Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-функциональная характеристика ЦНС детей грудного возраста. Особенности гематоэнцефалического барьера.




Созревание ЦНС в первые месяцы жизни ребенка быстро прогрессирует. Несколько отстает в морфологическом развитии полосатое ядро. Окончательно его морфологическое становление заканчивается к 6-ти месяцам. К этому же сроку завершается - миелинизация полушарий мозжечка. Наиболее интенсивно миелинизация ЦНС происходит в конце 1 -начале 2 года после рождения, когда ребенок начинает ходить. В целом миелинизация проводящих путей ЦНС в том числе кортико-спинального и оливо-спинального завершается только к 3-5 годам постнатального развития.

В течение первого года жизни ребенка происходит значительная пирамидизация клеток I и IV слоев 4-го и 6-го полей Бродмана. В V слое развиваются гигантские пирамидные клетки Беца. Окончательное морфологическое созревание коркового представительства двигательного анализатора осуществляется к 6-7 годам.

Поскольку созревание центральной и периферической нервной системы и скелетной мускулатуры в грудном возрасте бурно прогрессирует, это ведет  к увеличению двигательной активности ребенка. В свою очередь увеличение движений стимулирует рост и развития не только мускулатуры, но и центральной нервной системы. При этом, чем больше у ребенка возможности двигаться) тем быстрее идет физическое и умственное развитие. В этот период особенно ярко проявляется результат взаимодействия и взаимовлияния структур и функции. Эта закономерность взаимодействия структуры и функции у детей различного возраста имеет, как правило, хорошие возможности для ее проявления.

Однако в грудном возрасте ребенок нередко ограничен в своих движениях, что пагубно сказывается на росте его и развитии. Поэтому одежда ребенка всех возрастных периодов должна быть свободной, позволяющей совершать ему любые движения. Развитие произвольных движений во втором квартале жизни связано с развитием пирамидно-стриарного уровня, который становится ведущим к концу первого года.

Кровоснабжение мозга у детей лучше, чем у взрослых. Это объясняется

богатством капиллярной сети, которая продолжает увеличиваться и после рождения. Обильное кровоснабжение мозга обеспечивает потребность быстро растущей нервной ткани в кислороде. Ее потребность в кислороде в 20 с лишним раз выше, чем у мышц, причем 3/4-4/5 всего кровоснабжения приходится на серое вещество. Особенно важна высокая проницаемость гематоэнцефалического барьера (ГЭБ).

Гематоэнцефалический барьер образован мембранам и клеток эндотелия капилляров, периваскулярной базальной мембраны и плазматических мембран глиальных клеток. Эндотелиальные клетки капилляров мозга и хориоидального сплетения имеют между собой плотные межэпителиальные контакты. В клетках, образующих Гематоэнцефалический барьер работают специфические транспортные системы для поглощения или экскреции некоторых веществ. Например, хорошо известна система активного транспорта глюкозы в мозг, этот барьер пропускает воду, ионы, аминокислоты, газы, задерживая многие физиологически активные вещества: адреналин, серотонин, дофамин, инсулин, тироксин.

Однако в нем существуют «окна», через которые соответствующие клетки мозга-хеморецепторы получают прямую информацию о наличии в крови гормонов и других, не проникающих через барьер веществ. Зоны мозга, не имеющие собственного ГЭБ, -это гипофиз, эпифиз, некоторые отделы гипоталамуса и продолговатого мозга. Некоторые вещества способны проникать через гематоэнцефалический барьер только будучи связанными с белками плазмы. Огромную роль в регуляции проницаемости гематоэнцефалического барьера играют вещества, вырабатываемые астроглией. Только под их воздействием клетки эндотелия приобретают плотные контакты, теряют способность к пиноцитозу, утрачивают поры. При гипоксии и ишемии повреждаются эндотелиоциты, в них образуются микровакуоли, деформируются межклеточные контакты и проницаемость гематоэнцефалического барьера повышается. При менингитах, энцефалитах на эндотелии осаждаются иммунные комплексы, приводя к воспалению по аллергическому типу и нарушаю плотные межэпителиальные контакты. Есть

данные об отчетливых изменениях ГЭБ при нарушении детоксикационной функции печени, в этом случае повреждаются в основном конечные разветвления астроцитарных отростков. Таким образом, при заболеваниях, характерных для новорожденных детей существенно изменяется, в основном в сторону увеличения, проницаемость гематоэнцефалического барьера. Введение гиперосмолярных веществ также повышает проницаемость гематоэнцефалического барьера, поэтому следует осторожно вводить, а у детей из группы риска по поражению ЦНС, не вводить, вообще, гиперосмолярные растворы. Существенное влияние на проницаемость ГЭБ оказывает уровень рН. Развитие ацидоза способствует проникновению в ЦНС слабых кислот.

Двигательная активность. Тонус ЦНС. Возрастающая роль коры головного мозга в регуляции движений, созревание мозжечка, полосатого тела и других структур центральной нервной системы на первом году жизни ребенка способствуют уменьшению общего тонического напряжения мышц На 2-ом месяце жизни распределение тонуса между мышечными группами меняется -формируется тонус мышц-разгибателей. У детей 3-6 месяцев - нормотония с равновесием тонуса мышц-антагонистов. Гипертония мышц в первые месяцы жизни ребенка обусловлена незрелостью ЦНС преобладанием процессов возбуждения над торможением.

Рефлексы грудного ребенка включает таковые новорожденного, а также вновь формирующиеся. Ряд рефлексов новорожденного исчезает в процессе созревания ЦНС. Так, например, коленный сгибательный рефлекс преобразуется в разгибательный на 2-ом месяце жизни, хватательный (рефлекс Робинсона) исчезает на 2-4 месяце, обхватывания (рефлекс Моро), ползания (рефлекс Бауэра) и рефлекс Керника исчезают после 4-х месяцев, сосательный

рефлекс, подошвенный (рефлекс Бабинского) и поисковый -в конце первого года жизни. Ряд рефлексов в грудном возрасте формируется вновь, они являются тоническими. К ним относятся следующие рефлексы:

· туловищно-выпрямительный - при соприкосновении стоп ребенка с опорой наблюдается выпрямление головы. Формируется с конца 1-го месяца.

· рефлексы Ландау:

а) верхний - ребенок в положении на животе поднимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на плоскость руками, удерживается в этой позе; формируется к 4-м месяцам;

б) нижний –в положении на животе ребенок разгибает и поднимает ноги, формируется к 5-6 месяцам.

Двигательные навыки. Созревание ЦНС на 1-ом году жизни способствует установлению активности мышц в определенную динамическую систему, начиная с первых хватательных движений руки по направлению к видимому предмету и кончая сложными локомоторными движениями: ползанием, вставанием, ходьбой.

Весь период развития двигательной активности грудного ребенка можно разделить на несколько чётко очертаниях этапов, каждый из которых протекает в течение нескольких месяцев и ведет к появлению определенных двигательных навыков, характерных именно для этого возраста.

Период от 2 до 5 месяцев жизни, с 2-х месячного возраста начинается развитие движения руками в направлении к видимому предмету. При встрече руки с предметом возникает его захватывание. К концу 2-го месяца жизни ребенок, положенный на живот, приобретает способность к рефлекторному тоническому сокращению шейной мускулатуры и удерживает головку. Окончательное формирование способности удерживать головку завершается к третьему месяцу жизни. В дальнейшем в положении на животе ребенок всё выше поднимает голову и верхнюю часть туловища, дольше сохраняет принятое положение.

В возрасте 3-х месяцев начинается осваивание навыка ползания и использование его до начала ходьбы. В 4-5 месяцев развивается способность переворачиваться сначала со спины на живот, затем обратно. Все перечисленные двигательные навыки продолжают совершенствоваться и в последующие месяцы грудного периода развития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...