Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол фрагментов занятия со студентами III театрального курса Карельского Училища Культуры (2005)




III

Протокол фрагментов занятия со студентами III театрального курса Карельского Училища Культуры (2005)

Записала с DVD студентка 4 курса Карельского Училища Культуры Большакова Янина

1. Работа над баснями И. А. Крылова.

 

Для работы над словесными действиями мы взяли хорошо знакомую нам басню «Стрекоза и муравей». Все мы еще с детства помним:

                                          Попрыгунья-Стрекоза

                                              Лето красное пропела;

                                          Оглянуться не успела,

                                          Как зима катит в глаза…

Лера Ломакина прочитала басню. Александра Петровна ее похвалила, но отметила:

…Если вы рассказываете про такую стрекозу, так ведь и рассказ начинается про такую стрекозу: «Попрыгунья-Стрекоза лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза…»А тут вдруг зима! Еще бы, сообразила – она тут к муравью: «А ну-ка, не оставь меня! »

Так что, если вы задумали хоть что-то конкретное, тогда все вокруг к этому собирается. Это не такая размазанная каша по тарелке, а это же структурное произведение, в котором вы за все на свете ответственны!

Эту же басню прочитала Лена Лобанцова. Комментарий Александры Петровны:

…У нее еще было ПРИ и ОТ. Если вы рассказываете о такой стрекозе, то ведь тогда там все эти: «да кому же в ум придет на желудок петь голодный! »

Когда ты начинаешь понимать, то ты хоть четыре раза подряд прочитаешь эту басню по-разному, потому что это ведь тогда всЁ начинает играть. Единственное, что не будет играть, если речь неживая. Тогда, что ни играй, это все равно, что называется, «колбаса из глины», что «апельсины из глины», что «фрукты, яблоки, конфеты – ну, что хотите, - помидоры, картошка…Если все неживое, все из глины, то что ни делай…

А если живое, то это живая речь, живой глаз, живое действие, живой рассказчик и живое приспособление.

А если я просто живой наглец, который думает, что от того, что я вытворяю, на меня должны радоваться и хвалить меня, то это тоже все из глины.

Вот так вот. Все, что мы делаем, все нас демонстрирует и предъявляет миру, какие мы есть.

Хорошо бы, Елена Анатольевна, чтобы они взяли какую-нибудь новенькую басню для актерского мастерства, не для занятий по сценической речи – это особая история, а для актерского мастерства. Если они возьмут басню и …Вот сейчас мы попробовали два словесных действия: сначала мы рассказчику давали одно словесное действие, потом мы прибавили словесное действие персонажам. Но сначала на все словесные действия басню рассказать. Вот вы рассказывали на действие ПРЕДУПРЕЖДАТЬ, да? А если на действие ОБЪЯСНЯТЬ? А если на действие ОБОДРЯТЬ? А если на действие ПРИКАЗЫВАТЬ? Так вот: всю басню – на одно действие, а потом персонажей на разные действия. И тогда у будущих артистов, может быть, возникнет фантазия, что через конкретизацию действия можно выйти к замыслу, идее, к какому-то мировоззренческо-философскому открытию позиции. Через конкретное действие – туда. Не от общих замыслов к конкретному действию, а наоборот. В общем, ремесленник может и так делать – это профан, или нехудожник. Он, конечно, от замыслов идет. А художник, я думаю, от конкретного.

Я очень люблю картины одного художника. «Как это у вас получилось?! Как здорово! Какая поэзия! Какое-то все, как весь мир…» «Да нет. Это я просто хотел сделать зацикленный круг». Букет, так чтобы он весь вот так вот кругом. У него был такой технический прием, задумка такая, так вот хотелось. Вот это он увидел как круг, треугольник, квадрат. Вот он что-то увидел и это делал. А мне, зрителю, совершенно без разницы, я просто смотрю на картинку.

2. Работа над отрывками из пьес А. Н. Островского.

 

Во время своей работы следующего периода, нужно каждую роль пройти по всем одиннадцати нотам, даже со ЗВАТЬ (но со ЗВА осторожней, там надо всех попрятать)

Отрывок из пьесы «Не в свои сани не садись» (2 действие, явление 3). На сцене Сергей Барадынко (Бородкин), Лена Вакулаева (Арина Федотовна) и Лена Кирьянова (Авдотья Максимовна). Александра Петровна наобум распределила ноты: Барадынко – ПРИ, Вакулаева – УД, Кирьянова – ОБЯ.

Ну что вы зеваете, здесь все очень нечисто! Ну что это за действие? Я не понимаю, что за действие делает девочка (Кирьянова). По-моему, ей было задано ОБЯ. Ну это же абсолютно непохоже! Там – УДИВЛЯТЬ, ОТДЕЛЫВАТЬСЯ, УТВЕРЖДАТЬ, ну, чуть-чуть ОБЪЯСНЯТЬ. И ПРИКАЗ тоже непохож (Сереже). Это действие «не готов», не похожее на ОБЪЯСНЯТЬ.

Показ отрывка. По ходу действия Кирьянову заменяет Люся Суринт, а ее – Аня Мальбек. Александра Петровна параллельно делает замечания. Обращаясь к Вакулаевой, у которой нота УД:

Это же тайна! Я такая таинственная…

Показ отрывка закончен.

Безобразие! Почему вы с книжками работаете? В принципе, так нельзя. Опытный артист может работать с книжкой. Он пристроен ОБЪЯСНЯТЬ, только не знает, какие слова ему надо говорить. Смотрит, не отстраиваясь ОБЪЯСНЯТЬ. Тут дальше он опять не знает, какие слова говорить – опять в книжку посмотрит.

Аня спросила: Как ОБЪЯСНЯТЬ, задавая вопрос?

Александра Петровна: Вообще ОБЪЯСНЯТЬ – там всегда понятно.

Аня: Если вопросительное предложение.

Александра Петровна показала, соединив УЗ и ОБЯ. Затем она заново распределила ноты. Теперь у Барадынко – ОБО, у Вакулаевой – ОТ, а у Кирьяновой – ПРЕ. Показ того же отрывка. По завершении:

Ну, все понятно: совершенно иной расклад ситуации.

Так, что является сейчас главным вольтом вашей работы? Когда вы говорите текст, у вас во фразе много ударных слов. Соответственно, это не живая речь. Ну, конечно, для технического упражнения, для тренировки мускулатуры можно делать все, что угодно. Но это не тренировка души, раз это неживая речь. А живая речь – это одно ударное слово. Это вещь, которая, в общем-то, совсем не освоена в актёрской профессии распространенным вариантом.

 И когда вам тягостно что-то смотреть на сцене, это, скорее всего, – артист делает все слова ударными. Когда артист  делает одно ударение во фразе, всегда смотреть легко. Когда много ударных слов – плохо.

Возвращаемся к работе над отрывками. Александра Петровна дала задание зрителям: если они видят, что нота не берется, нужно идти помогать. Отрывок из пьесы «Бесприданница» (2 действие, явление 6). На сцене Николай Янов (Карандышев), Настя Похмельных (Лариса), Женя Кириллова (Огудалова). Ноты распределились следующим образом (принцип тот же, наобум): Янов – УЗ, Похмельных – ПРО, Кириллова – УП.

Ну-ка, сделайте нормально УПРЕКАТЬ. А вторая девочка должна была делать ПРОСИТЬ? Ну, чего же вы такими ногами ходите, где ПРО? Где мобилизация? Это же ПРОСИТЬ, а не «разговаривать». А это разве УЗ?

Студенты еще раз попытались «взять свою ноту». В процессе работы Колю заменяет Марьяна Кушнир.

«Я вас не понимаю», – вот и все УЗНАВАТЬ. Ребята, если вы не заставите себя делать то действие, какое надо делать, вы ничего нового не приобретете. Вы как с выражением играли, так и будете с выражением играть. Если вы себя введете в эти рельсы, вы что-то новенькое найдете.

На сцене вновь Николай Янов (Карандышев), Настя Похмельных (Лариса), Женя Кириллова (Огудалова). Новое задание от Александры Петровны:

Ну, что ж, сыграем дурь абсолютную – все делают ноту ЗВАТЬ. Коля будет УТВЕРЖДАТЬ. Вам нужно чем-то категорически заняться и ЗВАТЬ его, чтоб он помог. Девчонки, ну-ка, начните шушукаться между собой.

Несмотря на подсказку Александры Петровны, логичного существования в заданных нотах не получилось. А почему?

Коля, если у партнера действие ЗВАТЬ, ну разве можно у него перед глазами стоять? Это значит – убить партнера. У него действие ЗВА, ты же знаешь, что у него ЗВА, значит, не обращай на него внимания. И поэтому, если вы там сели рядом, то на мать (Огудалову) не смотреть, только на Ларису. Так, чтобы ей даже видно было, что вы на нее не смотрите.

После некоторых замечаний показ отрывка возобновился, однако Александра Петровна очень скоро его прервала:

Конечно, я вам очень трудное задание дала. Если бы мне такое досталось, я бы нашла какое-то…

Не договорив, Александра Петровна нагибается, закрыв лицо руками, и кричит: «Юлий Капитоныч! В деревню! » Действие после наглядного примера, казалось бы, должно «пойти». Но показ опять прерывается.

Если дана такая дикая задача, как ЗВАТЬ, то тут всю сцену можно заполнить: то под стул заползти, то под стол, то под ковер…

Коля, если вам дано действие УТВЕРЖДАТЬ, а у вас такая фраза, которая почти что вопросительная, значит, нужно найти главное ударное слово и его УТВЕРДИТЬ. Конечно, это ненормальная логика получается, а иначе, зачем пробовать-то разные действия? Разные действия приводят к другой логике, к другому характеру, к другим приспособлениям к партнеру. Они выводят артиста из банальности.

Если я знаю, что партнер меня ЗОВЕТ, то нельзя давать ему внимание. Если я ЗОВУ, то мне куда-то нужно его ЗВАТЬ. Может быть, сыграть это в разных комнатах (я сейчас про «Бесприданницу» думаю)? Вообще три комнаты на сцене построить. В одной комнате мамка кричит: «Юлий Капитоныч, Лариса-то у нас в деревню собралась! » Лариса из другой кричит: «Юлий Капитоныч, увезите меня быстрее в деревню! » А он из этой комнаты кричит: «А я не понимаю! » Если вы так проработаете весь отрывок, будете настойчивы, то выяснится, что вы там такую горячку устраиваете! Но если вы это сделаете…

На сцену вышла следующая тройка. Отрывок из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты» (2 действие, явление 3). Ноты распределились следующим образом: Ольга Лосева (Мамаева) и Сергей Яковлев (Мамаев) – ЗВА, Лера Ломакина (Глумова) – ОБО.

Не останавливая показ отрывка, Александра Петровна похвалила Сергея: «Молодец, Сережа! Она (Лера Ломакина) к нему, а он к ней задом. И все время задом».

Этой тройке удалось продержаться в своих нотах почти до конца отрывка, но все-таки их пришлось остановить:

Потерял, потерял (Сереже). Мне показалось, что он не знал, куда двинуться в действии ЗВАТЬ. Да? «Я еду! » – такой текст? Надо сразу придумывать. «Я еду! » – крикнуть на улицу, чтоб закладывали (лошадей). Если б кто-нибудь из них от вас отвернулся задом…Но это ж надо придумать! Или в это время мамаша (Глумова) отвернулась и хочет что-то говорить свое, тогда ей: «Я еду! » Вот и будет ЗВАТЬ.

Александра Петровна дает новые ноты, роли остаются те же. Теперь у Яковлева – ОБЯ, у Лосевой – ПРЕ, у Ломакиной – ПРИ. Так как Сергею не удавалось «въехать» в заданную ноту, его заменил Сарен Илья. Показ прерывается замечанием:

В ПРИКАЗЕ нужно все фразы скрутить в одну: мелко, четко и действенно.

Далее последовал показ отрывка, а после него – новое задание: разбиться на тройки, каждый тянет карточку с нотой. Во время показа зрители следят за «безобразиями» (это может быть непопадание в ноту, нечистое выполнение и т. д. ) в отрывке. Кто увидит три, тот встает.

Отрывок «На всякого мудреца довольно простоты». На сцене Илья Сарен (Мамаев) – ПРЕ, Лера Ломакина (Глумова) – ее нота осталась загадкой, Оля Лосева (Мамаева) – ОТ.

Затем на сцену вышла другая тройка исполнителей данного отрывка: Яна Большакова (Глумова) – ОТ, Ольга Громогласова (Мамаев) – ОТ, Люда Красинькова (Мамаева) – УД. Все ноты были понятны. Вот что сказала Александра Петровна, обращаясь к Яне:

Что ж в длинном монологе ОТДЕЛЫВАТЬСЯ перестала? «У него еще другое безобразие в голове: ему однажды сон приснился, там ангелы будто слетелись и говорят ему. А еще говорят: люби своих начальников». Надо стереотипы-то ломать.

Отрывок из пьесы «Не в свои сани не садись». Лена Тимукова (Бородкин) – ОТ, Люся Суринт (Авдотья Максимовна) – УД, Аня Мальбек (Арина Федотовна) – так и не произнесла ни слова, поэтому мы не могли определить ее словесное действие. Отрывок был остановлен, не успев начаться:

Стоп! Вот это действие (Люсе) – то ли ОБО, то ли ОБЯ, то ли УД?! Вы так говорите: «Здравствуйте! » – сказала Александра Петровна, скопировав Люсю, которая постоянно «клевала» носом. А тут надо: «Здравствуйте! » – это я с вами здороваюсь. А это вот («клевать») – пристройка «снизу»: то ли ПРОСИТЬ, то ли ОБОДРЯТЬ. А так, это совсем не УДИВЛЯТЬ.

Отрывок из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты». На сцене Артем Боняков (Мамаев) – ОБО, Марьяна Кушнир (Глумова) – ПРЕ, Лена Лобанцова (Мамаева) – УЗ. Александра Петровна заметила:

Чувствуете, УПРЕК пошел? (к Марьяне). «Я вам намекаю, а вы не понимаете, и тогда я добавляю ПРЕДУПРЕЖДАТЬ – УПРЕКАТЬ. Ну, по-простому – да. А если этот барьер надо взять?

Артем, у тебя ОБОДРЯТЬ, а у Лены УЗНАВАТЬ? Это же совсем другой подтекст! Нужно придумать такие предлагаемые обстоятельства, чтобы ноты узнавались.

Отрывок из пьесы «Не в свои сани не садись». Сергей Барадынко (Бородкин) – УД, Лена Вакулаева (Арина Федотовна) – не проронила ни слова, Лена Кирьянова (Авдотья Максимовна) - ОТ. Показ очень скоро был приостановлен:

Стоп. Ну, все потерялось…Мы же смотрим, рисует ли художник голубой краской рисунок. А когда он рисует голубой, потом – черной, потом – белой, потом – желтой… А мы смотрим, может ли он голубой нарисовать?

Сергея Барадынко заменяет Сергей Яковлев, у него нота УД. После не совсем удачной пробы состоялся такой разговор:

Александра Петровна: …Я такой удивительный: обладаю такой информацией.

Сергей Яковлев: А можно УДИВЛЯТЬ и ОТДЕЛЫВАТЬСЯ?

Александра Петровна: Конечно, на самом деле можно. Все можно! Но мы сейчас рисуем рисунок одним цветом.

Сергей Барадынко: Получается – ты УДИВЛЯЕШЬ и ждешь реакции?

Александра Петровна: Конечно.

Сергей Барадынко: А если я ОТДЕЛЫВАЮСЬ?

Александра Петровна: Как соединить УДИВЛЯТЬ с ОТДЕЛЫВАТЬСЯ? ЭТО очень распространено: «Я все очень хорошо знаю и плевать мне на вас! » Тут такой самоуверенный человек. Это не очень приятный оттенок, если он такой есть в жизни.

Затем Александра Петровна обратилась к Кирьяновой:

ОТДЕЛЫВАТЬСЯ тоже не очень получилось. «Вы что тятеньку ждете? Не ждите. Он скоро придет». Если вы хотите ОТДЕЛЫВАТЬСЯ на каждом слове, это вообще… Поработаете – увидите, как фразы ломаются, как ударные слова меняются. Это от действия очень зависит. А действие в тексте не написано. Действие – наша с вами актерская забота.

 Отрывок из пьесы «Бесприданница». На сцене Николай Янов (Карандышев) –?, Настя Похмельных (Лариса) – ЗВА, Женя Кириллова (Огудалова). Наверное, Александра Петровна заметила, что студенты немного подустали («фальшивили» в нотах), и решила отпустить нас на перерыв. Но это уже другая история.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...