Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Проклятые вопросы.  Протестный потенциал.  Как обучать новые поколения студентов




 Проклятые вопросы

 

Есть ощущение, что поколение молодых взрослых изначально более разочарованное. Если старшие поколения сталкивались с так называемым кризисом среднего возраста, то нынешнее молодое поколение, как порою кажется, сталкивается с подобным кризисом, еще толком не вступив во взрослую жизнь.

 Когда тебя освобождают по крайней мере от части обременительных рутин (борьбы за кусок хлеба и место для жилья), когда размываются жесткие нормативные рамки и ты остаешься наедине с самим собой, в голову, как тараканы, начинают лезть проклятые (экзистенциальные) вопросы о бессмысленности существования. А с ними молодые зачастую не умеют справляться. Не потому, что они глупые, а в силу нехватки опыта. Вдобавок систематическое мышление, нацеленное на работу с трудными вопросами, не является врожденным качеством, оно требует наработки специальных навыков. Способность к мышлению – тоже результат тренировок (почти как в спорте).

 Отличие взрослых людей заключается в том, что в ходе жизненного цикла они постепенно накапливают опыт, осваивают техники нейтрализации и вытеснения проклятых вопросов, погружаются в повседневные профессиональные и бытовые рутины, которые помогают им не думать. Кроме того, с возрастом снижается градус эмоциональности и радикализма, усиливаются конформистские настроения. А молодые ставят эти вопросы в более острой радикальной форме и не владеют техниками вытеснения. У них еще нет опыта и навыка с ними справляться. Они более уязвимы, менее защищены. И юношеский нигилизм – следствие этой временной незащищенности от нерешаемых жизненных вопросов.

 

 Протестный потенциал

 

Поставим еще один вопрос, который сегодня волнует многих, вызывая особенное беспокойство во властных структурах. Как поведет себя это новое разочарованное поколение? Накапливает ли оно протестный потенциал, есть ли предпосылки для некоего социального взрыва? Мнения на этот счет высказываются самые разноречивые.

 Я полагаю, что протестный потенциал у миллениалов тоже имеется, и, вероятно, весьма значительный. У них, похоже, сформировалась какая‑ то встроенная способность отстаивать свои права.

 

Приведем небольшой иллюстративный пример. В 2014 г. Фонд «Общественное мнение» рассчитывал Индекс правовой защищенности на основе трех вопросов о том, способно ли большинство людей в нашей стране отстаивать свои права, способны ли на это окружающие респондента люди, и готовы ли респонденты объединяться с другими, чтобы отстоять свои права. В итоге чаще других уверенность в гарантиях защиты своих прав демонстрировали молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет [Гражданское участие…, 2014].

 

Но все же по своему характеру это не тот протест, о котором все так беспокоятся. Старшие поколения, как правило, мыслят в узком политическом ключе – ты за «белых» или за «красных», «Крымнаш» или «Крым не наш». А в данном случае, видимо, речь идет о другом. Речь идет о притязаниях не политического свойства (которые, впрочем, при определенных условиях могут политизироваться). Это права на личный суверенитет, на соблюдение справедливого порядка и на сохранение зоны личного комфорта.

 

Сошлемся на известный пример. В апреле 2018 г. студенты МГУ вышли протестовать против размещения у здания университета фан‑ зоны к Чемпионату мира по футболу 2018 г. и проведения «Фестиваля болельщиков». Студенты считали, что фан‑ зону следует перенести, так как шум от болельщиков и трансляции матчей на экране будет мешать учащимся и преподавателям и «нанесет ущерб проведению научных исследований в университете»[35].

 

Это не было протестом против власти. Скорее, попыткой защититься от внешнего вторжения на территорию, которая считается своей. В связи с этим трудно себе представить, чтобы мы, советские студенты, в 1980 г. протестовали против мероприятий московской Олимпиады. И не потому только, что в былой политической ситуации от подобных инициатив легко было пострадать. А потому, что нам такое просто не пришло бы в голову. А нынешняя молодежь считает это важным. И протесты еще будут, только мы их получим не там, где ожидаем.

 Именно поэтому политические партии с их традиционной риторикой пока не смогли оседлать новые молодежные движения (кроме тех, которые они сами создавали), хотя в желающих недостатка нет.

 

 

 Глава 8

 Как обучать новые поколения студентов

 

Я начал преподавать еще студентом младших курсов, накопленный преподавательский опыт уже исчисляется десятилетиями. Тем удивительнее было обнаружить в какой‑ то момент, что я все меньше и меньше понимаю мотивацию современных студентов. А поскольку я в сильной степени социолог, то для меня понимание мотивации критично. Я уверен, что если ты не понимаешь мотивацию другого, то по большому счету не понимаешь ничего.

 Итак, пришло новое поколение студентов‑ миллениалов, которые заметно отличаются от всех своих предшественников. Они другие. Что мы можем сказать об этих студентах, если не отделываться общими фразами, что они цифровые аборигены (digital natives)? Есть интуитивное ощущение, что учатся они как‑ то иначе, что их жизнь в целом устроена по‑ другому, что их интересы шире, чем мы бы хотели, и что их пристрастия меняются чаще, чем мы привыкли. И возникает естественный, хотя и не совсем приятный, вопрос: как учить, если ты не вполне понимаешь, кто перед тобой?

 Пытаясь хотя бы частично ответить на этот вопрос, далее я вычленю некоторые характерные особенности студентов‑ миллениалов, определю новые вызовы, которые они породили, а затем попытаюсь определить, что с этими вызовами можно было бы делать. Иными словами, сначала попробую поставить диагноз, а затем определить способы лечения. Хотя следует сразу же признать, что на данный момент ясно далеко не все. И лечить, скорее всего, придется не молодых, а самих себя. И если с моими коллегами‑ преподавателями, я полагаю, мы в большей мере сойдемся в части диагнозов, то вряд ли сойдемся в части рецептуры, тем более что однозначных рецептов в нашем деле не существует в принципе.

 Во всех дальнейших рассуждениях я буду опираться не столько на исследования профессионалов в области образования, сколько на свой личный преподавательский опыт. Хотя со многими такими исследованиями удалось познакомиться, и в отдельных случаях я буду на них ссылаться. При этом я вполне осознаю, что это лишь начало разговора. Но начинать подобный разговор необходимо.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...