Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Опрос родителей как выявление их запросов и ожиданий.




Одним из способов выяснения запросов семьи является метод опроса. Примерное содержание вопросов (см. с. 69).

1. Каким бы Вы хотели видеть к себе отношение сотрудников, как к родителю?

2. С вашей точки зрения - А: насколько (или чем) персонал осложняет Вашу жизнь? Б: как он мог бы облегчить вашу жизнь?

3. Чему персонал может научиться у родителей?

4. Чему Вам хотелось бы научиться у профессионалов?

5. В какой форме Вы могли бы и хотели бы участвовать в работе учреждения?

6. Что нравится Вам в работе детского сада?

7. Что необходимо для эффективной работы?

8. Что Вы думаете о качестве работы детского сада с родителями на сегодняшний момент?

Анкета должна быть краткой и емкой. Форма вопросов – открытая. Допускается анонимность при ответе. На первом этапе знакомства семьи с ДОУ, родители вправе быть не расположенными раскрываться и признаваться в своих трудностях. Поэтому анкету можно повторять на протяжении как учебного года, так и всего времени пребывания семьи в детском саду. Доверие и более длительное знакомство могут изменить картину. Приведенные ниже ответы родителей могут послужить ориентиром в дальнейшей работе. В 1999 году было опрошено 75 человек. Большую активность проявили мамы и бабушки (90% от общего числа отвечавших). Анализ полученных сведений придает смысл процедуре.

1. 28% родителей довольны отношением к себе со стороны персонала; 62% хотели бы видеть к себе отношение уважительное, доброжелательное, чуткое, равноправное, «как к коллегам»; 8% - «информативным».

2. 63% родителей либо совсем пропускают вопрос, касающийся анализа взаимоотношений с персоналом, либо отвечают, что персонал «не осложняет» им жизнь, что может свидетельствовать и о слабой включенности в учебно-воспитательный процесс, и о низкой рефлексивности родителей. 34% ответов - это благодарности персоналу.

3. По мнению значительной части родителей (47%), их жизнь значительно упростилась бы, если бы режим детского сада изменился в сторону послабления (чтобы можно было попозже забрать детей, не приносить справки из поликлиники и т.п.); 35% ответов относятся к пожеланиям больше иметь информации о ребенке.

4. Этот вопрос вызвал самое большое количество откликов. Большинство родителей (71%) убеждены, что персоналу фактически нечему учиться у родителей. Наиболее распространенные причины: «потому что нечему», «воспитатели сами родители», «воспитатели по образованию должны быть грамотными». Формальные ответы: «всегда есть чему учиться», «Всему, чему захотят» или совсем оставили без ответа этот вопрос. Тем не менее, 38% ответов родителей содержит предположение, что персонал мог бы узнать у них об индивидуальном подходе, о характере ребенка, об особенностях воспитания в семье. 7% родителей считают, что терпеливое отношение родителей с собственными детьми может быть взято на вооружение воспитателями. Однако большинству родителей (51%) не хватает выдержки, терпения, понимания своих детей, они с удовольствием поучились бы этому у воспитателей. И лишь 2 родителя ответили, что общение с персоналом уже научило их многому.

5. Конкретную помощь детскому саду предлагают всего 6 родителей (8%). Материальную, физическую помощь 17%. Сотрудничество в виде присутствия на открытых занятиях, собраниях, готовность выполнять советы педагогов 8%. Таким образом, родители готовы участвовать в жизни детского сада, но без дополнительных трат времени (11% ответов), а лучше в «совещательной, моральной, общественной форме» или по мере необходимости (31% ответов). Ни в какой форме не хотят помогать (либо не отвечали) 19%. Готовы участвовать в работе родительского комитета 7%.

6. Большинство родителей не знают, что могло бы привлечь их для участия в работе детского сада, либо отвечают, что нет времени (28%). Почти столько же ответов о том, что самое главное для них это положительные результаты в развитии ребенка и информация о ребенке (25%). 12% родителей понравилась бы «активная, творческая работа», «общение с профессионалами», «чтобы замечали результаты работы родителей». Еще 12% родителей нравятся собрания, праздники, открытые уроки. «Нравится все» 5% взрослых, чьи дети посещают детский сад. Некоторые (11%) предлагают дополнить учебно-воспитательный процесс какими-либо (платными или бесплатными) занятиями, организацией культурных мероприятий для детей.

7. Когда речь заходит о конкретных шагах по реализации вышеприведенного, то 46% ответов звучат так: «конкретных советов нет». Вновь «всплывает» фактор дефицита времени (10%) и материальных средств(9%). Ряд родителей (13%) честно отмечают что необходимы их желание (которого, судя по всему, нет) и просьбы, исходящие от персонала. Встречаются единичные ответы:

Ø «в саду все необходимое есть» 6%;

Ø «необходимо информирование родителей в разной форме» 6%;

Ø «необходима материальная основа, в том числе повышение заработной платы персоналу» 9%;

Ø «профессионализм, умение персонала» 4%;

Ø «индивидуальный подход» 1%.

8. 68% опрошенных характеризуют работу детского сада с родителями как «отличную», «хорошую», «без претензий», «нормальную», благодарят персонал. «Удовлетворительным» находят этот аспект работы сада 9 родителей, а «плохо поставленным» 2 человека. Три ответа содержат критику в адрес собственно родителей («все заняты, поэтому работать с нами практически невозможно», «родители разобщены, нет желания работать вместе»).

Таким образом, родители в целом довольны работой персонала (как в отношении детей, так и себя). Четкие и конкретные виды своей помощи детскому саду указывают лишь единицы, большинство родителей настроены позитивно, демонстрируют готовность сотрудничать, но с рядом оговорок (дефицит времени, средств, а то и желания). Четкого представления о системе работы родителей и персонала нет.

Пожелания родителей относительно результатов их совместной с воспитателями и специалистами деятельности выглядят следующим образом:

График №2


Содержание ответов:

1 – научиться у персонала терпению, чуткости, пониманию, приветливости, выдержке 68%;

2 – научиться правильному воспитанию детей – 36%;

3 – научиться методикам обучения; умению правильно организовывать досуг детей – 21%;

4 – выражают готовность выполнять советы педагогов – 8%;

5 - не ответили – 4%;

6 - научиться определять способности детей – 3%;

Как видим, процент неактивных родителей, не ответивших на вопросы, невысок. В целом семья стремится к поиску необходимой информации, и персонал сада является для родителей достаточно авторитетным. Как видно из опроса, родители сознают необходимость и потребность в специальной информации, хотя сформулировать запрос порой им сложно.

Пожелания родителей к личности педагога строятся по принципу взаимодополнительности (комплементарности): родители хотели бы восполнить отсутствие у себя каких-то личностных или профессиональных качеств наличием их у педагога. Из профессиональных качеств педагога родители отметили в первую очередь опыт, эрудицию, любовь к своей профессии. По их мнению, педагогу должны быть присущи такие качества, как самостоятельность в работе, инициативность, изобретательность, стремление к самообразованию, использование нового, передового в своей деятельности. Среди личностных качеств родители выделяют любовь к детям, терпимость, склонность замечать в людях хорошее и доброе и др. Опросы, проводимые в семьях другими исследователями, показывают, что родители всех возрастных категорий, независимо от пола и профессии, отдают предпочтение молодым педагогам: 20 – 30-летним – 56%, 31 – 40-летним – 43,4%. Общая тенденция наблюдается в требованиях родителей к образованию предпочитаемого педагога: предпочтение высшему образованию отдали больше половины опрошенных родителей (55%); сорок пять процентов родителей высказали мнение о том, что важно не столько образование, сколько «педагогическое чутье», «интуиция». 85% родителей выразили отношение к семейному положению предпочитаемого педагога как незначимое. Лишь 15% уверены, что более демократичны и успешны, а значит и более желаемы для их ребенка педагоги, состоящие в браке и имеющие детей.

Сотрудничество с семьей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...