Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественное производство и проблема выбора в экономике




Экономическая теория

Тема 1: Введение в экономическую теорию

 

1. Предмет, функции и методология ЭТ

2. Возникновение и развитие экономической науки

 

1. Экономика имеет 2 значения: как национальное хозяйство и как научная дисциплина. Экономическая теория – это наука о способах использования ограниченных ресурсов общества для производства продуктов и их распределения среди различных групп людей. Предмет ЭТ – деятельность человека, предприятий и общества в целом по производству, распределению, обмену и потреблению материальных и духовных благ в условиях определённой экономической системы.

Методология:

1) Методы формальной логики (индукция, дедукция)

2) Методы моделирования

3) Графический метод

4) Математические методы

5) Статистические методы

6) Метод научной абстракции

Функции:

1) Методологическая

2) Познавательная

3) Прагматическая (решение конкретных задач)

Структура ЭТ:

1) Вводный раздел

2) Микроэкономика – часть ЭТ, которая изучает отдельные экономические единицы (предприятия, банки и так далее)

3) Макроэкономика – рассматривает экономику, как единое целое в рамках государства

4) Мировая экономика – изучает взаимодействия между отдельными странами.

Экономические исследования носят позитивный либо нормативный характер, исходя из этого изучают позитивную (факты экономической жизни) и нормативную (сферы политических решений, пытается ответить на вопрос: на сколько справедливо то или иное решение?) экономики.

2. Этапы развития

1) Учения древности и средневековье

Др. Восток и Др. Греция. На Др. Востоке рассматривались конкретные вопросы, а в Др. Греции первые экономические идеи выдвинули философы такие, как Ксенофонд, Платон и Аристотель. Вопросы: разделение труда, денежное накопление, законы обмена. В период средневековья экономические идеи выдвигались либо богословами («философами») либо лидерами религиозных течений.

2) Этап формирования основных экономических категорий. Меркантилизм (от торговцев, купцов) делится на ранний меркантилизм 15-16 вв. и поздний меркантилизм 17-18вв. Суть раннего меркантилизма была в том, что необходимо накапливать, путём прямого удержания (запрет импорта), деньги в стране. Для позднего меркантилизма характерна идея торгового баланса, объём импорта не должен превышать объём экспорта. Физиократы (власть природы) – главная отрасль экономики – сельское хозяйство, именно так создаётся чистый продукт, который увеличивает богатство страны. Классическая школа (У. Петти, А. Смитт). Характерен принцип либерализма, отстаиваются идеи свободной конкуренции и предпринимательства, утверждается необходимость пассивной роли государства в экономике. В рамках классической школы была создана трудовая теория стоимости (труд создаёт богатство, обоснованно положение о том, что богатство создаётся во всех сферах материального и нематериального производства, считается, что именно классики сформировали основной категориальный аппарат экономической науки. Марксизм. Маркс систематизировал и развил взгляды своих предшественников, он создал теорию прибавочной стоимости, учение о двойственном характере труда, теория ценообразования, теория экономического воспроизводства и так далее.

3) Этап развития экономической теории, как системы. Историческая школа 19в. Она получила развитие в тех странах, в которых не состоялась классическая школа (из-за её либеральных принципов). Основная идея: не существует универсальных экономических законов, актуальных для всех стран и народов. Историки поддерживали активную роль государства в экономике. (Германия, Россия). Инстуционализм. Исследовали взаимодействие социальных институтов (государство, предприятие, корпорация). Маржинализм и неоклассическая школа – сформировали принципы современной микроэкономики, для них характерен субъективный подход к анализу экономики(Альфред Маршал). Теории монополии и несовершенной конкуренции (Э. Чемберлин, Дж. Робинсон).

4) Этап рассмотрения проблем государственного регулирования экономики. Дж. Кейнс 1929-1933 – теория эффективного спроса. Заложил основы современной макроэкономики. Монетаризм – 50-е годы 20-го века, основоположник Фридман, уделяют большое внимание денежному обращению, роли денег в экономики. Новый марксизм, неокейсеанские теории экономического роста, неолиберализм.

 

Общественное производство и проблема выбора в экономике

 

1. Сущность и элементы общественного производства. Потребности и их классификация.

2. Воспроизводство и его фазы. Разделение и кооперация труда

3. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Экономическая и социальная эффективность

 

1. Производство - это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Производство осуществляется на различных уровнях:

1) труд отдельного человека

2) производство в рамках предприятия (микроуровень)

3) производство в рамках отдельного государства (макроуровень)

Элементами производства выступают: рабочая сила (способности человека, которые используются в процессе производства), труд, организация труда, средства производства (орудия и предметы(сырьё) труда), технология и результат (благо – это средство, предназначенное для удовлетворения потребности). Классификация благ:

1) Неэкономические и экономические блага. Неэкономическое благо не является результатом производственной деятельности людей и, как правило, имеется в неограниченном количестве. Экономические блага – это такие блага, количество которых ограничено, по сравнению с потребностями в них. Отсюда возникает вопрос цены на это благо.

2) Материальные и нематериальные блага. Нематериальные (интеллект, информация, музыка)

Потребность – это нужда в чём-либо необходимом для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Между производством и потребностями существует прямая и обратная связь. Потребности диктуют производителю, что производить, но иногда и производство порождает потребности. Классификация потребностей:

1) Абсолютные потребности – все потребности.

2) Действительные потребности – это те из них, которые могут быть удовлетворены при достигнутом уровне производства в условиях оптимального его процесса.

3) Подлежащие удовлетворению, т.е. потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии производства, с учётом отклонений от оптимума.

4) Фактически удовлетворяемые потребности.

Вторая классификация:

1) Первичные

2) Вторичные

Свойства потребностей: историчность (в процессе развития истории количество потребностей увеличивается) и безграничность. Стремление удовлетворить вырастающие и изменяющиеся потребности является главным мотивом совершенствования производства.

2. Воспроизводство – это процесс производства, протекающий в постоянном повторении, возобновлении, расширении и совершенствовании. Есть 2 типа воспроизводства:

- простое

- расширенное

При простом воспроизводстве объём производства возобновляется в каждом цикле в одном и том же размере. При этом количество и качество ресурсов остаётся неизменными.

При расширенном воспроизводстве размеры произведённой продукции возрастают в каждом последующем цикле. Это достигается за счёт качественных и количественных характеристик производства.

Общественное воспроизводство включает в себя 4 фазы:

1) производство (когда создаётся материальный продукт)

2) фаза распределения (когда распределяются доходы по собственникам)

3) обмен (когда идёт приобретение необходимого продукта)

4) потребление

Результатом всего общественного производства является общественный продукт – совокупность экономических благ, произведённых за определённый период времени.

 

Разделение и кооперация труда

 

Разделение и кооперация труда способствуют развитию общественного производства.

Разделение труда – это обособление отдельных процессов и работ по изготовлению какого-либо изделия. Цель разделения – повысить количественные и качественные характеристики производства. Разделение труда имеет 3 основные формы:

1) технологическая форма разделения труда – она связана с разделением производственного процесса по фазам (циклам)

2) функциональная форма разделения труда – она обусловлена специфичностью задач, которые решаются разными категориями работников

3) профессионально-квалификационная форма – она вызвана различной сложностью работ, что требует от исполнителя разного уровня подготовки

Кооперация – это организованное и скоординированное во времени и пространстве объединение труда многих работников, которые совместно производят совместную продукцию. В результате разделения труда и кооперации формируются предприятия, как первичные звенья материального производства. Главной целью предприятий является максимизация прибыли, для удовлетворения экономических интересов собственника и членов трудового коллектива.

 

3. Следует разграничивать понятия: ресурсы и факторы производства. Ресурсы – это потенциальные природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства – это уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы. Классификация ресурсов:

1) труд (трудовые ресурсы) – способности людей, необходимые для осуществления производства

2) земля – все естественные ресурсы (запасы полезных ископаемых)

3) капитал (инвестиционные ресурсы) – все материальные средства производства

4) предпринимательская способность – способность наиболее рационально комбинировать все прочие факторы производства для получения максимальной прибыли

Каждому фактору производства соответствует свой вид дохода: труду – зарплата, земле – рента, капиталу – процент, предпринимательским способностям – прибыль. Все экономические ресурсы обладают одним свойством: они ограничены. Следовательно ограничен и объём производства. Отсюда следует проблема выбора в экономике: какие продукты производить, а от каких следует отказаться. Таким образом, любая экономическая система отвечает на 3 важнейших вопроса:

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

Для иллюстрации проблемы выбора используется графическая модель, которая называется Кривой производственных возможностей. Она строится на базе двух допущений:

1) количество и качество неизменны в обществе

2) производится 2 товара

Увеличивая производство одного товара, мы должны отказываться от производства других товаров. Вменённые или альтернативные издержки – это количество прочих товаров и услуг, от которых общество отказывается для производства дополнительной единицы данного товара.

Кривая производственных возможностей выпукла к началу координат. Это говорит о том, что по мере увеличения выпуска в пользу одного товара, альтернативные издержки возрастают. Эта закономерность называется законом роста вменённых издержек. Этот закон объясняется тем, что обществу приходится вовлекать в производство (например, средств производства) сравнительно мало эффективные для этого технологии.

Экономическая и социальная эффективность. Эффективность производства – это соотношение результата с затратами. Экономическая эффективность предполагает достижение наибольшего результата при наименьших затратах. Результат может быть разный: объём продукции, валовой доход, прибыль. Затраты так же могут быть разные. Для оценки экономической эффективности применяется система показателей, таких как производительность труда, фонда отдачи (производительность капитала), материалоёмкость (затраты на материалы), прибыль. Социальная эффективность выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей в обществе. Критерий социальной эффективности предложил Паретто «Эффективность по Паретто». По его мнению эффективность – это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положения других членов общества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...