Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-функциональная характеристика вегетативной нервной системы детей различного возраста.




Вегетативная нервная система (ВНС) в онтогенезе претерпевает существенные структурные и функциональные изменения; меняется доля участия ее отделов в регуляции функций организма.

ВНС новорожденных характеризует­ся своей незрелостью, проявлениями чего яв­ляются небольшой мембранный потенциал нейронов вегетативных ганглиев — 20 мВ (у взрослых — 70—90 мВ), медленное проведе­ние возбуждения, автоматизм симпатических нейронов. Медиатором симпатических ган­ глиев является адреноподобное вещество (у взрослых — ацетилхолин), отмечается поли­ валентная чувствительность нейронов вегета­ тивных ганглиев (к ацетилхолину, норадреналину); Н-холинергические синапсы появ­ ляются со второй недели жизни; развитие холинергической передачи в ганглиях идет одновременно с процессом миелинизации преганглионарных волокон. В процессе он­тогенеза число холинергических синапсов в структурах ВНС постепенно увеличивается. Специализация медиаторов в онтогенезе до­стигается как за счет формирования в клет­ках рецептивных структур, высокочувстви­тельных к действию медиаторов, так и за счет более строгой локализации образования и выделения медиаторов. Автоматизм клеток симпатических гангли­ев и низкий мембранный потенциал симпа­тических нейронов новорожденных объясня­ются функциональными особенностями мем­браны нейронов, обладающей высокой про­ницаемостью для ионов натрия, что приво­дит также к спонтанной активности этих нейронов. Важную роль в созревании и формирова­нии функции периферических ганглионарных клеток играют биологически активные 178 вещества и импульсы, поступающие из ЦНС. Об этом свидетельствуют, в частнос­ти, те изменения, которые развиваются после перерезки преганглионарных волокон в эксперименте у взрослых животных. Через 3—4 нед после перерезки ганглионарные клетки начинают проявлять свойства, по­добные ганглионарным клеткам новорож­денных: уменьшается мембранный потенци­ал, восстанавливается автоматизм, появляет­ся поливалентная чувствительность к медиа­торам, т.е. периферические вегетативные ганглии вновь приобретают свойства симпа­тических ганглиев раннего онтогенетическо­го периода.

Характерными особенностями ВНС в первые годы жизни ребенка являются также по­вышенная возбудимость, непостоянство ве­гетативных реакций, значительная их выра­женность и легкая генерализация возбужде­ния. Поэтому у детей, особенно грудного возраста, наблюдается неустойчивость пока­зателей вегетативных функций, например частоты дыхания, пульса. Устойчивость веге­тативных показателей начинает развиваться на втором году жизни ребенка.

У детей первых лет жизни главную роль в регуляции функций внутренних органов иг­рает симпатический отдел вегетативной нервной системы. Парасимпатический отдел начинает включаться в рефлекторные реак­ции с 3-го месяца жизни. К 3 годам тонус блуждающего нерва уже выражен, о чем сви­детельствует появление дыхательной арит­мии, но преобладающее влияние симпати­ ческой нервной системы сохраняется до се­ милетнего возраста. Однако несмотря на то, что в период новорожденное™ тонус вагуса незначителен, в этот период может наблю­ даться глазосердечный рефлекс Данини— Ашнера. Рефлекторное влияние на сердце посред­ством увеличения тонуса блуждающего нерва в этот период может быть весьма выражен­ ным. Описаны случаи прекращения деятель­ности сердца при введении носоглоточных тампонов недоношенным детям. Максималь­ное замедление пульса от 150 до 30 ударов в минуту было отмечено у них при надавлива­нии на передний родничок. Брадикардия от­мечалась у недоношенных детей при зонди­ровании для питания, при икоте, зевании, дефекации. У физиологически зрелых детей увеличе­ние степени выраженности тонуса блуждаю­щего нерва в начале его формирования соче­тается с увеличением степени тонического возбуждения сосудодвигательного центра. Следует отметить, что отделы ВНС не начи­нают функционировать по отношению к раз­личным системам организма в упорядоченной однотипной последовательности. Так, в регуляцию желудочно-кишечного тракта сначала включается парасимпатичес­кая нервная система, симпатическая же регу­ляция начинает осуществляться в период от­нятия от груди. В регуляции деятельности сердца опережает симпатическая нервная система.

В фор­мировании тонуса блуждающего нерва важ­ную роль играет афферентная импульсация от различных рефлексогенных зон, в том числе и от проприорецепторов. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что не­ достаточная двигательная активность детей сопровождается недостаточной степенью вы­раженности тонуса блуждающего нерва. Важное значение в становлении тонуса блуждающего нерва играет импульсация от баро- и хеморецепторов сосудистых рефлек­согенных зон. Созревание центральных и пе­риферических отделов вегетативной и сома­тической нервной системы ведет к становле­ нию тонуса всех отделов ЦНС, в том числе симпатических и парасимпатических цент­ ров. Следует, однако, отметить, что тонус симпатических центров для сердца не выра­жен и у взрослого человека. Афферентация от периферических отделов слухового и зри­тельного анализаторов также способствует развитию тонуса ЦНС. Для оценки степени выраженности тонуса отделов ВНС в детском возрасте используют такие рефлексы, как глазосердечный, дермографический.

Медиатором симпатических ганглиев является адреноподобное вещество (у взрослых—ацетилхолин), отмечается поливалентная чувствительность нейронов вегетативных ганглиев (к ацетилхолину, норадреналину); Н-холинергические синапсы появляются со второй недели жизни; развитие холинергической передачи в ганглиях идет одновременно с процессом миелинизации преганглионарных волокон. В процессе онтогенеза число холинергических синапсов в структурах ВНС постепенно увеличивается. Специализация медиаторов в онтогенезе достигается как за счет формирования в клетках рецептивных структур, высокочувствительных к действию медиаторов, так и за счет более строгой локализации образования и выделения медиаторов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...