Дело – позиция
Я поняла по вашему разговору: вы знаете, что существует позиционная борьба и деловая. В жизни, конечно, всё перемешано. На самом деле редко люди находятся откровенно в одной или в другой борьбе, но и это встречается. Чтобы различать черты борьбы, мы отделяем одну борьбу от другой. Деловая борьба – это никаких намеков, никаких тонкостей. И неважно, к чему это относится – мы сейчас с вами должны поймать признаки живой речи. Практически это неразрывно связано с действием объяснять, если в деловой борьбе появляется действие объяснять (хоть в действии объяснять могут быть и другие оттенки), то появляется какая-то красота. Конкретное слово и попытка дать партнёру четкое понимание о том, что вы говорите. Конечно, это упрощение, но это не вредное упрощение. То есть я очень сложную ситуацию упрощаю для пользы дела. Как только человек находится в этой позиции, он вступает в деловую борьбу. Недавно у нас в домике был смешной спор. «Зачем вы меня сегодня будили? » – спрашивает Костя Влада. Влад говорит: «Мы тебя вчера будили, сегодня мы тебя не будили». «Как вы меня могли будить вчера, когда вчера нас в лагере ещё не было? », «Но мы тебя вчера будили». И так они по-деловому долго спорили. Пытались конкретно разобраться. Вместо конфликта они пытались упростить ситуацию. Когда упрощаешь, это совсем не отрицательный ход, а очень положительный. Хорошо, когда люди могут перевести всю ситуацию в деловую. Мы с вами плаваем в таком море сложностей, неповторимостей, частностей, особенностей, что, если не переводить это хоть сколько-нибудь в деловую борьбу, мы умрём, расплывёмся и будем никто. Для того чтобы заниматься делом, надо переводить в дело наши все сложности. Нормальный человек должен обладать способностью вести деловую борьбу, хотя позиционная всегда примешивается.
Человек неграмотный в актёрской технике не понимает, где что. А человек, знающий технику, что в стихосложении, что в фортепианном искусстве, что в театральном искусстве – слышит: врёт, врёт, дырка, не туда, не здесь. Петр Михайлович совсем не мог смотреть телевизионные фильмы, он всё говорил: «Переживают и говорят, они же не думают, как вы это можете смотреть!? Это всё муляж. Это всё неживые люди». Эти диалоги происходили в 1984-85 годах. При чутком слухе смотреть современное кино невозможно. Если вы к себе прислушаетесь, то всё время работает разная мускулатура: когда речь правильная, то пресс напрягается, то ноги. Речь, голова, глаза в деловой борьбе могут оставаться спокойными, лицо очень освобождённое. Чем ещё потрясающе театральное искусство? Люди привыкают слушать друг друга. Ведь с компьютерами, с телевизорами и другой техникой человек человека уже не слышит, отличий не слышит, а обыкновенный глупый театр это ещё добавляет. Приходит публика, садится и хохочет. Жалко же на это жизнь тратить. На что-то жизнь тратить не жалко, но чтобы работать в плохом театре – на это жизнь тратить жалко, а чтобы в хорошем – не жалко. Показывают. Я собственно отвлеклась, когда вы работали, так как впечатлилась входом, вы ведь «входа» проходили? (Проходила через комнату и обратно Елена Анатольевна). Видали, какой вход был, он был мобилизованный, «к предмету», честный такой – прошлёпала ботинками по намытому полу, ничего не замечая, причем в это входе ещё было – чтобы нам не мешать. Хороший был вход, выразительный. Мы играем в театре «Три сестры», и там есть сцена Тузенбаха с Ириной. Тузенбаха у нас играет Алёша, которого вы видите здесь в лагере. Андреев-Чадаев. Это они в театре поженились и взяли двойную фамилию: и мужа и жены.
Реплика. Я тоже выйду замуж и не буду менять фамилию. Я должна продолжить свой род. Александра Петровна. Не знаю. Что выпало, то выпало. Родились бабой – мужу надо подчиняться. Я сама в это играла, но нормальные мужчины меня застыдили. Вы «Антигону» знаете? Это «человечьи законы», а вечный закон, чтоб продолжался мужчина, а бабские штучки оставьте в стороне. Можно, если муж говорит: «Пожалуйста, главное, чтоб сын носил мою фамилию» Реплика. Но если ты хочешь оставить свою фамилию, то это твоё право. Это твоя личность. Александра Петровна. Конечно, разумеется, вы можете оставить, но это тоже каприз. Вышла замуж – меняй. Раньше в России таких традиций не было, это Книппер-Чехова начала. Реплика. Имя и фамилия – это личность человеческая, это сущность человеческая. Александра Петровна. А ты меняешь жизнь. Вы думаете, что замуж выходишь – ничего не меняется что ли?! То – ты была холостая, а теперь замужняя, а замужняя – ты при муже. Я фамилию не поменяла, и я знаю, что я нанесла травму своему мужу, я пожизненно извиняться должна за это. За что я его так обидела?! Последнее упражнение сделаем. Тузенбах в сцене с Ириной спрашивает: «О чем вы думаете? », а она говорит: «… не люблю я этого вашего Солёного», а он потом опять: «О чем вы думаете? ». Почти всегда перед спектаклем я прошу Алёшу сказать мне эту фразу, чтоб вопрос был не деловой. Попробуёте задать этот вопрос, чтобы он не был деловым. А теперь задайте этот же вопрос два раза подряд. Итоги: итак живая речь от неживой речи отличается особыми признаками: паузами, думаньем, изменениями в теле. Речь наступательная от ненаступательной отличается признаком добывать, а добывание может быть деловым и позиционным. Наступательная речь – это речь инициативного человека, а инициативу можно или навязывать, или держать в руках. Ловите вокруг себя позиционную речь, фиксируйте её.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|