Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности зрительного анализатора у детей дальнозоркость и близорукость, их причины




Развитие глаз начинается на 3 неделе эмбрионального развития. Интенсивное развитие латеральных коленчатых тел и зрительных проекционных зон коры больших полушарий происходит на первом году жизни. Окончательная дифференцировка клеточных структур центрального отдела зрительного анализатора заканчивается к 6-7 годам.

Световая чувствительность. Световая чувствительность у детей отмечается сразу после рождения. Достаточно сильное освещение глаз вызывает у них зрачковый и мигательный рефлексы, движение головы, временное прекращение обобщенных движений. Световая чувствительность у новорождённых низка. Она многократно повышается в первые месяцы после рождения, что продолжается примерно до 20 лет. С возрастом повышается функциональная подвижность зрительных рецепторов. У детей легче, чем у взрослых, происходит слияние ощущений в одно следующих друг за другом вспышек света. С возрастом происходит увеличение критической частоты слияния мельканий. Наибольшая частота слияния мельканий достигается к 30 годам. У маленьких детей слабо развита способность зрительных рецепторов приспосабливаться к яркости света, т.е. темновая и световая адаптация. Оба процесса постепенно усиливаются до 20-24 лет. Периферическое зрение появляется только через 5 месяцев после рождения, несмотря на хорошее развитие палочкового аппарата на периферии. Для детей первых месяцев жизни свойственно узкое поле зрения. Расширение границ поля зрения наиболее интенсивно происходит в возрасте от 5 до 10 лет.

Рефракция глаза. Глазам большинства новорождённых свойственна дальнозоркость, хотя у части детей (около 14 %) параллельно падающие на глаз лучи фокусируются на сетчатке (эмметропия). Дальнозоркость (1-4 диоптрии) обусловлена относительно небольшим размером глазных яблок при их шарообразной форме и короткой переднезадней оси. Поэтому, несмотря на то, что роговица и хрусталик у новорождённых более выпуклы, задний фокус оптической системы находится за сетчаткой. Гиперметропия сохраняется в грудном и дошкольном возрасте. Увеличение размера глазных яблок с возрастом уменьшает гиперметропию, и у большинства детей (к 8-12 годам) глаза становятся эмметропическими. Однако у 30-40 % детей переднезадний размер глазных яблок с возрастом увеличивается чрезмерно. У них развивается близорукость. Развитию близорукости может способствовать длительное рассматривание близких предметов, которое сопровождается сокращением наружных мышц глаз, обеспечивающих их конвергенцию (сведение оптических осей). Неблагоприятное значение имеет и длительное напряжение аккомодации (сокращение ресничной мышцы). Рассматриваемые предметы должны находиться на расстоянии 35-40 см от глаз. Необходимо делать перерывы в работе, следить за достаточной освещённостью.

Аккомодация. Аккомодация – приспособление глаза к получению на сетчатке резкого изображения равноудалённых предметов. Чем выше способность к аккомодации, тем ближе от глаза расположена ближайшая точка ясного видения. У детей хрусталик обладает высокой эластичностью. У детей 10 лет вследствие этого объём аккомодации выше, чем у взрослых. После 10 лет эластичность снижается, что ведет к уменьшению объёма аккомодации и удалению от глаза ближайшей точки ясного видения. Возрастные особенности аккомодации связаны также с изменениями свойств цинновой связки и ресничной мышцы, а также увеличением переднезаднего размера глазных яблок.

Движения глаз. У новорождённых можно наблюдать слежение за источником света или быстрый поворот глаз в его сторону. Однако координация движений глаз несовершенна: движения глаз толчкообразны, периодически может наблюдаться сходящееся косоглазие. Несогласованность движений глаз исчезает уже через 2 недели после рождения. В конце первого – начале второго месяца формируется реакция зрительного сосредоточения: фиксирование глаз на блестящих предметах, продолжающееся до 1,5 минут Слежение за движущимся предметом и конвергенция совершенствуются к трём месяцам. Зрительное сосредоточение продолжается 7-10 минут.

Цветовое зрение. В возрасте 5-6 месяцев дети начинают выбирать игрушку по цвету. Осознанное ощущение цветов формируется позже. Только в возрасте 2,5-3 лет дети начинают правильно называть цвет предметов. Развитие различения цветов и их оттенков продолжается в дошкольном и школьном возрасте.

Острота зрения. Острота зрения – способность различать мелкие детали предметов. У детей первых месяцев жизни острота зрения очень низка. У детей трёх-пяти лет острота зрения становится близкой к норме.

Врождённая близорукость. Врождённая миопия у детей может быть связана с недоношенностью, обусловлена наследственностью или вызвана патологическими процессами. Врождённая близорукость, как правило, носит стабильный характер, хотя в некоторых случаях возможно её прогрессирование. Естественно, дети с врождённой близорукостью требуют к себе пристального внимания врача-офтальмолога с постоянным динамичным наблюдением. Необходимо как можно раньше назначать оптическую коррекцию и проводить профилактику возможной амблиопии.

Миопия может быть истинной, то есть вызванной особенностями строения глаза, и ложной – когда зрение ухудшается из-за нарушений аккомодации, а анатомических изменений – удлинения глазного яблока – при этом не происходит.

Ложная близорукость (спазм аккомодации). Ложная близорукость у детей (как правило, школьного возраста) – это нарушение работы глазной (цилиарной) мышцы и, как следствие, потеря способности чётко различать предметы как вблизи, так и вдали. По некоторым данным, каждый шестой школьник страдает подобным нарушением. Симптомы ложной близорукости сходны с истинной, однако природа этих заболеваний разная, разный и подход к лечению. При спазме аккомодации, который выявляется только в ходе диагностического исследования, врач подберёт комплекс аппаратных процедур, а вот очковая коррекция при ложной миопии чаще всего не требуется и может даже навредить.

Школьная близорукость. В последние годы врачи-офтальмологи выделяют отдельный вид близорукости у детей, которая развивается у детей и подростков в школьные годы – школьную близорукость. Особенность её в том, что развивается она на фоне переутомления зрительной системы, приводящего к спазму аккомодации, а он, в свою очередь – к развитию истинной близорукости.

Дальнозоркость (гиперметропия) — вид аномалии рефракции, обусловленный короткой переднезадней осью глазного яблока, маленьким диаметром роговицы и мелкой передней камерой. Толщина хрусталика обычно не изменена. При дальнозоркости изображение приходится не на определенную область сетчатки, а расположено в плоскости за ней. Что и приводит к нечеткости получаемого изображения, которое воспринимает сетчатка. Возникновению дальнозоркости способствует несоответствие глазного яблока норме и (или) слабость преломляющего аппарата.

У маленьких детей дальнозоркость слабой степени является естественной возрастной нормой и со временем проходит, так как по мере роста ребенка глазное яблоко увеличивается, и оптический фокус перемещается на сетчатку. Если к 10 годам дальнозоркость (гиперметропия) не проходит, и показатели заболевания приобретают характеристики выше возрастной нормы — это серьезная проблема, которая требует хорошей коррекции и терапевтического лечения, дабы предотвратить развитие таких серьезных нарушений зрения, как амблиопия («ленивый» глаз), косоглазие (нередко сходящееся) и др.

Детям с дальнозоркостью, чтобы хорошо видеть, приходится напрягать глаза. Поначалу глаз «справляется собственными силами» и способен компенсировать детскую дальнозоркость, однако это ведет к снижению функций клеток зрительной коры головного мозга, развитию глазных заболеваний, в частности, спазма аккомодации — длительное статичное перенапряжение глазной мышцы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...