Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение борьбы. Предуведомление. Занятие первое. Признаки борьбы. Живая речь и ударения




IV

ИЗУЧЕНИЕ БОРЬБЫ

Предуведомление

 

Бесконечное многообразие вариантов и сочетаний позволяет совершенно непохожим и непривычным образом трактовать один и тот же драматургический текст, о чем свидетельствуют приведённые далее протоколы занятий по борьбе с вожатыми Театральной Академии, студентами-практикантами Карельского училища культуры и режиссерами-педагогами любительских театральных коллективов. Мы надеемся, что они помогут читателю представить себе содержание работы по освоению начинающими артистами данного раздела профессионального обучения. И напомним, что считаем своей главной задачей расширить представления и умения будущих артистов о «языке» действий.

Занятие первое

записала DVD Е. А. Аккуратова

Нужно строить такое поведение, чтобы цель человека была понятна, а для того, чтобы строить, нужно знать законы. Например, как законы словесного действия.  Так и законы…Хотела сказать слово борьба и заткнулась. Вы видали, конечно, как люди играют в теннис, в волейбол и т. д. В теннисе два человека с двух сторон площадки, они играют и это борьба – кто поймает, кто отобьёт. А Петр Михайлович сказал, что всякое наше общение – тоже борьба. Хорошо себя (своё поведение) поймать и вернуться на две минуты назад в своём поведении и понять, что это за борьба была. Естественно, у меня была борьба за ваше понимание. Я думала, какое слово найти из того, что я знаю и понимаю, чтобы оно было вам понятней и подошло.

Признаки борьбы

 

Какие признаки борьбы? Когда борьба реально существует? В теннисе всё понятно, хотя теннис – это пример реально протекающей борьбы. А в театре? Вот представьте, стоит человек на месте и говорит: «Я очень переживаю, ой, как я переживаю! » Чем отличается талантливый теннисист от бездарного? Он все поле видит и бежит туда, куда мяч летит, затем он отбивает мяч и ждёт, что будет с ним там на той стороне поля. Поэтому одним из главных признаков существования борьбы… Нет, по другому – признак того, что я имею цель – когда я добываю каждую секунду, когда слежу за результатом. Если я за результатом не слежу – то это моя цель в обороне, а не в наступлении.

Вы эти термины знаете? Что в борьбе один может наступать, а другой обороняться. Доблесть каждого артиста – найти, где он наступает со словами или без слов, но главное, чтобы наступал, а наступать - это значит добывать – ждать эффекта и результата. Когда я кидаю мяч в теннисе, не само же кидание мяча меня интересует, меня интересует – куда он полетит и что с ним будет дальше. Поэтому когда смотришь спектакли, в том числе и вашу «Снегурочку» и слышно в речи, что человек ждёт ответа, так это хорошая работа, которая соответствует законам человеческого поведения, законам наступления и соответственно что-то выражает.

Как только ты слышишь сплошные переживания, а добывания не слышишь, так, во-первых, ты перестаёшь понимать речь: когда человек хочет что-то добыть, он старается говорить внятно. А во-вторых, ты слышишь, как концы фраз кувыркаются вниз, даже если они говорятся громко, значит, они не добывающие – они обороняющиеся.

В жизни оборона распространена так же как  наступление, но если мне от вас ничего не надо, то это неинтересно. Взять, например, наши с вами занятия, я же по-другому бы говорила, если бы была в обороне и мне ничего бы  было не надо. Я могла бы быть при этом очень мобилизованной: быстрее проговорить текст, быстрее закончить занятие, быстрее всем всё объяснить, чтобы быстрее все всё поняли: «Я что ли должна стараться, чтоб вы поняли, меня это не касается»

А когда актёр начинает работать над ролью, то все что касается его персонажа, нужно максимально понять. У вас были когда-нибудь роли, в которых вам кажется, что вы были в обороне? Вы её специально строили или по раскладу получалось так. Вот великий артист Топорков (имела честь его много раз видеть на сцене) что бы и где бы он не играл – всегда добывал. На него наступают – от этого он в обороне, но у него же свой-то интерес в жизни есть и свой интерес он несёт.

Признаками наступления, заинтересованности, горячего интереса технология и занимается. Мастер своего дела знает эти признаки и понимает, когда они у него есть.

Живая речь и ударения

 

Первая вещь, над которой должен работать артист, – это живая речь. Каков признак живой речи? Одно ударение. Когда все слова главные – такая речь может быть только у артиста.

Александра Петровна раздает текст. Отрывок из пьесы Шекспира «Гамлет».

Найдите то место, где Гамлет просит сыграть на флейте. Начнём с предыдущей реплики. Попробуйте произнести эту реплику как живую речь.

Аня ( читает). О, мой принц, если моя преданность слишком смела, то это моя любовь так неучтива.

Александра Петровна. Вы сделали три ударения.

Читает Оля.

– Два ударения

Читает Лена.

– Одно ударение, но не очень красиво выделили слово. Вы хотели слово «любовь» выделить, но не надо его отделять от слова «моя». Я тоже думаю, что слово «любовь» главное, но на самом деле, что угодно может быть главным.

Слова «если», «чтобы», «что» никогда не отрываются от предыдущего слова, а вдох и смысловая пауза – это не точки.

Читает Марьяна.

 – Не, это всё ящики. Это когда без всякого содержания вот вам одно слово – «ящик пустой», другое слово – «ящик пустой» и т. д.

Читает Лена.

– Молодец, она там и противопоставление нашла.

Читает Катя.

Это чертёж.

Читает Наташа.

– Вы думаете, в неподвижном теле живая речь появится? Речь получается, когда хоть что-то появляется в теле. В неподвижном теле живая речь не получится. Это тоже признак живой речи. По последнему кругу.

Читает Оля.

 – Идея хорошая только недоделанная. Вы рукой-то на том же месте пошевелили. Тело, речь жест, мимика – это всё неразрывные вещи. Сначала важно научится делать одно ударение, но потом его нужно делать с дыханием вместе.

Читает Катя.

К сожалению, одинаково звучат и «смела», и «неучтива», нет развития в фразе.

Читает Наташа.

– Что вы так рвёте-то? Это такая театральная речь. Так на сцене бывает. Это человек кривляка в жизни. Когда артист не чего-то хочет от партнера, а себя демонстрирует.

Попробуем теперь добывать. Наступление, оно в теле, в лице, в жестах. Вот хорошее тело сидит. Давайте, Вы первая. Действие – это когда ты добываешь, даже когда ты говоришь: «отстань от меня». Два действия, которые не связаны с добывать – это утверждать и отделываться. Как только в речи возникают признаки отделываться и утверждать, значит, не добывает, не наступает. А другой признак наступления – каждая последующая фраза звучит крупнее, выше, громче или наоборот – тише, ниже, мельче или всё это вместе.

Читает Аня.

– Фразу разорвала. Вы сейчас наступали, но слова эти вам были не нужны. Попробуйте ещё раз (пробует). Молодец. Мне очень понравилось, что она, наконец, ноги раскрутила (я думала, делать ей замечание или сама раскрутится). Потому что с такими ногами наступать очень трудно, это совсем хулиганство, когда наступаешь только верхней частью тела. Это тоже имеет отношение к актерской работе. Если вы во время учебной работы хотите, чтобы вам было легче, включайте всё тело, в том числе и ноги. Ноги – это же мобилизация – «встать» или «взять», «ударить».

Аня закашлялась и не сразу стала читать.

Покашливание входит в наступление. Вы не просто откашлялись, вы повесили стенку между собой и партнёром, между собой и работой. Вы себя загородили, постарайтесь избегать этих покашливаний в начале работы, или пускайте их в дело, или кашляйте так, чтобы откашливание было следующим шагом в наступлении.

Читает Наташа.

– Вы долго будете фразу рвать?

Наташа. А когда мы говорим в жизни, разве мы не делаем паузу, чтобы подумать.

Александра Петровна. А подумав, мы меняем тембр, высоту и т. д.! Насчет пауз и «подумать» - это совершенно верно. Без этого речь на сцене – полная ерунда. (Кто-то роняет текст и садится на него. ) Перестаньте, это же техническое упражнение, а не роль. Книппер и Лилина всегда садились на «роль», если роняли их. И Станиславский, кстати, тоже.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...