Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие второе. Деловое наступление. Позиционная борьба




V

Занятие второе

Записала с DVD студентка 4 курса Карельского Училища Культуры Елена Тимукова, 2007 год

Деловое наступление

Александра Петровна. Что будет признаком живого общения? На букву «Б» называется. Борьба. Если общение живое, то в нём обязательно есть борьба. Если борьбы нет, то это будет простое говорение слов.

Один из признаков борьбы – инициатива – наступление. Это такое обобщенное понятие. Если наступления нет и нет контрнаступления, то нет борьбы. Может быть взаимное наступление, может быть наступление одного (когда оппонент находится в обороне). Если нет наступления, нет борьбы. А когда нет борьбы – это неживое общение.

Артистка, конечно, живая на сцене, соображает, но мы видим кривляющуюся девочку, которая занята самовыпендриванием. А вот если она борется, то мы видим борющуюся девочку, то есть человека, который преследует какую-либо цель. А что такое преследовать цель? Это добывать. Добывать, значит, получать.

Так было бы всё хорошо, но Пётр Михайлович дальше «напридумывал». Вернее, он увидел, что очень сильно одно наступление отличается от другого. Деловое от позиционного.

Кроме того, чтобы было наступление, у кого-то должна быть инициатива. Если ни у кого нет инициативы, то нет наступления, нет борьбы, значит, нет общения, а есть словоговорение. Инициативу можно навязывать, держать в своих руках и можно ею распоряжаться. Навязывать вот какое: « Ну, говори». Я навязываю, значит, хочу чтобы он что-то сделал.

Тренируют деловое наступление на тексте из диалога Гамлета и Гильденстерна («Гамлет», Шекспир). Пробуют Оля и Лена.

Лена. (Гильденстерн). Мой принц, если моя преданность слишком смела, то это любовь моя так не учтива.

Александра Петровна. Хорошо

Оля. (Гамлет. ) Я это не совсем понимаю. Не сыграете ли вы мне на этой дудке?

Александра Петровна. Много позиции.

Лена. (Гильденстерн). Мой принц, я не умею.

Александра Петровна. Позиция.

Оля. Я вас прошу.

Лена. Поверьте мне, я не умею.

Оля. Я вас умоляю.

Александра Петровна. Наступления нет никакого. Все фразы, сказанные вами, одинаковые, не крупнее, не громче, не тише. Нет стопов, нет поиска слов, просто говорите подряд фразы.

Тот же диалог пробуют Марьяна (Гильденстерн) и Наташа (Гамлет).

Марьяна находится в позиции. Убрала все намёки на добывание и перешла в оборону, тут-то все хитрости и начинаются.

Аня (Гамлет) и Катя (Гильденстерн).

Позиция. Вот сейчас у Гильденстерна было больше позиции, чем у Гамлета.

Исполнители продолжают выполнять деловое наступление, как только зрители слышат у кого-нибудь позиционное наступление (задание Александры Петровны), должны поднимать руку.

Александра Петровна. Позиция – это чувства, отношения. Претензия на отношения. Когда расчет на то, что я как-то к тебе должен относиться. Когда нет никаких отношений – это дело, деловая борьба.

В человеческой жизни всё перемешано. Когда тренируешь актёра, у одного трудно добиться чистого дела, у другого добиться чистой позиции. Один привык по-деловому общаться в жизни. Мне такие люди человечески нравятся, но актёр-то должен уметь заниматься позицией.

Катя (Гильденстерн) и Аня (Гамлет).

Александра Петровна. У Ани заметили позицию. Она разозлилась на партнера. Как вы думаете, у кого всё-таки была здесь инициатива? Девочки-зрители, вы не различаете, у кого была инициатива, у Гильденстерна, или у Гамлета? »

Зрители. У Гамлета, наверное.

Александра Петровна. Это потому, что вы текст знаете, а вот если бы вы смотрели на поведение, а они бы говорили: «Тара-бара, тара-бара», вы бы поняли, у кого инициатива. Каким образом проверяется инициатива? Если человек говорит громче, выше, сильнее, крупнее, чем тот, кто последний сказал, значит, инициатива у него. Если я отвечаю ниже, значит, инициатива не у меня. Сейчас совершенно точно инициатива была у Кати

Марьяна (Гильденстерн) и Наташа (Гамлет).

Александра Петровна. Очень смешной вариант борьбы был. Вы-то, конечно, не умеете абстрагироваться, а поскольку я умею, то вижу, что это был замечательный вариант. Что вытворяла Наташа? Я видела по телу: она наступала в обороне («отстань от меня»). Когда Наташа закричала, вы махнули рукой. Да, это правильно, потому что в деловой борьбе это недопустимо, как бы ты ни рассердился. Сдерживать все свои переживания, говорить крупнее, шире, но не громко (громко - это сиюминутно). Хотя вообще это может быть в деле. На свете всё может быть, поэтому так интересно этим заниматься.

Оля (Гильденстерн), Лена (Принц).

Лена в позиции. Девочки, очень хорошо. У вас там возник крупный план с эмоциональной напряжённостью. Как свет от света, как звук от звука. Как «до» на барабане, как «до» на скрипке, «до» на рояле. Так же и каждый крупный план в поведении человека: голова, руки, ноги, тело, мобилизация – и получается чуть-чуть другое. Это безумно интересно, по-моему…

Позиционная борьба

 

Пётр Михайлович Ершов предлагает нам заниматься четырьмя видами позиционной борьбы: два вида на сближение с партнёром и два на удаление от партнёра. К сожалению, почти всем людям легче удалять. Почти всем. Большинство людей считают, что к ним слишком близко подошли, могли бы и подальше.

Первый вариант удалять – унижать партнёра. Пример: «Ты что тут сидишь?! Ты где находишься?! Ты зачем подошла ко мне?! Интересно, кто не убрал сегодня корпус?! Кто? Ты?! Где тебе надо быть?! » Ты не имеешь право на жизнь, которой ты живёшь! Вот что такое удалять.

В чём тут добывание? Там позиционнаяборьба связана с повышением ритма. Человек такой, какой есть, а мне не нравится, как он себя ведёт. Он может сделаться таким, какой мне нравится, но сейчас он не тот, какой надо. Он думает, что он хороший, а он неправильный – вот центр позиционной борьбы. Это называется унижать партнёра.

Второй способ – возвышать себя. Пример: «Вы знаете, мне сегодня нравится погода». Я вообще страдаю, когда погода плохая. Я чуткая очень». Похвальба, похвальба, похвальба. В прямую просится унижать, то есть, что Гамлет унижает Гильденстерна, а Гильденстерн вообще не унижается, может, даже приближается.

Выберите любой вариант: любо унижать, либо возвышать себя. Не забывайте, что надо добывать, не забывайте, что только присутствие инициативы и ожидание от партнёра результата делают борьбу – живое общение.

Оля (Гильденстерн), Лена (Гамлет). У обеих задание: возвышать себя.

Марьяна (Гильденстерн), Наташа (Гамлет). Марьяна возвышает себя, Наташа удаляет партнёра.

Катя (Гильденстерн) и Аня (Гамлет).

Александра Петровна. Получается, что Гильденстерн унижает себя, Гамлет унижает Гильденстерна. Катя наступает, а Аня в обороне. Тело тоже вызывает движение. Аня, вы, возвышая себя, тянетесь к ней – это не правильно. Нужно похвалить себя всеми вариантами. Аня опять перешла под конец в оборону. Наступление – это главная доблесть артиста, это показатель своего профессионализма, то, зачем он на сцене находится.

Марьяна (Гильденстерн) и Наташа (Гамлет). Удаляли друг друга.

Марьяна, какое это унижать? Ты к нему в друзья напрашиваешься. («Как вам не стыдно, вы меня упрекаете за то, что я к вам нежен? »). Наташа отделывается. Марьяна наступает.

Оля (Гильденстерн), Лена (Принц).

(Оля закашляла). Берите глазами партнёра и выньте из головы себя. Берите партнёра, пристройку к партнёру, тогда ваш кашель и вся ерунда сойдёт на нет.

Александра Петровна. Другие два варианта позиционной борьбы – за сближение. Я хочу быть ближе. Пётр Михайлович назвал эти варианты так – унижать себя. «Я такой несчастненький, мне так хочется быть рядом с вами. Ну, пожалуйста, я вот природу люблю, а тут солнце. Я хочу, чтобы вы меня пожалели, обласкали, я хочу попасть в вашу компанию, я хочу быть рядом с вами». Это можно назвать втираться в доверие.

Второй вариант – возвышать партнёра. Это – лесть. «Я не знаю, почему все не понимают, какой вы необыкновенный, а вы знаете, я понимаю, какой вы необыкновенный». Это – сближаться с партнёром, значит побеждать дистанцию, то есть опять же втираться в доверие

Выбирайте, что вы будете делать: льстить или унижать себя.

Аня (Гамлет) и Катя (Гильденстерн). Аня возвышала партнёра, Катя унижала себя. Вы потом, ребята, в жизни будете видеть, различать позиционную борьбу. Человек с вами разговаривает, или вы с человеком, и вы видите эту позиционную подоплеку любого разговора.

Марьяна (Гильденстерн) и Наташа (Гамлет).

Марьяна возвышает партнёра, Наташа унижает себя. Наташа, не кончайте фразу утверждением, это будет отделываться. Вопросом надо кончать. А кончать вопросом – это ждать: так или нет, иначе это не вопрос. Когда вы человеку задаёте вопрос, вы поворачиваетесь к нему лицом, потому что вы не знаете, что у него в голове, как он ответит. Вы не знаете, что у него в голове, вы мужественно стоите на этой позиции. И добывание отсюда идёт.

Оля (Гильденстерн), Лена (Гамлет).

Оля возвышала себя, Лена унижала себя.

Зрители. А возможно два унижения?

Александра Петровна. Всё возможно. Бывает, я хочу приблизить партнёра, а он хочет быть дальше. Всё перемешано, если меня не устраивает, как человек ко мне относится, я делаю все четыре воздействия (наступления) по очереди.

Это могут быть всяческие выяснения отношений. Вот делают люди этюд на выяснение отношений, там практически все эти элементы присутствуют. Начинается с обиды, например, или с гнева, а потом потихоньку отношения налаживаются. Главное – различать слухом, глазом одно от другого и как режиссёр уже строить рисунок поведения в спектакле, толкование образа и понимание жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...