Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Поглощенность гаджетами.  Раздерганность сознания




 Поглощенность гаджетами

 

Одним из наиболее видимых признаков, отличающим современную молодежь, выступает их поглощенность гаджетами. Смартфон постоянно в руке, а не просто под рукой, им начинается и заканчивается день. К нему обращаются за любым вопросом, он калькулирует за нас и решает наши проблемы, он связывает нас с миром.

 В связи с этим вновь сошлемся на новые исследования Pew Research Center (хотя речь идет уже, скорее, о следующем поколении Z, но для обозначения тренда это не столь существенно).

 

Более половины американских подростков (54 %) в 2018 г. считали, что проводят слишком много времени в своем смартфоне (среди их родителей таких 36 %). Почти три четверти подростков (72 %) немедленно бросаются проверять месседжи в смартфоне, как только проснутся (44 % делают это часто) (среди родителей – 57 %). Более половины подростков (58 %) чувствуют себя обязанными немедленно отвечать на поступающие послания (18 % чувствуют это часто). Кстати, столько же коммуникационно зависимых респондентов обнаруживается и среди родителей – 59 %. Значительная доля подростков (41 %) сами признаются в том, что проводят слишком много времени в социальных медиа (среди родителей таких 23 %), 26 % подростков, по их собственному мнению, слишком много занимаются видеоиграми. Похоже, многие подростки сами осознают проблему. Более половины из них пытались сокращать время, которое они проводят в телефоне (52 %), в социальных сетях (57 %) и за видеоиграми (58 %) [Jiang, 2018b].

 

Я предполагаю, что в данном отношении российские юноши и девушки мало отличаются от своих американских сверстников. Мы видим, как формируются новые формы психофизиологической зависимости, подобные алкогольной, но потенциально более опасные[32]. Добавим, что, по данным нейропсихологических исследований, симптомы зависимости, порождаемые использованием технологий Facebook, имеет некоторые сходные черты с алкогольной и игровой зависимостями при одновременном сохранении и многих различий [Turel et al., 2014].

 

 Раздерганность сознания

 

Виртуальная коммуникация поглощает все больше времени. И все же я полагаю, что главная опасность таится не в разрастании виртуальной коммуникации как таковой. На наш взгляд, самая главная опасность и главный вред заключаются в наложении разных форм коммуникации, когда одна форма начинает пожирать другую. Мы постоянно включены в несколько процессов параллельно – общаемся с кем‑ то, тут же выкладываем результаты этого общения в сеть, что‑ то ищем и отвечаем на чьи‑ то бесконечные месседжи.

 Множественность форм коммуникации сама по себе – это плюс, если удается удержать ее в разумных пределах и эффективно переключаться. Но именно это зачастую не удается, и возникает размытость и размазанность форм коммуникации, когда они начинают мешать друг другу и вытеснять друг друга. Наложение волн (интерференция) порождает шумы. Можно слушать и классическую музыку, и рэп. Но если запустить их одновременно, не получишь ничего, кроме головной боли.

 Такого рода коммуникация легко может становиться источником неврозов и депрессий (в том числе клинических), слома рациональности поведения, понимаемого как устойчивое следование своему интересу. Невроз – побочный продукт сломанной воли и (вследствие этого) потери рациональности. Он порождается чудовищным и постоянно растущим потоком информации при отсутствии времени на ее фильтрацию и тем более на ее освоение, когда крепнет ощущение, что ты все больше и больше не успеваешь за этим потоком. Но его главная причина кроется в потере ориентиров. Мы не успеваем не только и не столько потому, что информации так много, а потому, что теряются смысловые ориентиры, отвечающие на неудобный вопрос: «Зачем? ». В итоге мы постоянно совершаем выбор, но не можем ни на чем остановиться – щелкаем пультом от телевизора или кликаем все новые и новые страницы в Интернете. И получаем непрерывное мелькание кадров – переключение телевизионных программ, просматривание ленты Facebook, скольжение по многим поверхностям без попыток сосредоточиться, понять смысл происходящего.

 

По данным опросов Pew Research Center за 2018 г., без малого три четверти родителей (72 %) считают, что их дети отвлекаются на смартфоны в процессе индивидуального общения (30 % наблюдают это часто). Половина подростков (51 %), в свою очередь, подмечает подобный грех за своими родителями (14 % видят это часто). Каждый третий подросток (31 %) признается в том, что постоянно теряет внимание во время обучения, поскольку проверяет что‑ то в смартфоне. Среди родителей доля тех, кто отвлекается на смартфон в процессе работы, еще выше – 39 % [Jiang, 2018b].

 

Мы видим, что проблема касается не только детей, но и их родителей (иногда даже в сходной степени). Таким образом, главная опасность, повторим, – не время, поглощаемое виртуальной коммуникацией, а возрастающая раздерганность сознания, которую я бы назвал болезнью XXI века. Ее симптомы нетрудно приметить: в первую очередь, это неспособность концентрироваться, погружаться во что‑ либо, неважно, касается ли это работы или досуга.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...