Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рыночный механизм и его элементы




 

1. Спрос и его неценовые факторы. Эластичность спроса.

2. Предложение и его неценовые факторы. Эластичность предложения.

3. Взаимодействие спроса и предложения. Модели рыночного равновесия.

 

1. Главная предпосылка возникновения рынка – регулярность и массовость обмена. Рынок – это место, институт и механизм, который сводит вместе продавцов и покупателей товаров и услуг. Структура рынка: (4 основных элемента)

1) спрос

2) предложение

3) цена

4) конкуренция

Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, институтов, которые обеспечивают взаимодействие между всеми субъектами рынка. Например: аукцион. Спрос – это возможность и желание потребителей приобрести какое-либо экономическое благо. Объём спроса – это то количество товара, которое потребители готовы купить при данной цене в единицу времени. Различают индивидуальный (спрос отдельного субъекта) и рыночный (спрос всех покупателей) спрос.

Закон спроса: «При прочих равных условиях при более высокой цене потребители приобретают меньшее количество товара, чем при более низкой.» Для графической интерпретации используется кривая спроса. Действие закона спроса объясняется:

1) здравым смыслом

2) тем, что каждый покупатель получает меньше удовлетворения или полезности от каждой дополнительной единицы продукта. В связи с этим потребители покупают дополнительные единицы продукта только при условии снижения цены.

3) Эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода – при снижении цен на данный товар потребитель имеет возможность увеличить объём его покупок, не отказывая себе в приобретении других товаров и эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у покупателя появляется стимул приобрести товары по низкой цене, вместо аналогичных дорогих.

Неценовые факторы спроса – характеризуют изменения спроса при постоянной цене. Увеличение спроса отражается сдвигом кривой в право, уменьшение – влево. Неценовые факторы:

1) вкусы и предпочтения потребителей, их изменение.

2) число покупателей на рынке

3) денежные доходы потребителей

4) цены на сопряжённые товары (товары-заменители) и товары-дополнители

5) ожидания потребителей

Эластичность – это способность одной экономической переменной реагировать на изменения другой. Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, перекрёстную эластичность. Эластичность спроса по цене (ценовая) отражает процентное изменение спроса, которое следует, после однопроцентного изменения цены. МОДУЛЬ.

ed = *

1) совершенно неэластичный спрос, когда вне зависимости от цены, спрос – постоянная величина

ed = 0

2) неэластичный спрос, когда уменьшение цены вызывает некоторый рост продаж, но объём общей выручки снижается. 0<ed < 1

3) единичная эластичность, когда однопроцентное изменение цены вызывает однопроцентное изменение спроса ed = 1

4) эластичный спрос, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. В этом случае, когда цена снижается, объём общей выручки растёт. ed >1

5) совершенно эластичный спрос, при достижения определённой цены нет предела для увеличения объёма продаж ed -> inf

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене:

1) Наличие товаров-заменителей

2) Специфика отдельных товаров

3) Фактор времени

Эластичность спроса по доходу, когда рассматривается изменение дохода. Определяется группа товара.

Перекрёстная эластичность характеризует влияние на спрос цен на другие товары. Определяем: взаимодополняемые, взаимозаменяемые, товары не зависящие друг от друга.

2. Предложение (S) – желание и возможность производителей (продавцов) предложить определённый товар в определённое время в определённом месте. Предложение бывает индивидуальным (со стороны 1-го продавца) и рыночным (со стороны всех продавцов на рынке). То есть рыночное предложение есть сумма индивидуальных. Объём предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить по конкретной цене. 3 способа задания предложения:

1) с помощью формулы: Qs = f(P,C,T,N,…)

Qs – величина предложения

P – цена товара

С – издержки

T – Налоги

N – количество продавцов

2) табличный (с помощью шкалы предложения)

3) графический (с помощью кривой предложения)

Закон предложения: «При прочих равных условиях по более высокой цене предложат больше товара, чем при более низкой». Цена предложения – это минимальная цена, при которой производитель готов продавать свой товар.

Неценовые факторы:

1) изменение цен на ресурсы (при росте цен на ресурсы падает предложение)

2) технический прогресс (чем лучше техника, тем больше предложение)

3) налоги (чем больше налоги, тем меньше предложение)

4) субсидии государства (чем больше, тем больше предложение)

5) изменение спроса на другие товары (при росте спроса на другие, предложение данного сокращается)

6) ожидания производителей

7) сезонное изменение

8) число производителей

Эластичность предложения по цене – это процентное изменение величины предложения при изменении цены на 1%. Es = = *

3 периода деятельности продавца:

1) мгновенный, нулевая эластичность, предложение будет совершенно не эластичным. Es = 0

2) краткосрочный период, предприниматель успевает изменить некоторые свои факторы, неэластичное предложение 0<Es<1.

3) единичная эластичность Еs =1

4) долгосрочный период, предприятие успевает изменить все свои факторы, эластичное предложение Es>1.

5) совершенно эластичное предложение Es -> inf

Факторы эластичности предложения:

1) временной

2) динамика цен на другие товары

3) достигнутый уровень использования производственных факторов (производственные мощности предприятия)

4)технологическая специфика производства

3. Рыночное равновесие – это ситуация при которой объём спроса равен величине предложения. Цена в точке равновесия – равновесная цена или цена ухода с рынка. Дефицит (ситуация избыточного спроса) возникает, когда цена ниже, чем равновесная. Когда цена устанавливается выше, чем равновесная возникает Излишек (ситуация избыточного предложения). Для того, чтобы избавиться от дефицита необходимо поднять цены. Чтобы избавиться от излишка необходимо снизить цены. Максимальная цена, установленная государством, называется потолком цен.

  • P — цена
  • Q — количество товара
  • S — предложение
  • D — спрос
  • P0 — цена при рыночном равновесии
  • A — увеличение спроса — при P<P0
  • B — увеличение предложения — при P>P0

 

Виды рынков по спросу и предложению:

1) стабильный рынок – рынок, на котором нарушенное равновесие быстро восстанавливается

2) нестабильный рынок – рынок, на котором нарушенное равновесие остаётся в течении долгого периода времени

3) рынок покупателя (рынок потребителя) – покупатель диктует свои условия, предложение превышает спрос.

4) рынок продавца – продавец главный, спрос превышает предложение

 

Теория потребления

 

1. Потребительское поведение и полезность блага

2. Вкусы, предпочтения и выбор потребителя

3. Кривые «безразличия» и бюджетные ограничения

 

1. Поведения потребителя – это процесс формирования спроса покупателей, осуществляющих выбор товаров и услуг, с учётом цен и личного бюджета. Целью поведения потребителя является получение максимального удовлетворения потребностей или максимизация полезности. Полезность – это способность товара удовлетворять потребность. Можно выделить 2 подхода к полезности:

1) Кардиналистский утверждает, что полезность можно измерить в ютилях. Представитель Карл Менгер.

2) Орденалистский утверждает, что полезность измерить нельзя, а потребитель может только дать ответ на вопрос: На сколько предпочтительнее 1 благо является по сравнению с другими благами.

Для своего анализа орденалисты используют «кривые безразличия». В. Парето.

Кардиналистская теория полезности считает, что именно полезность определяет цену покупателя. Свою теорию ценности Менгер изобразил в виде треугольника (Менгера).

I II III IV V VI VII VIII IX X – блага в порядке интенсивности потребности в них.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

9 8 7 6 5 4 3 2 1

8 7 6 5 4 3 2 1

7 6 5 4 3 2 1

6 5 4 3 2 1

5 4 3 2 1

4 3 2 1

3 2 1

2 1

Полезность блага, в зависимости от его запаса. Цена покупателя, характеризуемая полезностью определяется двумя факторами:

1) интенсивность потребности

2) запас данного блага

Также треугольник показывает, что для определения цены покупателя важна категория не совокупной полезности, а предельной – дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из одной дополнительной единицы блага. MU =

Существует закон убывания предельной полезности:

В пределах ограниченного промежутка времени чем больше продукта приобретается, тем меньше стремление к получению дополнительных единиц этого продукта.

2. На потребителя и его предпочтения влияет много факторов. И в связи с этим выделяют много эффектов в потребительском поведении:

1) эффект подражания – в поддержку покупке других

2) эффект сноба – в противовес покупки других

3) эффект Веблена – покупки для демонстрации своей исключительности

В экономической теории поведения потребителя основано на следующих предпосылках:

1) разумное поведение (средний потребитель ведёт себя разумно)

2) потребитель имеет отчётливую структуру предпочтений в отношении товаров и услуг, т.е. покупатели знают какую именно предельную полезность они извлекут из каждой последующей единицы продукта.

3) бюджетное сдерживание (денежный доход потребителя имеет ограниченную величину

4) цены (на все товары и услуги имеются цены)

Таким образом потребитель при осуществлении выбора смотрит на предельную полезность и на цену данного товара, точнее он оценивает величину предельной полезности на единицу затрат, т.е. величину . Правило максимизации полезности: «Потребителю необходимо так распределять денежный доход, чтобы последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов приносила бы одинаковую предельную полезность, т.е. должно выполняться равенство:

= =

 

Для оценки взаимозамещения товаров используется показатель предельной нормы замещения MRS = – это мера, которая показывает максимальное количество товара, от которого потребитель отказывается ради получения одной дополнительной единицы другого товара. Равновесие – это такое состояние когда ничто не побуждает покупателя к изменению структуры его потребления.

3. Кривая безразличия – показывает потребление для двух товаров с одинаковым уровнем полезности. Если мы нарисуем несколько кривых безразличия, то мы получим карту кривых безразличия. Свойства кривых безразличия:

1) кривые безразличия имеют отрицательный наклон, поскольку они характеризуют соотношения равноценных и взамозамещаемых товаров.

2) наклон кривой безразличия определяется предельной нормой замещения и в разных точках этот наклон не одинаков. По мере движения вдоль кривой безразличия предельная норма замещения убывает и это объясняется законом убывания предельной полезности. Готовность потребителя к замещению товара Y товаром Х уменьшается по мере движения вниз по кривой

3) кривые безразличия не могут пересекаться, так как каждая из них характеризует 1 единственный уровень полезности.

Бюджетное ограничение – это денежный доход, в пределах которого могут быть осуществлены расходы на потребление. Бюджетное ограничение, построенное в координатах для двух товаров называется бюджетной линией. Сдвиг бюджетной линии может происходить по причине изменения цен и по причине изменения дохода. Следует разграничивать понятия номинального и реального доходов: номинальный – это сумма денег, имеющихся у потребителя безотносительно к текущим ценам товаров и услуг. Реальный доход, это сумма денег, измеренная с учётом текущих цен и количества товаров, которые можно на него приобрести. Равновесие потребителя достигается сопоставлением кривых безразличия и бюджетных ограничений. Равновесие произойдёт в точке соприкосновения кривой безразличия с бюджетом ограничения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...