Мотивация на сотрудничество.
Замечено, что стресс, который имеет длительный и постоянный характер и болезненно сказывающийся на самочувствии (социальном, физическом и психологическом) родителей, не проявляется так остро у родителей, чьи дети имеют речевые нарушения, как это отмечается у родителей, воспитывающих ребенка с заметными для окружающих другими отклонениями в развитии (умственная отсталость, ДЦП и др.). Парадоксальным образом этот факт осложняет мотивацию родителей на сотрудничество: ведь внешне дефект не настолько социально порицаем, не вызывает нездорового любопытства окружающих. Но проблемность ситуации родителями осознается, поэтому приводят ребенка в сад коррекционного типа и передают ребенка на попечение специалистов. Активно же содействовать и обеспечивать преемственность коррекционных мер дома не столько не хотят, сколько не считают важным. На любого человека кто-то может оказывать влияние, но принятие решения всегда остается за человеком. Общение – самый привычный способ устанавливать отношения с другими людьми. Информационный обмен интересен и очень сложен: интонации, мимика, жесты, содержание сообщения, - всё дает информацию. Уникальность психологического влияния с помощью общения заключается в том, что каждый человек (будь то взрослый или ребенок) умеет лучше или не лучше других влиять на настроение, поступки и мысли окружающих его людей! У всех есть свои способы воздействия на других: у родителей – на детей, у детей – на родителей и других взрослых, у педагогов – на родителей и детей и т.д. Общение само по себе является деятельностью. Общение может осуществляться по поводу какой-либо деятельности. В детском саду общение персонала и семьи осуществляется по поводу воспитания и образования детей. Связь общения с деятельностью является принципиальной и лежит в основе психолого-педагогических встреч специалистов с родителями воспитанников детского сада. Общение опосредовано деятельностью самих детей, создающей дополнительную опору для эффективного взаимодействия, позволяет вовлечь семью в психолого-педагогический процесс.
Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – возбуждение – чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего эмоцию интереса, существует желание расширить опыт путем включения новой информации. Именно это оживление обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Опираясь на эмоцию интереса родителя, тем самым формируем дополнительную мотивацию посещения учреждения. Поэтому в такие встречи обязательно включены показательные выступления детей, фрагменты занятий, во время которых воспитатель, специалисты доносят до родителей необходимую информацию, предлагаются упражнения, задания, идеи и игры для дома, приглашают на консультации, стимулируют желание обращаться за советами, приглашают поделиться собственным опытом. Влияние как психологическая категория осуществляется посредством общения, его коммуникативной и интерактивной сторон. Это нашло отражение в такой форме, как своеобразные родительские учения, одинаково полезные всем участникам: детям, специалистам, родителям. Роль накопленного багажа знаний в первые годы жизни гораздо значительнее, чем можно себе представить. Если родители это понимают, они гораздо внимательнее относятся к связи между тем, что делают для ребенка они сами и педагоги, и той колоссальной работой, которую совершает ребенок самостоятельно, пытаясь чему-либо научиться. В силу незнания, многие родители не воспринимают своего ребенка как личность до тех пор, пока он не пойдет в школу, а некоторые – и до ухода ребенка из семьи. Множество семейных проблем – прямой результат родительского невежества и непонимания.
План работы с родителями. Примерный план работы с родителями (выписка из годового плана)
Список литературы для родителей. Рекомендуемая родителям литература 1. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. - М.: Знание. - 1990. Информация о значении детских вопросов «почему?» и «отчего?» для развития ребенка. 2. Экман Л. Почему дети лгут? // пер. с англ. - М.:Педагогика-Пресс. - 1993. Виды и мотивы лжи. Почему одни дети лгут больше, чем другие? Возрастные особенности лжи. Как вести себя родителям, если их дети лгут. Ложь детей в неполной семье и другие вопросы. 3. Фромм А. Азбука для родителей //пер. с англ.- Лениздат. - 1991. Это букварь для взрослых, в статьях от А до Я рассматриваются самые разные проблемы: близнецы, бранные слова, страхи, половое воспитание, соска, соперничество, чрезмерная живость, развитие речи, неуверенность в себе и многое другое.
4. Миронов А.И. Критические периоды детства. - М.: Знание. - 1979. В развитии не обойтись без временных трудностей. Какие они, как к ним лучше подготовить себя и ребенка? Как понять – мы имеем дело с временными проблемами или с нарушениями развития? 5. Чейпи Д. Готовность к школе // пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс. - 1992. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. Советы родителям: как разговаривать с ребенком, как и во что лучше поиграть; какие существуют показатели готовности к чтению; как научить малыша думать и множество практических простых занятий и советов. 6. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума // пер. с англ. - М.: Педагогика. – 1990. Чудесное понимание родительских трудностей, мягкий юмор и профессионализм автора помогают родителям правильно понять причины негативного поведения ребенка, сохранив психическое здоровье детей и родителей. 7. Матейчик З. Родители и дети // пер. с чеш. - М.: Просвещение. - 1992. С любовью повествуется о семье и её роли в развитии ребенка. Автор, профессор психологии, рассказывает о ребенке-младенце, дошкольнике, младшем школьнике, подростке, рассматривая целый веер проблем, очень знакомых, типичных, повседневных, но психологический анализ позволяет увидеть их в новом свете. 8. Корчак Я. Как любить ребенка // пер. с польск. - М.: Политиздат. - 1990. Что значит уважать своего ребенка? Как должны вести себя родители, чтобы не отнять у ребенка право быть самим собой? Опытный и всемирно известный педагог делится своими наблюдениями о наказании, о развлечении детей, о способностях детей, о здоровье и многом другом. 9. Кэрролл Л., Таубер Д. Дети «Индиго» //пер. с англ. - М.: София. - 2001. Многолетние наблюдения и практический опыт психологов дарят общественности этот труд-размышление о новом поколении детей: свободолюбивых, интеллектуальных, требующих постоянного внимания, не переносящих унижения, наказания и фальши. Как общаться с такими детьми? Какие рекомендации уже разработаны специалистами, облегчающие взаимопонимание детей и родителей? Ответы на эти и другие вопросы Вы встретите в этом научно-популярном издании.
10. Паркинсон К.Н., Растомджи М.К., Паври С. Дети. Как их НЕ воспитывать. // перевод А.Лебедева.- СПб: Макет. - 1992. В книге 11 глав о том, как родителю взглянуть на себя со стороны, о поощрениях и наказания, о манерах, о формировании характера, об игре ребенка, глава «Дети и секс» и другое. Книга забавно иллюстрирована и нескучно написана. 11. Эндри Э., Шепп С. Откуда берутся дети (пер. с англ.). – М.:Аспект-Пресс». - 1992. Издание по половому воспитанию и информации, предназначенное для совместного чтения маленьких детей и родителей. Книга о том, как появляются растения, животные и люди. Книгу отличают оригинальные иллюстрации в виде аппликации. 12. Аглаи М. Все-все-все на твой вопрос: где я был, когда меня не было? М.: Кредо. – 1993. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, участниками которой являются мальчик и девочка, задающие вопросы своим родителям и не только, а потому отправившиеся на экскурсию в Институт Человека, где их встречает Доктор. В конце книги – комментарии для взрослых «Кое что о взрослых ответах на детские вопросы о том, где я был, когда меня не было» и тест.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|