Второй раздел обучения
Второй раздел обучения Поза
С самого первого занятия и в продолжение первого этапа работы мы используем упражнение «поза». Запомни три позы и сыграй этюд, где все эти позы употребляются в дело. Или придумай этюд, в котором человек ходит перед нами. Однажды родился этюд: человек ходит в карауле, охраняя что-то с ружьём пред нами. Это задание очень близко упражнению «заданный жест»: человек размахивает руками, человек кричит, человек кивает головой, топает ногами – что это? Если ставится задача придумать историю с заданной позой и студент превращает задание в живую жизнь, в историю жизни, то всем остальным можно предложить войти в эту жизнь и трансформировать, превратить всю площадку в то место, которое было придумано для этого жеста, для этой позы. Позы можно задавать любые: нормальные, ненормальные, особенные, смешные и т. д. Например, двое «стоя», одна «сидя», или просто – три позы. И тогда возникают этюды с очень странными местами действия, с наводнениями, с деревьями, с тайнами, с темнотой, и все это зависит от первоначального расположения тела, которое принял человек. Этюды, которые связывают три позы, оцениваются как живой этюд или неживой. Поза въехала в живую ткань этюда или была искусственной – обыкновенно зрители это видят, и постепенно у студентов накапливаются представления о некоторых закономерностях, когда переход из позы в позу является живым, а когда нет. Стоп
Одна из главных закономерностей поведения человека – это оценки-стопы. В этюд с позой включается речь, событие, и каким-то образом складывается сюжет. Студенты договариваются при подготовке этюда: мы там-то, один уговаривает поднять ноги, потом делает стоп: «Не поднимает! », переход к следующей позе и высказываются партнёру какие-то другие соображения, опять стоп, а потом переходит к третьей позе. Открытие роли стопов и представление о стопе как о необходимом мгновении при переходах из позы в позу очень важно для дальнейшего обучения.
Можно задать делать этюд «сидя» и только из разных поз рук. Человек сидит, и, как он меняет корпус, нам неважно, важно, чтобы позы рук менялись. Внимание к позам рук, к позам ног, внимание к корпусу – как расположен корпус и голова. Еслисоединить в поведении позы – «голова набок», «назад» и «голова вытянута вперёд», то, возможно, получится очень выразительное и разнообразное поведение. А в освоении техники действий это очень важно, потому что каждому действию соответствует то или другое положение головы рук, ног и корпуса. Для будущего артиста важна читаемость различия этих элементов, чтобы не было таких слов: «А я так чувствую, и я это так играю». Нет, ты не это играешь и не это чувствуешь, потому что руки у тебя врут, или ноги врут, или корпус врёт. А понимание, что корпус или руки врут, закладывается в работе с позой. Домашнее задание – придумать три позы. А на занятии к этим трём позам даётся добавить место действия, или вход, или слово, или голос. Подготовка поз для этюда – очень важное умение, для того чтобы актёр шевелился, чтобы актер ни в коем случае не замирал в болтовне и в говорении, чтобы он концентрировался не на словах, которые говорит, а на том, что он делает, и на том, как он это делает. Поэтому важна работа с позами, с «чтением тела» и связью тела с внутренней жизнью, с обоснованием, что каждая поза тела возникает при определенном основании. Например, жест «растопыренные пальцы рук». Один человек говорит: «Вот видишь, я не брал»! Другой – превращается в хирурга: «Наденьте на меня перчатки». Третий – «У меня руки грязные, оботрите лицо». Позднее это разнообразие сведётся к закономерностям.
Выполнение одного и того же действия в его обертонах отличается по тем мелочам поведения тела, которые закладываются и закрепляются актером в его творческой работе. Позу тела не только можно назвать мизансценой тела, но и конкретным приспособлением к какому-то конкретному воздействию. И поскольку каждое воздействие состоит из ряда действий, которые, по Ершову, состоят из оценки, пристройки, воздействия, то мы можем называть любую позу пристройкой (тело пристроилось, чтобы думать, убежать, отодвинуться, приблизиться, отстраниться). В конечном счёте, мы рассматриваем позы как «достройки» или «перестройки» в воздействиях. И это понятие «поза» как достройка и поза как перестройка позволяет студентам связывать свою внутреннюю жизнь с телом, активизировать эту связь. Входа
После первого месяца занятий в зависимости от того, как группа движется в материале, как она осваивает первый этап, как она выполняет домашние задания, какие упражнения делаются на ПФД, на «умейку-неумейку», вводится упражнение, которое называется «входа». Пять входов рассматриваются с точки зрения пяти типов внимания. В момент появления человека перед нашими глазами по тому, как он себя ведёт, мы моментально догадываемся, читаем в его поведении, что он шёл откуда-то и идёт куда-то. Начало восприятия актёрской работы начинается именно с восприятия того, как артист появился на сцене, и завершается тем, как он ушёл со сцены. Очень многие ошибки в актёрской работе связаны с тем, что при появлении исполнителя на сцене зрителю видно: он вышел на сцену, а не в дело, не в ситуацию, и когда артист уходит – он уходит просто со сцены. Сыграл и ушёл со сцены. Это минус в создании образа и соответственно минус в актёрской работе. Входа различаются по характеру собранности и организации внимания. Если человек входит и его внимание очень узко сконцентрировано, собрано в каком-то предмете, в каком-то звуке, в каком-то деле (поработав с объектом, внимание обычно переключается), это называется вход к предмету. Грубо говоря – зашёл в комнату, взял оставленную ручку и пошёл из комнаты, чтобы там что-то записать. Ты вошёл туда только, чтобы взять ручку, все внимание в ручке, никаких лишних движений, как только рука ручку достала, так ты и ушёл. Ты пришёл, чтобы выключить радио, что-то включить, кому-то сказать, достать – все эти цели по характеру поведения могут быть основанием для входа к предмету.
Второй вход – занимаясь делом, когда внимание широкое, то есть занято делом, которое ты здесь уже делал или собираешься делать. Ты поговорил в соседней комнате по телефону, и вот ты возвращаешься заниматься тем делом, которым ты здесь занимался: пересаживал цветы, читал, слушал ли, то есть ты возвращаешься к своему делу. Вход заниматься делом – типично педагогический вход, он есть у хорошего учителя, который приходит на урок, понимая, что сейчас 45 минут или 1, 5 часа он будет заниматься делом. Третий вход: я не знаю, где находится тот предмет, то, что мне надо, где-то здесь, но не знаю где. Внимание занято предметом и соединением этого предмета с местом – вход ища. Можно искать, откуда идёт запах, откуда звук: где-то звук раздаётся а, откуда – не знаем. Так же входят, когда не знают, есть человек в комнате или нет. Так происходит поиск иголки и мячика, книжки. Такое же внимание и в поиске предметов без передвижения ногами, если я ищу в кармане или в сумке что-то. Так часто выходят из метро или троллейбуса, не зная, куда поворачивать, так входят в вагон, ища свободное место. Если я ищу мысль, то получается вход думая. Я ищу выход из тупиков, которые мысленно проигрываю. Это специфическое передвижение в пространстве, когда всё тело занято мыслью, не внешним миром и предметом, как во входе ища, а – мыслью, поиском такого решения, которое только складывается в голове. В этом передвижении присутствуют все особенности поведения, свойственными логике думая: стопы, изменения веса и мобилизации. Только внешний мир здесь не участвует. Пятый вход-уходя: когда все внимание вообще не здесь, не в этой комнате, где я оказался, куда я вхожу, а за дверью, там, откуда я выхожу. Например, когда человек прячется – он прибегает не сюда, а убегает оттуда. Это все варианты, когда человек хлопает дверью, то есть оказывается здесь, хлопнув дверью.
Один из моих способных студентов сыграл вход в аудиторию, таким образом, как он выходит из аудитории. Ведь выходя из аудитории, он не только входит в коридор, он ещё выходит из аудитории, чтобы войти в неё, и так он сыграл вход на сцену. Он вышел на сцену для того, чтобы сразу уйти со сцены – выполнять этюд там за кулисами. Очень красивая была работа. Такие исполнительские эскизы (их иногда называют этюдами) запоминаются и актёрски впечатляют так же, как эскизы Александра Иванова к картине «Явление Христа народу». Этюды-подготовки, заготовки, маленькие фрагменты есть в каждом виде искусства. Входа – это целый раздел работы, который связан и с воображением, и с предлагаемыми обстоятельствами. В этот период проверяется, может ли студент вынести на сцену сосредоточенное, собранное внимание. Оказывается, что это не так легко и просто. Все предыдущие упражнения (распроультранатуральные действия, упражнения на ПФД) шлифуют это умение, помогают отличать собранное внимание от несобранного. В упражнении входа собранность реализуется целиком и полностью. Упражнения входа связаны не только с входом в комнату, но и с переходом по комнате. Студенты сидят в хаотическом порядке в аудитории, три студента начинают три разных перехода: один пошёл кому-то шепотом что-то сказать (переход к предмету), другой пошёл продолжать разговор, начатый с кем-то ранее (к делу), а третий из этой группы ищет, с кем бы ему поговорить, кого бы взять в партнёры в следующем этюде. Это будет переход ища. Если они всё выполнят правильно, дырок во внимании не будет. Или задание: начиная с крайнего – вход к предмету, следующий – к делу и т. д. Затем, если в аудитории есть две двери, можно устроить быстрые проходы-переходы, можно устраивать встречи, если договориться о месте действия. Или дополнительное украшение: ты пришёл в театр (и все входа), как ты можешь объяснить свой приход-вход? Ты – зритель, или ты пришёл на занятия, или домой? Или выход из кино, какие могут быть выхода? Места действия дополняют эту работу. Серьёзным развитием и продолжением работы над входами является работа с драматургией. Берём пьесу (мы обыкновенно брали Чехова, потому что я считаю, что чем больше студенты читают Чехова с первого курса, тем лучше). И студенты выбирают те мгновения пьесы, когда написано: входит Елена Андреевна и т. д. Прочитав пьесу, они придумывают, какой может быть вход. Мальчики могут играть девочек, девочки – мальчиков, неважно – они делают вход. Находится много радостного и неожиданного. Из этих разных входов свивается особая верёвочка, а в дальнейшем – особый рисунок решения характеров и режиссёрского решения пьесы.
На зачёте по входам студент вытягивает билет с именем персонажа из всем известной пьесы, текст которой находится в аудитории (Гроза», «Горе от ума», «Юбилей»), и играет все пять входов в одном из выбранных эпизодов. Третий раздел обучения В любых других формах театрального образования (непрофессионального) содержание педагогического процесса вполне можно ограничить вышеперечисленными формами задания. Перечисленные упражнения, задания позволяют открыть сферу особого выразительного языка театрального исполнительского искусства и повысить чуткость к этому языку практически у каждого человека. Второй этап связан с освоением «бессловесных элементов действия»(пристройки, оценки, вес и мобилизация).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|