Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Владение банковскими картами.  Более активные в проведении досуга




 Владение банковскими картами

 

Еще один признак, свидетельствующий о причастности к новым практикам поведения, – наличие или отсутствие банковских пластиковых карт. Здесь мы имеем возможность посмотреть динамику процесса по данным РМЭЗ НИУ ВШЭ за период 2006–2016 гг.

 По обеспеченности банковскими картами мы видим заметный разрыв между двумя самыми старшими и тремя более молодыми поколениями. За период 2006–2016 гг. доля обладателей таких карт в мобилизационном поколении выросла лишь с 2 до 21 %, а в поколении оттепели – с 12 до 40 %.

 Три более молодых поколения по данному показателю начали период с чуть более высокого уровня и растут значительно более быстрыми темпами. Доля обладателей банковских карт в поколении застоя увеличивается с 26 до 71 %, в реформенном поколении – с 31 до 81 %, а в поколении миллениалов – с 20 до 77 %.

 Таким образом, по обеспеченности банковскими пластиковыми картами миллениалы отнюдь не лидируют (вероятно, сказывается относительно молодой возраст). Хотя и здесь миллениалы растут быстрее других. На рубеже 2010‑ х годов они обгоняют по доле обладателей банковских карт поколение застоя, а к 2016 г. фактически догоняют соседнее реформенное поколение (рис. 5. 8). Гендерных различий внутри поколения миллениалов в данном случае нет – доли мужчин и женщин, владеющих банковскими картами, растут параллельно, при этом доля женщин всегда чуть выше, чем доля мужчин.

 Приведенные результаты нуждаются в серьезном уточнении. Дело в том, что распространение банковских карт в России еще с конца 1990‑ х годов происходило в основном через зарплатные проекты работодателей. Отчасти это объясняет серьезное отставание двух самых старших поколений, которые в начале периода (2006 г. ) уже находились в пенсионном возрасте. Что же касается сравнительной динамики владения картами у трех более молодых работающих поколений, то их данный фактор затрагивает в меньшей мере[17].

 

Рис. 5. 8. Наличие банковских пластиковых карт по поколениям, 15 лет и старше, 2006–2016 гг. (в %, n = 138 050)

 Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

 

 Более активные в проведении досуга

 

Теперь от цифровизации и новых технологий перейдем к другому важному аспекту поведения – формам проведения досуга. В 2016 г. задавалась серия вопросов: «Как часто за последний год в свободное время, за исключением отпуска, Вы занимались..? » с вариациями подсказок от «Практически никогда» до «Практически каждый день». Для изложения наиболее значимых результатов, в зависимости от формы досуга, мы используем разные измерители частоты – «Практически каждый день», «Не реже раза в неделю» или «Не реже раза в месяц».

 Выяснилось, что ежедневно смотрят телевизор три четверти миллениалов (73 %), в том числе 75 % женщин и 71 % мужчин. Не так уж мало по сравнению с общими разговорами о тотальном уходе молодежи от телесмотрения, но все же меньше, чем во всех других поколениях. Средняя доля активных телезрителей по всей выборке – 81 %, и в целом чем старше поколение, тем чаще они смотрят телевизор. В реформенном поколении эта доля поднимается до 79 %, а в трех старших поколениях достигает 88 %.

 Самое молодое взрослое поколение намного чаще, чем все старшие поколения, слушает музыку, аудиокниги, смотрит видео – более половины миллениалов обоих полов делают это практически каждый день (53 %) (в реформенном поколении таковых лишь каждый третий (32 %), а у более старших поколений – 18 %). Здесь межпоколенческий разрыв заметно больше.

 Вполне ожидаемо, миллениалы значительно чаще играют на компьютере и проводят время в Интернете, две трети из них (65 %) делают это ежедневно (гендерные различия отсутствуют), в то время как в реформенном поколении эта доля снижается до 42 %, а в более старших поколениях скачкообразно падает почти до нуля (в среднем для трех старших поколений – 17 %).

 Впрочем, вовлеченность в виртуальную коммуникацию не мешает миллениалам встречаться с друзьями и родственниками – более половины (57 %) делают это не реже раза в неделю, в то время как между остальными четырьмя поколениями в этом отношении различий фактически нет (все находятся в интервале 41–45 %).

 Половина миллениалов (50 %) в свободное время гуляют и играют с детьми. В этом отношении они почти не отличаются от реформенного поколения (52 %), но значительно активнее трех старших поколений (в среднем – 28 %). Добавим, что если с друзьями и родственниками среди миллениалов встречаются равно женщины и мужчины, то с детьми гуляют значительно больше женщин.

 Миллениалов, как мы видели выше, порою обвиняют в потребительстве и консьюмеризме. И по результатам исследований, миллениалы в США, например, в большей степени привержены шопингу, чем их предшественники [Brosdahl, Carpenter, 2011]. В нашем случае некоторая повышенная приверженность молодых поколений шопингу тоже обнаруживается, но разница уже не столь значительна. Кроме самого старшего мобилизационного поколения, все поколенческие группы в относительно равной степени вовлечены в прогулки по магазинам и торговым центрам – делают это не реже раза в неделю чуть более чем каждый третий респондент (34–36 %). Шопингу «все возрасты покорны». И более активны здесь, разумеется, женщины.

 Миллениалы чаще проводят свободное время, совершая прогулки на природе. Почти половина из них (48 %) делают это не реже раза в неделю, в предшествующих поколениях эта доля заметно меньше – 36–38 %. А вот вовлечь миллениалов в традиционную для России работу на приусадебных, садовых и огородных участках оказывается сложнее – половина не делают этого в принципе (50 %) (в предшествующих двух поколениях эта доля снижается до 36–40 %), и вообще, чем моложе поколение, тем менее оно вовлечено в работу на земле. И если еженедельно работали на земле почти половина представителей трех старших поколений (46 %), то в реформенном поколении эта доля снижается до 39 %, а у миллениалов падает до 23 %. Причем значимых гендерных различий в данном случае нет.

 Миллениалы мало отличаются по частоте чтения книг – во всех выделенных нами поколениях, независимо от возраста, практически ежедневно читают книги чуть более чем каждый третий. А вот гендерные различия среди миллениалов весьма значительны – в чтение книг вовлечено значительно больше женщин. Добавим, что, по всей видимости, меняется форма чтения – все чаще речь идет об электронных книгах.

 

Это подтверждается данными Pew Research Center, согласно которым американские миллениалы опережают все более старшие поколения по посещению публичных библиотек и использованию электронных приложений (Bookmobile) за последние 12 месяцев. Их доля в 2016 г. составляла 53 %, в поколении X – 45 %, в поколении бумеров – 43 % и в молчаливом поколении – 36 %. Еще более заметно опережают миллениалы старшие поколения по доле посетителей вебсайтов публичных библиотек [Geiger, 2017].

 

Среди миллениалов заметно чаще обнаруживаются те, кто не реже раза в месяц посещают театры, кино, концерты, музеи и спортивные соревнования в качестве зрителя (32 %), в реформенном поколении эта доля снижается до 15 % и стремительно убывает в более старших поколениях (9 % для трех старших поколений в среднем).

 Миллениалы также в большей степени вовлечены в творческие занятия (игру на музыкальных инструментах, рисование и т. п. ) – как минимум ежемесячно это делают 22 %, в реформенном поколении – лишь 14 %, а в более старших поколениях – менее 9 %. Среди миллениалов здесь явно более активны женщины.

 Вполне закономерно, миллениалы значительно опережают старшие поколения по занятиям физкультурой и спортом (мы еще вернемся к этому вопросу позже в разделе о здоровом образе жизни). Не реже раза в месяц физкультурой и спортом занимаются 42 % миллениалов (более активны мужчины) и вдвое меньше представителей соседнего реформенного поколения (21 %). А у старших поколений эта доля еще более низка – в среднем 13 %.

 Среди молодого поколения более распространено посещение публичных мест: каждый третий бывает в кафе и ресторанах не реже раза в месяц (34 %). В реформенном поколении таких менее чем каждый пятый (18 %), а в старших поколениях эта доля резко падает до почти нулевой отметки (в среднем по трем поколениям – 5–6 %).

 Еще более ожидаемо, миллениалы чаще обнаруживаются среди посетителей ночных клубов, хотя здесь доли в целом значительно меньше – не реже раза в месяц их посещают 8 % миллениалов, в реформенном поколении таких посетителей лишь 2 %, а во всех остальных поколениях речь идет о единичных случаях (около 1 %). И в случае с кафе и ресторанами, и в случае с ночными клубами значимых гендерных различий не обнаруживается.

 Наконец, менее половины миллениалов (45 %) как минимум еженедельно ничего не делают, просто отдыхают (в большей степени это себе позволяют мужчины). И по этому параметру миллениалы не отличаются от своих предшественников – в реформенном поколении эта доля равняется 41 %, а у трех старших поколений она несколько выше – 51 % (табл. 5. 1).

 Конечно, повышенная досуговая активность самого молодого взрослого поколения во многом является следствием возраста. Но, как мы видим, эта активность проявляется у них не во всех видах деятельности.

 

Таблица 5. 1

 Распространенность форм досуга среди миллениалов и предшествующих поколений, 2016 (в % от каждой группы, n = 14 860)

 

Примечание: В столбце «Старшие поколения» объединены мобилизационное поколение, поколение оттепели и поколение застоя.

 Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...