Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Прогрессивный метод управления разрешением социально-экономических противоречий




Данная глава раскрывает самодвижение форм прогрессивной практики.

§ 1. Трудовая потребительно-стоимостная система целей социально-экономического развития

Чтобы экономику было возможно планомерно развивать, она должна быть суверенной (т. е. рост ее эффективности должен быть приоритетнее локальной прибыли от импорта и экспорта), развитие должно планироваться на основе объективного критерия оптимизации для выбора проектов и расстановки приоритетов, а также необходима надежная организационная форма для использования творческой энергии народа в самом эффективном при имеющемся уровне развития производительных сил направлении (в наше эпоху это направление — развитие производства на заказ, замещающее производство на рынок для неизвестного конечного потребителя). Опыт планирования в СССР, в том числе с помощью автоматизации плановых расчетов, а также опыт западных экономик показывает, что без такого критерия, даже при наличии суверенных экономик и эффективных форм организации инноваций, развитие заходит в тупик, падая жертвой агентской проблемы (бюрократизма, местничества, ведомственности). Критерий же оптимизации планов на основе максимизации превращения рабочего времени в свободное позволяет создать систему взаимоподдерживающих целей развития, в то время как альтернативные подходы (цели устойчивого развития ООН, ESG-регулирование и т. п. ) предлагают лишь наборы благих пожеланий (зачастую спекулятивных).

§ 2. Управление превращением рабочего времени общества в свободное для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов

Раскрывается переход основания прогрессивных изменений (системы целей развития) в их условия (поддержку прогрессивных инициатив, отсутствие поддержки прочих). Задача состоит в том, чтобы не только привлекать, но и выращивать команды для решения предлагаемых им актуальных задач развития.

Систему, в которой передовые исследовательские центры через свои базовые кафедры в университетах, корпорации через свои акселераторы, корпоративные университеты и волонтерство (наставничество), вузы через свои междисциплинарные программы и государство через свои агентства и институты по развитию экономики всех уровней (национальные, региональные и иные), с подключением местных сообществ (деловых и иных) организуют свое планомерное взаимодействие и на этой основе согласовывают свои стратегии развития и поддерживают реализующие их инициативные проекты, мы назовем межотраслевой системой управления знаниями (МОСУЗ). МОСУЗ не является механизмом поддержки развития, не является инфраструктурой, не является социальной или образовательной экосистемой. Она является медиатором, помогающим вовлекать практические знания большого количества людей в решение практических задач и за счет этого развивать общество и саму систему знаний. Таким образом организованное развитие со временем приведет и к изменениям в формах субъектов хозяйственной деятельности — разовьются и усилятся монополии. Постоянное выявление неиспользуемых резервов эффективности в них будет способствовать росту общественных благ (то есть бесплатной инфраструктуры).

Применение такого подхода в государственном секторе экономики неизбежно приведет к его распространению на частный сектор через работу по исполнению заказов государственного сектора.

§ 3. Руководящая идея планомерных социально-экономических преобразований

Данный параграф раскрывает метод осуществления планомерных прогрессивных преобразований. Понимание смысла развития как превращения рабочего времени в свободное дает цель развития — всеобщее благосостояние и свободное всестороннее развитие всего общества и каждого человека. Переход цели развития в руководящую идею (концепцию) — выявление и реализация возможностей для уничтожения различий в положении в производстве людей физического и умственного труда за счет развития производства на заказ. Ближайшее применение руководящей идеи в нашу эпоху — интеграция тех элементов межотраслевой системы управления знаниями, которые в мозаичном виде уже присутствуют (стратегические документы, студии акселерации, междисциплинарное обучение, сообщества…) Сборка этой «мозаики» в планомерно работающий институт даст субъект преобразований. Который сможет организовывать следующие шаги.

Первый из них — решение политической задачи по созданию инновационных консорциумов по оптимизации деятельности целостных территориальных и/или отраслевых комплексов, достижение первых успехов, их пропаганда. Дальнейшие шаги — создание межотраслевой системы управления знаниями, государственного сектора как ядра социально-экономического развития и системы его заказов как агента распространения трудовой потребительно-стоимостной концепции управления развитием на общество в целом. Это будет означать практическое соединение научно-технического прогресса и государственно-монополистического развития.

Глава 4. Ведущая роль государственного сектора в развитии системы народного хозяйства на трудовой потребительно-стоимостной основе

Данная глава раскрывает переход от госрегулирования экономики к государственному управлению развитием за счет совершенствования государственном сектора и максимизации свободного времени общества как цели развития.

§ 1. Преимущества первоочередного развития государственного сектора при государственно-монополистическом капитализме

Потенциал государственного сектора для применения трудового потребительно-стоимостного критерия выбора инновационных проектов создается единой собственностью в этом секторе. Критерий максимизации превращения рабочего времени в свободное создает теоретическую возможность подконтрольности управления обществу.

Условием практической подконтрольности является широкомасштабно функционирующая межотраслевая система управления знаниями. Критерием для выбора пропорций между государственными и частными инвестициями в развитие той или иной отрасли должен быть приоритет насыщения внутреннего рынка перед экспортом. Экспортировать означает производить на мировой рынок, и это допустимо лишь если внутренняя потребность удовлетворена в достаточной мере. Эта мера — оптимальное значение плановых показателей производства по критерию превращения рабочего времени в свободное. То есть частные инвестиции будут больше тяготеть к экспортно-ориентированным проектам, государственные — к удовлетворению внутреннего спроса.

Межотраслевой баланс должен задавать объективно обоснованные пропорции распределения трудовых ресурсов между производством для обмена (на внутреннем и внешнем рынках) и производством для общественного потребления, а также между производством для потребления в стране и для экспорта за рубеж.

§ 2. Необходимость и пути совершенствования государственного сектора экономики как основы народного хозяйства с использованием критерия трудовой потребительной стоимости

Искусственное удешевление воспроизводства рабочей силы в современной России создает прибыль в ее экспортирующих отраслях. Но это уничтожает условия для разработки и внедрения на внутреннем рынке высоких технологий. Если мы хотим создавать их рыночными методами, необходим большой внутренний рынок. Он моделью извлечения прибыли в России не предусмотрен, а напротив, предусмотрено его постоянное сжатие.

Поскольку ТПС-оптимизация означает удешевление потребительных стоимостей, это снизит издержки на воспроизводство рабочей силы в том числе для экспортеров. То есть прямых столкновений с интересами бенефициаров экспортирующих отраслей нет. Зато есть прямая выгода бенефициарам развития госкорпораций, так как предлагаемый путь включает в себя не только применение математических методов для их планомерного развития, но и развитие на основе инновационных проектов. Госсектор при этом становится ядром развития, и ему необходимо научится для этого не только массовым технологиям управления знаниями, но и управлять рисками взаимодействия с внебюджетным сектором. То есть автоматизировать и МОСУЗ, и управление рисками контрактной деятельности.

МОСУЗ, когда она реализована как цифровая платформа — это социальная сеть, распространяющая развивающий контент, причем развивающий не в стихийных направлениях, а в общественно целесообразных. То есть это не маркетплейс, продвигающий продукты к потребителю, а система самоуправления развитием позаказного производства.

Принятие критерия ТПС и отказ от идеи перепродажи инновационных проектов в пользу практики создания инновационных консорциумов, разработки и обновления технологических карт развития, системы поддержки решений о межотраслевой кооперации и системы управления рисками договорной деятельности (то есть улучшения взаимодействия между предприятиями) переведет общество от распыления творческих сил к их концентрации.

§ 3. Свободное время общества — универсальный критерий выбора стратегических планов развития государственного сектора как ядра развития народного хозяйства и соответствующих социально-экономических преобразований на основе трудовой теории потребительной стоимости

В наше время государства и транснациональные монополии ухудшили способность к сотрудничеству. Выходом из этой ситуации мы видим соединение государственно-монополистического развития с научно-техническим прогрессом и расширение базы развития. Этому соединению мешают методики стоимостной оценки эффективности инновационных проектов, из-за специфики которых масса проектов, создающих для общества ресурс для развития, не видна.

Переход от производства на рынок к производству на заказ требует планомерности как в развитии производства, так и подготовке трудовых ресурсов, но усложнение производительных сил требует не просто планомерности, а еще и ее гибкости. Свободное время общества, как накапливаемый ресурс для развития, противоречит интересам капитала. Но не противоречит интересам государственного сектора.

Развивающиеся предприятия госсектора с растущим производственным самоуправлением — путь к выявлению и эволюционному отбору оргструктур, позволяющих наиболее эффективно создавать и сохранять богатство как трудовую потребительную стоимость — свободное время общества. Работа трех систем (МОСУЗ, включая ее программно-аппаратную часть — систему поддержки принятия решений о межотраслевой кооперации, системы управления рисками договорной деятельности, системы заказов государственного сектора), координируемая через исследование влияния альтернативных планов на изменение свободного времени общества, сделает госсектор ядром развития всего народного хозяйства. Все это создаст необходимую гибкость в развитии, возможность отрабатывать лучшие практики и интегрировать их.

Технологические предприниматели могли бы образовать необходимые для этого центры компетенций — проводники идеи применения трудового потребительно-стоимостного подхода для проведения проектов через «долину смерти». Это означало бы для них возможность как организовать планомерное развитие экономики, так и получить за это предпринимательское вознаграждение в виде оплаты за эксплуатацию той интеллектуальной собственности, которую они помогли широко внедрить. Финансистам этот способ обогащения также станет доступен, если они снабдят технологических предпринимателей необходимыми финансовыми ресурсами.

Закономерным итогом станут:

а)  сохранение населения, здоровье и благополучие людей;

б)  возможности для самореализации и развития талантов;

в)  комфортная и безопасная среда для жизни;

г)  достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;

д)  цифровая трансформация экономики.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...