание привычек у ребенка Конспект С. 84      
12. «Как наше слово отзовется…» План с. 79 Конспект С. 106      
13. Развивающий предметный мир Конспект С. 104      
14. Физическая культура вашего малыша Конспект С. 109      
15. Готовы ли вы стать родителями первоклассника?        
16. Родители – гиды на пути познания. Конспект С. 91      
17. Из чего складывается трудолюбие Конспект С. 92      
18. Сила радости Конспект С. 94      
19. Понимаем ли мы друг друга? Конспект С. 86      
20. О дисциплине и дисциплинированности.        
21. Семейные традиции и досуг в семье.        
22. Воспитание ребенка средствами родного языка, народного творчества. Конспект С. 111      
23. Что нам жать от школы?        

 

Планы проведения родительских собраний.

Младшие и средние группы.

План родительского собрания

«Движение и речь».

ЦЕЛЬ: показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические и спортивные упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе и к последующей активной творческой деятельности.

Оборудование и наглядность:

v Оформлен спортивный уголок (подобраны спортивные игрушки, атрибуты), который можно организовать и дома.

v Материал для ознакомления родителей, подготовленный инструктором по физкультуре «Нетрадиционные занятия по физкультуре – средство коррекции речевых нарушений».

v Лозунг: «Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Во всех формах организации физического воспитания детей (занятия, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность и т.п.) направляется на воспитание мыслящего, сознательно действующего в меру своих возрастных возможностей ребенка» (Программа воспитания ребенка в детском саду «Истоки»).

v Сведения о детях (вес, рост и др.).

v Методическая литература по физическому воспитанию детей.

v Памятка.

 

Подготовительная работа:

v Составление программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями и физкультурным работником.

v За две недели до встречи с родителями в группах и на общем стенде вывешивается объявление - приглашение.

От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Уважаемые родители!

Приглашаем вас в спортивный зал на встречу по теме «Движение и речь». Вы не только узнаете о физическом здоровье и развитии своего ребенка, но и увидите фрагменты нетрадиционных занятий по физкультуре!

В программе:

1. Вступительное слово заведующей садом.

2. Фрагменты занятий по физкультуре.

3. Антропометрические сведения о каждом ребенке (составленные медсестрой).

4. Беседа с психологом.

Очень рады будем видеть вас!

Программу ведет педагог дополнительного образования.

Встреча состоится 30.03.1999 г. в 16.30.

 

1. Консультант-педагог перед встречей:

v Предлагает родителям познакомиться с оснащением спортивного зала, кабинетом массажа, значением ламп Чижевского в оздоровлении ребенка.

v Обращает внимание на образец создания дома спортивного уголка: какие спортивные игрушки необходимо иметь дома.

v Напоминает родителям о способах закаливания детей (например, ходить дома в облегченной одежде, гольфах, носочках, с закатанными рукавами), рассказала о мероприятиях, проводимых в детском саду (например, полоскание горла водой комнатной температуры после дневного сна).

v Предлагает ознакомиться с данными и сведениями о состоянии здоровья детей за I полугодие, представленными на стенде наряду с фотографиями детей, сделанными во время спортивных игр, состязаний, занятий физкультурой.

2. Встречу открывает заведующая, которая рассказывает о новациях в работе, знакомит родителей с программой встречи и представляет инструктора по физкультуре, присутствующих специалистов.

3. Показ фрагментов занятий в средних группах №4 и 8 и младшей группе №1.

4. Выступление психолога. Тема:«Физическое развитие ребенка» (см. конспект на с. ____).

5. Ответы на вопросы родителей.

Продолжительность встречи 50 минут.

 

П А М Я Т К А

 

Пример взрослых, окружающая среда и вся обстановка

представляют важные факторы для развития

высшей нервной деятельности. В атмосфере недовольства,

волнений, раздоров возникают самые разнообразные формы

детских неврозов, а спокойное гармоничное

окружение ребенка есть лучшее средство для

формирования твердого, законченного характера.

(Н.И. Красногорский

«Высшая нервная деятельность ребенка»).

Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования в школе и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте. Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем, что помогает лучшему восприятию и запоминанию. У детей развиваются все психические процессы (мышление, воображение, речь и др.), а также мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.).

Поэтому:

v Учите детей играть в спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис и др.) и выполнять элементы спортивных игр (хоккей, футбол, волейбол и др.).

v Постарайтесь дома, на даче иметь любой спортивный комплекс (качели, стенку, стойки и т.п.), так как это способствует совершенствованию двигательных навыков.

v Формируйте навык правильной осанки в положении сидя, стоя и в ходьбе.

v Прививайте первоначальные навыки личной и общественной гигиены (мытье рук, забота об одежде, обуви, поддержание в чистоте игрушек и др.).

v Дети должны знать название частей тела, направление движения (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево, кругом и др.).

v Закрепляйте знания о явлениях природы, общественной жизни, повадках животных, птиц, насекомых в процессе занятий физическими упражнениями, так как в игровом процессе у детей развивается воображение, уточняются представления (дети воображают себя зайкой, птичкой и т.п.), которые подкрепляются игровыми действиями самих детей и сопровождаются радостным настроением.

v «Формирование эмоций ребенка дошкольного возраста обусловлено организацией деятельности. Значимая для ребенка деятельность не только обусловливает её усвоение, но и формирует отношение к ней, проявляющееся в эмоциональном переживании. Значимая деятельность означает запечатленную в ней какую-то потребность» (Лернер И.Я. «Дидактические основы методов обучения»).

Старшие группы.

План родительского собрания

«Особенности воспитания в семье

ребенка с проблемами речи»

 

Цель: раскрыть перед родителями важные стороны психического развития ребенка-логопата 5 - 6 лет; показать приемы работы и воспитания таких детей в условиях детского сада; раскрыть возможности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания.

Оборудование и наглядность:

v Зал оформляется рисунками детей и работами оригами.

v На стене лозунг «Кто не может взять лаской, тот не может взять и строгостью» (А.П.Чехов).

v Стенд с фотографиями детей старших групп в процессе их занятий оригами на тему «Что такое оригами?» Подбор педагогической литературы по проблемам воспитания ребенка с нарушениями речи для родителей и специалистов.

v Памятки для родителей.

 

Подготовительная работа:

v за месяц родителям было предложено заполнить анкету «Мой ребенок и его индивидуальные особенности» (см. с.67);

v с воспитателями старших групп обговаривается тематика предстоящей встречи, продумывается программа открытого просмотра из фрагментов программных занятий с детьми;

v по числу родителей заготовить Памятки, которые раздаются в конце встречи;

v За 2 недели до встречи с родителями в группах и на общем стенде вывешивается объявление–приглашение.

 

Уважаемые родители!

Мы хотим, чтобы время, которое Ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем Вас 28.02.1999 г. в 16.30 на встречу с психологом, логопедом и педагогами, где побеседуем об особенностях воспитания ребенка с проблемами речи.

 

В программе:

1. Вступительное слово заведующей детского сада.

2. Выставка детских работ по изодеятельности «Зимующие птицы»;

3. Фрагменты занятий оригами, логоритмикой, тренингу выразительной мимики;

4. Беседа с психологом.

Программу ведет педагог дополнительного образования.

Ход собрания:

Перед началом встречи в зале родителей встречает и приветствует ведущий. Он знакомит родителей с материалами стендов, детскими работами, авторской выставкой работ оригами. Обращает внимание на литературу по теме встречи. Ведет подготовительную работу по организации восприятия родителей фрагментов занятий по логоритмике, отмечает то важное, на что следует обратить внимание и взять на вооружение.

1. Встречу открывает заведующая детским садом, представляющая родителям присутствующих специалистов и педагогов. Она знакомит с программой проведения встречи, благодарит родителей за активность и помощь в подготовке к встрече, за представленные работы оригами и ответы на вопросы анкеты.

2. Показ фрагментов занятий:

v группа №3 «Игровые упражнения на мимику, пантомимику и жесты», которые направлены на тренировку умения распознавать эмоциональные состояния. Дети озвучивают свои работы оригами «Зимующие птицы» чтением стихотворений:

 

За моим окошком сказочные ели.

На ветвях зеленых тихо спят метели,

Лихо скачут белки, поползни снуют,

О весне синицы песенки поют.

 

В снежный мех сосна одета,

А на ветках – красно лето!

Это стайки снегирей,

Словно яблоки висят.

 

v Группа №9 показывает фрагмент занятия оригами. Дети выполняют несколько работ и поют частушки на тему: «Что такое оригами».

v Группа №2 показывает фрагмент занятия логоритмикой. Музыкальный работник рассказывает о значимости таких занятий, которые способствуют коррекции речевого развития детей с логопедическими нарушениями.

3. Выступление психолога « Ребенок с нарушениями речи в семье» (см. конспект).

4. Ответы на вопросы и проведение индивидуальных консультаций по окончании встречи.

Продолжительность встречи 60 минут.

 

П А М Я Т К А

Все приобретения детства значительны, и богатство их содержания будет зависеть от нас, взрослых.

Самые чуткие, самые близкие ребенку люди - родители, бабушки, дедушки - помогут ему воплотить реальные явления в сказочные сюжеты, различные фантазии, игру и всегда находятся рядом. Дети от природы наделены яркими способностями, надо лишь постараться, как можно раньше создать максимально благоприятные условия для их развития.

Напоминаем Вам, дорогие мамы и папы:

v При разговоре с ребенком слушайте его внимательно, не перебивайте;

v Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений;

v Объясняйте задания просто и понятно, при этом проявляйте свой интерес;

v Развивайте любознательность и воображение, поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

v Поменьше критикуйте и поправляйте ребенка, замечания делайте с юмором;

v Искренно радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение!

 

Содержание стенда «Об Оригами»

1. История оригами.

2. Лев Толстой и оригами.

3. Схемы международных условных знаков для занятий оригами.

4. Об орнаментах оригами.

5. О Якко-сан – традиционном японском клоуне – веселом бумажном человечке.

6. Лечебные свойства оригами. Терапия.

7. О носи – старинном классическом конвертике для подношения даров. (Традиции, обычаи японского искусства).

8. О кусудамах – волшебных шарах – декоративном японском изделии. Шарообразные конструкции.

9. О цуру – японских журавликах, символизирующих удачу и долголетие.

10. Стихотворения, пословицы об оригами.

 

Подготовительные группы.

План родительского собрания

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…»

Цели: дать мамам и папам знания, которые помогут им «повернуться лицом» к ребенку, заложат умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка. Научить родителей методам и приемам, которые применяются в воспитательном процессе дошкольного учреждения.

Оборудование и наглядность:

v За две недели до начала собрания провести анкетирование родителей.

v Зал оформляется детскими работами (рисунками) на тему: «…Все, что только видит глаз/ И над нами, и под нами./ И все, что в памяти у нас,/ Озвучено словами…»

v Лозунг: «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках в сказке, игре, в собственном творчестве, красоте» (В.А. Сухомлинский).

v Стенд «О слове» с фотографиями детей за работой.

v Демонстрационный материал для показа фрагментов занятий.

v Заготовка необходимого числа Памяток и Анкет (см. с.81).

 

Подготовительная работа:

v Продумывание программы показательных фрагментов, обсуждение целей и задач воспитателями совместно с психологом, логопедами и физкультурным работником.

v За две недели до встречи с родителями в группах и на общем стенде вывешивается объявление–приглашение.

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!!

Вы хотите, чтобы ваш ребенок рос общительным, чтобы он правильно произносил звуки и слова, свободно строил предложения, чтобы его речь была богатой и выразительной? Приглашаем вас на вечер вопросов и ответов «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…».

Программа:

Ø Вы встретитесь с психологом и педагогами, которые поделятся профессиональными секретами.

Ø Увидите фрагменты занятий по развитию речи, звуковой культуре, познакомитесь с педагогической литературой, играми-пособиями по развитию речи.

Ø Узнаете много интересного, познакомившись с материалами стенда «О слове».

Ø Будете приятного удивлены выставкой рисунков своих детей!

Ждем вас 24 октября в 16.30!

Программу ведет педагог______________________

 

Ход встречи.

1. Родителей в зале встречает ведущий, который:

Ø знакомит родителей с выставкой детского рисунка;

Ø предлагает методическую литературу по воспитанию детей, знакомит с новинками книжного рынка по данной тематике;

Ø обращает внимание на содержание стенда;

Ø напоминает об особенностях показа фрагментов занятий, их целях; на что следует обратить внимание.

2. Встречу открывает заведующая, представляющая программу встречи и присутствующих специалистов родителям. Далее она благодарит за полные и искренние ответы на анкету, кратко резюмирует полученные сведения.

3. Показ фрагментов занятий логопеда по развитию речи в группе №6 по теме «Всему название дано - и слову и предмету».

4. Следующий фрагмент занятия по звуковой культуре проводит логопед (группа №7). Демонстрация игры: «Слово делится на части, / Ах, какое это счастье! / Может каждый грамотей / Делать слово из частей!».

5. Группа №5 показывает фрагменты занятия на тему: «…А Вам не хочется,/ Чтоб кто-то вдруг/ Вас проводил такими вот словами:/ О! Да хранит вас небо, милый друг,/ И благоденствие да будет с Вами!». Цели упражнений – отработка навыка использования вежливых слов в обращении со взрослыми, друг с другом; формирование навыков уважительного отношения к окружающим.

6. Слово психологу. Беседу-диалог с родителями. Тема: «Как наше слово отзовется» (см.конспект на с.106). Ответы на вопросы родителей. Консультации индивидуальные по окончании встречи.

7. В конце занятия родителям предлагаются памятки «Что необходимо знать и уметь ребенку к школе подготовительной группы».

Продолжительность встречи 55 минут.

 

П А М Я Т К А

«ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»

1. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

2. Знать великих русских поэтов и писателей (А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.А. Есенина, Ф.И. Тютчева и др.) некоторые их произведения для детей.

3. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке.

4. Запомнить и назвать 6 - 10 предметов, картинок, слов.

5. Различать гласные и согласные звуки.

6. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков с помощью хлопков, шагов, в словах типа «мак», «дом», «дубы», «сани», «осы», «зубы» и т.п.

7. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (30 - 35 минут).

 

Анкета

1. Ф.И. О. родителей.

2. Задает ли вам ребенок вопросы? Много ли их? К каким областям жизни они относятся (природа, техника, искусство, взаимоотношения людей, спорт, др.)?

3. Любит ли ребенок фантазировать? Каковы темы его фантазий или действий?

4. Сочиняет ли рассказы, стихи? Рассказывает ли о переживаниях, пережитых впечатлениях, снах?

5. Укажите, кто из членов семьи больше других уделяет внимания ребенку и как занимается с ним?

6. Удается ли вам регулярно читать ребенку книги? Какие книги любит ваш ребенок?

7. Считаете ли вы, что у ребенка есть творческие способности? Какие?

8. Каким бы вы хотели видеть будущее своего ребенка?

 

Содержание стенда «О слове»

 

1. Высказывания о слове К.С. Аксакова, В.А. Сухомлинского.

2. Стихотворения о слове, о словах Я. Козловского, И. Михайлова, Н. Заболоцкого, Ф. Тютчева, Н. Гумилева.

3. Высказывания из Евангелия от Иоанна.

4. Информация о формировании способов словообразования.

5. Речевые игры, игровые упражнения, способствующие воспитанию звуковой культуры речи, формированию грамматического строя.

6. Советы, рекомендации родителям.

7. Пословицы о слове В.И. Даля.

План-конспекты для психолога.

Примерные план-конспекты выступления психолога

на родительских собраниях.

Тема «Экология и мы»

В канун XXI века народы мира решают вопросы, затрагивающие интересы всего человечества. Одна из главных проблем – экологическая. Если взрослый человек испытывает зависимость от природы, то ребенок погружен в эту стихию в ещё большей степени, ведь он еще учится управлять собой, чтобы изменять окружающую его природу и свою собственную. И в этом он зависит от взрослых. Именно в детстве человек повышенно внимателен к отношения окружающих к чему бы то ни было. Задача сегодняшнего дня – воспитать планетарный патриотизм у детей. И это совсем не громкие слова. Это норма выживания, основа самоуважения.

Физическая активность ребенка – естественная потребность в движении, преодолении препятствий. Процедуры закаливания в детском саду и дома, укрепление здоровья – важные шаги в экологическом воспитании.

Психическая активность – это деятельность, направленная на познание окружающего мира, в том числе самого себя, своих отношений с другими. Все виды психической активности формируют личность ребенка. Важное значение имеет понимание ребенком того, что человек, живущий в обществе, имеет права и обязанности перед окружающим миром и населяющими его людьми. Что такие абстрактные слова как «духовность», «ответственность», «нравственность» в повседневной жизни имеют вполне конкретное проявление. Дети дошкольного возраста очень интересуются образцами поведения. Психологи знают о явлении «импринтинга» – запечатлении. Взрослые своим примером обучают ребенка правилам поведения в возрасте 3 - 4 лет у малыша осуществляется запечатление образцов поведения и взаимодействия окружающих.

Поэтому во взаимоотношениях тоже должна быть экология: чуткость, вежливость, забота и внимание, бережное отношение к чувствам и мыслям другого, бережное отношение к вещам и предметам. Поведение окружающих по отношению к ребенку вызывает у него разнообразные чувства – радость, гордость, обиду и многое другое. Уметь адекватно проявить свои чувства, рассказать о них, не обижая собеседника, настоять на своем или тактично уступить – все это можно рассматривать как экологию чувств, как поведение, сберегающее собственное и чужое здоровье, улучшающее качество жизни.

Экология пространства – это тоже обучающая ситуация: не сорить, не шуметь, эстетичное оформление помещения, не зашумленная обстановка (гармония линий, красок, стиля; чистота и порядок, отсутствие «лишних» вещей и предметов), культура громкости звука (речи, музыки, телевизора и др.).

Если внимательно относиться к потребностям ребенка, то вырастает человек с чувством собственного достоинства, уважающий окружающих, их собственность. Очень важно обращать внимание на усилия, которые прилагает ребенок (именно на усилия, старания, а не только на результат), чтобы научиться быть отзывчивым, помогающим, заботливым как по отношению к себе, так и по отношению к миру с населяющими его людьми. Поощрение может быть разнообразным и не обязательно материальным. Например, не стоит забывать о развивающей силе чувства взрослости. Эффективной мерой поощрения в семье может стать поощрение путем расширения прав ребенка: награждение почетной обязанностью, делом, для которого ребенок уже вполне «взрослый». Наказание должно носить, пожалуй, ещё более творческий характер, ибо обычно наказание фиксирует неверный поступок. А должно наказание направляться на внутренние причины, которые привели ребенка к ошибочному действию. Тогда то и оказывается, что не так уж много детских поступков требуют действительно наказания, но такой подход требует терпения, мудрости и экологичности от взрослого. Наказание не должно быть частым, чтобы негативное поведение не получало подкрепления (фиксируя свое внимание на проступке ребенка, мы тем самым фиксируем и внимание ребенка на этом действии, таким образом, осуществляется тренировка того, чего на самом деле хотим избежать). И тогда малыш быстро усваивает, что внимание родителей можно привлечь лишь наказуемым поведением, а вот старания быть лучше никак не подкрепляются (взрослый часто убежден, что так и должно быть – ребенок обязан быть хорошим, знать как это делается, всегда стараться и вообще уметь это делать без всякого напоминания). Для ребенка чрезвычайно важно отношение родителей к его победе над самим собой! Ценно уважение взрослого к поступку малыша, который в чем-то преодолел себя, поборол желание что-то оставить только себе! В одном из интервью З.Гердт рассказывал, что будучи молодым человеком, однажды он прогуливался с компанией сверстников по московским дворикам и, докурив сигаретку, захотел очень изящным, эффектным движением выбросить её в мусорный бак так, чтобы это увидела вся разнополая компания. Ему удалось выполнить задуманное, только никто из ребят этого не увидел. Разочарование трудно передать: эта невозвратность, горечь упущенного момента! И в этот миг из открытого окна раздается звонкий, счастливый голос все понявшей женщины: «Я видела! Я видела!».

Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребенка. Воспитывает малыша не столько отрицательное, сколько положительное подкрепление. И эти аспекты составляют экологию отношений (воспитания).

 

Тема «Воспитание привычек у детей»

Особая трудность воспитания в том, что его ошибки, неправильности становятся заметными не сразу. Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются каждодневно (это автоматизация действия). Привычка – потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки, посуду и многое другое).

Навык прокладывает путь привычке, облегчает её возникновение: ребенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись владеть иглой, создает привычку быть аккуратным; научившись готовить – привычку обеспечивать себя ужином, завтраком.

Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать карандаш, неправильно говорить).

Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? Помните, что воспитание привычек нужно начинать как можно раньше. К 3 – 4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка (не ест, хотя голоден, так как привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, так как нарушены привычные условия засыпания, др.). Так незаметно для родителей образуя некоторый фундамент будущей личности ребенка.

Ребенок 3 – 4 лет должен уметь сам раздеваться и иметь привычку аккуратно складывать свои вещи, ставить на место обувь. К 7 – 9 годам убирать за собой после еды и мыть посуду. К 10 – 13 годам овладеть видами физкультуры (утренняя зарядка, лыжи, коньки, плавание) и иметь устойчивую привычку заниматься спортом самостоятельно, без напоминания.

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Взрослые должны очень внимательно относится ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родители вовремя заложить хорошую привычку – и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

Привычки воспитываются делами. Действие превращается в привычку, если результат приводит к удовольствию (одобрению, похвале, помощи, поддержке). Неудачи, неприятности мешают образованию привычки. Большинство действий носит бытовой характер (например, уход за животными и растениями), приносит детям большое удовлетворение, и благодаря наглядному положительному результату эти действия быстро становятся привычными.

Родители должны лишь позаботиться о том, чтобы этот результат был хорошо заметен детям. Для выработки привычки особенно важны первые впечатления, связанные с выполнением или невыполнением действия.

Ребенка нельзя принуждать к еде. Впоследствии это может привести к тому, что ребенок не сумеет отличить свои, истинные желания от чьих-то посторонних (сложилась привычка подчиняться вопреки своим ощущениям). Позднее взрослые недоумевают: почему он курит? Ведь это так вредно! Почему она ни к чему не стремится? А потому что детство – время бессознательных обобщений: отрицательное отношение к еде легко переходит в негативное отношение ко всему и всем.

Дома ребенку необходимы не игрушки, не мороженое, не «видики», а мама и папа в чистом виде и со-бытие! Учиться вместе с ребенком превращать «надо» в «хочется». Уборку, готовку и проч. можно превратить в домашнюю лотерею с призом-сюрпризом. Игра - это единственный способ для ребенка стать взрослым, оставаясь ребенком. Для взрослых – это единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми.

Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во-первых, следует определить причину привычки и упорно её устранять. Во-вторых, дело часто не в безволии, а в неумении найти средство противодействия дурной привычке.

Распространено заблуждение: привычку надо разрушить. Искоренить. Каждая привычка отвечает какой-то потребности. С течением жизни меняются потребности, и жизненный опыт подсказывает, что некоторые привычки с годами исчезают, привычки не вечны. Потому что когда исчезает потребность, лежащая в основе привычки, (либо она удовлетворяется, либо перестает быть актуальной), привычка бесследно исчезает. Наказание очень редко приводит к исчезновению привычки.

Воспитание привычек не должно прои

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...