Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Потребление алкоголя




 

Посмотрим на межпоколенческую динамику в потреблении алкогольных напитков. Алкоголь не просто один из стандартных товаров, уровень и стиль его потребления является важным элементом культуры, специфическим для того или иного общества. Вдобавок для России, которая, по данным Всемирной организации здравоохранения, долгое время не покидает десятку самых пьющих стран мира [WHO, 2014; 2016], потребление алкоголя имеет особое значение.

 По нашим данным, доля потребителей алкоголя за последние 30 дней, предшествовавших опросу, во всех поколениях имеет тенденцию к снижению после 2008 г., а в двух самых старших поколениях эта доля снижается в течение всего периода наблюдения (как и везде, отобраны респонденты старше 14 лет), и это отчасти мешает увидеть важные межпоколенческие различия. В конце периода наблюдения (2016 г. ) в каждом последующем поколении доля потребителей алкоголя значимо больше, чем в предыдущем, за исключением миллениалов – у этого самого молодого поколения доля пьющих оказывается меньше, чем в двух предшествующих поколениях (реформенном и поколении застоя). К 18–20 годам доля потребителей алкоголя у миллениалов вырастает до своего максимального значения (50–52 %), а затем снижается до 40 %. У предшествующего реформенного поколения доля потребителей алкоголя находится на заметно более высоком уровне и за этот же период снижается примерно с 70 до 50 %. В целом при приведении соседних поколений к одному медианному возрасту оказывается, что во всех случаях каждое последующее поколение по доле потребителей пьет чуть меньше предыдущего, но у миллениалов это снижение значительно круче. Если мы берем реформенное поколение в аналогичном медианном возрасте (2002 г. ), то разница с поколением миллениалов оказывается очень значительной (64 % против 40 %) (см. пунктирные линии на рис. 5. 9), т. е. разница достигает почти 25 %, в то время как в предшествующих поколениях она варьируется от 2 до 12 %.

 

Рис. 5. 9. Доля респондентов, потреблявших алкоголь в течение 30 дней, по поколениям, 15 лет и старше, 1994–2016 гг. (в %, n = 258 366)

 Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

 

В специальной работе, в соавторстве с Я. М. Рощиной, мы попытались решить проблему идентификации и выявить эффекты поколений на долю потребителей алкоголя при одновременном контроле возраста и периода с помощью модели возраста‑ периода‑ когорты (APC modelling). Выявлены значительные эффекты периода времени – во‑ первых, в 1994–2003 гг., когда происходило интенсивное замещение потребления водки потреблением пива; а во‑ вторых, начиная с 2008 г., когда происходило разворачивание новой антиалкогольной реформы, к которой добавились (с небольшим перерывом) два последовательных экономических кризиса. Эффекты возраста отображаются перевернутой параболой для обоих полов (за исключением потребления самогона и вина) – они возрастают в средних и снижаются в младших возрастных группах. Но главное то, что и при контроле возраста и периода более молодое поколение как таковое демонстрирует снижение доли потребителей алкоголя. Этот эффект значим для женщин, рожденных после 1994 г., и для мужчин, рожденных после 1989 г., т. е. по крайней мере для существенной части поколения миллениалов [Radaev, Roshchina, 2019].

 

Интересно посмотреть на гендерные различия в потреблении алкоголя. На рис. 5. 10 мы видим, что, стартуя из одной низкой точки (15 %), в период инициации (приобщения к алкоголю) доля потребителей алкоголя среди юношей и девушек быстро возрастает. Затем доля мужчин возрастает быстрее (почти до 60 %), и потребителей среди них оказывается заметно больше, чем среди женщин, но динамика доли потребителей аналогичная, и начиная с кризиса 2008–2009 гг. обе линии идут на снижение практически параллельно.

 

Рис. 5. 10. Доля мужчин и женщин в поколении миллениалов, потреблявших алкоголь в течение 30 дней, 15 лет и старше, 1998–2016 гг. (в %, n = 51 643)

 Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Сходные тенденции наблюдаются и при анализе объема потребления в пересчете на чистый алкоголь (здесь доступны ежегодные данные лишь с 2006 г. ). Во всех поколениях мы наблюдаем снижение средних объемов потребления на одного взрослого респондента после 2008 г., хотя оно и менее выражено, чем снижение доли потребителей алкоголя[18]. При этом каждое последующее поколение потребляет больше предыдущего, за исключением миллениалов, уровень потребления которых вновь оказывается значимо ниже, чем в двух предшествующих поколениях, причем разница с соседним реформенным поколением варьирует от 1, 5 до 2 раз (рис. 5. 11). Мы можем заключить, что на фоне некоторого снижения потребления алкоголя во всех поколениях именно в поколении миллениалов наблюдаются отчетливые признаки более решительного перелома, связанного с падением как доли потребителей, так и объема потребляемого чистого алкоголя.

 

Рис. 5. 11. Среднее потребление алкоголя на душу населения в течение 30 дней, по поколениям, 15 лет и старше, 2006–2016 гг. (в граммах чистого алкоголя, n = 164 395)

 Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Интересно, что медианный возраст, в котором респонденты впервые попробовали алкоголь, от поколения к поколению не растет, а снижается – от 18 лет в старших поколениях до 17 лет в реформенном поколении и 16 лет у миллениалов. То есть нынешние молодые люди не откладывают потребление, напротив, они пробуют алкоголь раньше, но пьют при этом реже и меньше.

 

Подобный перелом в потреблении алкоголя молодыми поколениями характерен и для многих других стран, в которых проводились соответствующие исследования, в первую очередь для англосаксонских и скандинавских стран – например, для Австралии, Великобритании, США, Финляндии, Швеции и др. [Kraus et al., 2015; Livingston, 2014; Norstrom, Svensson, 2014]. И в этом отношении опыт России не уникален (подробнее см.: [Radaev, Roshchina, 2019]). Заметим, что снижение потребления алкоголя среди молодежи характерно в первую очередь для стран, характеризуемых высоким уровнем душевых доходов и высоким исходным уровнем потребления алкоголя. В странах с относительно низкими душевыми доходами и низким потреблением алкоголя в 2010‑ е годы наблюдается обратный повышательный тренд (в качестве примеров приведем Китай, Кению и Таиланд).

 

Здесь также обратим внимание на гендерные различия в поколении миллениалов (рис. 5. 12). На протяжении всего периода мужчины в среднем за месяц потребляют в 3 раза больше алкоголя, чем женщины. Для потребления мужчин также характерны более выраженные колебания по периодам, в частности прерывание в 2015–2016 гг. тенденции к снижению объема потребления алкоголя.

 

Рис. 5. 12. Среднее душевое потребление алкоголя в течение 30 дней среди мужчин и женщин в поколении миллениалов, 15 лет и старше, 2006–2016 гг. (в граммах чистого алкоголя, n = 43 733)

 Источник: РМЭЗ НИУ ВШЭ.

 

Добавим, что указанный перелом в потреблении алкоголя выходит за рамки потребительской проблематики как таковой и имеет важное культурное значение, которое еще предстоит объяснить. Снижение потребления алкоголя потенциально может быть связано с влиянием разнообразных мер антиалкогольной реформы, возникновением новых форм коммуникации и развлечений, которые в меньшей степени сопрягаются с потреблением алкоголя, а также с растущей приверженностью здоровому образу жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...